Иерей Алексий Крикунов21.02.2021
Неделя о мытаре и фарисее

В эти подготовительные седмицы, Святая Церковь вновь вспоминает очень важные уроки, которые мы должны усвоить и пронести через весь период поста. И наверное, – через всю жизнь.

Наверное не случайно Бог напоминает нам всю жизнь эти уроки. Наверное из-за того, что истина слишком важна для человека, а возможно, что она и довольно глубока, и человек должен вникнуть в неё серьезно. И поэтому сегодняшняя притча, в которой говорил Господь о мытаре и фарисее, она и раскрывать должна эту важную тайну.

Мы её все довольно хорошо знаем, о том что оба человека молились и получили совершенно разное определение у Бога. Наверное самое важное, что для нас открыто и понятно, – что всякая добродетель, и особенно молитва, не сами важны по себе, но их ценность может проявляться тогда, когда они делаются соответствующим внутренним духовным расположением. И наверное здесь очень важно понять, что внутреннее расположение может не просто обесценить наше дело, сделать его бессмысленным и даже вредным и гибельным. И поэтому Господь и указал на то, что внутреннее и внешнее делание человека должно быть соответственным.

И поскольку Дух человека первичен и имеет бо́льшую ценность, то особое внимание человек и должен был бы обратить, по логике вещей, именно на внутреннее делание человека. Наверное нам понятно, что внутренний мир человека имеет очень важное значение и не только для него самого, но и для Бога. И нам понятно, что ум рождает мысль. А что мы видим в наших мыслях? Видим различное, – не только доброе, – но и самые гнусные, непотребные образы в наших мыслях. А что формирует мысль? Несомненно – наш ум. Но Тогда вопрос – что формирует и образует ум человека? Это тайники, куда многие считают не полезно человеку входить и вносить какую-то ясность в эту область. Но это внутренний мир каждого из нас!

И мы в Священном Писании увидим, что человеку предписано входить во внутреннюю клеть своего сердца. И разумевать и поучаться там. И наконец, мы наверное должны узнать, что нечто формирует наш ум. И тогда Святые Отцы нам подсказывают, что дух человека формирует и определяет действие нашего ума. Каков дух человека – таково свойство и ума человека. И поэтому ум может быть у человека, – или хищной птицей, для которой только сумрак или мрак даёт некоторую способность к действию, – или наоборот – ясный свет. И некоторое доброе расположение духа определяет и его доброе направление к действию ума.

Следовательно, для человека важно узнать, - каков дух твой?! И если кто хочет действительно открыть эту тайну для себя, Святые Отцы говорят: «Посмотри внимательно и исследуй какие самые заветные тайные движения твоего духа, к чему они устремлены. И ты узнаешь качество твоего духа».

То есть, – то, к чему ты стремишься во внутреннем своём состоянии, что является самой заветной мечтой твоей, твоим стремлением. И ты узнаешь свойство своего духа. Эти состояния, которые откроются для человека, кажутся для него малопонятными и движение духа неизвестными. И кажется там нет закономерности, но для человека все станет понятно, если он сделает сравнение. Всем нам хорошо известно, что существуют очень важные области. Такие, которые мы наблюдаем ежедневно и не позволяем себе нарушать их. Это гигиена тела, гигиена пищи, гигиена жилища и многие другие важные вещи, которые мы наблюдаем всю жизнь и не позволяем себе их нарушать. И вдруг, мы забываем, что есть колоссальная ответственность у нас к тому, что называется гигиена духа.

Поскольку ум человека устроен специфично, он как мельница способен перемалывать все, что человек позволяет: или по недосмотру, или по невнимательности, или по неопытности, не знанию, что он должен контролировать процессы, проходящие внутри него. И если человек не знает, и он позволяет своему уму перемалывать бесконтрольно все помыслы, – как благие, добрые, – так и всякие нечистые, мерзкие. И не только это, но и всё, что входит в душу человека из всех его внешних чувств, которые вносят внутрь сердца человека различные образы, – как добрые, прекрасные, – так и самые отвратительные и мерзкие, которые он может вносить в себя сам. И это всё ум человека будет перемалывать и превращать в некий внутренний хаос, который для человека далеко не безобиден, как кажется. Человек думает, что не несет ответственности за то, что происходит внутри него, но вот Апостол Павел говорит удивительную вещь: «Тот, кто не покусился или не потрудился иметь Бога в разуме, того Бог предает ходить в похотях сердца». Насколько важно: здесь открывается та истина, и ясно, что человек обязан не просто контролировать, но и апеллировать к закону Божию во внутренней клети своего сердца, что не всё ему позволительно, и не всё он имеет право делать, поскольку за всё, что происходит внутри его сердца, он непосредственно отвечает перед Богом.

И чтобы мы не сомневались, что это так, Бог предупреждает человека, что даже если он просто посмотрит с вожделением на кого–то и он уже согрешает в своём сердце. Насколько ясно и точно ответственность за каждое движение нашего сердца, которому мы позволяем бесконтрольно, свободно действовать и перемалывать всякую грязь. И это состояние человека становится для него самого опасным, поскольку оно вызывает в самом человеке серьёзные страдания, переживания, которые человек ощущает и не может понять их причину, – но сам позволил себе перемалывать помыслы злобные, гнусные, богопротивные – они становятся для него токсичными внутри! Он страдает постоянно, и днём и ночью, и мучается, и говорит, что не может от них избавиться. Но когда позволишь себе это бесконтрольное действие внутри сердца, то несомненно хаос входит в твоё сердце, и ты становишься беззащитен и от всякого дурного влияния.

И наконец, вот этот важный урок, который преподается нам накануне Великого поста: мы должны не просто переосмыслить, – мы должны учиться начинать вести диалог в своём сердце: «что ты делаешь ?» – задавайте себе вопросы – «для чего ты делаешь?». Ты же знаешь, что ты человек смертный, что ты отдашь Богу отчёт за все, что происходит, что ты делаешь своими руками, и что происходит в твоём сердце.

Ну и последнее, наверное самым мучительнейшим состоянием для человека будет то, что он умирая, а может быть и после смерти, будет переживать невыразимое страдание оттого, что жизнь, которую дал тебе Бог, ты употребил на вещи бессмысленные, безрассудные, на различные увлечения, которые тебе никогда не принесут пользу. Ты просто прожигал время и употреблял его ни на что. Оно будет невыразимо мучить тебя, и до, и после смерти. Поскольку то великое предназначение, которое определил тебе Бог – чтобы ты стал господином своего сердца и научился вещам благородным и чистым, без которых ты никогда не наследуешь Царство Небесного.

Вот и предстоит нам, дорогие братья и сестры, в течение Великого поста переосмыслить своё отношение к своему сердцу, и к тем процессам, которые проходят внутри вас.

Я всех Вас поздравляю с Воскресным днём!
Желаю Вам помощи Божией, желаю вам благодатного утешения, и по крайне мере, когда вносится свет Христова учения в те мрачные уголки нашего сердца, – у нас является громадная возможность начать дело своего спасения более осмысленно, целесообразно и полезно!

Причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Тайн!

Протоиерей Олег Шленов14.02.2021
Неделя 36-я по Пятидесятнице
Предпразднство Сретения

Дорогие братья и сестры!

С сегодняшнего дня Святая Церковь начинает нас готовить к Великому посту. И началом этой подготовки служит Евангельское чтение, которое мы с вами слышали сегодня.

Это чтение о покаянии. Покаянии человека, который погряз во грехах. Евангелист рассказывает нам, что однажды Христос шел по Иудее. Его окружало много народа. Один человек по имени Закхей залез на дерево, чтобы видеть - что же это за учитель знаменитый?
Дело в том, что Закхей был мал ростом и ничего бы не увидел из-за людей, которые окружали Христа. Господь, видя такое произволение Закхея, обратился к нему: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Закхей слез и с радостью побежал домой - готовить встречу Дорогому Гостю.

Евангелие говорит нам, что люди роптали, потому что знали, насколько Закхей грешный человек. Он был мытарь, сборщик податей в Иудее. И дурная слава опережала все его действия. Евангелие нам не рассказывает, но вероятнее всего, он был жесток в сборе этих налогов, не забывал и себя. И было у него большое имение. И в Иудее много людей пострадали от этого человека. Можно сказать, что он был воплощением всего ненавистного простым жителям и трудягам.

И вот к такому человеку Христос захотел зайти. И уже во время обеда, во время проповеди Христа, после Его слов, Закхей вдруг встаёт и обращается к Нему: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо ему!» И Христос говорит: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». Конечно же, сын Авраама не по крови. По вере становятся сыновьями Авраама.

И вот Церковь нам предлагает этот рассказ как пример искреннего покаяния, перемены, которая произошла с человеком. И казалось бы, как это относится к нам? Мы уже в свое время покаялись в своих грехах. Сейчас пришли в храм, находимся в нем. Если что-то где-то совершаем, то идём на исповедь... зачем нам так меняться, как поменялся Закхей?
Но, братья и сёстры! Дело в том, что мы можем прийти в храм и даже стать верующими людьми! Но внутри нас многие остаются ещё ветхими людьми, без той самой кардинальной перемены, о которой говорит нам Евангелие. Мы вроде бы исполняем всё: мы стараемся приходить в храм, исповедоваться, причащаться, собороваться, соблюдать посты... Но как трудно исторгнуть из себя вот этого самого ветхого человека!

Можно не совершать каких-то злых дел, можно быть внешне очень благородным и благочестивым человеком, но внутри нас могут бушевать ещё страсти и грехи наши.

И вот давайте на это мы обратим пристальное внимание! Конечно, ни в коем случае нельзя совершать греховных дел, но бороться со своим внутренним грехом мы просто обязаны!
Ведь, если мы будем внутри себя не показывать это, но осуждать - ведь мы грешим!
Если не будем проявлять внешне, но роптать, – то мы грешим! Если другие какие-то страсти поселяются в нас, то это – тоже грех. Ведь Христос говорил: «Всякий, кто смотрит на

женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Эти же слова касаются любого греха, который есть в нас. Это путь долгой борьбы!

Многие святые проходили его. И многие годы положили на то, чтобы исторгнуть грехи из своей души. Вспомните Марию Египетскую! Она была в пустыне. Она ничего плохого не делала в этой пустыне. Но греховные образы прежней жизни все равно доводили её буквально до изнеможения. И прошло много лет, прежде, чем она очистилась от них.

С Божьей помощью всё возможно! Возможно победить ветхого человека и грех в самих себе!
И наградой за это будет та радость свободы, о которых Христос говорит: «И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными».

И действительно сердце человека успокаивается и радуется, тогда, когда человек победил грех в самом себе! Это и есть Царство Божие, пришедшее в силе, когда человек свободен от пут, от уз греховных. И когда он радостен и счастлив вместе со Христом.


Аминь.

Отец Сергий Жиров31.01.2021
Неделя 34-я по Пятидесятнице

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником, с воскресным днем!

Из сегодняшнего отрывка Евангелия (Лк., 18:18-27) мы можем сделать выводы со слов Самого Бога, что душа наша бессмертна, что она дороже всего во всей вселенной, и что выше и дороже души нет ничего здесь, на земле, каким бы это все земное не было бы ценным. И ничто не заменит душе Бога, а посему Господь и следование за Ним — есть единственная и всепоглощающая цель человека, а все остальное земное уже второстепенно. И только следование за Богом способствует вечной жизни! В отношении вечного Бога все земное должно иметь только подчинительную и служебную роль. Все, что земное, человеческое, любое наше занятие, любое наше увлечение - они не должны быть самой целью, целью жизни, а только носить вспомогательный характер - помогать нам с вами жить по-христиански, исполнять Евангелие, слово Божие, ко спасению души, дабы приблизиться к Богу и стать нам сынами Божиими! В этом и смысл человеческой жизни — приблизиться, прийти к Богу, достигнуть святости. Как говорит апостол Павел: «Стремитесь к святости, без которой никто не узрит Бога». Этот юноша шел путем земного служения, а посему он не мог приблизиться к Богу, ибо вне пути служения земному, он не видел смысла жизни, а посему он не смог оставить это и не мог следовать за Богом. Господь напоминает ему: «Если хочешь идти за Мной, оставь это служение земному, иди продай всё, и раздай нищим, и следуй за Мною. Ты исполняешь заповеди, святые законы, ты мил мне, но одного не достает тебе — ты служишь земному, ты раб земного. А чтобы следовать за Богом — это совсем другой путь, надо от многого здесь на земле отказаться». И вот твой путь, как бы говорит Господь, это путь земли, тления, а Мой путь — это путь духа.

И между Богом и человеком, между человеческой душей и Богом ничто не должно быть заслоняющего в нашей жизни по Боге, ничто не должно уводить нас от этой цели жизни, служению Богу и спасению души. И только правильная расстановка земных ценностей правильно устраивает нашу жизнь, что цель нашей жизни — это Небо, это Царствие Небесное, а все остальное второстепенно и вспомогательно. И зная это, каждый из нас не должен как-то прилепляться всей душей к земному. Да, заниматься мы должны земными делами: и музыкой, и творчеством, и работой и т.д., пожалуйста, этому Бог не противится. Но чтобы ставить это во главу своей жизни — это уже грех. Цель нашей жизни — Царствие Небесное, а посему каждый раз, слушая Евангелие Божие, читая его дома, мы с вами должны утверждаться в жизни по Боге. Каждый раз прочитывая давать себе оценку, не отвлекает ли меня что от Бога, от спасения души, не уводит ли меня в сторону далече от Бога. Бог — цель нашей жизни и спасение души, а посему все наше земное служение должно сопровождаться славой Божией, служению Богу и ближнему! И тогда наша жизнь будет достойна всякой похвалы от Бога и достойны мы с вами будем Царствия Небесного!

Аминь.

С праздником вас, друзья!

Протоиерей Олег Шленов07.02.2021
Неделя 35-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие Братья и Сестры!

Сегодня в Евангелие мы слышали рассказ о том, как Господь исцелил одного слепого. Он шёл по городам и весям обетованной земли. И вдруг услышал вопль, который исходил от человека, сидящего при дороге: «Иисусе, Сыне Божий! Помилуй меня!» Господь спросил, что же это за человек, и подошёл к нему «что ты хочешь чтобы Я тебе сделал» – вопрошал Христос. «Чтобы я прозрел!» – говорит слепец. И Господь делает так, что зрение возвращается к этому человеку. И все Евангелие наполнено помощью Христа людям во время Своего земного служения. Он исцелял. Он кормил людей. Он воскрешал. Вся Его жизнь была непрестанным служением.

Однажды Он сказал: «Сын человеческий пришёл не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за искупления многих». И вот эта самая идея служения должна быть осмысленна и нами тоже.

Наше общество строилось по христианским принципам. Поэтому идея служения была заложена в нем изначально. Служат врачи, которые заботятся о здоровье нас с вами. Служат учителя, которые воспитывали сначала нас, потом наших детей. Служат даже политики. Служение президента – это тоже служение своему народу.

Другое дело, – когда христианские основы разрушаются, – тогда начинаются искажения. Тогда возникают такие перекосы, что перечисленное мною воспринимается людьми не как служение, а просто как заработок. И как же это страшно на самом деле. Но наверное, ещё страшнее, когда идея служения разрушается в нашей Церкви. Ведь мы, христиане, призваны служить своему ближнему. Не только служить Богу, а ближнему! Потому что то, что мы сделали ближнему, – то сделали Самому Христу. И не даром Он нам об этом говорит в притче о Страшном Суде «что вы сделали братиям сим меньшим, то сделали Мне». И вот это служение надо нам никогда не забывать!

Наше общество превращается в общество потребления. Но с таким же потребительским подходом мы приходим и в Храм тоже. Нам нужно, чтобы было удобно подъехать и подойти. Нам нужно, чтобы красиво звучал хор. Нам нужно, чтобы была чистота и благолепие, красивые иконы, желательно те, которые нам нравятся, красивая роспись и все должно быть настолько хорошо устроено, чтобы нам было комфортно молиться.

А что мы сами для этого сделали? Давайте задумаемся... В чем наше служение, тех людей, которые приходят сюда, в Храм?

Я помню, я воспитывался на небольшом сельском приходе. Деревенские туда почти не ходили и весь приход составляли люди приезжающие. И вот эти люди после Литургии, исповеди, молебна, после треб, которые совершал священник, собирались все вместе. Они убирались и наводили чистоту в Храме. Они смотрели за территорией. Больше того: эти немногие люди участвовали в реставрации. Я помню, когда строилась сторожка, нанимали только одного каменщика, потому что приход был очень бедный. И вот все люди, вместе носили песок, мешали цемент, подавали раствор, штукатурили, красили стены Храма. Это была настоящая христианская жизнь! И наверное, что–то мы потеряли... потому что сейчас у нас совершенно иное отношение. Отношение потребительское даже к Храму. Идея служения куда–то делась, затерялась. Но только Евангелие, только слова Христа, напоминают нам об этом! Если христианская любовь это не услаждение, а служение, – а именно так ее надо воспринимать, – то как же это поможет нам не только в нашей жизни, в наших семьях, когда муж и жена будут воспринимать свою любовь как служение, как служение супругов друг другу. Как служение своим детям. И в детях воспитывать вот эту самую идею. Когда мы служим, если живем, если называемся христианами, значит служим ближнему своему, а в этом ближнем – Самому Богу. Давайте задумаемся об этом, Братья и Сёстры!

И ещё, и ещё раз вспомним слова Христа, который говорит, что если зерно пшеничное упадёт в землю и не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесёт много плода!

Аминь.

С праздником!

Протоиерей Олег Шленов24.01.2021
Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии мы с вами слышали, что Господь после Крещения, выходя на проповедь, обращается к народу словами: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Небесное». И надо сказать, что эти два понятия — покаяние и Царствие Небесное - нуждаются в истолковании.

Сейчас слово «покаяние» для нас означает, фактически, исповедь. Мы думаем, в чем мы согрешили, подходим к исповеди, перед священником рассказываем о своих грехах и получаем от него разрешение. Но о таком ли покаянии говорил Христос? Совсем нет. Потому что в греческом оригинале, в том языке, на котором писалось Евангелие, говорится о перемене образа мыслей, то есть о полной переоценке всей своей жизни. Не простое признание своих грехов, даже не борьба с ними, нет. Но совсем другие мысли о жизни, которую мы ведем. В Евангелие есть примеры этого покаяния. Например, блудный сын. Когда он на стороне далече осознал всю пагубность своей жизни, у него произошла полная переоценка того, как он жил. И он возвратился к отцу. Еще посмотрим на образ мытаря, который после обратившегося к нему Спасителя, после приема Его в доме, говорит: «Господи! Если я кого-то обидел, воздам вчетверо». И можно быть уверенным, что этот мытарь уже никого не обманывал и жил честно после встречи со Христом. А какая переоценка произошла в жизни апостола Павла, который шел гнать христиан, но вдруг обратился от встречи со Христом и стал совсем другим человеком, стал великим проповедником! Не надо думать, что эта переоценка происходит в жизни людей каких-то особенных, святых. Нет. Мы тоже можем это сделать! Мы тоже можем посмотреть на свою жизнь и понять, что мы живем не так. Происходит это, конечно, только тогда, когда человек встречает Христа. По-настоящему, нелицемерно, когда Дух Святой касается его души — вот тогда возможно по-настоящему изменить свою жизнь и покаяться в евангельском значении этого слова.

Так же глубоко надо подумать и о термине «Царство Небесное». Что такое Царствие Небесное? Ведь сейчас зачастую мы думаем о том, что это какое-то теплое и доброе место после нашей жизни. Если мы заслуживаем его борьбой со своими грехами, своими доброделаниями то, может быть, Господь после смерти не направит нас в место мучения, но помилует и даст нам место в это самом Царстве? Но совершенно не об этом говорит даже Христос. Как часто мы забываем Его слова! Ведь Его спрашивали об этом даже люди, которым Он проповедовал, когда же придет Царствие Небесное? И Он отвечал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». То есть, не скажут «здесь» или «там». И, значит, мы тоже не можем сказать, когда оно наступит. И уж точно ли после смерти, по словам Христа? А Царствие Божие внутри нас есть. Чтобы понять эти слова, апостол Павел говорит о том, что Царствие Божие — это праведность, мир и радость в Духе Святом. И вот постепенно нам становится понятным, что Царствие Небесное — это состояние нашей души, которая живет с Богом. Если сердце наше близко к Богу, если стараемся мы жить вместе с Ним, если мы Христовы — то мы уже находимся в Царстве Небесном, здесь и сейчас. Преподобный Симеон Новый богослов так и говорит: «Царство Небесное — это Дух Святой». А ведь цель христианской жизни — стяжание Духа Святого, или здесь, на этой земле, сейчас найти это самое Царство, о котором говорил Христос. И если мы понимаем, что наше покаяние и Царство Небесное взаимосвязаны — то понятно, что только через переоценку нашей жизни, только борьбой с грехом нашим, только стяжанием Духа Святого мы можем попасть в это самое Царство, которое является еще и здесь, в Божественной литургии. Потому что приобщаясь ко Христу, мы становимся участником в Божественной жизни, а, следовательно, приобщаемся к начаткам этого самого Царствия. Кто-то из проповедников говорил, что здесь, на земле, мы можем ощутить Царство Небесное, как восход солнца. И только во время второго пришествия — пришествия Христова это наше утро небесного Царства превратится в солнечный, сияющий и теплый день.

 

Аминь.

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »