Отец Сергий Жиров15.08.2021
Неделя 8-я по Пятидесятнице

Всех я вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с Воскресным днём! И желаю, что бы с помощью Божией каждый из нас, при помощи Святой Церкви, – поприще Успенского поста прошел достойно звания христианина.

Сегодняшнее Евангельское чтение научает нас, и напоминает нам, что истинный хлеб наш, – хлеб жизни вечной – является для нас Господь наш, Иисус Христос, и что мы с вами, как люди Божии, живя здесь, должны заботиться не столько о земном, тленном, сколько о нетленном вечном, о пище, ведущей нас в жизнь вечную, – о Причащении Пречистаго Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа, о слышании чтения слова Божия, которое является пищей духовной. А также, необходимы для нашей души молитвы, которые насыщают нашу душу благодатью Божией.

Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам о милосердном Боге – Господь сжалился над людьми, как говорит нам Евангелие, и это нам напоминает и учит нас, что бы мы с вами вот также любили друг друга, и были бы снисходительны и милосердны друг к другу. Господь показал Своей земной жизнью нам начало всякой добродетели. Он был Начальником добродетели, Он же и Первоисполнитель, и мы с вами должны следовать в след за Ним, наполняя свою жизнь исполнением Евангельских заповедей. «Я дал вам пример, – говорит Господь, – что бы вы делали так же, как и Я». Мы с вами не можем, может быть, исцелять, но каждый из нас может уделить доброе внимание нуждающемуся, больному, – посетить его, утешить, оказать ему посильную помощь, и это уже будет великою милостию Божией. Мы не можем много дать, насытить всех, как сделал Господь, – более пяти тысяч; только одних мужчин было пять тысяч, а ещё и женщины и дети, – и всех Он насытил, и ещё осталось. И малое в очах наших, благословением Божиим может быть очень и очень великим, и в очах Божиих малое, даруемое от сердца во славу Божию – оно очень и очень велико. Вспомним ту бедную вдову, положившую две лепты, и Господь указал на эти лепты как на великий дар во славу Божию.

Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам о том, что каждый из нас, как христианин, перед тем как сесть за стол принимать пищу, он должен молиться. Господь воззрел на небо к Отцу Небесному с молитвой. После этого, Он благословил эти пять хлебов и две рыбы, и насытилось великое множество. И этим примером Божиим мы должны с вами дорожить, всячески хранить его, и давать ему место в нашей жизни. Садясь за стол, вспомнить о Том, Кто питает нас, Кто даёт пищу всякой плоти, а насытившись – поблагодарить Бога. И вот тот, кто любит Бога, он никогда не будет забывать Его, пользуясь Его дарами, где бы он ни был, и что бы он ни делал. После чудесного насыщения, люди стали ходить за Христом. Господь говорит им: «Аминь, аминь, истинно говорю вам, – вы ищете Меня не потому, что видели чудо, но потому что ели хлеб и насытились». Стремитесь не к пище тленной, но к пище, ведущей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, Отец Его Небесный даст вам истинный хлеб с Неба. «Я есть хлеб истинный – говорит Господь, – и приходящий ко Мне не будет алкать никогда, и верующий в Меня не будет никогда жаждати». И слушая Евангелие, мы с вами каждый раз должны всё более и более как-то утверждаться в жизни по Бозе, к исполнению Святых Заповедей Его, просить Его, что бы Господь всегда помогал нам исполнять Его Святые Заповеди, просить Его, что бы Он, даруя нам хлеб земной насыщал бы нас здесь, не лишал бы нас пищи нетленной, ведущей в жизнь вечную. Просить Его, что бы на всякое время и на всяком месте мы бы с вами имели чувство страха Божия, что бы всякое наше слово, всякая наша мысль, всякое наше дело, как говорит апостол Павел, было только во славу Божию. Аминь.

С праздником вас, друзья!

Отец Сергий Жиров08.08.2021
Неделя 7-я по Пятидесятнице

Всех я вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с Воскресным днём, а причастников – с принятием Святых Христовых Таин!

Мы сегодня с вами слышали Евангельское повествование о исцелении двух слепых Господом нашим, Иисусом Христом. Эти два несчастных человека следовали за Ним, вопили Ему в след: «Помилуй нас, Иисусе, Сын Давидов». Во Христе Иисусе они увидели Обетованного Мессию, Спасителя мира, Которого предвозвещали законы и пророки, и Который произошел по плоти от рода Давидова. Не имея телесного зрения, они увидели Его очами своей души, и это привело их ко исцелению. Страшна слепота телесная, но ещё страшнее для человека слепота духовная. И как тёмные тучи закрывают от нас ясное солнце, так и слепота духовная закрывает от человека Бога, и не даёт возможности благодатному лучику благодати милости Божией коснуться сердца человека, просветить его, очистить его. Слепота духовная – она страшнее слепоты телесной. Телесное зрение дается человеку от Бога – это великий дар Божий, необходимый для жизни, – но это дар временный. Дар же духовного зрения, – он простирается даже в вечность. И эти два несчастных человека испросили у Бога исцеления, и прежде, чем прозреть телесно, они прозрели духовно, – и второе дало зрение первому. И далее, говорит святое Евангелие, Господь исцеляет бесноватого немого, – Он изгоняет из него беса, возвращает человека к нормальной жизни. Фарисеи и книжники, – «вожди слепые», – как называл их Христос, не хотели признать великой милости Божией, и стали распространять слухи о том, что Господь исцеляет больных, прокаженных силой вельзевула. Вот нам пример, к чему может привести слепота духовная, – ослепленные люди теряют возможность, теряют способность видеть добро, свет, святость, не могут отличить Божественного от дьявольского. Господь наш, Иисус Христос, пришедый в мир, показал всему человечеству, Свое Божественное достоинство, величество. Он открыл всем людям Свое всемогущество, показал, что в Его власти всё – Он может исцелять души и телеса человеческие, очищать человека от всякого греха,и спасать. И прославляя Бога каждый раз за Богослужением, будем просить Его почаще, что бы Он просветил наши души и телеса светом Своей Божественной милости и правды, и даровал бы нам Царство Небесное!

С праздником вас, друзья!

Иерей Сергий Гурдяев01.08.2021
Неделя 6-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня шестое воскресенье по Пятидесятнице, и в этот воскресный день, согласно уставу, на Божественной Литургии прочитывается евангельский отрывок об исцелении расслабленного, которого принесли ко Господу друзья этого тяжело больного человека.
Евангелист Матфей повествует, что, Господь Иисус Христос, видя веру этих людей, исцеляет парализованного, прощая при этом ему грехи. На что книжники, которые присутствовали в доме, куда принесли больного человека, сказали: Он богохульствует (Мф. 9:3). Но Господь ответил им: что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой (Мф. 9:5–6). И расслабленный встал, взял одр свой и пошел в дом свой. И в конце этого отрывка евангелист пишет о том, что люди, бывшие свидетелями этого, удивились и прославили Бога, давшего такую власть человекам (Мф. 9:8).

Нам с вами дана власть прощать друг друга. Мы согрешаем друг перед другом и молимся молитвой Господней, прося у Бога оставить нам наши долги перед Ним так же, как и мы сами оставляем должникам нашим. Нам дана эта власть, это благословение, эта свобода, это великое проявление любви – простить другого человека, который нас обидел, огорчил или даже сделал прямое зло.

Мы знаем, что Господь прощает людей, просящих у него прощения, какими бы грешниками они ни были. В Писании много тому примеров. Один из них – это иудейский царь Манассия. Он пролил реки крови, установил капища по всей Иудеи, внес в храм Живого Бога идолов. Греховное безумие его было настолько велико, что он убил пророка Божия Исаию. Так, к сожалению, часто бывает – властолюбие рождает гораздо больше зла, ненависти и греха, чем что-то другое. И Манассия упивался этой властью и сделал столько зла, что его можно сравнить разве что с императором Нероном или с самыми отъявленными злодеями нашего времени. В Писании говорится, что он заполнил землю кровью от края и до края. И вот, когда Манассия попал в плен, и когда царство его было разрушено, он из глубины темницы взмолился Богу о прощении. И Бог простил его. Видимым свидетельством этого было то, что Манассии вернулось обратно царство. Он пытался исправить свой грех: разрушил идолов и капища чужеземным богам, восстановил жертвенник Господень и попросил жителей Иудеи служить Господу Богу Израилеву (2 Пар. 33:12–16).

Господь Иисус Христос простил разбойника, который висел рядом с Ним на кресте, за одно слово покаяния и веры, даровав ему Царствие Небесное. Бог прощает всех, кто обращается к Нему с искренним покаянием, даже самых великих грешников. Бог прощает нас, каждого из нас, ведь среди нас нет ни единого, который бы не согрешил и не согрешал каждый день. И этот великий и поистине Божественный дар – прощать – Господь дал каждому из нас. Более того, Он хочет, чтобы мы прощали других. Пожалуй, самый костный человек – это не тот, который не может справиться со своими страстями, со своей греховностью, со злом в своей жизни. Самый духовно костный тот, кто не хочет прощать.

В одном древнем Патерике, это сборник рассказов о жизни отшельников, мы читаем, что некоторый брат, обиженный на другого, пришел к авве Сисою Фивейскому и говорит ему: такой-то брат обидел меня, и я хочу отомстить за себя. Старец же увещевал его словами: нет, чадо, предоставь лучше Богу дело отмщения. Но брат упорствовал и говорил: я не успокоюсь до тех пор, пока не отомщу за себя. Тогда старец сказал: давай помолимся Богу! И, вставши, старец начал молитву такими словами: Боже! мы не имеем никакой нужды в Твоем попечении о нас; потому что мы сами делаем отмщение наше. Тогда брат, услышав это, пал к ногам старца и сказал: не стану судиться с братом: прости меня, Боже! И ты, отче, прости меня!

Если бы у нас не было великой силы прощать других, прощать зло и несправедливости, то наш мир погрузился бы во мрак, в нем невозможно было бы жить. Если бы мы на каждую обиду, большую или малую, реагировали бы местью, гневом, оскорблениями и злом, то в мире не осталось бы ничего доброго. Потому мы видим, что прощение уничтожает злобу. Прощение способно исправить любую сложность. В конце концов, прощать других нужно больше не тем, другим, а прежде всего – нам самим. Прощение больше нужно прощающему, поскольку оно поднимает его до великой нравственной высоты. Способность прощать – это истинное мерило духовной жизни, жизни по Евангелию, жизни с Богом.

Дай Бог, братья и сестры, чтобы мы научились в своей жизни прощать, чтобы и сами мы, прося Божественного прощения, услышали слово Божие, сказанное устами пророка Исаии: Я изглажу беззакония твои как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (Ис. 44:22).

Аминь.

Протоиерей Олег Шленов01.08.2021
Неделя 6-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сёстры, сегодня мы с вами слышали на Литургии о том, как Господь исцелил одного расслабленного человека. Его принесли на одре ко Христу его друзья. И как сказано в Евангелие, Иисус, видя веру их, обратился к расслабленному: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои!». Стоявшие рядом удивились, как же Он говорит о прощении грехов, ведь только Господь один может прощать грехи. Господь, видя это помышление, отвечал им: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», Он обратился к расслабленному и говорит: «Встань, возьми одр твой и иди в дом твой».

Чтобы нам понять это место из Евангелия, и вообще научиться понимать многое из того, что там написано, о чем говорит Христос, нам всегда нужно помнить с вами одну простую вещь, – нам нужно знать, как относится Господь к человеку, и как, соответственно человек относится к Богу.

На Тайной Вечере, в молитве к Своему Отцу, Господь произнёс такие слова: «Я открыл Твоё имя человекам, тем, которых Ты дал Мне». И что же это за имя интересно, что же это такие за странные слова, которые на первый взгляд кажутся совершенно непонятными нам? Дело в том, что в Ветхом Завете в Иудаизме, к Богу обращались как угодно, не называя Его имени. Он был Господь, Вседержитель, Саваоф, ещё много разных наименований было. Но даже сейчас правоверные Иудеи пишут слово Бог без среднего «о», – вместо этой буквы стоит просто чёрточка.

Так что же открыл Господь человекам? И чтобы нам это понять, достаточно посмотреть на ту молитву, на единственную молитву, которую Бог дал Своим ученикам. А в их лице и всем нам – «Отче наш, Иже еси на Небесех». А значит это имя открытое Христом, – это имя Отец. И вот все отношения между Богом и людьми складываются, исходя из этой простой истины.

Мы часто читаем молитву «Отче наш» в молитвах утренних, вечерних, перед едой, слышим её на Богослужении, но смысл вечных слов куда-то постоянно теряется, слова обесцениваются, мы перестаём слышать их смысл. И этот смысл постепенно уходит не только из молитвы, а и из нашего осознания. Ведь мы тоже возвращаемся в Ветхий Завет. И считаем Бога как Вседержителя, Всемогущего, Который карает нас за наши грехи, Который нас сотворил, дал нам жизнь. Но мы столь грешны, что никак не можем вернуться к этому нормальному состоянию своему. Конечно, отцы тоже бывают разные, но Господь нам говорит притчу о блудном сыне. И этот образ отца из этой глубочайшей притчи всегда должен быть перед нашими глазами.

Если Отец каждому из нас, если Господь каждого из нас считает Своим сыном, то ведь значит мы братья и сестры друг другу, и не просто по названию. Мы часто употребляем эти слова – «братья и сёстры», но опять же, смысл их опять уходит от нас, ведь если Господь нам единый Отец, значит все мы родные друг другу, значит нет отчуждения, и пусть даже человек находится где-то на стороне далече, далеко от Бога, это не рвёт родные узы, он не перестаёт нам быть родным братом или родной сестрой. И исходя из этого нужно строить и отношения между друг другом тоже, исходя из нашего сыновства.

Теперь понятно и то Евангелие, которое было прочитано сегодня. Конечно, по большой Отеческой любви Господь прощает грехи человеку, и Господь исцеляет его. Если мы этими глазами посмотрим на Евангелие, то увидим, сколько Отцовской любви в Нём, до самопожертвования, до Креста. Наш Отец весь, полностью отдаёт Себя нам, для того, чтобы мы жили в этом самом Отчем доме вместе с Ним. Чтобы радость, мир и счастье были в наших сердцах и в нашей жизни. Вот эта цель пришествия Господа.

И эта цель Его, – что Он зовёт нас к Себе, в Свой Отчий дом. Поэтому очень бы хотелось, братья и сёстры, чтобы прочитывая с детства знакомую нам молитву, мы помнили о том, что наш Отец близко, рядом с нами, что Он знает нашу нужду прежде нашего прошения, знали, что мы Его сыновья и дочери, и понимали, что мы родные друг другу. И если мы так будем стараться жить, то многое и многое станет меняться в нашей жизни.

Если мы так будем читать Евангелие, то гораздо глубже будем его понимать, и тем насыщеннее будет наша духовная жизнь, и не только духовная, а и вся жизнь наша засияет красками Царства Небесного.

Аминь.

С праздником!

Иерей Алексий Крикунов25.07.2021
Неделя 5-я по Пятидесятнице

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днём!

Я скажу два слова по-поводу Евангельского чтения, которое вы слышали сегодня. Мы слышали о исцелении двух гергесинских бесноватых, которые тяжело страдали, и об этом состоянии беснования сказано в священном писании определенно и ясно, – что это влияние духов злобы на человека, и способность настолько порабощать, что человек полностью становится невменяемым. У святых отцов, это, скажем, учение о демонах, – демонология, – достаточно полно исследовано и представлено для нашего назидания, и дано всё то, что нужно знать всякому человеку-христианину. Что основная борьба у человека не только со своею плотью и похотями своими, но и с духами злобы поднебесными. Их коварство и искусство описано достаточно полно в творениях святых отцов, и нам известно, что мир духовный населяют не только добрые ангелы, но и злые демоны. И их объединяет то, что когда-то все они были ангелами, и в какой-то момент, после падения денницы, произошло на небе разделение, и эта страшная трагедия не уврачёвана до ныне, и появился целый сонм во главе с денницей духов злобы, которые по образцу Горнего мира имеют тоже свою иерархию и структуру. И о ней апостол говорит, что наша борьба не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных, ко властем, миродержителем тьмы века сего. Там как раз и указана своя структура и иерархия. И что значит сатана, что значит дьявол? Основное значение этих слов – противник. Это существо, противное Богу, и полноценно противоположное, копирующее совершенно противоположную сторону. Если Дух Божий является Духом всякой правды, мира, истины, Духом всякого порядка, добродетели, счастья и блаженства, то дух злобы –полный антипод. Он по своему внутреннему состоянию является пустыней безлюбовной, бездуховной, и его сущностью, его пищей является гибель людей, поскольку он знает точно, что человек создан в противовес всему падшему сословию ангелов. И потому этот дух не испытывает к человеку никаких добрых чувств. Он питает только зло, он стремится только к тому, что бы погубить людей, и все его действия направлены на истребление людей и увлечение их в погибель и во зло. Никакого договора с этими существами, достижения компромисса не возможно. Его специфика возможностей поразительна, исключительна, и нужно знать о его способностях и возможностях. И они хорошо описаны в Добротолюбии, и нужно знать, что духи злобы не обременены никакими телесными свойствами, они никогда не устают, они никогда не спят, они не едят и не нуждаются ни в чем таком, в чем нуждается человек. Их способности многочисленны, и коварство их усиленное многовековым опытом, громадно и колоссально. Но в том и их некоторая уязвимость, что Бог ограничил их возможное влияние на человека, и особенно, после искупления человеческого рода, падение человека или подпадение под полное влияние духов злобы, возможно только по причине самого человека, его беспечности, его нечестивой жизни, когда его полуживотная, полубесовская жизнь привлекает к себе духов злобы, и он становится вместилищем дьявола. Иногда тяжкие, нераскаянные грехи, особенно гордыня, становятся причиной вселения духа злобы в человека, и мучений. Но это только по попущению Божиему.

Ветхозаветная мудрость знала, что дух злобы не может никакого дурного влияния оказать на человека, и там было известно такое свидетельство древнего мудреца, что дух злобы дается человеку, как воробей отроку в игралище, и оно совершенно оправданно, – если человек своим любопытством лезет в тёмную область духов злобы, он привлекает внимание и мытарей бездны. Не смотри, не искушай себя и духов злобы, заглядывая в бездну, потому что бездна тотчас же начинает смотреть на тебя. И, по этой причине, нужно знать, – особое коварство духов злобы заключается в том, что они могут и способны всеять в поток мыслей человека свои дурные мысли, сеять или возбуждать в человеке дурные чувства, и человек разумно должен это искоренять в себе, не поддаваться этим искушениям. Потому что заповеди человеку, данные Богом, предполагают некое совершенство в добре, а не в зле. Человек имеет громадную опасность искушения духом злобы тем, что дух злобы самые коварные свои действия направляет на ум человека, и пытается исказить и дать ему ложное направление мысли. Он точно знает, что изменив ум человека, дав ему ложный посыл, он может направить человека в область зла, и человек уже действует без лукавого, и уходит в область заблуждений, в область сумеречную, где трудно различимы истоки добра и зла. Человеку нужно знать, что коварство духов злобы специфично, – он, будучи невидим, старается сохранить свое бытие как будто в тайне, и скрыть это от человека тщательно, что бы человек не понимал, как, и каким образом дух злобы наносит бедствия и удары человеку. Дух злобы способен наносить человеку зло с различных сторон – сверху, снизу, с любого бока, и, оставаясь невидимым, он достигает того, что человек, озираясь, ищет виновника во вне, и не понимает, что это искушение от духа злобы. И дух злобы старается расставлять свои сети неприметно для человека. Человек, иногда, погружаясь и запутываясь в эти сети, даже не понимает, что они расставлены именно для него. Дух злобы старается сделать эти сети не только не видимыми, но и приятными, что бы человек, увязая в них, находил как будто бы какое-то наслаждение. И особенно, рассыпая перед человеком блестящий прах, за которым человек устремляется, не понимая, что это такая же сеть, опасная для него.

И, наконец, нам нужно знать, что дух злобы, делая неприметными сети свои, – он уловляет человека более всего своим наблюдением, и работает индивидуально. У него есть возможность по вашему состоянию, по выражению, всевая вам ложные мысли, греховные, – смотреть вам в глаза и исследовать, и понимать, что вы думаете, что вы хотите, и видя склонность человека к какой-то страсти или греху, –он начинает возбуждать и плотские страсти через кровь человека. У святых отцов достаточно хорошо раскрыта эта тема, о том, что духи злобы способны возбуждать страсти человека, действуя через кровь.

Зная эти тайны духовной области, будем и мы стараться жить предельно осторожно, внимать и анализировать не только свои мысли, чувства и желания, свои поступки, и понимать, что иногда мы не увязли бы в какие-то искушения, будь мы осторожны, и понимая, что не окружающие люди более виноваты, а виновата только наша свобода, наши страсти и похоти, которые не уврачёваны, или не замечены нами и не исправлены. Вот это учение святых отцов, для нас дано как некое училище благочестия, исследуя которое, мы могли бы более милостивно и благосклонно относиться друг к другу, понимая, что бо́льшая часть, бо́льшая или огромная толика в наших взаимоотношениях, – натянутых, злых, не добрых, – принадлежит всё-таки области духов злобы, которые искушают нас.

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »