Проповеди

shlenov13.01.2019
Неделя 33-я по Пятидесятнице
по Рождестве Христовом

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами на Божественной литургии слышали Евангелие в котором рассказывалось о том, как царь Ирод умертвил в Вифлееме всех младенцев. Даже по меркам древнего мира это было неслыханное злодеяние. Как и все евреи того времени, царь Ирод думал, что Мессия будет политическим вождем, а следовательно, сместит его с трона.

И вот, когда он узнал от волхвов, что царь Иудейский родился, то «… Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2, 16-17). Казалось бы, царь Ирод не был раньше замечен в подобной жестокости, он очень любил народ. Однажды в Иудее был голод, а в казне не было денег, которые были потрачены на грандиозное религиозное строительство, затеянное самим же Иродом.

Царь Ирод, увидев, что его народу грозит голод, собрал золото со всего своего дворца и обменял его в Египте на хлеб. Так что голод его людей не коснулся. И народ любил его. В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как он убил всех младенцев. Получается, что тысячи мученников за Христа появились, не успел только Христос родиться.

Размышляя об этом, мы понимаем, что Иродом двигало только жажда власти. Он страшно боялся потерять царскую власть, а стремление к власти всегда несет за собой жертву.

Во всей истории, далеко не надо ходить, взять только прошлый век, сколько людей погибло в событиях революции, войны. Ведь все революции замешаны на жажде власти.

Человек стремится к власти, думает, что справится с ней лучше других и, опять же , слава или почет, или материальный достаток, все это имеет человек при власти. В результате, эта самая власть оказывается трагедией для человека, как она оказалась для царя Ирода. Он и не прожил после этого долго, не успели Мария и Иосиф с Младенцем отойти в Египет, как царь Ирод умер. И святому семейству можно было возвращаться назад.

Есть еще в Евангелии рассуждение о власти: « Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?7 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. …а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10, 35-41).

Ученики Христовы представляли себе, что правление Иисуса будет в земном царстве и хотели послужить Правителю, быть поближе к Нему. Иисус же, подозвав их, сказал им: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 42-45).

Эти слова Иисуса Христа не нуждаются в толковании, они должны пронзать нас в самое сердце, потому что мы, фактически, не живем по этим словам. Может быть мы и читаем эти слова иногда в Евангелии, но если посмотреть внимательнее на себя, то кто живет так, чтобы до конца и без остатка служить своему ближнему? Я даже не говорю о служении всем вокруг, а только о своей семье, о своих близких, о той церковной общине, в которой мы находимся. Ведь совсем не получается этого делать.

Нам нужно помнить об этих словах Господа, помнить, что спасает человека, спасает его бессмертную душу не власть, не какие-то достижения, не упорство в получении своего, нет, душу человеческую спасает служение своему ближнему по любви, по той Божественной любви, которую даровал нам Господь.

Конечно, в Евангелии нет менее ценных или более ценных слов, но вот эти слова говорят о самой сущности христианства. Нам надо быть очень внимательными в этом, понимая служение как противопоставление власти, спасение как противопоставление погибели.
Аминь!

Проповеди

shlenov19.01.2019
Седмица 34-я по Пятидесятнице
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, мы сегодня здесь собрались на праздник Крещения Господня.

Как вы знаете, в этот праздник освящается вода и все люди, которые приходят в храм, берут эту воду себе домой.

В этот праздник бывает больно смотреть, как люди приходят в храм только за крещенской водой, даже не заходя в пространство храма. Набирают в бутыли воду и спокойно уходят к себе домой.

И невольно задаешься вопросом: « Зачем им крещенская вода?». Этот же вопрос на самом деле стоит и перед нами: «Как использовать крещенскую воду, чтобы она послужила нам на пользу?».

Крещенской водой мы окропляем свои жилища, когда приходим с праздничной службы домой, или в другие какие дни. Мы стараемся употреблять эту воду натощак, также в каких-то случаях тревоги, искушений, болезнях, стрессах - в надежде на помощь Божию.

Когда же мы окропляем свои жилища крещенской водой, то всегда должны помнить, что после этого наше жилище можно уподобить пространству храма и ыести себя нужно в таком пространстве с таким же благоговением, с такой же чистотой , как мы это делаем, приходя в храм Божий.

Другое дел, что иногда, посещение храма, входит в привычку у нас и мы ведем себя так, как будто мы вне Церкви, ее стен. Тогда мы в храме проявляем неудовольствие, толкаемся, что-то с кем-то обсуждаем, назначаем встречи здесь и получается, что для нас нет никакой разницы – что мы в храме, что мы вне храма. Вспомним свои первые посещения храма, когда нам казалось все таким святым, мы благоговейно подходили к иконам, к священнику, мы старались никого не задеть, не обидеть ни словом, ни делом, ни каким-то своим телодвижением. Но все приходит у нас в привычку, а привычка – страшная сила.

Мы начинаем привыкать и теряем ощущение святости, присутствия благодати Духа Святого в Церкви и в нашей душе. Вот это - страшно. И это проявляется часто во всем, это проявляется и в отношении к крещенской воде. Мы будем кропить наше жилище, но давайте соответствовать святости этой воды своей жизнью. Будем употреблять эту воду внутрь себя, но давайте помнить, что употребление этой воды равносильно Причащению и потому, отношение к этой воде должно быть таким же, как к Причастию – с таким же благоговением, с таким же почтением и стараться не оскверниться грехом, принимая крещенскую воду. Знайте, что никогда крещенская вода, автоматически, не сделает нас лучше, всегда нужно наше усилие, наше старание, наша молитва, наше благоговение.

Так давайте стараться помнить об этом, когда будем употреблять крещенскую воду, чтобы она нам была в помощь, чтобы она нам была в радость, чтобы она нам была во спасение.
Аминь!

Проповеди

shlenov20.01.2019
Неделя 34-я по Пятидесятнице
по Богоявлении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии мы с вами слышали рассказ о событиях уже после Крещения Господня.

«Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 12-17).

Первые слова Господа Иисуса Христа к людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Нам с вами надо задуматься об этих словах, которые составляют всю сущность нашей веры. Слово «покайтесь» или «переменитесь» нам должно быть понятно. Об этом очень много сказано, много написано святыми отцами, то есть о том, как нам бороться с грехамии стяжать добродетели.

Понятие же Царства Небесного, порою, нами понимается ошибочно. Понимание Царства Небесного было абсолютно чистым у первых христиан и не требовало каких-то дополнительных толкований, но с течением времени этот смысл забылся, и мы порой можем представлять под Царствием Небесным все, что угодно, вплоть до будущего воздаяния за нашу праведную и неправедную жизнь. На самом же деле, если мы посмотрим, что Господь говорит в Евангелии о Царствии Небесном, то станет понятным, что Царствие Небесное, изначальный смысл и значение его – это встреча с Богом.

Это та встреча, которая происходит внутри нас, в нашей с вами душе. Как сделать так, чтобы эта встреча состоялась. Об этом нам надо порассуждать. Часто приходится слышать, что мы называем себя или других верующих рабами Божиими. Это так стало привычно, что не вызывает никаких сомнений. Если же мы возьмем Евангелие, то там звучат совсем другие слова: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин 15, 15).

И посмотрите, какая огромная разница между словом раб и словом друг. Ведь если мы будем представлять наши отношения с Богом, как рабские отношения, это значит мы должны трудиться ради страха или какого-то воздаяния. Дружба – это совсем другое.

Господь говорит именно о дружбе с человеком, Он говорит о том, что отношения человека с Ним стали совсем другими после Его пришествия на землю. Ведь дружба предполагает, прежде всего, ответственность и если мы посмотрим на нашу с вами жизнь, на то, как строится наша дружба с кем-то, то мы увидим, что обязательно должно быть что-то общее между друзьями. Не может дружить злой человек и добрый, не может дружить академик и неуч, не могут дружить между собой люди разных культур.

Нет, возможно их общение между собой, какое-то время, но глубинных связей в их дружбе никогда не будет.

Так и нам, для того, чтобы установилось прочное общение с Господом, надо постараться быть похожими в чем-то на Него. Значит, если Бог есть любовь, и нам надо стяжать себе любви, если Бог прощает нас за все, то и нам надо прощать людей за все, чтобы они не делали по отношению к нам. Если Господь восходит на Крест, то и нам предстоит свой крест, наша жизнь должна быть сплошной жертвенностью, а не эгоцентризмом и самолюбованием.

Только в таком случае, когда мы станем немного похожи в том, что делаем, на Господа, может состояться наша встреча с Ним. Только тогда начнется то самое Царство Небесное, о котором говорит Господь, то Царство Небесное, которое должно стать чаянием всех людей, которые называют себя христианами, и которые просят о приходе Царствия Небесного в ежедневной молитве: «Да приидет Царствие Твое».
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »