Отец Сергий Жиров12.09.2021
Неделя 12-я по Пятидесятнице

Всех я вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днём, а причастников с принятием Святых Христовых Тайн!

Всякий раз, Евангельское чтение дома и в храме, – оно открывает нам путь ко спасению. И сегодняшнее Евангельское чтение не является исключением, оно указывает нам, как жить, как должно жить человеку, чтобы наследовать Царствие Небесное.

Сам Господь указует как жить, как устроить жизнь, чтобы быть чадом Божиим, и наследником вечной жизни. К Нему подошёл юноша, который был уверен, что он исполняет все заповеди. Обратим внимание на то, – Господь, отвечая ему, первое говорит ему: «Не прелюбодействуй». Хотя мы посмотрим, сравним с книгой Левит, – эта заповедь стоит после «Не убей, не укради», а здесь Господь её выносит на первое место. Случайно ли это? Нет, это не случайно. У Бога вообще нет ничего случайного, а всё на своём месте, всё правильно, всё ко спасению души. Эта страсть, о которой Господь говорит, она в юные годы очень и очень захватывает многих людей. А этот человек был юноша, посему Господь ему говорит: «Не прелюбодействуй, не убивай, не укради, почитай отца и матерь». Юноша говорит: «Я всё соблюл это». Господь ему говорит: «Одного тебе не достаёт - иди продай, раздай всё нищим, будешь иметь сокровища, и приходя, следуй за Мной». И юноша опечалился от этих слов Христа, и отошёл.

Когда происходит превратное перемещение ценностей, тогда и наступает грех, и далее, Господь объясняет – не богатство является препятствием ко спасению, а отношение к этому богатству. Когда человек на своём богатстве стремится устроить, оправдать свою жизнь. Господь говорит: «Легче пройти верблюду сквозь игольное ушко». Верблюд это «camel», животное, – в древности таким именем назывался канат, и поэтому Господь говорит, что легче канату пройти через игольные уши, нежели богатому человеку, надеясь на своё богатство, на деньги, наследовать Царствие Небесное. Вот этим путём плена вещей, и шёл этот юноша, он не мог последовать за Христом, его всё внимание было приковано к земным богатствам, и он не мог это оставить, а посему Господь ему говорит: ты всё исполнил, ты исполнил заповеди, но одного тебе недостаёт, – ты идёшь путём тления, путём вещей, а Мой путь, – путь Духа. Поэтому надо оставить первое, – это путь служения земному, чтобы наследовать Царствие Небесное, пойти путём, предлагаемым Христом во Евангелии.

Все мы с вами имеем бессмертную душу, и она выше и дороже всяких земных ценностей, и только в Боге её успокоение. Господь, и следование за Ним, – для человека первое и главное, и всезахватывающая цель. А всё остальное, – земное, – должно последовать за главным началом – Богом.

И в этом отношении к главному началу, к Богу, всё земное, оно должно иметь только служебный характер, служебную цель. Никакие наши занятия, увлечения, работа, учения, не должны быть целью самой жизни, а только иметь как средство и орудие к исполнению заповедей Божиих. Оправдать свою жизнь, прийти ко Христу, и стать истинным сыном Божиим, как говорит в Евангелии Господь: «Кто принял Меня, тот стал истинным сыном Божиим, тот спасся».

И слушая всякий раз Евангелие, читая, мы с вами должны что-то оттуда брать и прилагать к жизни своей, устроять Евангелие во свете Божественных заповедей. Только тогда мы будем расставлять правильно ценности в своей жизни, ставя на первое место Бога, спасение души, а всё остальное пусть будет только средством и орудием ко спасению души.

С праздником, вас, друзья!

Протоиерей Олег Шленов05.09.2021
Неделя 11-я по Пятидесятнице
Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали во время чтения Евангелия притчу о должниках. Один наёмный рабочий должен был своему господину много денег. И вот господин призвал его, и потребовал долг. Но так как он не имел чем отдать, господин захотел наказать его. Но рабочий, пал перед ним на колено, стал умаливать его о прощении, об отсрочке долга. И господин, видя, что он не может чем заплатить, фактически простил ему весь его большой долг. Человек вышел, и видит своего друга, который должен был ему сущие копейки, и он стал требовать с него назад эти деньги. И ситуация повторилась – друг то же самое сделал – стал упрашивать его о прощении, об отсрочке, мотивируя тем, что нет сейчас у него таких денег. Но по существующим законам, он должен был сесть в тюрьму, не имея чем отдать, что и сделал тот человек, которому он был должен. И их друзья видя, что произошло, пошли к господину, и рассказали всё, что произошло. Господин призывает своего рабочего, и говорит: «Весь долг я простил тебе. Не следовало бы и тебе поступить так же?» И подверг наказанию этого злого человека. Конечно же, Господь говорит об отношении Бога к человеку, и об отношении нас друг ко другу. И не зря говорит эту притчу Господь, – видимо, это так важно для нас, потому что даже в молитве Господней Христос заповедовал нам прощать должников наших, так как и наши долги прощены Богом.

Чтобы понять до конца эту притчу, нам надо вспомнить другую притчу, об отношениях Бога и человека, – притчу о блудном сыне. Когда его отец, видя желание уйти на сторону далече не препятствует ему, но как говорит Евангелие – дает ему часть имения, – ту, которую он заслужил по наследству, и отпускает с миром. И отец продолжает ждать этого человека. И вот, попав в трудную ситуацию, сын возвращается, и отец принимает и прощает его, не сказав ни слова упрека, не намекнув ни на что. И верится, что они и дальше будут жить вместе, и отец никогда не помянет ему бывшего. Что же порой делаем мы, если кто-то против нас согрешает? Если кто-то предает нас? Мы же хотим всех бед на этого человека, мы стараемся ни в коем случае его не простить, потому что нам кажется, что нельзя простить предательство. Но посмотрите на то, что говорит Господь – Он говорит о прощении всего, о прощении предательства в первую очередь. А между прочим, когда в первой Церкви человек совершал какой-то грех, то считалось, что он предает эту самую новую жизнь, которую Господь дал ему. Что по сути существует один грех – это грех против новой жизни, которую Господь принес на землю, жизни вместе с Богом, и жизни во Христе. И не даром, до сих пор в исповеди мы слышим слова: «Примири и соедини их со Святой Твоей Соборной и Апостольской Церковью». Это значит, – человек уходит на сторону далече, подобно, как в этой самой притче о блудном сыне, и через покаяние возвращается вновь, и соединяется, и вновь входит в эту Божественную жизнь.

Вот так же и мы, братья и сестры, давайте постараемся поступать друг ко другу тоже. Если кто-то уходит от нас, если покидает, если предает, если грешит против нас всеми грехами, которые только существуют, – может быть не надо за ним бегать и упрашивать, может быть его надо отпустить, но если он возвращается, – принять, простить, и никогда не вспоминать того, что произошло между вами. Вот в этом и будет подражание Богу; вот в этом и будет исполнение той самой притчи; вот в этом будет то самое Царство Небесное, о котором говорит Господь в начале сегодняшней притчи. «Кому уподоблю Царство Небесное?» – спрашивает Он, и рассказывает вот эту самую притчу о должниках. И действительно, примирившись, и соединившись друг со другом, мы вместе идём в Царство Небесное. Аминь.

С праздником вас!

Отец Сергий Жиров29.08.2021
Неделя 10-я по Пятидесятнице
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем и с попразднством великого праздника – Успения Пресвятой Богородицы! А причастников ещё и с принятием Святых Христовых Тайн!

Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам, и даёт нам урок, – какое место в жизни христианина должна занимать вера в Бога. Этот несчастный отец привел своего сына: некуда ему больше идти, негде было искать помощи, и он приводит его к Богу, но не верует в то, что Господь исцелит его сына. «Если что можешь, то помоги нам» – говорит он, показывая своё неверие во Христа, в Божественную силу. Вера по нашему христианскому вероучению – есть прежде всего осуждение греха, отвращение от греха и устремление к Богу. И только при условии обращения человека к Богу, Господь приходит, прощает человеку всякие грехи, освящает его, и вводит в Свое Царство Небесное, в Пасху вечную. И милосердный Господь тот час же откликнулся на просьбу отца, когда тот осознал свое неверие, и всем своим существом уверовал в Божественную силу. Так и всякий человек, как бы он ни был далек от Бога, как бы он ни был порабощён любым грехом, страстьми, – если он осознает это, покается во грехе своем, очистит с себя всякие скверны плоти и духа, то непременно, Господь такового человека не оставит, Он доведет его до Царствия Небесного.

И поучительный урок дает нам сегодня вторая половина Евангельского чтения – наедине апостолы спросили Христа, –– они удивились, почему они не могли изгнать злого духа, ведь они же совершали чудеса до этого – исцеляли, изгоняли, и вдруг, здесь они ничего не могли сделать, над ними смеялись. Господь говорит им: «По неверию вашему, ибо сей род изгоняется только молитвою и постом». У злых духов тоже существует иерархия – есть младшие, а есть высшие, и Господь показует здесь, что веру непременно надо подкреплять. Потом апостолы осознали это, и просили у Господа, что бы Он умножил их веру, но в данный момент вера их ослабла, и посему они не могли изгнать этого злого духа. Господь говорит далее, что сей род изгоняется только постом и молитвою, – какой урок дает Господь всем желающим жить по христиански? Что вера укрепляется в человеке по средствам подвига поста, молитвы и покаяния, что пост имеет силу, если он будет сопровождаться покаянием и молитвой, и тогда он противостоит своей Божественной силой против всяких дьявольских козней, и одерживает над ними победу. И далее, Господь указует путь человеку к обретению полноты веры, и этот путь должен начинаться с осознания своей духовной нищеты, сокрушения о своих грехах, и просьбы к Богу в молитве, что бы Господь сохранил, защитил нас от этой духовной нищеты, которая, наверное, тяжким бременем давит на каждого из нас, что бы Он укрепил в нас веру, и научил нас молитве, что бы нам с вами не услышать от Него осуждающий глас «О, роде неверный развращенный, доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» – говорит Он тем, кто не верует в Него. И христианин призван своей жизнью – подвигом милосердия, прощения друг друга, – утверждать свою веру, очищаться от своих грехов подвигом поста и молитвы. Испрашивать у Бога силу и помощь в борьбе со всевозможными лукавыми напастями, и что бы до конца нашей жизни нам сохранить веру и преданность Богу нашему, Иисусу Христу, и Святой Его Церкви.

С праздником вас, друзья!

Отец Сергий Жиров05.09.2021
Неделя 11-я по Пятидесятнице
Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы

Дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, а причастников с принятием Святых Христовых Тайн, и с отданием Великого праздника Успения Божией Матери!

Читая Евангелие, мы с вами замечаем, что Господь наш Иисус Христос, проповедуя Евангелие, поучал народ примерами простыми, доходчивыми, понятными для каждого человека.

И в сегодняшнем Евангельском чтении, в притче, Господь уподобляет Царствие Небесное господину-царю, захотевшему сосчитаться со своими должниками, рабами. У этого господина было много облагодействованных им людей, но со временем люди забыли, кому и чем они обязаны. Пришло время, и господин потребовал вернуть долг. Был приведен самый большой должник, который был много должен царю, но нечем было ему заплатить. И господин повелевает отнять у него все имущество, и самое дорогое – детей и жену. И этот раб падает к ногам господина, просит его помиловать, отсрочить, говоря: «Верну весь долг», хотя милосердный господин знал, что он не вернет долга – нечем ему возвратить, и что он вопиет от безысходности, в отчаянии. И, тем не менее, он умилосердовавшись над ним, отпускает его, и прощает ему долг. Этот прощенный, вышел во двор господина, и встретил своего должника, который был должен всего мизер, 100 пенязей, как говорит Евангелие, но он не захотел простить, а стал его терзать и требовать, чтобы он вернул весь долг. Тот тоже просит его: «Подожди, верну», но он не захотел, а ввергнул его в темницу, пока не отдаст долга. Служители господина видели это, огорчились, и всё рассказали ему. Господин призывает этого помилованного должника и говорит: «Злой раб! Весь долг я простил тебе, потому что ты умалил меня! Не надлежало ли тебе помиловать и товарища твоего, как я помиловал тебя?». И повелевает слугам, ввергнуть его в темницу, пока не отдаст долга.

Эту притчу Господь заключает словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего ближнему своему согрешений его». Под Господином здесь понимается Отец Небесный, раздающий людям всякие блага. Должниками же являются все люди, в том числе и мы с вами. Бог даровал человеку жизнь, дарует нам и всё необходимое для жизни. Он укрепляет нас дарами благодати Духа Святого, все мы его должники. И этого долга мы никогда не в состоянии вернуть. А Господь хочет от нас, чтобы мы с вами, получив от Него доброе, делились бы этим добром с людьми, чтобы мы с вами, будучи богатыми в Боге, обогащали других. Он и не требует от человека многого, зная наши немощи, наши слабости. И взамен всех благодеяний, постоянно ниспосылаемых нам, всему роду человеческому, Господь хочет от человека – сердца, но сердца чистого, сокрушенного и смиренного. Сердца, исполненного милосердия и любви. И дабы нам с вами не уподобиться вот этому должнику злому, человек призван целожизненно трудиться над созиданием своего сердца, чистоты своего сердца. Созидание этой чистоты – есть созидание своего спасения. От избытка сердца говорят уста, от полноты сердца созидается жизнь человека. И что гнездится в сердце человека, то непременно будет проявляемо вовне. Взамен всех благодеяний, Бог хочет от человека только сердца, но сердца чистого и смиренного. Кроме многих дарований, Господь даровал человеку еще и чувства, и состояние святости: «Будьте святы», говорит Он, «как Свят Он, Отец ваш Небесный», «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Но, к сожалению, люди забывают о святости, о совершенстве, продолжая грешить и пребывать в беспечности. Мы с вами забываем, что Господь сатану, первейшего ангела, восставшего против Него, низвергнул в преисподнею, что первые люди в раю согрешили против Бога и были изгнаны оттуда, наказаны, что современники Ноя грешили и были наказаны, истреблены потопом, что грешили Содомляне, и были испепелены огнем небесным. И на страницах Священного Писания и Ветхого и Нового Завета, мы с вами находим множество примеров, назидающих нас и напоминающих нам о том, что Господь наказывает тех, кто преступает его заповеди, что от преступления заповедей Божиих страдает нарушитель-человек.

Господь даровал нам примеры дара милосердия: «Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный». Но в то же время Он предостерегает, что будет суд без милости над теми, кто в земной жизни не проявил милости к другим людям. Чувство милосердия – это величайший дар Божий, за который каждый из нас, каждый человек даст ответ перед Праведным Судией.

Господь даровал, вложил в сердце человека множество начал всего доброго, прекрасного, и мы с вами должны идти перед Богом. Мы забываем о том, что Господь терпит нас и милосердствует, а сами мы бываем немилосердны и не терпеливы, и Господь предостерегает, – что Отец Небесный, если вы не будете прощать друг другу, – Он поступит с вами также, как поступил с этим лукавым рабом, – вверг его в темницу.

Если Христос хочет от нас, чтобы мы с вами были милосердны ко всем людям, как Отец Небесный, то это полезно для нас с вами, это нужно человеку, это полезно другим, это делать должен человек во Славу Отца Небесного, исполнением Святых Заповедей Божиих.

Человек приуготовляется, соделывает сердце свое сосудом чистейшей благодати Божией, сосудом, который можно принести без стыда и угрызения совести в дар Богу, как отдаяние вечного долга.

И мы, как христиане, должны всегда помнить, что тот, кто милует других, – он непременно будет помилован Богом; что тот, кто прощает других, он будет непременно прощен Отцом Небесным и не только прощен, но и воздаянием такому человеку будет Царствие Небесное.

С праздником!

Иерей Сергий Гурдяев28.08.2021
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня праздник Успения Божией Матери, и мы вновь слышали вероятно один из самых часто читаемых за Божественной литургией евангельских отрывков. Повествование апостола и евангелиста Луки, которое, согласно уставу, всегда прочитывается в дни Богородичных праздников. Возвращаясь к одному и тому же тексту из раза в раз, мы часто сталкиваемся с тем, что перестаем обращать на него пристальное внимание своего ума и сердца. Но с другой стороны, так прочитывая, слушая его часто, – мы имеем возможность каждый раз замечать нечто новое, заставляющее нас задуматься и, возможно, измениться.

Итак, две сестры - Марфа и Мария - столь хорошо знакомы нам. Одна суетлива, но заботлива, другая же тиха, но внимательна. Порой мы примеряем на себя какой-либо из этих образов, чтобы понять, как же угодить Богу. В чем именно ошибка, или лучше сказать, недочет Марфы? В чем именно упрекает ее Спаситель? И какой урок мы можем из этого вынести?

Следует обратить внимание на слова Евангелия, которое говорит, что Марфа не просто заботилась об угощении, но именно «о большом угощении» (Лк. 10:40). И в словах Господа мы видим указание на то же самое, она не просто заботится и суетится, но суетится «о многом» (Лк. 10:41). Несомненно, мы можем вынести из истории сестер Марфы и Марии тот факт, что не стоило совершенно отказываться от заботы о гостях. И вполне возможно, что Мария тоже сделала все для этого необходимое, но не чрезмерно, и села у ног Христа, потому что именно это и было самой главной заботой для нее.

Но Марфа увлеклась, что часто бывает с нами. Порой, мы как будто забываем о том, что является наиболее важным в нашей вере, а что - второстепенным. Начинаем увлекаться различными традициями, историей и всем прочим, что само по себе безусловно важно, но без внимательного отношения ко Христу, а значит к ближнему, оно не имеет никакого значения. И порой нам кажется, что «вот сейчас я сделаю еще вот это, тут обустрою еще что-то поудобнее, а потом уж сяду у ног Иисусовых, и буду внимать тому, что Он говорит, тому чему Он учит». И как часто подобный ход мыслей становится самообманом, замкнутым в себе. Ведь всегда можно сделать что-то еще лучше, еще удобнее. А на главное так и не отыскать времени.

И не только мы не находим времени, но еще и упрекаем тех, кто находит время на самое главное в жизни. Или даже не упрекаем, но завидуем им. В то время как «одно только нужно»: сделать самое необходимое для жизни внешней, и предаться главному - общению с Богом, вниманию к нуждам ближних и внутренней жизни своего сердца. Это совсем не означает, что нужно бросить все бытовое: работу, семью, светскую жизнь. Нет, хотя Бог любит нас абсолютной любовью и ждет от нас того же, это отнюдь не означает, что доказать эту любовь можно бросив все то, что дорого и ценно. Это так же неправильно, как и пытаться доказать любовь к супругу или супруге, проявляя неуважение и безразличие к своим родителям. И лишь наполняя всю прочую жизнь Христом, мы можем действительно стать христианами, и как это парадоксально не звучало бы, можем действительно умереть для мира, как пишет апостол Павел, чтобы жить со Христом в Боге (см. Кол. 3:3).

Сегодня праздник Успения Божией Матери. Из нашей жизни и отношений человеческих мы знаем, что не всех зовут на погребение и похороны, а только близких людей. Мы с Вами имеем счастье быть членами семьи Господа Иисуса Христа. Мы имеем большое утешение и честь быть причастниками древней Христовой Церкви, которая и составляет семью Спасителя и Его Пречистой Матери.

И в этот день мы оказываемся в числе тех людей, которые предстоят одру Богородицы, взирают на Её сомкнутые очи и видят совсем не смерть, но успение. Ведь там, где должна была запечатлеться смерть, вновь воссияла жизнь. Дверь, через которую совершенная Жизнь пришла на землю, была также вынуждена пройти через врата смерти. И вновь мы в нашей семье предстоим гробу, из которого силою воскресшего Иисуса Христа воссияла жизнь. Вместе с учениками мы созерцаем Деву, ставшую Царицей неба и земли. Каждому верующему сердцу Она стала настолько близкой и родной, что мы называем Её не только Богородицей, не только Матерью Господней, но именуем Её и своей Матерью. И вместе со всей Церковью сегодня мы восклицаем: «О, дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лестница к Небу Гробом бывает. Веселись Гефсимания, Богородичен святый дом. Возопием верные, Гавриила имея чиноначальником: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подающий миру Тобою великую милость!»

Аминь.
 

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »