Иерей Сергий Гурдяев17.03.2021
Среда 1-й седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Подошел к концу третий день Великого поста - дороги, которая ведет нас каждый год к самим себе. Это странствие через молитвенный труд, через отказ от раздражающих душу и плоть вещей, - призвано привести нас в другое - лучшее духовное состояние.

Мы вновь пытаемся увидеть историю собственной души через древнюю духовную историю всего человечества. Ничего не ново на земле, и всё, что сделал я плохого, делали и прежде меня. Каждый из нас пройдет жизнь тем же путем, которым шли люди, о которых слышим в эти дни в стихах Великого канона преподобного Андрея Критского.

Для чего мы из года в год напоминаем себе о тех историях и людях, со времени которых минули уже тысячелетия? Мы вроде бы живем в совершенно иных условиях, в другом обществе. У нас другие заботы и проблемы. У нас иной быт, другая еда, техника. Но тем не менее, почему, вслушиваясь в эти слова, мы чувствуем, что это написано и о нас тоже?

Пожалуй, потому, что несмотря на внешние перемены мира, порой очевидно в лучшую сторону, человек остается тем же. Общественный прогресс не делает лучше отдельного человека. Достижения общества не способны сделать кого-то более праведным, святым, приближенным к Богу.

Работа с душой - это работа глубоко личная. Никто не сможет проделать ее за нас. Ни общество, ни даже наша община. Каждый в эти дни должен сам заглянуть в собственную душу и увидеть то, что увидел в своей душе святой Андрей. Каждый способен понять, что мы встречаемся с той же реальностью, с которой встречались и наши праотцы, истории которых описаны в Ветхом Завете. Встречались с ними и святые Завета Нового. И вот теперь встречаемся с этой реальностью и мы, идущие тем же путем по дороге в вечность.

Великий канон помогает нам увидеть собственную нечистоту. Когда вокруг все только и твердят о том, что человек должен принимать себя таким, какой он есть, мы оказываемся в пространстве смыслов, говорящем об обратном. Мы точно такие же, как люди, грешившие до нас.

Эти люди не были плохими, они были искренними, многие из них любили Бога, хотели быть хорошими. Многие делали то, о чем мы сейчас читаем, не со зла. Грех - это несчастье человечества. Часто это несчастье - результат личного, осознанного выбора. И мы видим это несчастье во всей истории жизни людей на Земле. Но это история не только падений, но и великих духовных восстаний. А путь от падения до восстания всегда лежит через покаяние.

А покаяние - это не бесконечная скорбь или слезы от какого-то неисправимого горя. Покаяние - это радостный подвиг, готовность всё изменить, всё старое отбросить и одеться в новое, стать другим, достойным Бога, достойным ближних. Покаяние - это внутренняя весна, обновляющая и изменяющая сердца.

И вот таким внутренним обновлением пусть будет для каждого из нас этот Великий пост, к подвигу которого мы приступили.

Аминь.

Отец Сергий Жиров14.03.2021
Неделя сыропустная.
Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

Всех я вас, братья и сестры, поздравляю с воскресным днём!
И напоминаю, что с завтрашнего дня начинается Великий Пост.

Когда с вами мы приходим в храм Божий, и здесь молимся Богу, просим у Него прощения грехов наших, грехов, которых у нас каждого, наверно больше, чем листьев на деревьях по весне. Одно из условий прощения грехов, это условие, – чтобы мы с вами прощали друг друга и примирялись. Тогда Бог услышит нас и простит нас.

И постараемся в это приближающееся поприще Великого Поста быть сносными друг ко другу, если хватит сил, - с помощью Божией. А эти силы Господь дарует нам, чтобы нам с вами быть добрыми, сносными друг к другу.

И чем ближе мы идём к Царствию Небесному, тем больше мы с вами приближаемся к Богу и друг другу. И тогда невозможны становятся в нашей жизни какой-либо эгоизм, злопамятство, какая-либо ненависть к ближнему. «Ибо только, – говорит Апостол Павел, – только любящий другого исполнит закон Христов».

Почему мы с вами должны прощать ближним, прощать других ближних наших? Это веление Евангелия. Это веление Самого Бога.

Мы слышали с вами в сегодняшнем Евангельском чтении, Господь говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения, то простит и вам Отец Мой Небесный, а если вы не будете прощать людям согрешения, то не простит вам и Отец Мой Небесный ваших согрешений. И далее Господь говорит: «как хотите, чтобы с вами люди поступали, так и вы с ними поступайте». Хотим, чтобы с нами были милосердными, нас прощали, - будем прежде всего сами прощать, подражая Богу нашему Иисусу Христу. Хотим мы с вами, чтобы нас любили - будем с вами первыми любить других. Хотим, чтобы к нам были снисходительны - будем мы с вами снисходительны к немощам других.

Мы каждый раз с вами читаем в молитве Господней «и прости нам долги наши, яко же и мы прощаем должником нашим», и если мы не будем прощать нашим должником долги, то произнося молитвы, слова прощения, мы лжем перед Богом, и тогда наша молитва, она не принесёт нам мира, не принесёт нам благословения Божия.

В чем же мы с вами должны прощать ближним? Во всем, что опытно понимаем и чувствуем, что нас обидели, огорчили, принесли боль в сердце наше. Все это надо прощать и искоренять из своей жизни. И только смирением, прощением и примирением, – возможно человеку стяжать мир Божий, возможно стать на путь покаяния и приблизиться к Богу.

Вражду между людьми полагает грех, с которым нужно бороться, от которого надо уходить. Грех, по учению всех Святых Отцов, – это горючее вещество, которое, чем меньше мы грешим, – умаляется, угасает; а чем больше мы с вами грешим, – то эта область греха разгорается и попаляет всех, – и нас в том числе.

С чувством ответственности, входя в это доброе время Великого Поста, постараемся примириться со всеми людьми, не только кого мы видим рядом с собой, но с теми, кто может быть далёк от нас, если есть такая возможность. На сегодняшний день есть такая возможность почти у каждого – по телефону связаться с этим человеком и попросить у него прощения, заставить себя приклониться, не перед этим человеком, а прежде всего перед Богом, попросить у Него прощения, и тогда Господь простит.

Этому учит нас сам Бог: «Будьте в мире со всеми людьми» говорит Апостол Павел от лица Бога. Если возможно с вашей стороны будьте в мире, никому не воздавайте злом за зло. Всякое зло искореняйте добром. Сам Господь нам говорит в Евангелие «Да любите друг друга». Там где любовь, там не может быть никакой ни обиды, никакого злопомнения.

С грехом, большим препятствием на пути примирения с ближним лежит наша гордость, наше тщеславие, наш эгоизм, наше высокомерие.

Много препятствий чинит на пути примирения враг рода человеческого, но по сравнению с теми средствами, с теми возможностями, которые нам даны от Бога эти препятствия ничто!
С нами всегда Бог!
С нами сила Божия!
С нами благодать Духа Святаго!
С нами Ангелы Хранители!
С нами предстательство Святых Угодников Божиих!
С нами Святая Православная Церковь с ее Таинствами, с ее уставами.
А что может быть больше, чище и тверже, чем с нами Бог!

И постараемся на пути вхождения в Великий Пост, вырвать из своего сердца все те обиды, оскорбления, которые нам причинили, и которые мы причинили людям.

Постараемся попросить у них прощения, и тогда Бог, видя наше искреннее раскаяние, искреннее желание жить по Христиански через примирение с ближним, непременно простит нам грехи и подаст нам необходимую помощь, чтобы достойно нести звание христианина, чтобы достойно пройти это доброе поприще для спасения души в Великий Пост и встретить Светлое Христово Воскресение – Пасху!

Отец Сергий Жиров07.03.2021
Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Сегодня Святая Церковь, подготовляя нас к Великому посту, предлагает учение Христа Спасителя о Страшном Суде (Мф., 25: 31-46), когда все люди предстанут на Суд праведный, Суд Божий. Как это будет совершаться — это сокрыто от мудрости человеческой, ибо все это превосходит наше обычное человеческое воображение и представление. Но все мы с вами прекрасно знаем, что со вторым Пришествием Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда придет Он во всей своей Божественной славе со святыми ангелами и настанет этот последний, а потому – Страшный Суд. Тогда будет восстановлено попранное человечеством Божественная справедливость и весь мир обновится и это будет последний для людей всеобщий Суд, Суд без исключения для каждого человека. Это будет Суд торжественный, открытый, строгий, страшный! Это будет Суд, который совершится по правде Божией, это будет Суд последний, устремленный в вечность, это будет Суд Божественной справедливости, которая в течение стольких времен была забыта и попрана людьми. И иного пути восстановления этой Божественной справедливости нет, кроме как через Божественный Суд. Тогда, говорит наше Святое Евангелие, праведники возрадуются вечной радостью, а для грешников уготованы вечные мучения. Но нельзя понимать это буквально. Святитель Иоанн Златоуст размышляя, рассуждая над страданиями мучеников, говорит, что они будут заключаться в лишении грешников славы правды Божией, славы Царствия Божия. А лишение славы Царствия Божия — это ничто иное как богооставленность. И эта та самая богооставленность, говорит святитель Иаонн Златоуст, она будет причинять грешникам такие мучения, такие скорби, такую тесноту, что даже если бы их не казнили, не мучили за их грехи, то сама богооставленность, которая страшнее всякой гиены огненной, будет терзать их и возмущать души грешников. Духовная скорбь об утерянном Рае окажется страшнее всяких мучений. Как в земной жизни, в которой порой нас одолевает душевная скорбь, превосходящая наши всякие физические болезни и разрушающая наше с вами здоровье и жизнь. Будут ли мучения для грешников вечными или только временными - на этот счет есть разные мнения даже святых людей. Но из Божественного откровения, – из Евангелия, мы знаем, что эти мучения будут вечными, как справедливое завершение того, что сделал человек в духовном плане за свою земную жизнь. С прекращением этого земного мира, а он будет изменен посредством огня, наступит мир новый, чистый, откроется вечная правда Божия, вечная слава Божия! И тогда Царство благодати, которую мы с вами именуем бытием Церкви, эта церковь земная, воинствующая, она прекратит свое существование, войдет в это Царствие Небесное и пребудет с ним во веки веков. И мы с вами, как христиане, веря всякому слову Божественного откровения, самому Богу, должны готовиться к этой встречи с Богом! И не только на Страшном Суде, но прежде всего каждого из нас ждет Суд временный, когда каждый из нас уйдет из этой жизни и непременно мы с вами встретимся с Богом и будем давать ответ за прожитую жизнь, за все: за дела, за мысли, за слова. И это будет частный Суд, но он для нас, как для христиан, должен быть дверью в Царствие Небесное. Только так, и никак иначе, зная это, мы с вами должны всячески стараться жить по-христиански, исполнять заповеди Божии, зная, что это надо нам с вами для нашего спасения. Посему, слушая каждое слово Божественного Писания, мы должны каждый раз напоминать себе, что мы с вами, как христиане, призваны воплотить в своей жизни Евангелие Христово, всячески украсить свою душу цветами Евангельских добродетелей, чтобы уйдя из этой жизни услышать всеблаженнейший глас Бога нашего Иисуса Христа: «Приидите ко Мне все труждающиеся и наследуйте уготованное вам Царствие Небесное от сложения мира». Аминь. С праздником вас, с воскресным днем! И напоминаю вам, что сегодня заговение на мясо, друзья! В течение этой седмицы мы не будем вкушать мясо, а только яйца и молоко.

Протоиерей Олег Шленов07.03.2021
Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали Евангелие о Страшном Суде.

Господь, обращаясь к народу, говорит: «В последнее время, когда придёт Судия определить судьбу каждого из нас, то поставит одних по правую сторону от Себя, других по левую». И обратившись к тем, кто стоит справа, скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения Мира, потому что Я хотел есть и вы накормили Меня; Я жаждал и напоили Меня; Я был нагой и одели; Я был болен и в темнице и посетили Меня». И тогда праведники спросят: «Господи! Когда мы видели Тебя в таком положении?». И ответит Господь: «Так как сделали единому от малых сих, то сделали Мне.

И также Господь обратиться к тем, кто стоит по левую сторону: «Вы не накормили Меня; вы не напоили Меня; вы не одели, вы не посетили Меня в больнице и в темнице, поэтому участь вам уготована с дьяволом и ангелами его». «Когда же мы Тебя не накормили и не напоили, Господи!» - возопят грешники. И опять те же самые слова Господа услышат: «Если вы не сделали этого единому от малых сих, тогда не сделали Мне».

И вот на первый взгляд может показаться нам, что этот Суд чем-то напоминает суд человеческий. Богом людям даны законы, и те, кто эти законы исполнит, те наследуют Царствие Небесное. Те, кто нарушит эти законы, тот пойдёт в муку вечную.

Но как всегда, нам надо посмотреть гораздо глубже, чем простые слова. Господь обращается к людям, чтобы они были услышаны, обращается на их языке, и нам совсем не надо думать, что это грозный Судия.

Вот сейчас идут подготовительные недели к Великому Посту, и в каждое воскресенье читается свое Евангелие. Давайте вспомним об этих Евангелие.

Евангелие о мытаре и фарисее.

Мытарь, ненавидимый всеми людьми, сборщик налогов, пошёл оправданным в свой дом больше, чем праведный фарисей, только за одно воздыхание: «Боже, милостив буди мне грешному».

А в следующее воскресенье читалось Евангелие о блудном сыне.

Как отец принимает своего сына, растратившего все имение на стороне далече, ушедшего, покинувшего, фактически предавшего своего отца. И когда он возвращается, разве идёт речь о каком-то наказании, покаянии? Нет! Отец с радостью принимает его, и с любовью, с распростёртыми объятиями устраивает роскошный пир.

И неужели следующее воскресенье нам будет говориться о грозном Судие? Нет! Ведь притча о Страшном Суде, – это тоже притча о любви.

Мы часто представляем Бога по своему внутреннему устроению. Нам в мире хочется справедливости, мы очень хотим, чтобы зло было наказано, а правда и добро торжествовали. И тоже самое настроение мы переносим на Господа. Хотим, чтобы он карал грешников и посылал благо своим праведникам. Но совсем не так смотрит Господь.

Потому что наш Бог есть любовь.

И если мы вдумаемся в притчу, которую слышали сегодня, мы с вами поймём, что этот Суд о любви. Сумели ли мы перед своим концом возлюбить ближнего своего, как самого себя, и Бога всем сердцем и всем помышлением. Или мы не смогли этого сделать.

Ведь те дела, которые перечислены в притче, – это дела любви, которые идут из любящего сердца. И если мы не возлюбили, значит мы окажемся слева. Те же, кто возлюбил, – окажется справа.

И этот Суд не наказание Господне.

Ведь не может тот человек, который любит только самого себя, – эгоист, – оказаться в Царстве Мира, Света и Любви, куда нас ведёт Господь. Ведь Господь жил, приходил на землю, и отдал Самого Себя на распятие ради нас грешных. Ради тех, кого Он любит.

И если в сердце человеческом нет любви, то он не может быть вместе с Богом. И по большому счёту, Господь нас зовёт к Себе, зовёт полюбить и ближнего, и Бога. Если этого не случится, то наверное зависит это от каждого из нас – откликнемся мы на этот призыв Господень, или продолжим жить в собственной скорлупе, заботясь и любя только самих себя. Это зависит от нас, братья и сестры!

Давайте накануне Великого Поста задумаемся об этом, потому что весь пост это тоже призыв к изменению, а значит, – воспитанию любви в самих себе.

Аминь.

С праздником!

Отец Сергий Жиров28.02.2021
Неделя о блудном сыне

Дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником, с Воскресным днём!

А причастников с принятием Святых Христовых Тайн!

Из с сегодняшнего Евангельского чтения притча о блудном сыне научает нас, – в чем состоит истинное покаяние, и как должно, нужно каяться. На примере блудного сына, мы видим, что прежде всего человеку необходимо: прийти в себя, увидеть свои грехи, прочувствовать их, сокрушаться о них всем сердцем, осознать свою вину, свое недостоинство перед Богом.

«Вниде в себя - говорит Преподобный Ефрем Сирин, – и увидишь Бога всем лицем, всей душею». И тогда внутреннему взору человека откроется необходимость единения с Богом и со всяким человеком. Примирение с ближним, – это прежде всего! Если мы не примиримся, не простим, то и Господь тогда не примет наше покаяние, и не простит нам грехов наших, если мы не простим ближним их согрешения против нас.

И далее, это будет примирение с ближним, – прощение, – это второй шаг к покаянному деланию. И человеку необходимо положить твёрдое намерение оставить всякий путь греха и последовать за Христом. Принять путь доброй жизни и такой твёрдой решимости.

Ни стяжания ненависти, ни вражды ко греху, ни ве́дение своих грехов, ни осуждение себя перед Богом, ни даже плач и сокрушение о грехах, – не могут привести человека к истинному покаянию. Именно отсутствие истинной ненависти ко греху и твёрдой решимости оставить путь греха, объясняет то, что многие-многие из христиан на исповеди получив через священника прощение грехов, через какое–то время, даже может через малое, снова и снова возвращаются ко грехам. А с другой стороны, возвращение к греховной жизни объясняется тем, что человек просто не исповедует эти грехи – оставление тяжкого греховного бремени. Мучение совести, – оно не возможно без исповедания этих грехов перед Богом и обязательно при свидетельстве священника: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего, и Ты снял с меня вину греха моего». Именно на этом существенном моменте исповеди указывает каждый раз священник, когда говорит «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». И далее, такой завершительной ступенью исповеди является - это обращение покаявшегося к Богу о прощении, прошение оставления грехов и помиловании в тех грехах, в которых он покаялся.

Именно такое обращение в молитве мы находим в Священном Писании, – в Евангелии: «Боже, милостив буди мне грешному» говорил мытарь. Слышали мы это с вами неделю назад.

«Отче, я недостоин назваться сыном твоим, но приими мя, как одного из раб твоих!» взывал к отцу блудный сын.

Благоразумный разбойник, вися на древе, во един час соделался наследником в Царствии Небесном, тоже через истинное покаяние к Богу: «помяни меня, Господи, во Царствии Твоем» взывал он к Богу. И это Царствие Господь даровал ему. Он первым вошёл в жизнь вечную.

И слушая сегодняшнюю Евангельскую притчу, чтение, мы с вами, как христиане, должны каждый раз все больше и больше зажигаться этой ревностью по Бозе. Ревностью оставления беззаконной жизни, грехов наших. И напротив, – утверждение во всякой добродетельной жизни.

В этой притче Господь показывает нам, как обольстительна сладость греха, – всегда уводит человека от истинной жизни в Боге, от доброй жизни. Что где-то там, вдали от Бога, погрязши во грехе, человек только по милости Божией может возвратиться на путь добродетельной жизни. Только решительно оставив путь беззакония, и при этом обязательно необходимо просить у Бога помощи, чтобы Господь помог оставить эту греховную беззаконную жизнь. Без помощи Божией никакой грех человек сам своими силами преодолеть не может.

Если будем обращаться к Богу о прощении грехов, то Бог непременно простит их.

Будем почаще взывать ему: «Отец наш Небесный, согрешили мы перед Тобою! Прости нас всех! Помилуй нас! И яви нам Свою великую милость через дарования нам Царствия Небесного!

С праздником ещё раз Вас, друзья!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »