Проповеди

shlenov23.09.2018
Неделя 17-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии рассказывалось о том, как Господь исцелил дочьхананеянки. Хананеи – это был языческий народ, который жил недалеко от Палестины, именно в тех краях, где оказался Христос во время встречи с ней.

Конечно же, молва о Христе, распространялась достаточно далеко и за пределы Иудеи, многие слышали о Нем. Женщина из Хананеи, у которой болела дочь, по словам Евангелия, она была бесноватой, встретила Христа, Его окружала толпа.

Хананеянка обратилась к Нему: «…помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15, 22), но на ее к просьбу Христос не отвечал, она же продолжала Его просить.

Далее мы слышим в Евангелии: «И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф.15, 23-28).

Господь говорит здесь конечно о благодати Святого Духа, которая была у Него и которую Он в обилии изливал на Свой народ. Итак, Он отказал в просьбе этой женщине, мало того, Он и саму женщину причислил к тому народу, который в еврейском мире называли псами. Казалось бы, ей ничего не оставалось, как отойти от Него, но она Ему отвечает: «…и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».

Тогда Господь удивляется вере ее и обещает, что будет ей по желанию ее. К каждому человеку, к каждому из нас Господь обращается по Своему и каждогоСвоими собственными путями приводит к Себе, в Свое Царство.

Кого-то Он приводит к Себе прощением, любовью, кого-то наказанием, скорбями.Путей очень много, столько, сколько людей. Мы не можем понять в полноте Промысл Божий, который Он являет в этом мире. Не можем мы понять, почему Он именно так поступал с этой женщиной, хотя Он беседовал с самарянкой, а с ними иудеи не общались, Он исцелил слугу римского сотника, завоевателей Иудеи. Мы ничего не знаем об этой хананеянке, не знаем, какой трудный путь привел ее ко Христу.

Нам надо внимательнее приглядываться, вдумываться, вслушиваться в то, что мы читаем вЕвангелии. Вот сегодня перед нами образ хананеянки, неотступно следующей за Христом, несмотря на то, что ее отвергали, молчали в ответ на ее просьбы, но она продолжала «стучаться», продолжала настаивать на своей просьбе. Даже когда ее назвали «псом», она не отступила, а продолжала просить.

Давайте подумаем, кто из нас, когда нас так грубо назовут, станет общаться с этим человеком? Ведь она не знала, что Христос – это Бог, сшедший с Небес. Может быть, ей были и неясны слова, обращенные к ней, но, в конце концов, ее настойчивость победила. Она добилась того, чего хотела. И, может быть, вглядываясь в этот образ, мы будем более настойчивы в духовной жизни, более настойчивы в молитве и будем стоять в вере, несмотря ни на что, даже если нам кажется, что Господь молчит в ответ на наши просьбы и молитвы. Именно этому учит нас этот образ язычницы, обратившейся ко Христу за помощью:быть стойкимив своей вере, в своей верности Христу, несмотря ни на что, даже если нам Его Промысл в отношении нас кажется жестоким. Будем же верны Христу.
Аминь!

Проповеди

shlenov23.09.2018
Седмица 18-я по Пятидесятнице
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на середину храма обычно выносится Крест. Мы, поклоняясь, целуем этот Крест. Мы слышали об этом сегодня, после канона: « Сего целуем радостию и страхом, страхом греха ради, яко недостойни суще: радостию же спасения ради, eже подает миру на том пригвоздивыйся Христос Бог, имеяйвелию милость» ( на хвалитех стихиры).

Вот, между этим осознанием себя человеком грешным и радостями нашей жизни и протекает наша духовная жизнь. Вся отеческая аскетика говорит нам о том, что нужно сознавать себя грешником. Это действительно так. Мы каждый день падаем, поднимаемся, опять падаем и опять поднимаемся, стараемся трудиться над собой, и так проходит вся наша жизнь.Кажется, грехи так окутали нас, что нет никакой возможности вырваться от них, но при этом у нас не должно быть никакого уныния. Потому что у нас есть Крест Господень – радость спасения нашего. Есть еще осознание того, что Господь прощает все наши немощи и ведет нас в тихую пристань спасения.

Недаром в этой службе о Кресте, и в сегодняшнем Евангелии мы слышали повествование о том, как первосвященники собираются взять Христа, о том, как Он оказывается перед Пилатом, как висит на Кресте и обращается к Матери Своей: «Сей Сын Твой» и к апостолу Иоанну: «Сея Матерь твоя» перед тем, как предает дух Свой, несмотря на все это говорится о радости.

Мы слышим слова: «Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение…Радуйся, Господень Кресте, имжеразрешися от клятвы человечество, сущия радости знамение, прогоняяй враги во твоем воздвижении всечестне, нам помощниче…» (на стиховне стихиры).

Значит, через страдание тоже может воссиять радость. Все это мы можем наблюдать и в своей духовной жизни. Господь каждого из нас ведет и Он способен оттереть слезу с каждой щеки, но невозможно прожить жизнь без страданий. «В мире скорбны будете», - говорил Христос Своим ученикам.

Мы знаем, невозможно без бед и страданий прожить эту жизнь, но в то же время мы знаем, что у нас есть наша вера, что у нас есть Христос, через Свои страдания спасший нас и преобразивший Свои страдания в нашу радость. Мы спасаемся страданиями, мы знаем, что часто эти страдания от нашего греха.И вот, падая и поднимаясь от своего греха, мы познаем, что Крест Христов – это наше знамя, сила и оружие. Страдал Он, будем страдать и мы. Воскрес Он и значит, радость воскресения будет и в нашем сердце.

И, дай нам Бог, остаться верными учениками Ему и, чтобы радость Его Воскресения воссияла в наших сердцах. верны Христу.
Аминь!

Проповеди

shlenov07.10.2018
Неделя 19-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами на Божественной литургии слышали Евангелие, в котором рассказывается о том, как Господь призвал учеников на апостольское служение.

Однажды он проповедовал у Генисаретского озера и, чтобы Его лучше слышали люди, попросил лодку у находящихся там рыбаков. Он отплыл недалеко от берега, сказал проповедь собравшимся ради Него людям, и обратился к этим рыбакам: « Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. 11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним» (Лк.5, 3-11).

Этот рассказ Евангелия может поразить нас абсолютной простотой этих рыбаков. Какая чистота, какая ясность в них, ведь пытаясь всю ночь безуспешно выловить рыбу, уставшие, голодные, они послушали Христа и закинули сети, не ожидая никакого улова.

Каково же было их удивление, когда сеть была полна рыбы, да так, что пришлось звать товарищей на помощь. Симон приник ко Христу в трепете от такого чуда, и ощутил, как он грешен по сравнению с Ним и далее он и его товарищи безоговорочно пошли за Христом, оставив сети.

Наше время называют непростым,лукавым, но, с другой стороны, откуда это лукавство, если не от нас самих.И, если вмиру это понятно, обычно, приемлемо, так как это обычная жизнь мира, то лицемерие в нашей церкви не перестает удивлять. Ведь эта страсть погубила многих и многих, а между тем, мы порой и не обращаем на это внимание, даже не считаем лицемерие и за грех. Мы потеряли апостольскую простоту, ясность так, как все стало у нас сложным. Взаимоотношения в семье, друг с другом, с далекими от нас людейприобретают искусственный характер, так как мы одеваем на себя маску, оставаясь внутри совсем другими.

Еще святитель Василий Великий обличал христиан своего времени, когда говорил о том, что они свою жизнь уподобляют театру, когда одеваютна себя те или иные маски. Таким образом, получается, что снаружи человек один, а внутри - совершенно другой. Святитель призывал быть всем одними и теми же и снаружи, и внутри. Преподобный Ефрем Сирин напоминает нам, что первым лицемером был тот самый змей, который подполз к Еве.

Если бы его вид не был бы приятен Еве, то она не покусилась бы на его слова, и не было бы грехопадение таким великим, что отражается во все века.

Нет апостольской простоты и чистоты и в нас. Единственный ученик Христа, у которого не было простоты – это Иуда, который носил ящик с пожертвованиями от людей и возможно, что часть пожертвований он присваивал и себе. Все его лукавство в полной мере проявилось тогда, когда он предал своего Учителя.

Нам, братья и сестры, надо учиться простоте по отношению друг к другу, даже по отношению к самим себе. Надо не скрывать свои пристрастия, а если они бушуют внутри нас, то не надо бояться проявлять их перед другими. Бывает так, что во внешних проявлениях человек просто ангел какой-то, и к нам он,кажется, относится ласково, с радостью, а внутри оказывается, в сердце, у него полно всякой нечистоты - зависти, гордости, презрения, унижения своего ближнего. Вот в этом двоедушии очень тяжело человеку жить. Если же мы вернемся к святой апостольской простате, то нам будет так легко последовать за Христом, как это сделали в первом веке апостолы.
Аминь!

Проповеди

shlenov30.09.2018
Неделя 18-я по Пятидесятнице, по Воздвижению

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, иногда бывает так, что какие-то слова Евангелия обращаются к самойглубине нашего существа, бьют в самое сердце. Вот и сегодня, на Божественной литургии, прозвучали слова: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидетв славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8, 38). Конечно же, эти слова, обращенные к каждому человеку, нам надо постараться осмыслить. Дело и не в том, знают ли окружающие нас люди, что мы верующие, объявляем ли мы всем об этом или молчим, крестимся ли, когда проходим мимо храма или нет. Бывает и так, что людям, знающим, что мы христиане, мы служим в соблазн. Знаю одного человека, который всегда крестился, когда проезжалв автобусе мимо храма, но…при этом старался проехать бесплатно. И таких случаев бывает очень много.

Если мы верующие, то мы должны все исполнять, но мы стараемся больше исполнять внешние действия: одеваемся по церковному, в посты не вкушаем молока, мяса, но ведь Господь говорил: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6, 16-17).То есть, надо больше поститься внутренне: в мыслях, чувствах, словах.

Когда же человек еще и стыдится Христа и Его слов, то это говорит о том, что человек боится поступать по евангельски, боится даже не из-за людей окружающих его, а из-за того, что исполнение им заповедей нарушит его комфортную жизнь. И от этого становится страшно. Действительно, мы чаще всего живем по стихиям этого мира.

Господь говорит нам: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 39). Конечно же, это опять не в буквальном смысле надо понимать, а сказано о том, чтобы мы не отвечали злом на зло.В то же время, если нас осуждают, применяют давление к нам, то, как трудно не ответить на это. Все это мы наблюдаем не только в окружающем нас мире, но и в семье, причем в семье православной. Стоит только не так сказать мужу или жене и, в ответ идут гневные слова, а за ними и разгорается конфликт. Если бы мы в эти моменты вспомнили бы слова Христа, то могли бы поступить по Его заповедям.

Он говорит: «И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два" (Матф.5,41).Поприще – расстояние, равное примерно двум километрам. Чаще всего это слово в Библии употребляется как метафора, обозначающая путь в самом широком смысле.Мы часто выполняем просьбы тех. кто находится рядом с нами, но часто потому, что это выгодно нам с вами или это не принесет нам большого ущерба.

Господь говоритже о том, что человек должен тратить свои собственные силы, свое время не на себя, а на того, кто нуждается в его помощи. Если же нам покажется, что это для нас трудно, то мы опять проходим мимо исполнения заповедей Христа. И опять, и опять нас обличают слова Иисуса Христа:

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий…» (Мк.8, 38).

Что уж говорить про заповедь о любви к врагам, об этом вообще нет и речи. Дай нам Бог возлюбить ближних своих, дай нам Бог - послужить чем-то нашим ближним в семье, не говоря уже о врагах.Как часто заповедь о любви к врагам нами остается не то, что не исполненной, но даже и попытки не бывает у нас к ней приступить, потому что это нам трудно, тяжело сделать и это, опять и опять, нам не выгодно. Сегодняшние слова Евангелия говорят нам о том, что мы никогда не станем христианами, если будем пренебрегать заповедями Христа и Его словами.

Господь обращается к нам: «Истинно говорю вам: есть из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее у силе (Мк.9, 1). Это действительно так, но только, когда человек не страшась ничего,следует заповедям Христа, то тогда он уже здесь, на земле, в радости и любви, сподобится Царствия Небесного.
Аминь!

Проповеди

shlenov14.10.2018
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня праздник Покрова Божией Матери. Само это событие произошло давно, когда нынешний Стамбул был еще Константинополем и, в одном из его храмов, блаженный Андрей во время богослужения увидел на облаке Божию Матерь, Которая простирала Свой Покров над молящимися в храме людьми.

Праздник Покрова Божией Матери – особенный. Когда мы вспоминаем все события, связанные с Ней – и Ее Рождество, и Ее Введение во храм, и Ее Успение, то это все события, связанные с Ее земной жизнью, когда мы празднуем какую-то из Ее икон, то мы празднуем определенный чин. В праздновании же Покрова Божией Матери мы видим символ Ее великой любви, когда Она,будучи вознесенной на Небо, возлюбила весь род человеческий.

Вот Иисус Христос, распятый на Кресте: «…увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с того времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19, 26-27).

В Церкви считается, что с того времени весь человеческий род усыновлен Божией Матери. Что такое материнство, давайте задумаемся об этом. Те женщины, которым повезло стать матерью, знают - что это. Знают, какая любовь направлена на их детей, мужчины тоже любят своих детей, но мужская любовь другая, не такая как у женщин матерей. Мы можем, наблюдая за этой любовью, что-то и понять, понять по тому, как мать заботится о своем ребенке. Забота матери идет изнутри, из ее души, из ее сердца: она смотрит, не голоден ли ее ребеночек, как он одет, вникает во все моменты его маленькой жизни. Ребенок подрастает, но материнская любовь сохраняется. Вот ребенок уходит в свою жизнь, на сторону далече, но любовь матери от этого не становится меньше, она также сияет в материнском сердце и, возможно, не перестанет никогда. Также, а то и даже более любит каждого из нас Матерь Божия. Мы же, грешные и не достойные, часто стараемся уйти из подЕе Покрова, увязая в жизненных ситуациях, погружаясь во все материальное. Ее же любовь по отношению к нам никогда не перестает изливаться. В праздник Покрова Божией Матери мы особенно ясно это чувствуем.

Однажды Она показала святому человеку Свою защиту и мы знаем с тех пор о Ее Честном Покрове над всеми нами, знаем о Ее любви к нам. Знаем, что Ее материнская любовь всеобъемлюща и всем нам надо открыться этой любви, и возлюбить Матерь Божию так же, как и Ее Сына, Господа Иисуса Христа.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »