Проповеди

shlenov09.09.2018
Неделя 15-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, на Божественной литургии было прочитано Евангелие, в котором рассказывается, как один законникспрашивает у Христа: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 36-40).

Весь огромный свод законов Ветхого Завета Господь свел всего к двум заповедям. Действительно, только любовь делает человека подобным Богу. Наверное, у каждого из нас бывают минуты, когда к нам приходит осознание того, что именно эту заповедь мы не выполнили до конца. Конечно, мы можем где-то смириться, как-то перетерпеть и помочь своему ближнему, можем еще что-то сделать, но, по большому счету, той любви, которую заповедал нам Господь, в нашем сердце еще не достаточно.

И вот приходим мы к Господу с мыслями: «Господи, что же нам еще сделать для того, чтобы Твоя радость, Твое Царство засияли в нашей душе?». Но оказывается, что Божественная любовь – это дар Божий человеку, который подается ему в церкви.

Преподобный Силуан Афонский однажды сказал: «Никто не может понять, что такое любовь Божия, если это не будет открыто ему Духом Божиим». Именно в Церкви живет Святой Дух и Он открывает нам, что такое любовь и поэтому мы можем говорить о ней. Здесь, в Церкви, подается нам дар Божественной любви, которую приобрести мы можем только тут.

И пример Божественной любви явлен,прежде всего, нам Самим Христом, Который сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15, 13-14).

И вот мы стоим с вами на Литургии и слышим слова о Теле и Крови Христовых: « Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. Пийте от Неявси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яжеза вы и за многия изливаемая...». Господь желает соединиться с человеком намного ближе, чем мы можем представить себе. Это потому, что Он любит нас, Он хочет быть в общении со своим лучшим творением. Именно для этого Господь заповедует нам эти слова: « Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. ПийтеотНеявси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая..», чтобы мы стремились соединиться с Ним всем своим существом.

Если мы приходим на Божественную литургию, если мы причащаемся Тела и Крови Христовых, то Божественная любовь входит в наши сердца. Если мы стремимся быть со Христом, если мы причащаемся Тела и Крови Его, то не может не быть в нас Его Божественной любви.

Поэтому, братья и сестры, давайте постараемся почерпнуть из этого божественного источника то, что еще так недостает нашему сердцу – той самой Божественной любви, чтобы было по слову Господню: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13, 35).
Аминь!

Проповеди

lihonin02.09.2018
Неделя 14-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня многие православные люди объединяются в молитве перед началом занятий маленьких детей в школах, повзрослевших – юношей и девиц, в высших учебных заведениях, но читая строки Священного Писания, мы понимаем, что учению открыты сердца каждого верующего человека, независимо от его возраста. Более того, Господь каждого человека предуготовил к постоянному обучению, к постоянному росту, как духовному, так и в мудрости.

Сегодня в молитве вы слышали очень важные слова о том, что Господь дарует премудрость всем взыскующим ее, как даровал некогда Соломону. Ветхий Завет говорит нам об этом удивительном человеке, превознося силу и человеколюбие Божие, преизобильноизлившиесяна царя Соломона.Каждый человек безграничен в своем познании, нет границ совершенства человека. Именно поэтому все святые отцы, говоря о развитии человека, крайне предостерегают от каких-то промежуточных размышлений о достигнутом. Когда путь бесконечен, то Господь благословляет любое начинание человека. Если мы помним, что человек – вершина творения, совершенство творения, то понимаем, что он не может делать выводы об успешности или не успешности своего продвижения в каждом проявлении познания премудрости, в овладении какими-либо знаниями. Преподобный ПаисийСвятогорец приводит удивительный пример о познании человека.Большие познания он сравнил с подъемом на высокую гору, так как чем выше человек поднимается, тем больший горизонт предстоит перед человеком, тем больше непознанного перед ним открывается, ведь у самой вершины он видит необъятные просторы, до которых он порой и не в силах добраться, освоить. Все открыто человеку. И молясь сегодня, прежде всего за школьников и студентов, которые приступают к учению, мы, несомненно, молились за каждого верующего человека на любом пути его познания. Неважно, чему обучается взрослый человек. Он может обучаться вождению автомобилем, изучать иностранный язык, но, за чтобы не брался человек, все ему подвластно.

Очень интересные слова доходят до нас от святителя Иоанна Златоуста при его обращении к константинопольской пастве. Святитель говорит о том, что как только человеком начинает овладевать гордыня, она как якорьвтыкается в землю, в дно морское и корабль останавливается. Также и человек останавливается в своем продвижении, так как им овладевает гордыня.Те успехи, которые мы допускаем, конечно же полезны нам, но мы должны помнить, что успехи каждого человека должны быть направлены прежде всего не на самого человека, а на общество, его окружающее. Именно тем, как человек реализует свои навыки, умения, способности, таланты в обществе, он исполняет волю Божию.

Вспомним, Адам заботился о целом эдемском саде. По большому счету, ему для пропитания было достаточно двух, трех деревьев, однако, его ведению, заботе, вниманию был вверен громаднейший сад. Насколько громаднейший, ну вот современные карты нам показывают расстояние между двумя реками – Тигр и Евфрат. Зачем это было Адаму? В человеке, в первом человеке, Бог заложил такую черту, как забота каждого человека обо всех других и об окружающем мире.

Способности каждого человека должны вкладываться в мир окружающий. Будучи точно такими же, как и Адам, венцами творения, каждый верующий человек, все мы.испрашиваем у Господа Бога благословение на обучение и. также, направлять наши таланты, способности, знания, мудрость на мир, который вокруг нас.

Мы должны быть сродни свече горящей, которая освящает не только самою себя, но и окружающее пространство. Будем светить ярко, и дорога наша будет видимой и понятной. Будем пребывать во мгле, дорога будет непредсказуемой, порой страшной.

Желаю каждому верующему человеку и тем, кто сегодня был здесь объединен совместной молитвой, и тем, кого Господь незримо объединяет сегодня молитвой с нами, а также каждому человеку - совершенствоваться, а плоды нашего совершенствования - были бы полезны для всех, окружающих нас.
Аминь!

Проповеди

shlenov12.08.2018
Неделя 11-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня, на Божественной литургии, мы с вами слышали Евангельское чтение, в котором Господь рассказывал притчу о приобретении Царствия Небесного.

Один человек должен был одному богачу очень много денег и когда тот захотел посчитаться со своим должником, то тому нечем было платить, и ему грозила продажа всего имущества, членов семьи и продажи самого себя в рабство доуплаты долга.

Тогда должник возопил к тому, кому был должен: «Государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу» (Мф.18, 23). И государь простил ему его большой долг, проявив милость к нему и его семье. Дальше мы слышим в Евангелии: «Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (Мф.18, 27-30).

Об этом доложили «государю» и он разгневался на прощеного им должника и наслал все кары на него. Конечно, нам понятен смысл этой притчи: Господь нам все прощает, какие бы грехи мы не совершали в жизни. Нет такого греха, который бы нам не был прощен в покаянии на исповеди, когда мы припадаем ко Христу в слезах раскаяния о своих прегрешениях и больше не возвращаемся к ним. Господь все нам прощает.

В жизни, особенно между близкими людьми, бывают ссоры, обиды, долги и мы не всегда прощаем своим обидчикам, своим должникам, в то время, как Господь нам все прощает. Часто речь идет даже не о прощении какого-то конкретного проступка нашего ближнего, но часто просто о не принятии этого ближнего со всеми его немощами и со всеми его недостатками. У каждого из нас есть свои достоинства и недостатки, свои прегрешения, но мы с вами не замечаем своих слабостей, а начинаем судить и рядить за слабости тех, кто вокруг нас. Делаем мы так потому, что видим недостатки ближнегои видим, что он отличается от нас, но тем самым мы вредим своей душе.

У нас может не быть большого порока, тогдамы не видим в себе плохого и кажемся себя чистыми внутри, но при этом нас может одолевать гордыня, самолюбие. Диаволу только этого и надо от нас, чтобы мы были безупречны в своих глазах, превозносились над другими и все, больше ничего и не нужно. Душа наша уже поражена греховной болезнью. Все это так портит нашу жизнь.

Ведь всякая жизнь, и семейная, и общественная, и межгосударственная, сводится к тому, что мы не можем принять другого человека с его немощами. Совсем по другому поступает Господь, Он принимает нас такими, какие мы есть.

Часто наши немощи обусловлены разными вещами: наследственностью, болезнью, травмами детства и многим другим.

Как бы было хорошо, если бы мы помнили и понимали, что Господь любит нас всякими и нам надо уметь принимать своих ближних, все им прощать.
Аминь!

Проповеди

shlenov28.08.2018
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем Успение Божией Матери. Мы с вами знаем, что в каждом храме самое большое количество икон посвящено Божией Матери.

Божья Матерь держит на руках Своего возлюбленного Сына и этот образ уже два тысячелетия является символом той самой Божественной любви, которая и привела Христа на землю.

Это образ той самой материнской любви, которая призвана отдавать. Мы знаем, что Божия Матерь догадывалась, что никогда ее возлюбленный Сын не будет принадлежать Ей. Еще святой праведный СимеонБогоприимецпредрек Богоматери, когда Младенец Христос был принесен в храм: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». (Лк. 2, 35). Многие толкователи Евангелия считают, что Праведный Симеон пророчествовал Ей о том, что тот нож, оружие – это и скорбь, и печаль, и горе, которые Она переживет в своем сердце во время Креста и страданий Ее возлюбленного Сына.

Мы знаем, что на праздник Пасхи Мария и Иосиф с двенадцатилетним Иисусом отправились из Назарета в Иерусалим. По окончании праздника Иосиф и Мария пошли домой, Отрок же Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария не заметили этого, так как думали, что он идет с родственниками или другими детьми. Обнаружив, что Иисуса нигде нет, они вернулись в Иерусалим. Только через три дня они нашли Иисуса в храме. Оказалось, что Иисус сидел среди учителей и разговаривал с ними на равных, что приводило всех в изумление. Пресвятая Мария подошла к Нему и сказала: «Сын Мой! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я, с великой скорбью искали Тебя?» (Лк.2, 48). На это Иисус ответил: «Зачем же вам было искать Меня?Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк.2, 49). Тогда Иосиф и Мария не поняли Его слов, но Мария сохраняла в душе своей все, что Он говорил.

В Евангелии есть и другой пример, когдаПресвятая Мария переживала за Своего Сына: «Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне. Желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? И кто братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне и брат, и сестра, и матерь» (Мф.12, 46-50). Божья Матерь понимала, что и Ее любовь и любовь Ее Сына в том, чтобы отдавать Себя другим.

Мы с вами пришли на этот праздник Божией Матери, чтобы тоже ощутить Ее любовь, Ее заступничество за каждого из нас пред Сыном, ощутить Ее материнскую любовь и любовь Ее Сына. Материнскую, именно потому, что на Кресте Господь Иисус Христос усыновил нас всех Своей Матери в лице Иоанна Богослова, когда сказал: «Се, Матитвоя», – а Матери сказал: «Се, сын Твой». С Креста весь род человеческий Христос усыновилСвоей Матери. С тех пор мы с вами являемся сыновьями и дочерьми Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Богородицы. Все мы призваны к обожению. И Божия Матерь нам в этом помогает и не оставила нас даже по Своем Успении.

Дай Бог, чтобы и наша любовь не истощалась, а Божественная любовь и материнская любовь Божией Матери нас не оставляла. Ведь, как говорил апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор.13. 1).
Аминь!

Проповеди

shlenov05.08.2018
Неделя 10-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии мы слышали о том, как Иисус Христос исцелил бесноватого отрока по просьбе его отца. Отец этого отрока приходил до этого к ученикам Христа, к апостолам, но они не смогли ему помочь.

После того, как Иисус изгнал беса из отрока, ученики приступили к нему и спросили: «Почему мы не могли изгнать его?» (Мф.17, 19). На что Иисус отвечал им: «…по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17, 20-21).

Давайте задумаемся, братья и сестры, и мы о том, какова наша вера в Господа Иисуса Христа. У большинства из нас, наверное, складывается в душе так: мы признаем то, что Господь Творец и Промыслитель, мы знаем, что Он слышит наши молитвы, иногда Он помогает нам в каких-то наших просьбах. Также мы знаем, что Он обещает загробную жизнь, где праведным Он даст войти в Царствие Небесное, а грешников ждет ад.

И вот, для того, чтобы услышаны были наши молитвы, чтобы была лучше наша загробная участь, мы приходим молиться в храм, исповедоваться, причащаться, мы соблюдаем посты, читаем утренние и вечерние молитвы и, по возможности, исполняем Божии заповеди.И казалось бы, вот и все это есть самое главное в нашей вере.

Но как же порой все это оказывается ошибочным. Господь говорит в Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; … И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин.14, 12-14).

Еще Господь научает: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк.4, 8).

Если же следовать Господу Иисусу Христу, Его словам, Его делам, то надо посвятить свою жизнь Ему одному. Ведь апостолы оставили все ради Христа и ходили в проповеди о Нем, свою жизнь изменили ради Христа, отдали себя на служение Христу и Его Церкви.

Нет и ни одного святого, который бы жил одними своими желаниями. В их сердцах горела такая любовь, которая не могла оставаться внутри и должна была излиться на Бога и ближних. Христианская жизнь – это жизнь для тех, кто окружает нас, это жизнь для всего мира, но не для себя.

Когда Господь говорит: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19. 16), то это не значит - просто раздать то, что у нас есть, нет. Эти слова о жизни не для себя лично, а для других, о жизни по христианской любви. Такова была жизнь самого Господа Иисуса Христана земле. По любви к каждому человеку он отдал Самого Себя на страшные мучения, на крестную смерть.Вот такова должна быть наша вера.

Чтобы понимать это, нам надо чаще обращаться к Евангелию. Мы читаем Евангелие, можем что-то процитировать, но по сути, как малоиз него мы что-то исполняем.

Ведь Евангелие –так глубоко, так как к нам, напрямую, обращается сам Бог Отец.Он говорит устами Сына Своего, Господа Иисуса Христа: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его…Видевший Меня видел Отца»(Ин.14, 7-9). Но как часто эти слова остаются нами не услышанными, как часто слова Христа не касаются нас, потому что мы не хотим отдавать самих себя. Нам хочется, чтобы наши прошения к Богу исполнялись, наши молитвы были бы услышаны, так как нам хочется жить хорошо и здесь и там, после смерти нашей. Именно поэтому такой пустой и унылой бывает наша вера. Мир не знает радости в любви, в той любви, которая наполняет душу, которая дает радость отдачи себя другим.

Всем вам – мира, радости, покоя в преддверии Царствия Небесного.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »