Проповеди

shlenov02.07.2017
Неделя 4-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня, в Евангелии на Божественной литургии мы с вами слышали рассказ евангелиста Матфея о том, как к Христу пришел сотник. Сотник - звание воинского начальника в римском войске, имевшего под своей командой сто солдат. Сотники были язычниками, по рождению, и этот сотник тоже им являлся, но любил народ иудейский и даже построил синагогу.Об этом говорится в Евангелии от Луки (Лк.7, 5) . И вот сотник обратился к Иисусу Христу: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой…» (Мф.8, 6-8). Мы видим, что сотник говорит с сильной верой, которой удивился и Господь: «…истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф.8, 10). В Евангелии говорится о вере очень много и недаром за свою веру Петр назван «камнем».

В Первом Послании Апостола Петра есть об этом такие слова:…и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.(1Пет.2, 5). Многие святые отцы, толкуя это, говорят, что камень это и есть вера, которая привела апостола Петра ко Христу, как и многих других последователей Христа. Вера во Христа, как твердыня.делает Апостола камнем, и этот камень будет иметь свое значение в строительстве дома Божия для всех людей: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16. 18).

Мы также собрались здесь потому, что считаем себя верующими людьми, так как в нашей душе есть вера. Что значит вера для нас с вами? Что значит вера в нашей повседневной жизни? Отличаемся ли мы от всех остальных, которые этой веры не знают?

Так, святой Иоанн Крондштадский, считает: «Где начинается неверие, там начинается жалкое, низкое рабство и упадок духа; и напротив, где вера, там – величие, возвышенность, свобода духа». Апостол Иаков говорил еще с самых первых лет проповеди христианства: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». В то же время многие отцы говорили о том, что если человек верует в Бога, но не имеет дел, подтверждающих его веру, то он будет осужден больше, чем человек, не имеющий веры совсем. Ответом на это будут для нас слова блаженного Диадоха: «Любящий Бога и верует искренно, и дела веры совершает преподобно. Верующий же только, а не пребывающий в любви и самой той веры, которую кажется имеющим, не имеет. Он верует с некою легкостью ума… Только вера, действующая любовью, есть великая главизна добродетелей (Гал.5, 6)».

Когда же мы слышим слова «вера без дел мертва», нам всегда приходит на ум, что мы должны помогать немощным и болящим. В то же время печально наблюдать, когда человек, считающий себя верующим, присутствующий на всех службах, может даже участвующий в делах благотворительности, остается внутри абсолютно не любящим Бога и других людей.

Порой, с таким человеком, трудно рядом находиться, хочется поскорее куда-нибудь уйти. Как будто, если человек уверовал, то это дает ему право учить других, несмотря на то, что сам еще мало знает и будто это дает ему право превозноситься над другими людьми. Однажды святой Марк Подвижник на слова Христа: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда », и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 19), заметил, что, да, действительно, если человек верующий, то можно сдвинуть горы грехов. На другие слова Иисуса своим ученикам, когда Он посылает их на проповедь: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лук 10:19.), этот же Марк Подвижник говорит, что это значит - наступать на начало и конец греха.

Другими словами, святой говорит нам о том, чтобы вера действовала внутри нас, чтобы мы все свои силы и помышления направили на собственную душу. Хорошо присутствие на богослужениях, Причащение, соблюдение постов, все это хорошо, но все-таки истинное христианство созидается внутри человека, в его душе, в его помышлениях, в том, чтобы сделать свое сердце чистым, очистить его от пороков и скверны, и страстей, которых так много внутри человека.

Только когда мы изменимся, то конечно среди окружающих нас людей наша жизнь будет проповедью о Христе. Ведь истинно учит тот, кто живет сам с радостью и истинным Светом, с победой над своими грехами. Апостол Павел сказал следующие слова нам в научение: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5, 6).
Аминь!

Проповеди

shlenov29.10.2017
Неделя 21-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня, на Божественной литургии, читая святое Евангелие, мы слышали притчу Спасителя о сеятеле: «…вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк.8, 5-8).

Смысл этой притчи сам Господь рассказал своим ученикам: «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк.8, 5-15).

Кто такой сеятель? Сеятель – тот, кто проповедует слово Божие.Земля – это сердце человека. То семя, которое падает при дороге или в тернии, или на камень - это те люди, которые слышат слово Божье, но по разным причинам оно проходит мимо их сердца.

Ведь действительно, если мы посмотрим на нашужизнь, то сейчас о слове Божием слышали все, но заботы нашего века, каждодневная суета, не дают людям вздохнуть и подумать о вечном. Есть и такие люди, это терние, которые никогда не воспримут всерьез глубину нашей веры, кажется и окружение у этих людей – люди верующие, и являются им знамения и чудеса, но нет, человек остается равнодушным ко Христу.

К каменистому месту можно отнести людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на слово Божие, отпадают от веры. Такие люди загораются всем сердцем от слова Божьего, но их воцерковлениебывает недолговечным и вновь они уходятв суету житейскую, и почти не заглядывают в храм Божий.

Но больше всего внимания мне хотелось бы обратить на тех людей, которые действительно слышат слово Божье и, по слову Спасителя, это семя падает на добрую почву их сердца и приносит плод. И это самое слово – плод, наводит нас на мысль о другой притче, в которой Христос тоже говорит о семени: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12,23-25).

Вот оказывается в чем дело, вот оказывается, какой плод мы можем принести, только при одном условии – если мы умрем для самих себя и будем жить для ближних.

В каком-то смысле слова Спасителя, обращенные к ученикам, буквально неисполнимы. Скажите, разве может человек исполнить заповедь Христа: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5, 48). Конечно же, нет.

Господь указываетвсегда нампуть, по которому мы должны пройти, и вот, в этом слове о семени, которое должно умереть, чтобы жили другие, тоже обозначен наш путь. Выполним ли он для нас? Мы не можем полностью отвергнуть нашу жизнь и жить для людей, которые нас окружают, но мы можем это сделать в рамках самых близких для нас людей, в рамках нашей семьи.

Сколько семей распадается и как печальна статистика по этому поводу, а почему – да ведь каждый хочет жить только для себя, чтобы исполнялись его желания, его прихоти, и его хотения, но на желания другой стороны почти никто не обращает внимания. И, естественным образом, союз двух полюбивших друг друга людей, разрушается. Есть в семье люди, которые стараются жить не для себя, я не говорю, что они умирают для других, но они прислушиваются к другому человеку, стараются понять его желания, его стремления, и тогда эта семья будет крепкой.

Конечно, нам порой кажется, что мы умнее, больше знаем и будет лучше, если все будет делаться по-нашему. Хочу привести вам один пример: я знал одну женщину, муж которой не разрешал ей приходить в храм.и она его действительно слушалась, хотя сердце ее рвалось на богослужение, на Евхаристию, чтобы принятьТела и Крови Христовой, но нет, муж был против. Так вот,«умирая» для самой себя, она оставалась жить со Христом, и итог этого тот, что все ее дети выросли глубоко верующими и богобоязненными людьми. Казалось, здесь можно было не послушаться, но она делала так, как удобно было мужу, и ходила на неинтересные ей кино и концерты для того, чтобы семья была крепче, чтобы отдать саму себя, а не взять что-то взамен. И Господь всегда помогает таким людям и ведет их по жизни, и мы должны это понимать, что если человек попробует хоть в чем- то умереть для самого себя, тогда велик будет его плод.
Аминь!

Проповеди

shlenov21.01.2018
Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в этом году очень ранняя Пасха, поэтому сразу после праздника КрещенияГосподня, в это воскресение, предлагается нам первый образ, которым нас Церковь готовит к поприщу Великого поста, а именно образ Закхея.

Мы читаем в Воскресном Евангелии: «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Ею, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Ею с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздал вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 1-10).

Если люди вокруг считали, что Закхей грешный человек, значит Закхейбыл ненавидим всеми вокруг.Представьте себе сборщика податей — это тот, кто собирает деньги в пользу Римского государства, которое оккупировало Иудею тех времен. И вот, всеми правдами и неправдами, насилием и жестокостью, Закхей собирал эти деньги. Что же он встречал в ответ? Конечно же, только злость, ненависть, осуждение и отторжение этого человека от общества. Соответственно, озлоблялся и Закхей. Также он скапливал деньги, которые можно было утаить от римлян и, видимо, скопил себе немалое богатство.

И вдруг,слова Христа к нему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Настолько они пронзили Закхея, настолько это было для него непривычно! Любовь коснулась его сердца, впервые он услышал не насмешки и злословие, а услышал желание пообщаться с ним и разделить трапезу в его доме. Конечно, в этом сборщике подати заговорила совесть – совесть бывает так порой сильна в человеке, что может изменить всю его жизнь. Его же совесть пробудила только любовь. Никакие упреки, никакие злословия и иные слова не действовали на Закхея. Только простое слово, что Господь разделит с ним трапезу и нахождение в его доме и спокойная беседа со Христом, побудили его встать и сказать Христу: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздал вчетверо».

Конечно же, эта встреча изменила Закхея. Мы верим, что он перестал уже быть тем злым сборщиком, каким был.а целиком обратился ко Христу.

Мы видим из этой евангельской истории, как одно доброе слово меняет людей, закоренелых грешников, когда Христос обращался к ним с любовью. Да и нам нужно прислушиваться к своей совести, и нам нужно слушать ее голос, потому что это самое начало пути ко Христу.Не случайно Церковь предлагает нам первым, накануне Великого поста, именно это чтение.

Потому что без голоса нашей совести никогда мы не будем приходить ктому к чему нас церковь ведет – к покаянию.к изменению и перерождению себя.

Также эта притча и о том, как нам нужно относиться к своим ближним. Ведь мы порой думаем, что давлением и упреками мы сможем изменить тех, кто находится вокруг нас, кто зависит от нас.

Господь всегда действует по другому – Он всегда относится к человеку только слюбовью, понимая, что только любовь может пробудить сердце и совесть, и желание служить ближнему, тоже с любовью. Вот каков пеpвыйпpизывЦеpкви: мы должны иметь желание того настоящего, заложенного в самой глyбине нашей дyши -быть с Богом,котоpое в нас есть, — сознаем ли мы это или нет, и, если мы отвоpачиваемся и отвpащаемся отэтого нашего желания, то пpевpащаемся в человека без сердца и совести.
Аминь!

Проповеди

shlenov03.12.2017
Седмица 26-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали притчу Спасителя о том, как один человек собрал огромный урожай. Ему даже некуда было положить такой богатый урожай, и он сказал сам себе: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие. И соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк.12,18-19). Он думал тем самым, что покой и счастье обретет на многие годы.

Господь же отвечает ему на это: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же то, что ты заготовил?». Далее написано в Евангелии: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12, 21). Не в богатстве заключается суть нашей жизни, и Господь сказал всем нам: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут" (Мф. 6, 19-20).

Если мы посмотрим на эту притчус точки зрения христианской аскетики, с точки зрения необходимости борьбы со своими грехами, то увидим в этом богаче страсть стяжания. Ведь всё, что мы имеем, дано нам в долг. Всё принадлежит Господу Богу, а мы только приставники при добре Господнем.Развене знаете слова Господа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Время от времени, Господь ставит человека перед крушением всего, пока всё не сокрушит, пока не остановит нас и не напомнит нам о главном — о нашей бессмертной душе.

Много слов сказано, много книг написано, что пост и предназначен христианам для борьбы со своими грехами, для приобретения сокровищ своей души.

Так, если в Великий пост мы стараемся обратить свою душу к покаянию, то когда наступают другие посты, мы все свое внимание направляем на внешнее: мы становимся внимательными в магазине, рассматривая этикетки, как бы не купить что с яйцом, с молоком. Но смотрим ли мы также внимательно на себя, на то, что у нас в душе? В душе же у каждого так много злобы, нетерпения, непрощения, зависти, обиды, да много чего!

И вот, вновь и вновь приходится напоминать, что настал рождественский пост, и что это время для борьбысо страстями, которые во множестве находятся в душе человеческой. Я понимаю, что человек слаб и немощен, но давайте рождественским постом постараемся все свое внимание обратить на свою душу. Чего больше всего желает наша душа? Боремся ли мы с грехами своими, обращаем ли внимание на страсти, которые есть у нас в душе, пытаемся ли избавиться от них?

Какой плод нашего поста? Ведь для этого надо изжить постом из души своей ту страсть, ту зависимость, которая занимает нашу душу, наше сердце и дать Богу возможность помочь нам в этом, несмотря на слабость нашу.

Всем вам желаю твердого устремления на решительное отсечение своей, той или иной, страсти. Несомненно, что Господь поможет нам, укрепит нас и так, от ступеньки к ступеньке будем мы восходить в борьбе со страстями своими и в стяжании добродетелей.
Аминь!

Проповеди

shlenov11.02.2018
Неделя мясопустная, о Страшном суде

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры сегодня на Божественной литургии мы с вами слышаличтение притчи Спасителя, которую мы называем притчей о Страшном суде, но, несмотря на такое название, несмотря на то, что Господь говорит о конце времен, когда все люди предстанут перед Богом, все равно - эта притча о любви.

Слышим в сегодняшнем Евангелии: « Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мф.25, 34-46).

И это значит, что Господь настолько Себя соединяет со своим творением, настолько Он близок к каждому человеку, что трудно в этом мире найти аналогию этому. Как сказано у апостола Иоанна Богослова: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Ин.4, 10).

Представим себе, что кто-то плохо или хорошо относится к нашим детям, а мы все, и верующие, и неверующие, или к какой другой религии принадлежавшие, мы все - дети Отца Небесного. И вот мы отвергаем человека, который сделал нашим детям зло или же отнесся несправедливо, предвзято к ним, или может быть, чем-то обидел их. В то же время мы радуемся за того человека и стараемся быть ему ближе, который помогает нашим детям, который учит их, который лечит их, который каким-то образом стал им близок.Вот также и с Отцом нашим Небесным.

Святой евангелист Иоанн Богослов не зря говорит: « Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1Ин.4, 11). «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин.4, 20).

Мы здесь собрались потому, что мы действительно возлюбили Бога. Что значит возлюбить Бога? Господь говорит на это: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите…Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, тот и есть любящий Меня, А любящий Меня возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлю ему Себя» (Ин.14, 15-21).

И действительно невозможно возлюбить Христа, невозможно к Нему прийти, как только через Евангелие, через Его слова, Его притчи. Все, что от Него - только с любовью – с любовью к Отцу Небесному, к человеку и, причем эта любовь не разделяется, она едина и, либо она есть, либо ее нет.

Вся наша церковная аскетика, вся наша церковная жизнь, направлены к стяжанию только этой добродетели. Все добродетели просто вторичны по отношению к любви, и все богослужения, и все монашеские подвиги, и все наши постысводятся только к одному - сумеем ли мы возлюбить, сумеем ли в сердце своем зажечь божественный огонь. И да будет нам в помощь предстоящий пост, потому что накануне Великого поста Господь напоминает нам притчей о Страшном суде о самом главном – о возрастании в любви. Мы можем воздерживаться в пище, часто исповедоваться и причащаться, но братья и сестры, нам всегда надо помнить – помнить о суде нашей совести и наличия в нас любви.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »