Отец Сергий Жиров24.01.2021
Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

Всех вас, братья и сестры поздравляю с праздником, воскресным днем и с попразднством великого праздника Богоявления, Крещения, Просвящения! А причастников еще и с принятием святых Христовых Таин! В своем пришествии в мир, крещением, Господь призывает каждого человека к Себе. Если до пришествия в мир Бога человек ждал Бога, то теперь с пришествием Христа, Бог ждет каждого из нас! Ждет от нас добра и светлой, чистой жизни, ждет от нас любви и милосердия, ждет от нас покаяния и исправления, к чему так настойчиво нас призывает креститель Господень Иоанн: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное; покайтесь и принесите плоды, достойные покаяния». Без исправления нет движения вперед по дороге, нет движения в сторону к Богу в Царствие Небесное. И каждый раз, посещая Храм Божий и дома, мы с вами должны помнить, что земная жизнь человека — это исправление нас в Боге, это жизнь по-евангельски, дабы не потерять нам той благодати, которая даруется каждому из нас в купеле крещения. А посему будем просить у Бога, чтобы Он даровал нам силы и благодать прийти в разум истины, познать Бога и стать наследником вечной благости. Аминь.

Протоиерей Олег Шленов19.01.2021
Святое Богоявление
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!          

Дорогие братья и сестры!

Сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали Евангелие о Крещении Господнем так, как это излагает святой апостол евангелист Матфей. Мы слышали как Господь из Галилеи приходит на Иордан к Иоанну и хочет креститься. Но Иоанн задаёт естественный вопрос в его положении: не Ты должен от меня креститься, а я должен от Тебя принимать крещение. И это естественно, потому что крещение Иоанново было крещением покаяния и изменения человека, желанием человека смыть свои прегрешения. А какое же крещение нужно безгрешному? Поэтому Иоанн и задаёт этот вполне естественный вопрос. Но Христос отвечает: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». А правда Христова в том, чтобы выйти на проповедь и не превозноситься ничем над людьми. Ведь Творец мира пришел к нам, к людям! И пришел Он не в славе, не в почете, не в царских облачениях. Он стал точно таким же человеком, как и мы. И чтобы ничем не отличаться от нас, Он, безгрешный, и принимает наше крещение покаяние для того, чтобы слово его было словом не авторитета и власти, но словом Того, Кто любит безмерно род человеческий Божественной любовью. Можно сказать, что сегодня, в этот день Крещения, явилось нам действительно смирение нашего Бога, смирение и мужество. И явлено было оно нам вот в этом самом акте Божественного Крещения. Святой преподобный Исаак Сирин сказал однажды замечательные слова: «Смирение - это одеяния Божества». Нам надо помнить, что Господь не грозный судия, не мздовоздаятель, не всемогущий творец, который вмешивается в нашу жизнь и наказывает за прегрешения, нет. Наш Отец – это действительно Отец небесный. Христос сказал своим ученикам, а в их лице и всем нам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». И вот нам надо вдуматься, до какой же степени смирения дошел наш Господь. Он называет нас друзьями, Сотворивший нас! Своим промыслом строящий нашу жизнь, помогающий нам во всех житейских делах и устроениях. И Он называет нас своими друзьями! А ведь какая степень ответственности на нас лежит. Но если мы не будем стараться смиряться так же, как смирился Господь, мы никогда не будем ему друзьями, мы останемся Ему чужими, мы сами будем вычёркивать Его из своей жизни. Потому что если впереди нас идёт наше собственное «Я», то какой же нам друг, этот смиренный Человек, Который своею волею вошёл на Крест? Смирение там где любовь, и без любви не бывает смирение. Мы все стараемся и трудимся ради Царствия Небесного. Но порой мы забываем, что это самое Царство гораздо ближе, чем мы с вами думаем. Ведь если будет в нас смирение и любовь - то это и будет Царствие Небесное. Достаточно возлюбить эти две добродетели и стараться их исполнить. Вернее, это, наверное, всё-таки одна добродетель - вот это самое христианское устроение души: когда мы смиряемся и любим, когда относимся к человеку так чтобы он принял нас сам с любовью, видя нашу любовь, возлюбил бы нас в ответ! И совершенно неважно, кто перед нами. И вот об этом напоминает нам сегодня праздник Крещения Господня. Мы сейчас с вами побудем на службе, многие из вас причастятся, потом будет молебен на освящение воды. Мы будем брать эту самую воду и нести в свои дома. Но давайте помнить, что если эта вода не послужит нам ко смирению души нашей, то мы напрасно будем мёрзнуть на морозе в очереди за ней. Ведь эта вода должна нам напомнить о смирении Господнем, о том что Он действительно смирился до зела, «зрак раба приим». И в этот день принимает крещение покаяния безгрешный Человек только для того, чтобы нам стать ближе, чтобы нас сделать Своими друзьями, чтобы и наши сердца зажечь смирением и любовью.

Аминь

Отец Сергий Жиров17.01.2021
Неделя 32-я по Пятидесятнице

Всех я вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, воскресным днем, а причастников еще с принятием святых Христовых Таин!

И сейчас мы с вами услышим благодарственные молитвы. Поблагодарим Бога за Его великую милость — Причастие! Чтобы эта величайшая святыня утверждала бы нас всех прежде всего в вере в Бога. Вера в Бога имеет величайшую святыню и чем сильнее вера человека, тем большую спасительную силу Божию привлекает она на нас. И нет того греха, нет той скорби, беды от которой не избавляла бы нас вера: грехи человека очищает, от страстей избавляет, демонов прогоняет, немощных врачует, мертвых воскрешает, врагов делает друзьями, грешников возводит на ангельскую высоту и всякого человека верующего в Бога приводит в Царствие Небесное - вот какую силу имеет вера в Бога! Вера подтверждает жизнь по Боге, подтверждаемая исполнением святых Христовых заповедей. Через веру в Бога человек стяжает такие добродетели как молитву, покаяние, надежду и стремление исполнения всякого доброго дела. А посему будем просить у Бога, чтобы он укреплял нашу веру, утверждал бы ее в нас. Если апостолы просили Бога, чтобы Он укрепил их веру, то тем более мы с вами, далекие от апостолов, непременно на всякое время должны просить у Бога: «Господи, укрепи нас в вере, помоги нам веровать в Тебя, исполнять святые заповеди», чтобы нам с вами, укрепляясь в вере, препобедить всякие страсти, грехи здесь, на земле, и наследовать вечную жизнь в Царствие Небесном!

С праздником вас, друзья!

Протоиерей Олег Шленов17.01.2021
Неделя 32-я по Пятидесятнице

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Накануне Праздника Крещения Господня Святая Церковь предлагает нам повнимательнее всмотреться в образ того, кого Спаситель назвал величайшим из рожденных женами - в образ святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мы знаем, что это был великий аскет, который долгие годы своей жизни жил в иудейской пустыне. В пустыне, где кроме камней, солнечного зноя летом и стужи зимой, ничего не было. Всю его пищу составляли сушеные кузнечики и дикий мед - это единственное, что можно было найти в дикой пустыне.

И Иоанн Креститель, исполняя свою миссию Предтечи Господня, вышел на проповедь. Дело в том, что ритуальное омовение практиковалось иудеями, это было довольно известным действием. Но Иоанн Креститель говорил не только о ритуальном очищении какого-то согрешения, нет. Он говорил о том, чтобы люди покаялись для того, чтобы встретить Господа. И нам надо посмотреть, что же говорил Иоанн народу. Об этом пишет святой евангелист Лука. Когда к нему подходили люди и спрашивали: «Что нам делать?», он отвечал: « У кого есть две одежды, отдай одну тому, у кого ее нет. И с пищей делайте то же самое». Приходили и мытари — сборщики налогов, и спрашивали: «А что же делать нам?» Иоанн Креститель отвечал: «Не требуйте ничего более определенного вам». То есть было распространено мнение, что вот эти самые сборщики податей буквально обирали людей, брали больше, чем положено и из-за этого вызывали много нареканий на себя от простых тружеников иудейских. Приходили воины и спрашивали: «А что же делать нам?» Иоанн отвечал: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием».

И если мы посмотрим и постараемся обобщить все то, что говорил Иоанн Креститель, мы увидим, что говорил он слово к иудеям об отношении друг к другу. Этот строгий аскет, вдоволь никогда ничего не евший и не пивший, всю жизнь постившийся, не видевший ничего, кроме камней пустынных, он не говорил о чем-то другом, он говорил только: «Измените свое отношение к людям! Покайтесь в этом! Не надо никого обижать! Не надо никого унижать, не надо никого злословить! И тогда ваше сердце будет готово к принятию Того, Кто за мной придет и Кому я недостоин развязать ремень обуви и Того, Кто будет крестить вас Духом Святым». Когда придет Спаситель, Он скажет еще больше. Он будет говорить о том, чтобы не досаждать и тем, кто обижает нас, благотворить тем, кто нас ненавидит, любить врагов своих. Но сначала слово Иоанна к иудеям действительно подготавливало их сердце к тому, о чем потом будет говорить Спаситель. И, оказывается, это самое главное в нашей вере, главнее, наверное, нет ничего. Ни посты, ни молитвы, ни богослужения — ничего не сравнится с тем, как мы относимся к людям. И именно в этом нам надо каяться и стараться изменить себя, чтобы не обижать друг друга. Ведь, в конечном счете, и Страшный Суд будет о том, как мы относимся к людям, к ближним своим. Легко по-доброму относиться, если у человека любящее сердце, это происходит само собой. Но у нас так устроена душа и наша внутренняя жизнь, что нам еще очень далеко до совершенной любви. И пока мы ее не достигли, пока мы находимся на пути к этому совершенству, давайте будем внимательными быть к отношению к ближнему нашему для того чтоб стараться не обидеть его ни делом, ни словом, ни взглядом. Даже если нас обижают — не делать это в ответ. Даже если нам творят какое-то зло — не отвечать злом за зло, но стараться покрыть это добром. И тогда это будет настоящее христианство. И если что-то у нас не получается — то понимать, что мы делаем величайший грех, в котором нужно раскаяться и стараться его больше не допускать. Вот об этом говорил Иоанн Креститель! Вот в этом сущность его крещения — крещения покаяния для подготовления сердца нашего к приходу Спасителя нашего!

Аминь!

Иерей Алексий Крикунов10.01.2021
Неделя 31-я по Пятидесятнице

Сколько существует человечество на земле - всю историю оно ищет и стремится построить рай на земле, общество благоденствия. В своем уповании, что это достижимо, общество интеллектуальных особей одержимо буквально одной диавольской идеей, что для этого позволительно проливать человеческую кровь. Корни этого порока уходят в глубокую древность, и с тех пор на алтарь этой борьбы за земной рай было положено бесчисленное количество жертв, пролиты реки человеческой крови и, тем не менее, человечество ни на шаг не приблизилась к своей мечте.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали об истреблении Иродом 14 тысяч младенцев. Это одно из трагических событий, поражающих своею жестокостью, лежащее в основании христианской эпохи. Множество вопросов ставит оно. И один из самых актуальных и трудных: что же дало человечеству явлении в мир Мессии? Если Он Бог, почему Он не прекратил рабство, не истребил болезни, не дал людям бессмертие, не прекратил войны, разрухи, голод, бедствия и т.д.? Почему не дал людям счастье, мир, достаток - всё то, что так ищет всё человечество все века? Но и после пришествия Христа на земле продолжаются бедствия и войны, голод и разруха, болезни и страдания, рабство и смерть. Здесь множество трудных вопросов, но разрешаются с предельной ясностью той сути, для чего Христос пришел на землю.

Древние мудрецы имели догадку, что гроб не есть последнее пристанище человека, что нечто важное скрывается в самом человеке, оно таинственно и могущественно и способно менять не только самого человека, но и влиять на весь окружающий мир. Потому на портике дельфийского храма было начертано: «Познай самого себя». Уже в ту эпоху знали, что возможно быть богатым и счастливым при условии «бедности в вожделениях».

В христианскую эпоху тайна внутреннего мира открывалась ещё яснее. Обладая свободой воли, человек обнаруживает в себе постоянное противоборство страстей, пороков и добрых качеств. Многомятежное непостоянство человеческих мыслей и желаний неукротимо. Желания человеческие растут в геометрической прогрессии, по мере исполнения одних простираются к другим. И в этом св. Отцы видят причину всех мятежей, войн, убийств, революций, волнений в обществе и всяких нестроений. Они указали, что внутренний мир ничем материальным насытиться никогда не может, так как это неестественный род пищи.

Другой проблемой человека является то, что, проникая глубже в тайны мироздания, человек должен иметь и соответственное нравственное совершенство. Многие тайны человеку не полезны и даже опасны. Если это равновесие в человеке не будет достигнуто, то необузданная воля человека может быть страшнее ядерной бомбы.

Отсюда становится ясно, что даже если будет достигнуто самое высокое благосостояние и благоденствие общества или государства - оно не способно принести мир и счастье, пока не будет изменен дух человека и не изменится внутренний его мир.

Внутренний мир человека есть бездна, ничем мирским ненасыщаемая и потому не дает удовлетворения ни от каких исполненных страстных желаний человеческих. Более того, страсти вносят в душу человека мучительнейшие страдания и состояния.

Вот здесь и важно человеку увидеть, что Христос пришел на землю, чтобы открыть падшему человечеству суть спасения. Она заключается в исцелении души человека от гибельных страстей. А потому и закон, данный нам в Евангелии Самим Богом, обращен к внутреннему миру человека. Сами заповеди Божии открывают человеку не высокие идеалы, но всего лишь нормальные и естественные свойства человека.

Святые Отцы, усматривая самую суть и причину бедствий человечества, указывают, что она лежит в необузданной свободе и произволе человеческом.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что «свобода человеческая, неустроенная и необузданная, является Матерью всех зол». Концом этой необузданной свободы является жесточайшее рабство всем порокам, бедствия и страдания в обществе, и вырождение человека в зверя. Закономерность это подмечена давно нашими славянофилами. Иван Аксаков говорил: «Человек, сбросив с себя образ Божий, неминуемо сбросит и образ человеческий и возревнует об образе зверином».

Для того и пришел Христос, чтобы исцелить душу человека и даровать ему возможность достижения духовной и нравственной чистоты. Только в таком случае человек становится способным созидать общество благоденствия на земле. Внутреннее совершенство приносит человеку глубокое удовлетворение и мир душевный. Он огражден от различных падений правильно воспитанной свободой. Он довольствуются тем, чем обладает, и благодарит за всё, что дает Бог. В онтологическом смысле Бог дает всегда человеку лучшее и больше того, чем сам человек может вместить и воспринять.

Будем помнить об этом, и благодарить Бога за всё ниспосылаемое нам - как радости, так и скорби, которые воспитывают наше сердце. И опыт будет подсказывать нам, что даже к тому, что нам кажется благом в этом мире, прикасаться надо с величайшей осторожностью.

С праздником Рождества Христова!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »