Иерей Алексий Крикунов04.11.2020
Празднование Казанской иконе Божией Матери

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с великим Праздником в честь Казанской иконы Божией Матери - события, важного для нашего народа и нашего государства.

Некоторые исторические вехи особенно важно рассматривать и знать глубину их таинственных событий для того, чтобы иметь ясное представление своего личного предназначения в истории нашего народа. И нужно сказать, что история явления Казанской иконы Божией Матери начинается в 1579 году, когда она была обретена, а буквально через несколько десятилетий, уже известная чудотворная икона эта Казанской Божией Матери участвует в событиях, очень трагических в истории нашего народа, когда началась смута и поляки захватили Москву и разоряли все окрестные области возле Москвы, принуждая многих православных людей к инославной вере, к различным непотребствам и многих умерщвляли. И вот неожиданное событие происходит: кажется, ничего не предвозвещало и не могло воспрепятствовать полнейшей гибели России. Вдруг святейший Патриарх Ермоген, находившийся в заточении, дает благословение! Этот праведник, находясь в муках, дает благословение русскому ополчению выступить против иноземцев и восстать в защиту своей Отчизны. Другому праведнику в сонном видении (это архиепископу Суздальскому) открывается видение, что из-за того, что все ополчение наложило на себя строгий пост и усердно молилось о победе над врагами, русской земле даровано освобождение от этого ига и Москва будет освобождена. Вот эта история, очень памятное событие, мною кратко изложенная — она имеет некоторые свои исторический уроки, которые нам нужно было бы знать.

Вообще историю трудно постигать, потому что она имеет 3 уровня познания. Первый, самый простой уровень — это знание хронологической последовательности событий и умение их как-то анализировать. Второй, более высокий уровень знания истории — он открывается, когда анализируется связь с нравственным состоянием народа или человека, в связи с которым происходят те или иные события. И, наконец, самый высший уровень знания и понимания истории — это когда человек проникает в тайны духовных законов, которыми и управляется мир, созданный Богом. И здесь вдруг неожиданно открывается совершенно иная картина. Так, древний пророк однажды произнес некую удивительную фразу. Он говорит: «Во благословении правых возвысится град, усты же нечестивых раскопается». Таинственное изречение древнего пророка открывает тайну закона, по которым возвышаются и разрушаются целые государства, общества, возвышаются и умножаются племена и народы, или, например уничижаются, сокращаются и гибнут. В нашем представлении по известной логике государство создается и управляется силою, могуществом, тиранией, властью, богатством, красотою, изяществом искусств или науки. И вдруг древний пророк говорит, что «во благословении правых возвышается град»! Здесь указывается на то, что наличие праведников в том или ином народе уже благотворно сказывается на всем народе. И есть еще необычное добавление - «благословение правых». Святые не только правильными советами, направляют волю народа к созидательной жизни, но и благословением. То есть всяким добрым словом, добрым советом, направлением к действию. Этим управляется и приводится к благочинию жизнь общества и, несомненно, к благоденствию. Совет и доброе благословение — оно начинается с родительского и завершается священническим и Божьим благословением, которое посылается тем, кто испрашивает его. И, несомненно, среди благословения праведного никогда вы не услышите никакого дурного или неприличного слова, в отличии от нашего нынешнего времени, где, как страшная зараза, распространяются самые отвратительные мерзкие слова. И здесь нам открывается закономерность: так же происходит и разрушение многих, даже самых могущественных царств и цивилизаций, о чем этот же пророк говорит: «усты же нечестивого раскопаются».

Кажется, малозначительная вещь — слово. Но усты нечестивые разрушают всякую нравственность очень быстро. И поэтому мы должны знать, что ни землетрясением, ни наводнением, ни огнем и мечом, ни коварством и хитростью падают и разрушаются государства, а от нечестия и зловредного беззакония и распространения пороков в обществе. Вот вам один из законов важных, который раскрывает древний пророк. И в другом месте другой пророк говорит еще об одной истине, важной для нас. Он сказал так: «Правда возвышает язык, умаляют же племена греси». Это тоже несколько неясное, но очень верное слово, изъясняющее точный закон: правда, если она существует в народе, и она не просто произносится, но возвещается и утверждается как некий принцип и закон в народе, то этот народ может возвышаться, укрепляться и жить в благоденствии, в счастье и в достатке. Как только нарушаются законы правды, то всякое общество - народ, племя, государство приходит к завершению своего бытия и разрушается в конец. Здесь даже есть некое указание, что племена умаляются из-за грехов. Посмотрите, как ясно и четко определена причина демографии любого народа и его исчезновения лишь именно тогда когда увеличиваются в народе грехи, общество становится способным истреблять само себя. Несомненно что тут есть тоже некая особенность в понимании. Бог, Который определил законы правильной и праведной жизни, несомненно, промыслом Своим управляет весь мир. Мы видим в истории - многие величайшие цивилизации гибли и падали, потому что этот закон в действии всегда. Народ или общество само себя наказывает тем, что отходит от правды и начинает нарушать и приводить в бесчиние свою жизнь. И когда начинают распространяться пороки и преодолевают страсти, тогда народ сам себя фактически вводит в область бедствия, потому что такой закон установил Бог. Всякий, отступающий от правды, становится в область страдания и скорбей. И вот, в отличии от человека, всякого, в отдельности взятого, который может получит возмездие и награду в этой жизни или в иной, будущей жизни, государство есть собрание каких-то людей или общества в одно единое управляемое сообщество. Оно является земным организмом, и его особенностью является то, что нечестие людей в этом обществе получает возмездие еще в этой жизни - в этой временной, земной структуре управления, которая именуется государством, потому что оно не имеет возможности перейти в вечность. И поэтому по законам, согласно которым управляется жизнь в государстве людей, оно получает возмездие от пороков, наказания, от всяких бедствий именно в этой жизни. И в этом особенность: во всяком обществе, в котором происходит развитие добродетели, и где народ держится правды, утверждается истина несомненно, потому что истина и правда не могут жить в отдельности.

Для нас, живущих сегодня, должно быть понятно, что и нам всем предстоит особая забота - хранить себя и своих детей от этого нравственного растления и посылать молитву к Богу о спасении нашего народа, потому что многократно история показывала, что когда молился весь народ усердно о спасении, то всегда получал помощь.

Сегодня мы, празднуя это событие - память прославления иконы Божией Матери Казанской, имеем еще раз возможность подтвердить не только перед нашими предками, но и помочь нашим потомкам укрепиться в истине, что не оставлена Россия, и Покров Божий и доныне пребывает над ней.

Еще раз поздравляю с этим праздником, желаю вам помощи Божьей, мира и благоденствия!

Протоиерей Олег Шленов01.11.2020
Неделя 21-я по Пятидесятнице

Дорогие братья и сестры!

Сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали притчу Спасителя о сеятеле. Господь часто обращался к своим слушателям в форме притчи. И однажды он обратился к ним с таким рассказом: вышел один сеятель сеять на свое поле семя, и одно семя упало при дороге, налетели птицы и поклевали его, и оно не принесло никакого плода. Иное упало на каменистую почву, не смогло дать корня и засохло. А некоторое упало на добрую почву и принесло обильный плод. И когда Христос остался с учениками наедине, без народа, они спросили Его, что же означает эта притча? И Господь объяснил им, что семя — это Слово Божие, и семя, которое упало при дороге, не выросло потому, что дъявол похитил его. Упавшее на каменистую почву не смогло дать корня. Вроде бы росло, вроде бы появился росток, но так как нет основания — оно засохло. Иное еще упало в терние и не смогло пробиться сквозь эти сорняки, потому что заботы и суета этого мира не дали возрасти Слову Божиему в сердце человеческом. А упавшее на добрую почву упало в доброе сердце и принесло многий плод.

И казалось бы, что нам об это говорить? Сам Спаситель перед Своими учениками раскрыл смысл этой притчи. Но можно посмотреть на нее немножко по-другому, если вспомнить слова Спасителя, которые являются как бы продолжением этой притчи. Однажды Он сказал: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода». И конечно же, здесь говорится о том, живет человек для себя или нет. И живущий для себя, только по своим желаниям, по своим хотениям, естественно, никогда не может принести никакой плод, потому что это противоречит любви. Любви, которая всегда живет не для себя. А ведь о Любви, о христианстве, о Божественной Любви все Евангелие! Вся жизнь Спасителя, все Его слова! И только тогда, когда человек умирает для себя и живет для другого, вот только тогда в сердце человеческом произрастает тот самый плод, о котором говорится в притче. Можно сказать, что Божественной Любви противоречит эгоизм человека, собственное «Я», которое не дает никак возрасти Любви в нашем сердце. Для себя мы живем или нет? Есть у нас эгоизм или нет? Как трудно бывает порою нам это вовремя понять! Ведь, казалось бы, и стараемся вроде все для ближнего, и порою из кожи вон лезем, чтобы наш ближний понял нас или научить его, а происходят конфликты, происходят разделения, происходят непонимания… И все это оттого, что мы не понимаем, что в нашем сердце, глубоко внутри, мы хотим так, чтоб исполнялись только наши желания, наши стремления, и наше «Я» торжествовало. Порой бывает так, что наш эгоизм подпитывается даже христианскими подвигами: мы можем много молиться, мы можем класть поклоны, мы можем соблюдать все, мы можем даже регулярно исповедоваться и причащаться, но не замечать того, что происходит в нашем сердце, не замечать, как мы думаем о себе, а может, даже и не думаем, но глубоко, в подсознании, у нас шевелится понимание, что мы не такие, как прочие человецы — грешники, мытари, блудницы. И это дает повод нам опять возвыситься и понять, что мы-то правильно живем. У нас-то и есть грехи, но, может быть, небольшие, да и те на исповеди мы все сказали. И вот такие чистые дущою выходим, и вдруг ни с того, ни с сего, происходят конфликты, происходят ссоры и непонимания. И плачем мы, и страдаем, и не понимаем, что же происходит? А ведь ответ здесь, он прост: мы не умерли для самих себя, чтобы жить для другого. А ведь в этом и заключается Любовь — та Любовь, о которой говорит Христос: когда зерно умирает, то производит многий плод, а когда оно не умрет, то остается одно.

Вот будем помнить, братья и сестры, об этих страшных словах Спасителя. И будем понимать, что если есть еще у нас с ближними непонимание, конфликты и разделения, то, может быть, виноват наш эгоизм, виновато наше собственное «Я», а не тот ближний, которого мы хотим научить жить, пусть даже по-христиански.

Аминь!

С Праздником!

Иерей Алексий Крикунов25.10.2020
Неделя 20-я по Пятидесятнице

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днем!

Сегодня Святая Церковь чтит память Отцов VII Вселенского Собора. И всем вам, наверное, будет радостно знать, что некогда Святые Отцы православной Церкви, ограждая Церковь от множества различных лжеучений, смогли отточить истину вероучения христианского не просто умозрительно или вникая глубоко в богословский смысл христианского учения, но они практически в своей жизни исполнили закон Христов и подкрепили его истинной святостью своей жизни, ведь Они оставили нам самое важное учение из своего опыта. Пройдя такую духовную жизнь, они открыли духовные законы и принципы, по которым всякий человек должен стараться жить, желающий спасения. В частности, они подтвердили ту истину, что заповеди евангельские, данные нам самим Богом — они не являются неким высоким идеалом, который недостижим. Человеку нужно хоть как-то на него равняться. На самом деле они утверждали, что заповеди Христовы являются ничем иным, как свойствами человека, которыми должен украшаться всякий человек. И именно исполнение заповедей Божиих и может человеку дать право носить имя «человек достойный».

Святые Отцы открывали законы, которые особенно важны для всех нас, начинающих и знакомящихся с духовной жизнью, которую Святые Отцы раскрыли во всей полноте, сию тайну и многие принципы открыли в своих учениях. Самый важный принцип для нас, который мы должны уяснить — это то, что мы можем вполне свободно, без всякого тщательного исследования, начать свою духовную жизнь. Святые Отцы сказали, что начало духовной жизни лежит через видение множества своих грехов. И настолько это важно, что от человека Бог не требует никакой жертвы, кроме той, которую Он указал: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»». И не потому Бог не требует от человека никакой другой жертвы, что не хочет, но потому, что человек и при всем желании не может приносить иной жертвы Всевышнему, если не приобретет верою «дух сокрушен». «Дух сокрушен» для человека важен не потому, чтобы человек, глядя на множество своих грехов, унывал, но для того, чтоб он узнал, кто он такой на самом деле и чтобы он узнал, кто он без Бога. И по этой причине Бог не требует никакой жертвы иной от человека изначально, только именно эту. И Святые Отцы утверждали эту истину многократно во всех своих творениях, настолько, что считали величайшим благом приобретение человеком видения множества своих грехов, настолько, что говорили — это является первыми ступенями исцеления души человеческой от всех тех страстей и неправильных, ложных взглядов и мнений человека о себе. Так, преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что «первым признаком начинающегося исцеления души является видение множества своих грехов». И множество других законов открывают Святые Отцы, показывая, что Евангельские законы имеют истинное влияние на душу человека и могут изменить его кардинально. Если человек не видит этих перемен и остается, как и прежде, то человеку необходимо снова возвращаться к первой ступени. Вероятно, что он и не познал еще основы спасения.

Другие удивительные законы Святые Отцы открывали многие стороны духовной жизни, я скажу еще об одном. Все мы в этом мире имеем стойкие и различные проблемы: скорби, болезни, страдания. Мы все проходим через эту школу воспитания нашего духа, и человеку порой трудно понять, какова причина всех испытаний, которые обрушиваются на него, кажется, совсем неожиданно. Святые Отцы, в частности, преп. Иоанн Лествичник, говорит: «Никакой человек не сможет принять правильно свою скорбь и правильно ее понести, если не узнает, что она его собственная». То есть глубокое видение Святых Отцов таинственное состоит в том, что наши скорби являются ничем иным, как нашей собственностью, подаваемой Богом, для исцеления нашей души. И поэтому наши болезни, скорби и несчастья являются ничем иным, как следствие нашей неправедной жизни. Наши скорби обусловлены внутренним состоянием нашей души. Когда человек не принимает этого — он отвергает то лекарство, которое предлагает ему Бог.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днем, желаю вам помощи Божией! Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн.

Отец Сергий Жиров01.11.2020
Неделя 21-я по Пятидесятнице

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником, с воскресным днем!

Сегодня мы читаем Евангельскую притчу о сеятеле семени (Лк., 8:5-15). Это первая притча, которую сказал Господь, и все мы с вами ее прекрасно знаем. Вышел сеятель сеять семя свое: одно упало на дорогу, другое на каменистую почву, третье в терние, и только четвертое принесло плод. И из всего сказанного видно, что только небольшая часть семян принесла плоды. Те, которые упали на дорогу, погибли. Те, которые упали на каменистую почву, взошли, но засохли. Другие были заглушены тернием, сорняком. И только те семена, которые упали на хорошую почву, принесли плоды. В деле же Евангельской проповеди слов-семян Божественного Слова, которые не пропадают, а приносят плоды, гораздо меньше. Большая часть людей, нас с вами христиан, плохо внимает слову проповеди. Читая слово Божие, Евангелие, они мало уделяют внимания тому, что прочитали, а тем более усвоили, и не прикладывают к жизни своей. Другие обращают внимание на проповедь, слово Божие, но забывают его. Третьи, прочитав, не думают о том, будучи рассеяны своими житейскими заботами. И только, наверное, небольшая часть людей, внимая слову Божию, со всяким тщанием начинает работать над собою, над устроением своей души, подготовляя себя к Царствию Небесному. Поэтому так мало спасающихся и так много погибающих! Господь Иисус Христос закончил проповедь словами: «Кто имеет уши слышать, да слышит». Все мы с вами имеем уши, братья и сестры! Когда играет музыка — мы слышим. Когда поют песнь — мы тоже слышим и даже быстро запоминаем, и потом порой так трудно убрать это из сознания! Когда ведутся пустые, мирские, ненужные греховные разговоры, мы тоже заостряем свой слух и внимаем им. Когда же проповедывается слово Божие, когда мы его читаем — все это по большей части мы с вами пропускаем мимо своих ушей. Чтобы услышать слово Божие, усвоить его, нужен особый слух, слух духовный. Нужно доброе, благое произволение человека. Господь этими словами - «кто имеет уши слышать, да слышит», делает человеку грозное предупреждение. От того, как мы с вами будем принимать слово Божие, какие мы с вами принесем плоды в жизни, зависит наша с вами вечная загробная участь. И надо слышать, слыша слово Божие. Сердце человека должно устрояться в Церковь здесь, устрояться в добрую почву. Почва не должна быть камнем или тернием, где всякое слово Божие погибает. Услышав слово Божие, прочитав его, надо стремиться не пропускать его мимо своих ушей. Надо стремиться к тому, чтобы не дать забыться слову Божию всевозможными нашими мирскими развлечениями. Не дать погибнуть, быть заглушенным слову Божию нашими житейскими какими-либо заботами. Сколько у нас забот? Очень и очень много. «Над каждым днем давлеет злоба этого дня» (Мф., 6:34), - говорит Господь. Эти заботы бесконечны у каждого человека, сколько существует человечество. Но при решении наших земных проблем и забот мы не должны забывать о своей душе, о том, что главная цель нашей земной жизни — это спасение души. И много должен человек прилагать стараний в исполнении заповедей Божиих.

Работайте над собой, заставляйте себя исполнять заповеди Божии, чтобы принести эти духовные плоды, да посеять в сердце семя Евангельских добродетелей! И не только посеять их, но взрасти и принести плоды этих христианских добродетелей. Это те самые преиспещренные одежды, которыми каждый из нас призван украсить свою душу во время земной жизни. И украсив жизнь свою Евангельскими добродетелями, мы с вами должны уйти из этой жизни, наследовать милостью Божией Царствие Небесное!

С праздником еще раз всех вас, друзья!

Отец Сергий Жиров25.10.2020
Неделя 20-я по Пятидесятнице

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем!

И желаю тем, кто сегодня причащался и впредь, кто будет причащаться - чтобы эта величайшая святыня Тела и Крови Христова утверждали бы нас в вере православной и вере в то, что нас с вами ждет вечная жизнь. И сегодня во святом Евангелие (Лк., 7:11-16) Господь подтверждает это говоря о том, что самое страшное и неизбежное бедствие в жизни каждого человека — это смерть. И, если мы внимательно слушали Евангелие, то наряду со словами: «Не плачь!» тут же звучат чудодейственные слова Христа Спасителя: «Юноша, тебе говорю, встань!». Мертвый тотчас поднялся, сел и стал говорить. И отдал Иисус его матери его.

Почему же Господь воскресил этого юношу, сына бедной наинской вдовы? И эта вдова названа бедной не потому, что она была бедная, она была знатная в этом городе женщина и богатая. За бедными людьми много народа не ходит, а за ней шло множество народа. А бедной она была названа потому, что горе у нее случилось. Как и сейчас у кого-то горе случится, мы говорим «бедный человек». Почему Господь воскресил этого юношу? Ведь рано или поздно он все равно же умрет? К чему такая отсрочка? И в этой отсрочке, как чудодейственное действие Христа Спасителя, заключается наша с вами христианская вера в воскресение всех людей по всемогущему слову Божьему, по гласу Архангела. Смерть, по слову Господню, обязательна для всех людей. Не была она исключением и для святых. Даже Чеснейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, Матерь Божия, тоже вкусила смерть. Сам Господь Иисус Христос по человечеству тоже принял смерть нас ради, нашего ради спасения. И вот своими такими чудесами, своим преславным воскресением из мертвых Господь утверждает всякого верующего человека в воскресение всего рода человеческого. И здесь нет ничего удивительного, скажем мы с вами, ибо Он Господь и в Его власти, в Его силе жизнь и смерть каждого человека. И Он воскрес, но Он же Бог. И такими примерам во время своей земной жизни Господь открывал и показывал роду человеческому свою силу и свою власть. Он воскрешал из мертвых, говорят нам святые евангелисты. И евангелисты указывают нам только трех человек, которых воскресил Господь из мертвых. Это сын наинской вдовы, дочь Иаира и праведного Лазаря. Но на самом деле было воскрешено гораздо больше людей. Вспомним, когда к Господу пришли ученики Иоанна Крестителя и спрашивали Его: «Ты ли тот, который должен прийти?», Господь им говорит, во множественном числе: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют», значит Господь воскресил гораздо больше людей. Никакой евангелист не ставил своей целью описать все земные события и чудеса Христа Спасителя. Они только показывали нам, что Господь воскрешает, что Он исцеляет, и их гораздо больше было. Господь воскресил этого юношу бедной наинской вдовы, чтобы нас с вами уверить в воскресение всего рода человеческого. И, зная это, верующий человек уже должен смотреть на смерть как на рождение в жизнь вечную, в жизнь новую и бесконечную. Как зерно падает в землю и дает рост и новые плоды, так и душа посмертно идет на небо, а тело идет в землю, из которой оно взято, чтобы потом восстать и воскреснуть. И воскреснут все люди для вечной жизни.

И на примере воскресения умерших, на примере сегодняшнего воскресения Христом Спасителем сына наинской вдовы будем утверждаться и радоваться прислушиваясь к Символу веры, где говорится: «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века. Аминь». И это воскресение будет для всех людей. Мы с вами, как христиане, должны готовиться к этому дню всячески здесь, утверждаясь в вере православной и всячески исполняя Евангельские заповеди, чтобы, уйдя из этой жизни, наполнить уже здесь на земле, свою жизнь всяческими христианскими добродетелями, которые послужат нам только к одному — ко спасению душ наших.

С праздником вас, друзья!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »