Проповеди

shlenov03.09.2017
Неделя 13-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии, мы с вами слышали притчу Христа о злых виноградарях. Был один господин, который насадил виноградник, возвел башню, обнес его оградой, сделал емкость для виноградного сока и отдал этот виноградник служителям, своим работникам, чтобы они ухаживали за ним, а сам удалился. Когда пришло время сбора урожая, то господин посылал своих рабов за плодами трудов своих работников, но работники, кого выгнали вон, кого побили камнями, а кого и убили и, наконец, господин посылает своего сына в виноградник: «…говоря: постыдятся сына моего.Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник, пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф.21, 37-39). Так о чем говорится в этой притче?

Конечно же, эта притча говорит об отношении Бога и его избранного народа.Можно видеть, что под господином разумеется Бог Отец; под виноградником - иудейская церковь; под виноградарями - первосвященники, священники и правители, которым поручена была иудейская церковь; под рабами, слугами разумеются пророки, которых Бог нередко посылал к иудейскому народу, и которые, большей частью, были избиты иудеями; под сыном господина разумеется Господь Иисус Христос, Сын Божий.

Далее в притче говорится: «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф.21,40-41).

Стоит задуматься, какая причина того, что иудейский народ не узнал своего Мессию, когда Он ходил по земле.Ведь о Нем столько много говорили Пророки, ведь Его ждал весь народ и вдруг, Помазанник приходит, а иудеи распинают Его на кресте.

Дело в том, что ко времени Пришествия Спасителя, в духовной жизни Израиля соблюдение обряда заслонило всю сущность живой веры. Содержание всех заповедей, как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей - возлюби ближнего своего, как самого себя». Но вместо -возлюбить Бога и ближних, иудейский народ начал строго следить за соблюдением заповедей.

Давайте вспомним с вами, сколько раз адресовали свидетели того или иного чуда упрек Христу: «Ты сделал это в субботу». Упрекали и при исцелении сухорукого, скорченной женщины, больного водяной болезнью и в других случаях. В субботу, по мнению фарисеев, саддукеев, первосвященников, начальников синагог, нельзя даже исцелять людей. То есть, выражение любви у Господа Иисуса Христа Воплотившегося во плоти, ставилось Ему в вину за то, что Он нарушил ту или иную строчку закона. При том, что все законы даны иудеям Им Самим.

Братья и сестры, хочу подчеркнуть, что психология человеческая не изменяется, и у нас возникают подобные искушения потому, что внешний обряд выполнить проще, чем работать над своей душой. Давайте мы с вами посмотрим, как мы готовимся к Святому Причастию. Мы ведь тоже исполняем обряд: постимся какое-то число дней, читаем каноны и правилокоСвятому Причащению, и идем к Чаше с осознанием того, что мы подготовились к принятию Святых Таин.

Что же сказано в «Последованиико Святому Причащению». Первое – примириться с опечалившими тебя. На самом деле - простили ли мы всех до конца, отпустили раздражение на того или иного человека до конца, избавились ли от осуждения к тому или иному человеку? Ведь осуждение возникает в нашем сердце даже тогда, когда мы подходим к Чаше или после исповеди. Можно ли назвать тогда достойным наше Святое Причащение? Ведь все наши посты и молитвы должны быть направлены на то, чтобы мы были снисходительны к ближним, чтобы начатки любви появились в нашем сердце, чтобы мы научились прощать, и только в этом случае наше Причастие будет принято Господом и мы будем с Ним и с другими, а также не будем принимать Причастие в суд или в осуждение. Ведь такое тоже бывает, по слову апостола Павла: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11. 26-30).

Есть и другая причина, по которой не приняли Господа иудеи. Ко времени Христа сложилось мнение, что Мессия - это политический лидер, Который сделает государство Израиль сильным, покорит все народы и иудеи безмятежно будут жить при таком Помазанике, Который будет разрушать всякое зло для них. И вместо учения о Мессии, которое возглашали Пророки, иудеи ждали другого избавителя, совсем другого Мессию. Это означает, что помыслы еврейского народа свелись к этой земной жизни – не к Царствию Небесному, не к духовной жизни, а к тому, чтобы сыто и счастливо прожить здесь, в том царстве, которое должен им устроить Мессия здесь, на земле.

Такое понимание прихода Мессии - это тоже искушение и для нас. Мы живем так, как будто мы не предназначены для вечной жизни, живем только,чтобы здесь на земле нам было хорошо, не задумываясь, что же будет с нами дальше. Все наши частые помыслы, все наши молитвы и обращения к Богу направлены на то, чтобы здесь устроить благополучное жительство, получая все материальные блага тут же, и не откладывая сего на какое-то далекое «потом», которое будет или нет, неизвестно. Поэтому, эти самые искушения, которые были во время жизни Христа в иудейском народе и которые привели к тому, что иудеи не узнали своего Мессию, могут касаться и нас.Давайте помнить об этом. Давайте жить так, чтобы не стать нам работниками виноградника, отвергнутыми Господом.
Аминь!

Проповеди

shlenov01.10.2017
Неделя 5-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии читалось Евангелие об изгнании Христом бесов из двух жителей «страны Гергесинской», а бесов в них было легион.Бесы, понимая Кто перед ними, просили, чтобы Господь послал их в стадо свиней. Он внял их словам, и все свиное стадо бросилось с крутизны в море, и утонуло. Мы не раз встречаемся в Евангелии с тем, что Господь изгоняет бесов из людей.Также, на протяжении всей истории Церкви, всегда были люди, одержимые бесами. Одержимые – это люди, которые не смогли сами распоряжаться своей волей, и их волю поработила злая сила. Даже и сейчас мы знаем, что существуют, так называемые «отчитки», на которых священники пытаются справиться с этой напастью.

Нам же надо знать, что такое это беснование, почему с человеком оно происходит, и в каких случаях это допускает Господь. Святой Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе» пишет: « Гордость - демон, злоба – тот же демон, зависть – то же демон; мерзость блудная – тот же демон; насильная хула – тот же демон; насильное сомнение в истине – демон; уныние – демон; различные страсти, а действует во всех один сатана; различные страсти, а вместе – лай сатанинский на различные лады, и человек бывает одно, один дух с сатаною. Подвергаясь злобному и яростному насилию многоразличных страстей и грызению диавола при совершении различных дел Божиих, принимай эти страдания, как страдания за имя Христово, и радуйся в страданиях своих, благодаря Бога; ибо диавол уготовляет тебе, сам того не зная, блистательнейшие венцы от Господа! Аминь. Противься диаволу неотложно».

Оказывается, по словам праведного Иоанна, беснование — это ничто иное, как порабощение страстями человека, когда человек хочет жить чисто и светло, но, в силу укоренившейся страсти, уже не может сделать это, у него уже воли не осталось для чистой и светлой жизни. Что же делать с этим? И в Евангелии мы находим ответ: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17, 21). Кажется, как это просто, но если вдуматься, то не все так просто. Что же такое пост и молитва? Пост, мы знаем – это прежде всего воздержание. Воздержание, прежде всего, не от пищи, а воздержание от страстей. Чтобы воздерживаться от страстей, нужно наше усилие и еще какое усилие!

Поэтому, конечно, под держанием поста, Господь, в первую очередь, имел в видунашу волю, то есть, наше усилие, наш труд противостоять греху. Молитва необходима в помощь нам при духовной борьбе с бесами и наведенными ими на нас страстями. Мы должны понимать, чтосвоими силами со страстями невозможно бороться и их преодолеть, здесь нужна Божия помощь.

Помощь посылается нам в молитвах и ко Христу, и к Божией Матери, и к святым. Молитва же должна быть искренней и идти от сердца, чтобы, когда мы читаем: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» (Пс.50, 1), то это были бы не слова Пророка Давида, а наши слова, которые исходят из глубины нашего сердца, когда мы просим Господа снизойти к нам грешным, итогда всегда будет Его ответ нам.

Ведь после Воскресения Христова дьявол был повержен, связан, ад - разрушен. Посмотрите на икону «Восресение Христово», здесь уже дьявол не имеет силы над душой человека, пока сам человек не протянет к нему руки, пока сам человек желанием греховного, уступками страстям, не подчинится ему. Господь, по своей любви к каждому из нас, не удерживает насильно человека с Собой, уважает любой его выбор. Не так делает дьявол, он порабощает человека себе, даже во вред самому человеку. Когда близость дьявола и человека становится реальной, тогда человек, вкусив какого-то удовольствия, не может этого преодолеть и так, раз за разом, день ото дня, вселяется страсть в человека, которая порабощает его. Человек становится уже не свободным и, можно сказать, становится бесноватым. Конечно,существуютотчитки, но что такое отчитка? Это когда человек приходит в храм и находится в окружении подобных себе, а священник что-то читает, и не вполне ясно каждый понимает при этом, что происходит.

Якобы, при отчитке, должно произойти исцеление души от беснования. Всвязи стем, что мы знаем, что беснование – это результат отдачи своей воли бесам из-за склонения к тому или иному удовольствию, то избавление от этого - это борьба со страстями, когда человек должен подумать в первую очередь, как избавиться от греха. Здесь, как сказал Господь: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом», - нам особенно требуется соблюдение поста и молитвенное предстояние перед Богом. Нужно усилие с нашей стороны для преодоления тяги к страсти, если мы хотим бороться со страстями, хотим чистой жизни, хотим быть Божьими.
Аминь!

Проповеди

shlenov22.10.2017
Неделя 20-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в Священном Писании много, так называемых прообразов или пророчеств, которые предзнаменовали собой Воплощение Господа Иисуса Христа и все события Его жизни на земле. Христос часто раскрывает свое учение посредством сравнения с ветхозаветными образами.

Так Моисейвознес на древе медного змея для того, чтобы каждый ужаленный змеей еврей обращал свой взор к этому древу с верой, что Иегова его исцелит. Также Христос будет вознесен сначала на Крест, а потом на Небо.

Образ Ионы, сидящего во чреве кита, был приведен для знамения трехдневного пребывания Христа во аде. Господь посылал манну небесную еврейскому народу, когда тот шел по пустыне из египетского плена в землю обетованную, и святые отцы толкуют эту самую манну, как прообраз Евхаристии. Как манна дала людям жизнь в пустыне, так сейчас Евхаристия дает возможность духовно жить в окружающем нас мире.

В сегодняшнем Евангелии, которое было прочитано на Литургии, есть тоже прообраз события, явленного Христом – это событие - воскрешение сына наинской вдовы. Когда Господь увидел процессию из города,то Он смилостивился над вдовою, у которой был один единственный сын. Он сказал: «Юноша, тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить» (Лк.7, 14-15).Это событие - прообраз будущего события Воскресения Христова, подобно как воскрес единственный сын у матери, так воскресает Единородный Сын Божий. Можно сказать, что это и ещё прообраз нашего с вами воскресения, безкоторого трудно нам с вами представить вечную жизнь, которая нам всем предстоит.

Апостол Павел сказал однажды коринфянам: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14).

Тогда наша вера во Христа не простирается дальше земной жизни, а эта мысль невыносима для Апостола и для нас.Апостол Павел в Послании к тем же коринфянам перечисляет явления Христа после воскресения.Иисус являлся не только двенадцати апостолам, но множеству других учеников. О своем обращении ко Христу апостол Павел так говорит: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати моей, ибо сила моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда я силён» (2Кор.12, 7-10). Сам Павел при этом переменился абсолютно внутренне – из страстного гонителя, он стал проповедником Христа и, наверное более,чем кто-то другой, сделал, чтобы христианство распространилось по этому миру. Вот как вера в Воскресение Христово влияет на человека, вот как знания об этом событии меняют жизнь.

Мы в нашей обыденности не сталкивались с тем, чтобы кто-то воскрес и вот здесь нужна вера. Вера в Воскресение Христа и вера в то, что мы воскреснем.

Ведь мы произносим каждый день нашими устами: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», а значит, ожидая воскресения мертвых, мы верим в личное бессмертие.Тот самый разрыв души и тела, который происходит после нашей смерти, это ненормально и это временное явление.

Погребение православного человека очень похоже на погребение Плащаницы Христа, которое совершается накануне Великой Субботы.Структура отпевания и чин погребения плащаницы одна и та же, и мы можем сказать, что каждый человек, разлучившись со своим телом, входит в тот самый покой Великой Субботы, когда душа Христа и Его тело разъединились. Он был в этом покое немного в нашем мирском понимании, три дня и нам подобает испытать этот покой. Есть такие, кто испытывают его даже тысячелетия, но мы знаем, что у Господа тысяча дней, как день вчерашний, и нет в Его Царстве времени.Нам надо в это верить, так как мы верим в Воскресение Христово. В нашем сердце должна быть уверенность в нашем с вами личном воскресении и в вечной жизнисоХристом, и эта вечная жизнь закладывается на этой самой земле.
Аминь!

Проповеди

shlenov10.09.2017
Неделя 14-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии была прочитана притча Спасителя о званных на брачный пир. Царь послал рабов своих позвать друзей на свадьбусвоего сына, позвать «званных на брачный пир».Послал слуг один раз, второй раз, но каждый из приглашенных нашел причину, чтобы отказаться. Мало того, что нашли причину, да еще избили до смерти слуг. «Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (Мф.22, 5-7), - так сказано в Евангелии.

Царь сильно покарал этих людей и, обратившись к рабам другим, сказал: «…брачный пир готов, а званные не были достойны; итак, идите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир» (Мф.22, 8-9) И вот, собирается много народа, чтобы почтить это торжество, и царь входит посмотреть пришедших,и видит человека, как говорит Евангелие, «одетого не в брачную одежду». Обращается к нему с вопросом: «Друг! как ты вошел сюда в небрачной одежде?» (Мф.22, 11). Ответа на свой вопрос царь не получил и приказал вывести этого человека «во тьму внешнюю».

Существует много толкований на эту притчу, но все они согласны, что под образом званных надо понимать народ иудейский, а под рабами, слугами Царя – ветхозаветных пророков. Под истреблением убийц и сожжением их города понимается рассеяние иудейского народа и разрушение Иерусалима. Призывание на брачный пир всех, кто встретится на распутиях, это – призвание в Царство Божие всех людей, которое последовало тогда, когда иудеи отвергли апостольскую проповедь: «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Но иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел» (Деян.13, 44-45).

На брак, в Царствие Божие, призываются все: и добрые и злые, в него призываются не за дела, а по милосердию Божьему. Поэтому, кто раз призван, должен ходить достойно своего звания, быть облеченным в брачную одежду. В древности цари и князья на Востоке имели обычай давать приглашенным специальную парадную одежду, в которой те и должны были являться на пир. Так и каждому призываемому в Царство Христово дается при крещении белая одежда чистоты духовной. Кто пренебрегает этой одеждой и приходит на духовный пир грешным, тот достоин осуждения и наказания. По толкованию свт. Иоанна Златоуста, «войти в нечистой одежде означает, имея нечистую жизнь, лишиться благодати. Поэтому и сказано: он же молчал… Не имея, чем защитить себя, этот человек осудил самого себя и подверг чрезвычайному наказанию».

Многие святые отцы толковали это место, но если свести воедино их толкование, то оно будет означатьчеловека, абсолютно не переменившегося внутренне, захотевшего стать христианином. Он как пришёл в Церковь язычником, так и остался язычником.

И не дай Бог такому случиться с кем-то из нас, потому что можно научиться выполнять внешние предписания, можно научиться брать благословения, говорить «спаси Господи», соблюдать, что предписано, но внутренне оставаться ветхим человеком, совсем без изменений своей души. Именно из-за своей ветхостинекий человек был извергнут с брачного пира царя.

После Воскресения Христова мы призваны скинуть свои ветхие одежды и облечься в славу Божью, что и происходит при Таинстве Крещения, когда нам дается возможность начать новую жизнь,будто с чистого листа, все прошлое отвергнуто и забыто и теперь мы Христовы.

Как часто, читая жития святых, мы можем увидеть эти примеры, когда человек, уверовав во Христа, менялся и становился собственной противоположностью. Вспомним преподобную МариюЕгипетскую, нашего князя Владимира,который был жестоким и распущенным правителем, а после Крещения стал вести тихую, богобоязненную, христианскую жизнь.И таких примеров множество, целый сонм святых.

Нам надо по настоящему стремиться оставить свою ветхость и стать христианами.Как хорошо на эту притчу, о званных на брачный пир, Церковь ответила песнопением, которое исполняется в страстную неделю Великого поста: « Чертог твой вижду, Спасе мой, украшенный! и одежды не имам, да вниду вонь просвети одеяние душимоея, Светодавче и спаси мя!».
Аминь!

Проповеди

shlenov02.07.2017
Неделя 4-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня, в Евангелии на Божественной литургии мы с вами слышали рассказ евангелиста Матфея о том, как к Христу пришел сотник. Сотник - звание воинского начальника в римском войске, имевшего под своей командой сто солдат. Сотники были язычниками, по рождению, и этот сотник тоже им являлся, но любил народ иудейский и даже построил синагогу.Об этом говорится в Евангелии от Луки (Лк.7, 5) . И вот сотник обратился к Иисусу Христу: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой…» (Мф.8, 6-8). Мы видим, что сотник говорит с сильной верой, которой удивился и Господь: «…истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф.8, 10). В Евангелии говорится о вере очень много и недаром за свою веру Петр назван «камнем».

В Первом Послании Апостола Петра есть об этом такие слова:…и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.(1Пет.2, 5). Многие святые отцы, толкуя это, говорят, что камень это и есть вера, которая привела апостола Петра ко Христу, как и многих других последователей Христа. Вера во Христа, как твердыня.делает Апостола камнем, и этот камень будет иметь свое значение в строительстве дома Божия для всех людей: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16. 18).

Мы также собрались здесь потому, что считаем себя верующими людьми, так как в нашей душе есть вера. Что значит вера для нас с вами? Что значит вера в нашей повседневной жизни? Отличаемся ли мы от всех остальных, которые этой веры не знают?

Так, святой Иоанн Крондштадский, считает: «Где начинается неверие, там начинается жалкое, низкое рабство и упадок духа; и напротив, где вера, там – величие, возвышенность, свобода духа». Апостол Иаков говорил еще с самых первых лет проповеди христианства: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». В то же время многие отцы говорили о том, что если человек верует в Бога, но не имеет дел, подтверждающих его веру, то он будет осужден больше, чем человек, не имеющий веры совсем. Ответом на это будут для нас слова блаженного Диадоха: «Любящий Бога и верует искренно, и дела веры совершает преподобно. Верующий же только, а не пребывающий в любви и самой той веры, которую кажется имеющим, не имеет. Он верует с некою легкостью ума… Только вера, действующая любовью, есть великая главизна добродетелей (Гал.5, 6)».

Когда же мы слышим слова «вера без дел мертва», нам всегда приходит на ум, что мы должны помогать немощным и болящим. В то же время печально наблюдать, когда человек, считающий себя верующим, присутствующий на всех службах, может даже участвующий в делах благотворительности, остается внутри абсолютно не любящим Бога и других людей.

Порой, с таким человеком, трудно рядом находиться, хочется поскорее куда-нибудь уйти. Как будто, если человек уверовал, то это дает ему право учить других, несмотря на то, что сам еще мало знает и будто это дает ему право превозноситься над другими людьми. Однажды святой Марк Подвижник на слова Христа: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда », и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 19), заметил, что, да, действительно, если человек верующий, то можно сдвинуть горы грехов. На другие слова Иисуса своим ученикам, когда Он посылает их на проповедь: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лук 10:19.), этот же Марк Подвижник говорит, что это значит - наступать на начало и конец греха.

Другими словами, святой говорит нам о том, чтобы вера действовала внутри нас, чтобы мы все свои силы и помышления направили на собственную душу. Хорошо присутствие на богослужениях, Причащение, соблюдение постов, все это хорошо, но все-таки истинное христианство созидается внутри человека, в его душе, в его помышлениях, в том, чтобы сделать свое сердце чистым, очистить его от пороков и скверны, и страстей, которых так много внутри человека.

Только когда мы изменимся, то конечно среди окружающих нас людей наша жизнь будет проповедью о Христе. Ведь истинно учит тот, кто живет сам с радостью и истинным Светом, с победой над своими грехами. Апостол Павел сказал следующие слова нам в научение: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5, 6).
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »