Проповеди

zhirov10.05.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Сергий Жиров.

В беседе с самарянкой, которую мы сегодня слышали при чтении Евангелия, Господь наш Иисус Христос научает нас с вами, как мы должны с вами поклоняться и молиться Богу. «Бог есть Дух,- говорит Он,- и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине». Когда мы с вами дома или в храме, стоя перед святыми иконами, изображаем себе крестное знамение, преклоняем перед ними наши колена, совершаем земные поклоны, возжигаем перед ними свечи, лампады, украшаем храм, когда мы совершаем поклонение, чествование только внешнее и наружное, такое поклонение не есть поклонение в Духе и Истине, и не есть это даже сама молитва, только внешняя принадлежность самой молитве. Тогда только эта молитва будет иметь цену, когда она будет выражением нашего с вами внутреннего духовного настроения, душевного стремления к Богу. Истинная, святая и спасающая нас молитва- это возношение ума и сердца к Богу, а в высшей степени это тогда, когда душа человека возносится к Богу, входит в тесное общение с Богом, беседует с ним и становится как бы един дух с Господом. И таким образом испытывает с ним не земное, а небесное блаженство и радость. Если мы с вами, молясь Богу, произносим молитву устами, но при этом не внимаем тому, что наши уста говорят, то как можем надеяться на то, что Бог будет внимать нашим молитвам. «Как ты хочешь,- говорит Блаженный Августин, -чтобы Бог услышал тебя, когда ты сам не слышишь, что перед Ним говоришь». Сам Господь осуждает таких холодных, ленивых, не внимательных к молитве. «Приближаются ко мне люди сии, устами и языком чтут меня, но их сердце далеко отстоит от меня, тщетно чтут меня».

Наши души развлекает во время молитвы эта суета, наши земные заботы, которым мы уделяем столько времени и сил, греховные помышления, все это от того, что мы приступаем к молитве без благоговения. Без предварительной подготовки к ней, молитва наша будет невнимательной и рассеянной, когда мы приступаем к ней после каких то дел, после пустых разговоров, плотских удовольствий, которыми наполнено наше воображение. Приступая к Богу, христианин должен спросить себя, напомнить себе, к Кому он приступает, чтобы излить перед Ним свои прошения, благодарения молитвословием. Приходя в храм Божий, христианин также должен напоминать себе, что храм- это место особо благодатного присутствия Божия, где с нами вместе невидимо молятся ангелы с небес, где Царь царствующих и Господь господствующих приходит за кладезем и датися вснедь веку. Господь повелевает нам поклоняться в Духе и Истине. Это не то, как мы с вами хотим, как умеем, но поклоняемся Ему в Истине так, как научает нас сам Бог своим примером, как установили Святые Апостолы, святые люди, как призывает нас , исполнять это святое дело Святая Церковь Христова. Бог есть Дух, как говорил Господь самарянке, Ему поклоняться надо в Духе и Истине. Что значит поклоняться Богу духом?

По большей части мы с вами поклоняемся Богу, собираясь в храме Божьем. Но поклоняемся ли мы и здесь ему в духе? Если наши молитвы не усердны, невнимательны и рассеяны, то даже если мы осеняем себя крестным знамением, но при этом не питаем чувства благоговения перед Богом, думаем совсем о другом, телом присутствуем в храме, а духом нашим путешествуем, находимся на торжище мира сего, то очевидно, здесь духа как раз то и нет, он не присутствует здесь. И, напротив, когда дух наш невидимо беседует с Богом, соединяется со всеми горними святыми силами, со всеми святыми, когда возносится от земли горе, от предметов видимых к невидимым. Становится един дух с Богом парит дух в мире духовном. Такая молитва есть поклонение Богу духом. Но поклонение Богу Духом тоже будет недостаточным, если в этом не принимает участие наше тело. Апостол Павел повелевает: «Прославляйте Бога в делах ваших и душах ваших». Мы с вами есть существа двухсоставные, состоим из тела и души и, следовательно, и то и другое должно молиться, должно поклоняться Богу. Если такое поклонение есть, то оно истинно и правильно, это то самое поклонение, которому научает нас сегодня евангельское повествование о беседе с самарянкой Господа нашего Иисуса Христа.
Аминь! !

Проповеди

shlenov10.05.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня те, кто находился на Божественной Литургии слышали читающееся сегодня Евангелие в котором рассказывалось о беседе Христа с самарянкой. Конечно, вся эта беседа достаточно глубока и поучительна для нас. В этой беседе были открыты многие и многие Истины, но наверное, самым основным был вопрос самарянки ко Христу «Господи, отцы наши говорили, что надо на этой горе поклоняться, а иудеи поклоняются в другом месте. Как правильно?».

И Господь ей отвечает: « Наступает время и нас тало уже, что не на этой горе и не на другой будут поклоняться Богу. Истиных поклонников ищет себе Господь. И истинное поклонение ему это поклонение в духе и истине».

И вот эти слова требуют вдумчивого поклонения, вдумчивого отношения к ним. Потому что просто так не понять, в чем же здесь глубина.

Самарянка обращается с вопросом ко Христу: « На этой горе или на другой?», другими словами, как ей правильно исполнить обряд. Ведь если правильно исполнить обряд, значит поклонение будет истинным.

На что Господь отвечает: « Нет! Дело совсем не в обряде, а дело в духовной жизни нашей». И как часто получается так, что мы похожи, может быть, на самарянку, которая ищет, как правильно совершить тот или иной обряд. И вся наша жизнь религиозная заключается в том, что мы каждый день исполняем тот или иной обряд.

Ведь если посмотреть на те молитвы, которые мы совершаем ежедневно, утренние и вечерние, ведь как порой наши мысли далеко отстоят от того смысла молитвы, который в ней начертаны. Мы можем витать своими мыслями очень далеко, больше всего в суете нашей житейской. Но мало у кого получается искренне и от сердца обращаться к Богу с теми самыми словами, которые у святых шли именно от их сердца. Ведь мы видим надписи авторов молитв. И Василий Великий, и Иоанн Дамаскин, и многие святые. Это были их слова, они их не где-то прочитали, это то, что шло из их сердца, из их души и они искренно изливали перед Богом эти слова.

Получается у нас также искренно или нет? Для простого примера можно взять исповедание грехов, которые каждый христианин читает вечером в рамках вечерних молитв. И давайте посмотрим, перечисляя эти грехи, действительно ли мы каемся в них, и действительно ли завтра мы исповедуемся перед Богом. Ведь эта исповедь почти не отличается от той исповеди, которую мы говорим перед священником в храме. В храме мы обращаемся к Богу, который невидимо стоит, приемля исповеданье наше, и в этих молитвах мы тоже обращаемся к Богу, прося простить наши прегрешения, а ведь, если мы просим простить, значит мы обещаем Богу больше их не совершать. Вспоминаем мы ли вообще, что мы каялись перед Богом? В осуждении в гневе, в зависти, во многом другом, что там написано. И получается так, что молитвы вечерние и утренние превращаются в обыкновенную вычитку. Мы читаем только глазами, почти это не доходит до сердца нашего, до разума и до души.

То же самое обстоит и с молитвами ко святому причащению. Часто это тоже для нас исполнение нужного правила, очередная вычитка и ничего более. Если бы мы действительно от души и от сердца обращались с этими словами к Богу, то мы не оставались бы теми же самыми в течении нескольких десятков лет. Хоть многие из нас причащаются с детства и причащаются до глубокой старости. И получается так, что изменений нет почти. Мы думаем, что причастие изменит нас механически. Вот мы вычитаем правило, последование, каноны, исповедуемся, причастимся, перед этим попостимся 3 дня и все.., будто мы должны стать другими. Но эти самые наши размышления опровергают сегодняшние слова Христа. Поклоняющиеся должны поклоняться в Духе и Истине, а не совершать какой-то обряд. А у нас даже в обряд превращается присутствие на Божественной Литургии.

Я уже несколько раз говорил, что не надо подходить к иконам, стоящим посреди храма во время Божественной Литургии. Слова абсолютно ничего не значат для людей, они продолжают подходить. Уже натянули ограждение возле этих икон, и то люди, которые часто ходят в храм, которые с детства находятся в церкви, подходят, ставят свечку и идут кланяться иконам. Это же опять обряд и не присутствие на Божественной Литургии. Мы привыкли их выполнять и выполняем их во множестве, и потому духовная жизнь еле еле тлеет в нас. Потому что искренних молитв, борьбы за эту молитву почти не осталось в нас.

Мы думаем, что все произойдет само собой, что Господь нас изменит. Нет, никогда это не произойдет, если мы всеми силами нашей души не попытаемся быть искренними перед Богом и обращаться к нему в Духе и Истине. Это значит вести духовную жизнь. Господь так и говорит «Бог есть Дух», и поклоняющийся правильно должен покланяться ему в Духе и Истине. А главное - наша духовная жизнь, потому, что наша душа, наше сознание определяют нашу внешнюю жизнь. Кто-то сказал: « Дух творит себе Бога», и это действительно так. Вся наша жизнь определяется тем, что есть внутри нас. Если мы раздражаемся, гневаемся, завидуем и осуждаем, это значит, в душе нашей страсти еще не искоренены. Поселились и никак не хотят оттуда исторгаться. И значит наши усилия нужны, и помощь божья нужна. И только тогда, когда будет наша искренняя молитва, может, даже неважно, какая она будет искренняя: словами, написанными в молитвеннике, или наши собственные слова, идущие из глубины нашей души. Если будет в нас сознание того, что присутствие на Божественной Литургии - это не просто обряд, а участие в Тайной Вечере нашего Спасителя.

Хорошо бы, конечно, перед тем как причаститься, прочитывать те слова Христа, которые Он говорил ученикам на Тайной Вечере, потому что мы тоже участники, и мы тоже в числе Его учеников, и мы тоже находимся во время Литургии в той самой Сионской горнице, после которой Христос пошел на Голгофу. И вся наша религиозная жизнь должна быть абсолютно искренним порывом к тому, чтобы возлюбить Бога и человека. И здесь нам абсолютно не хватит каких-то обрядов, которые установились, укоренились и порой в нашей душе стали выше всего в религиозной жизни, выше благословения священника, выше порой учения Церкви. Потому, что Учение Церкви говорит о том, что мы каждое воскресение должны приобщаться Святых Христовых Таин. А ведь нам трудно исполнить обряд, нам трудно прочитать каноны, попоститься, еще последование надо почитать. Очень всего получается много и из за того, что много, мы причащаемся редко. Опять становится обряд выше Христовых Таин.

Давайте подумаем над этим братья и сестры, давайте попытаемся понять, что духовная жизнь определит в конечном итоге и наше спасение, а не то каким образом мы совершили то или иное религиозное установление.

Наша душа вечна, наша душа спасается или погибает, и спасение это возможно только через жизнь души нашей и поклонение Богу в Духе и Истине.
Аминь!

Проповеди

zhirov24.04.2015
Воскресная проповедь
Отец Сергий Жиров.

«Мироносицы жены утру глубоку, представша гробу Жизнодавца, обретоша камень отвален от гроба, слышаху от Ангела : «Тецыте миру проповедати яко восста Господь, умертвивый смерть…»

Такими словами Святая Церковь свидетельствует нам сегодня да во все дни Лета Господня о святых женах мироносицах, которые первыми услышали эту всечеловеческую радость от ангелов о Воскресении Христа Спасителя и первыми увидели Его воскресшим, и стали проповедниками это великого даже для апостолов Чуда. Чтобы удостоиться такой великой чести от Бога нужны были особые заслуги, необходима было внутреннее просветление, прозрение духовного ока, необходимо была способность к созерцанию, готовность к принятию Воскресшего из мертвых.

И вот святые жены мироносицы и были теми самыми людьми, сердца которых были достойны этой величайшей радости от Бога, и Господь, по воскресении из мертвых, является им первым как бы в знак особой благодарности за их верное служение. Святые жены Мироносицы отличались живою и деятельною верою, верою, согретою великой любовью ко Господу. Они готовы были сидеть у ног божественного Учителя, забыв о еде, о своих домашних делах и слушать эти глаголы вечной жизни исходящие из уст Его.

Вспомним Марию, сестру праведного Лазаря, которая в словах Христа Спасителя нашла утоление своего жаждущего небесной истины сердца. Не призваные к апостольскому служению, подобно другим , ближайшим ученикам Христа, апостолам, святые жены мироносицы, исполненные глубокой преданности Христу Спасителю, оставили свои дома, родных и близких и везде следовали за Христом, учились у Него святой жизни, помогали Ему в деле Благовестия.

Святые жены мироносицы не оставили Господа и тогда, когда Он был предан на Крестную смерть. Они следуют за Ним на Голгофу, стоят с замиранием сердца, с глубокой скорбью, видят его страдания, Крестную смерть, снимают его со креста, полагают Его Пречистое Тело во гроб. Они безгранично и беззаветно явили свою любовь ко Господу и тогда, когда Его Пречистое Тело лежало во гробе. Они идут, чтобы помазать Его Тело ароматами.

В темной ночи мимо Голгофы, мимо окровавленных крестов, мимо снятых со крестов разбойников, брошенных здесь у подножия креста, мимо них идут и не боятся. Идут ко гробу божественного Спасителя, идут, не оглядываясь.

Вспомним Марию Магдалину. Она первая приходит в сад. Приникла ко гробу, стоит в недоумении, в глубокой скорби. Не только распяли, но и унесли ее Господа. «Господин! -обращается она к воображаемому садовнику- «если ты вынес Его, то покажи, где ты положил Его. Я возьму Его, отдай Его мне! Он мне дорог».

Жены мироносицы искали Господа и нашли Его. Нашли его воскресшим и нетленным, они явили собою самоотверженную и чистейшую любовь ко Господу и удостоились за это великой награды.

Еще до крестных страданий Господь говорил своим последователям: «Кто меня любит, тот будет возлюблен Отцем Моим и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». И теперь Господь исполняет свои обещания, по воскрешении из мертвых он является женам мироносицам, и с этой минуты до последнего дня своего земного бытия они стали первыми бесстрашными проповедниками этой величайшей радости Воскресения Христа из мертвых. Путь жен мироносиц, путь безграничной любви ко Господу, этот путь самый прямой и благонадежный, это путь к Богу. Да и может ли человек, искренне любящий Бога и посвящающий Ему и дела, и слова, и мысли свои, оставить Бога? Нет, не может! Он всю свою жизнь будет строить и продолжать строить по заповедям Бога и по учениям, и по правилам Святой Церкви. Для такого человека не надо каких либо доказательств истинности Евангельского учения. Он не сомневается в этом , он верит всякому слову, написанному на страницах Святаго Евангелия, он верит всякому слову, исходящему из уст Божиих Христа Спасителя, и с искренним сердцем он радуется светлому Празднику сегодняшнего дня, празднику Святой Пасхи, и в радостной надежде таковый человек ожидает своего воскресения после томления неизбежной смерти. И прославляя сегодня святых жен мироносиц, Святая Церковь призывает нас с вами подражать их глубокой вере и их следованию за Господом. Не взирая и не смотря ни на какие трудности, соблазны и искушения и беды, постигающие нас в земной жизни. И тогда мы с вами как истинные последователи Христа Спасителя не только здесь, на земле, всегда будем иметь в своем сердце радость Его Воскресения, но по исшествии этой жизни, окончании ея сподобимся причиститься в невечернем Царствии Его. «Ищите Господа Воскресшего»- говорит святитель Филарет Московский. Ищите Его с живой верою и деятельною любовью, ищите Его по примеру святых жен мироносиц, и тогда Он возлюбит вас и просвятит от чистоты сердца нашего, и во святом созерцании, и в чистой радости, и в блаженстве мирной совести Он явится вам Сам!
Аминь!

Проповеди

shlenov21.05.2015
Проповедь (Вознесение Господне)
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь празднует светлый и радостный праздник – Вознесение Господне. Сегодня, на Божественной Литургии мы с вами слышали рассказ евангелиста об этом событии. Евангелист Лука, уже заканчивая описание Вознесения, говорит нам, что апостолы с Елеонской горы возвратились в Иерусалим с радостию великой. Казалось бы, откуда радость? Ведь они разлучаются со своим родимым Учителем, ведь они так хотели всегда быть вместе, рядом с ним. Просили, чтобы сесть по правую и по левую руку. Так они любили, и вдруг- разлука, и вдруг во время разлуки посещает апостолов радость, которая некоторым кажется непонятной.

>Но ответ мы находим в одном песнопении, которое уже звучало сегодня на Литургии. Это кондак праздника, произведение очень поэтичное и красивое, и в нем говорится: «Еже о нас исполнив смотрение,/ и яже на земли соединив небесным,/ вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ никакоже отлучаяся,/ но пребывая неотступный,/ и вопия любящим Тя:\ Аз есмь с вами и никтоже на вы.» И вот, наверно, радость учеников была именно об этом «…и яже на земли соединив небесным,..» Небо и земля теперь вместе, они не чужды друг другу потому, что Сын Божий сошел к человеку, и человек Иисус сегодня был вознесен на Небо и нас Он зовет на это Небо, чтобы это небо сделалось нашим Домом, нашим пристанищем и нашим чаянием. Конечно, небо не как голубой небосвод, а Небо как та божественная реальность, в которой находится Господь и в которой пребывает сегодня и человеческое естество. Потому что с человеческой плотью Господь был вознесен на Небо. И теперь мы понимаем: если Небо и земля вместе, то и Господь вместе с нами тоже. Недаром этот кондак продолжается словами «…никакоже отлучаяся,/ но пребывая неотступный/ и вопия любящим Тя:/Аз есмь с вами и никтоже на вы.». И действительно, если мы вместе с Богом, то ничего уже не должно быть страшно для нас, и действительно радостью должно преисполняться сердце, как преисполнилось оно у учеников Христа тогда, когда Господь возносился с горы Елеонской. Вот эта радость о том, что небо близко, что Господь рядом с нами. Она всегда должна присутствовать в сердце человеческом, как бы нам не было трудно, какие бы искушения не выпадали на нашу долю. Но когда мы теряем эту радость, это значит мы перестаем быть христианами. Это значит, что мы не исповедуем, что Небо рядом с нами, и Господь близ нас, около каждого из нас. Потому что невозможно жить рядом с Господом, идти в царство небесное, почитать Небо своей отчизной и быть в унынии, быть в отчаянии, и не понимать, что Господь близ нас и ведет каждого из нас по жизни. Вот если будет в нас это осознание, тогда и легче нам будет идти, потому что только стоит призвать Господа, и он тут же откликается. Ни одна просьба, ни одно слово наше не остается не услышанным. И если мы боремся со своими грехами, если идем к Небу, а туда и зовет нас Господь, то стоит призвать Господа, и будет радостен и этот путь тернистый.
Аминь!

Проповеди

shlenov24.04.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Евангелие нам говорит, что в то время, когда Христа взяли под стражу, когда римские воины издевались над Ним, когда Его возносили на крест, то ученики испугались и убежали. Это был страх, самый настоящий страх за свою собственную жизнь, за свое будущее, страх перед иудеями, что люди станут изгоями общества, если вдруг их увидят вместе со Христом.

Но совершенно иначе вели себя женщины, которые были вместе со Спасителем. Они присутствовали, когда над Христом издевались, когда Его возносили на крест.

Евангелие говорит нам, что жены, стоя вдали, видели, как все происходит. И они же участвовали в погребении Спасителя. Пришел Иосиф просить тело у Пилата, и тут же появляются женщины, которые приходят наутро, что бы совершить все положенное над усопшим в этот день.

Но рядом мы не видим учеников. И как отличается поведение этих женщин и тех людей, которые были вместе со Спасителем, которые слышали все его притчи, которые видели чудеса, которые были на Тайной Вечери и сами признавались, что уже веруют, что Иисус от Бога исшел и идет к Отцу.

Евангелие говорит нам об одном слове, которое очень характеризует этих женщин. Евангелист Марк говорит, что эти жены служили ему, когда Он был еще в Галилее. Наверное, это слово стало определяющим в поведении этих Жен Мироносиц. Сам Христос говорил, что он пришел не для того, чтобы ему служили, но для того, чтобы послужить и отдать душу свою во искуплении за многих.

И христианская жизнь, если она по настоящему христианская, это всегда служение. Муж собственной жене служит, жена своему мужу. На месте общественной деятельности тоже мы должны служить ближнему нашему. И кто бы в какую бы ситуацию не попал, это самое служение определяется самым христианским поведением по отношению друг к другу. Недаром, еще в недавнее время в нашей стране , любую деятельность, любую работу называли не работой, а службой: «я пошел на службу» и совершенно не случайно богослужение в церкви тоже называется службой, потому, что здесь мы учимся служить друг другу. Но ведь не только в храме служба, ведь не только среди друг друга мы должны проявлять наши христианские чувства. Выйдя за стены храма мы должны нести туда все, чему мы научились здесь, все, чему учит нас Евангелие, Богослужение, Святоотеческое наследие.

Мы должны таким образом устраивать свою душу, чтобы жизнь наша превращалась в служение. Это очень трудно сделать без любящего сердца, потому что, если человек любит, если есть в его сердце эта великая добродетель, то и служение всегда исполняется легко, а если нет любви в нашем сердце, значит нужно очищать душу от греховных страстей, которые не дают Благодати Божьей, а следовательно и любви почивать на нашей душе и в нашем сердце.

Вот поэтому именно женщины, возлюбившие от всего сердца Христа, его слова были так верны ему до конца. Они служили ему, в какую бы ситуацию он не попал. Они не знали о его Воскресении, но именно им явился Христос первым. И именно они возвестили апостолам о Воскресении Христа. Апостолы даже не поверили сначала этому и сами вынуждены были удостовериться. И вот за верность и служение этих женщин, мы и сейчас вспоминаем их через века, через тысячелетия, как верность Христу, как служение ему и служение друг другу.
Аминь!
Христос воскрес!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »