Проповеди

shlenov09.12.2018
Неделя 28-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами на Литургии слышали евангельский рассказ об исцелении Христом согбенной женщины. Все это происходило в синагоге. Перед нами женщина, у которой, по–видимому, было какое-то заболевание позвоночника и она не могла выпрямиться. Господь исцеляет эту женщину, возлагая на нее руки. После исцеления согбенной женщины происходит следующее: «При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк.13. 14).

Господь отвечает на обличение начальника синагоги: «…лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк.13.15-16).

Казалось бы, это событие произошло давно,и что поучительного мы можем из него для себя взять? На самом деле, в этом рассказе мы видим самое главное, видим то, что происходити по сей день с человеком, и с нами, в том числе.

В Ветхом Завете иудеи очень внимательно исполняли все обряды, заповеди, закон, который был дан Богом Моисею. Со временем этот закон оброс толкованиями и ко времени Христа иудеи исполняли закон и заповеди во всей их полноте. Особенно внимательны были к этому фарисеи:каждое слово закона должно быть исполнено, каждая заповедь должна быть выполнена и ничто не должно быть нарушено.

Но что произошло из-за этого? Из-за буквального исполнения всего закона и заповедей, вера людей стала формальная, иудеи перестали ждать того самого Спасителя, Который избавил бы их от вечной смерти и даровал бы им вечную жизнь. Ко времени Пришествия Господа Иисуса Христа евреи уже стали ждать политического лидера, который бы избавил их от власти Римской империи.

Когда же пришел на землю Христос, то они не узнали в Нем Мессию, а распяли Его на Крестном Древе. Так случилось потому, что за внешним исполнением закона иудеи перестали видеть ту самую его суть, о которой говорил Христос,а именно, что самое главное в законе – это любовь к Богу и любовь к ближним, и эти заповеди, пожалуй, нельзя разделить, это одна заповедь о любви.

Сейчас, похоже, и мы больны тем же самым, что тогдашние иудеи. Мы исполняем то, что предписано Церковью, мы исполняем обряды, но, одновременно, исполняя это, мы почти не меняемся. Человек может быть двадцать и тридцать лет в Церкви, может регулярно исповедоваться, причащаться, соблюдать посты, но, при этом, внутренне оставаться тем же самым, без изменений, что и до прихода в храм. Бывает даже, что человек становится еще хуже, чем был. Почему так происходит, об этом мы должны с вами задуматься.

Дело в том, что, часто, исполняя обряд, мы совершенно, как те самые древние иудеи, не смотрим на суть того, что делается. Вот сейчас настал рождественский пост, мы все внимательно соблюдаем его в пище, но скажите, кто то из нас старается исполнить пост в отношении к людям? Потерпеть, смириться, не сказать грубого слова, не поддаться какому-то искушению –ведь почти никто не следит за этим. Но ведь пост, он для того, чтобы мы менялись и менялись в отношении к ближним. Происходит это потому, что мы за внешней формой теряем смысл того, что делаем.

Возьмем молитву. У многих я спрашивал об одном отрывке из молитв ко Святому Причащению.Спрашивал, о чем говорится в этом отрывке и почти никто не мог дать мне ответа. Какой же из этого вывод? Мы произносим слова молитв только устами, а сердце н душа наши где-то далеко от этого. Там, в молитве, просьба о прощении грехов, просьба о помощи в трудных ситуациях, о помощи в борьбе с нашими страстями, но увы – мы молимся только устами своими.

Исповедуясь, мы вроде бы говорим о наших грехах, но где наше настоящее покаяние, где наше изменение? Приходим опять на исповедь и говорим то же самое. Где же наше покаяние? Осталась только форма, без наполнения сутью. Мы стараемся регулярно причащаться Святых Христовых Таин и видим в этом только свое собственное освящение, ту благодать, что нам дается. Но ведь Причащение – это Таинство не только для каждого из нас, но как говорится в молитве ходатайства: «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие, и ни единого нас в суд или во осуждение сотвори причаститися Святого Тела и Крови Христа Твоего»

Это значит, что соединившись с Духом Святым, мы должны быть вместе все соединены, в одну общину, в одно Тело. В этом смысл Евхаристии, ее смысл и в той самой любви, которая является главнейшей добродетелью и без которой ничего в мире не бывает.

Поэтому, братья и сестры, будем внимательнее к этому относиться, чтобы исполняя обряды, мы не теряли их глубокий смысл, чтобы мы помнили о том, что наше спасение зависит только от отношения к нашим ближним и ни от чего более.

Святой апостол Иоанн Богослов учит: «Кто говорит: ‘я люблю Бога’, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4, 20-21).

Конечно,христианство все о любви, конечно и все обряды мы обязаны исполнять, в Таинствах участвовать, но чтобы нам не уподобиться иудеям из сегодняшнего евангельского чтения, давайте видеть смысл того, к чему мы приступаем. Это и пост, как воздержание, в первую очередь, от всякого зла по отношению к нашим ближним. Это и молитва, к которой мы приступаем, которая должна быть внимательнее, идущей от самого сердца, которая, хоть и написана не нами, но каждое слово этой молитвы должно быть нам близко и дорого, как бы нами написанными. Это и участие в Таинствах Причащения и Исповеди с сокрушенным сердцем. И тогда обязательно в нас будут перемены. Вы думаете, что исполнение обрядов, участие в Таинствах изменит нас само по себе, но мы видим, что этого не происходит. Значит, нужны и наши усилия для того, чтобы мы менялись, чтобы в нас воссияла самая главная добродетель, о которой говорит Христос, это – любовь.
Аминь!

Проповеди

shlenov25.11.2018
Неделя 26-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии мы свами слышали притчу о милосердном самарянине.

На вопрос законника: «А кто мой ближний?», Иисус Христос ответил притчей: «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10, 26-37).

Как христиане, мы с детства воспитаны на этой притче. Мы знаем, что необходимо нам делать добрые дела, мы знаем, что нужно помогать людям, которые оказались в трудной ситуации. Иногда мы действительно это делаем с желанием, иногда заставляем себя это делать, как исполнение заповедей Христа, или делаем по каким-то другим причинам.

То есть – это есть в нашей жизни. Но речь в этой притче идет немножко о другом. Так апостол Павел однажды сказал такие слова: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13, 3-8).

А это означает, что суть нашей веры совсем не в том, чтобы все раздать, совсем не в том, чтобы быть благотворителем, как бы странно это не звучало. Вся суть нашей веры в той самой любви, о которой говорит апостол Павел. Если будет в нашем сердце любовь, то помощь нашим ближним станет абсолютно естественным делом, это просто будет выражением того, что находится у нас внутри. Тогда не надо будет нас заставлять, объяснять, доказывать что-то, нет. Мы сами будем с радостью откликаться на помощь ближним в их затруднениях. Это будет совершенно естественное движение нашего сердца. Вот так стяжать любовь – это совсем другое дело. Всю нашу христианскую жизнь надо положить на это. Это, конечно, дар Божий и этот дар может стяжать тот,кто живет благочестиво, тот, кто участвует в Таинстве Евхаристии и в других Таинствах, не формально, тот, кто борется со своим эгоизмом. Ведь как часто наш эгоизм не дает благодати Божией почить в нашей душе и нашем сердце.

Будем помнить, братья и сестры, об этом, потому что без любви никакие добрые дела нам не помогут, без любви в нашем сердце не может быть и речи о какой-то христианской жизни. Мы живем, мы постимся, мы молимсятолько ради одного, ради Божественной любви, которую нам дарует Господь при соединении с Ним. Любви, которая не раздражается, не завидует, не мыслит зла, которая радуется о правде, которая всегда отдает самого себя ближнему. Вот в этой самой отдаче, в служении ближнему сердце наше радуется и чувствует счастье.
Аминь!

Проповеди

shlenov11.11.2018
Неделя 24-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы в Евангелии, прочитанном на Божественной литургии, слышали рассказ о том, как Господь изгнал из одного человека огромное количество демонов, которые назвали сами себя легионом, так их было много.

«И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло (Лк.8, 31-33).

Беснование, это особое состояние человека, когда злая сила настолько одолевает его, что человек не может своей волей что-то делать в своей жизни. У бесноватого не остается выбора, так как та сила, которая находится в нем, говорит его устами и творит через него свои дела.

Мы знаем, что Господь победил диавола, разрушил ад, и беснование уже происходит очень редко, только по попущении Божьем.

Мы знаем, а кто и видел, как происходят в наше время отчитки, какие молитвы читаются при этом. Часто бывает, что на отчитки посылаются люди совсем и не бесноватые, а просто больные, которые нуждаются в лечении.

Но все-таки в наше время меньше бесноватых. Преподобный Антоний Великий рассказывает нам, как человек порою попадает в дьявольские сети. Святой Антоний,всю свою жизнь проведший в монашестве, на своем собственном опыте знал, что такое беснование. И вот он говорит: « Мы видим птиц, летающих по небу, но нам никак не возможно этих птиц достать или поймать. Ловцы же расстилают сети по земле, рассыпают приманку и птица попадает в эти сети. Вот так действует и диавол».

Мы с вами имеем и силы, и все возможности, чтобы избежать влияния на нас этих злых духов. Преподобный Ефрем Сирин произнес однажды такие слова: « Я имею все силы, чтобы избегнуть дьявольских уз, но не хочу этого. Я имею все возможности обойти эти сети, но почему то оттягиваю время это делать».

Действительно, если мы посмотрим внимательно на самих себя, то увидим, как часто мы сами соглашаемся с этими дьявольскими искушениями, с его прилогами, с его действиями на нас. Мы соглашаемся сами, никто нас не заставляет этого делать. Ведь дьявол не в силах нас что-то заставить делать, он может только нам что-то предложить. И, как часто мы соглашаемся!

Если мы возьмем нашу страсть, например, гнев, то, казалось бы, у нас есть все силы сдерживать его, ведь в обществе мы совершенно не проявляем его, то есть на работе, в храме мы можем сдерживать гнев. Но стоит нам прийти домой, в семью, то тут самое незначительное слово, какая то малость, вызывает наш неудержимый гнев, раздражение такой силы, что тут подумаешь, что злая сила постаралась на славу.

Но повторяю еще раз, что это только наше произволение, это наш выбор так себя вести.

В преодолении этого нам и нужно постараться, ведь Господь зовет нас в Царство Небесное, которое может быть уже и здесь, на земле, которое приносит радость, мир и покой в души наши в Духе Святом. Чтобы достигнуть этого мира и покоя, нам надо не идти на поводу темных сил, нам надо стараться с Божьей помощью преодолевать эти искушения и тогда действительно Царство Небесное придет в силе в нашу душу.

Все зависит от нас самих, так как у нас есть силы, у нас есть помощь Божья и требуется только наше произволение к тому, чтобы прийти ко Христу.
Аминь!

Проповеди

shlenov18.11.2018
Неделя 25-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, еще совсем недавно мы с вами слышали евангельский рассказ о том, как Христос воздвиг из мертвых единственного сына вдовыНаинской. Сегодня мы тоже слышали рассказ о воскрешении дочери начальника синагогиИаира. Мы знаем еще одно воскрешение – это когда Иисус воскресил четырехдневного Лазаря. Все эти чудеса, по учению святых отцов, были лишь прообразами главного события, когда Христос Своей смертью попрал смерть и Своим Воскресением даровал нам всем жизнь.

Мы произносим эти слова: «Смертью смерть поправ», мы слышим как в Церкви торжественно звучат слова о победе над смертью, но в то же время в своей жизни видим, что смертьвезде. Смерть также торжествует: умирают и старые, и молодые, и младенцы. Смерть не щадит никого. Каждый раз, такой глубокой болью, отзывается в нашем сердце разлучение со своими близкими и любимыми людьми.

Как же совместить это, как же нам понять победу над смертью Христа? Мы конечно понимаем, где-то в глубине души, что будет всеобщее воскрешение, что душа наша вновь соединится с телом, что будет Второе Пришествие Господа Иисуса Христа, но думаем, что все это будет когда-то очень не скоро. Сейчас же,мы видим, что смерть присутствует между людьми также, как она торжествовала до Пришествия Христа.

Давайте обратимся к Священному Писанию, давайте посмотрим на тех людей, кто своей жизнью засвидетельствовал верность Христу.

Так апостол Павел написал однажды: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил.1, 21). Не для красного словца произносил он такие серьезные слова – «смерть – приобретение».

Значит, чувствовал апостол Павел что-то, что не можем почувствовать мы. В другом месте он произносит: «… имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1, 23). Он желает разрешиться от этих земных уз, от своего тела и быть вместе со Христом.

Однажды Господь сказал окружающим Его людям: «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк.9, 27).

И действительно, мы знаем, что это было в жизни святых, но может быть и у нас были такие моменты, когда Господь посещал нашу душу, когда вдруг такой мир воцарялся в душе, что внешнее казалось нам не таким уж и важным.

Если человек вкушает Царствие Небесное уже здесь, на земле, а не где-то там, после нашей кончины, если человек находится в Царствии Небесном уже здесь, на земле, то у него и отношение к смерти совсем другое.

Мы не знаем, что будет после разрешения наших тел, только какие-то намеки имеются у нас. Мы говорим о том, что происходит с душой в третий, девятый, сороковой день после смерти. Но апостол Павел писал: ««Мы видим как бы через тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу, теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13, 12).

Ясно, что смерть для праведника – это приобретение. Недаром в нашем церковном календаре память святых отмечается по датам смерти, а не по дням рождения. В этом есть какой-то тонкий смысл, когда человек разрешается от этих земных уз, то приобретает гораздо большее, чем находясь в них.

Будем помнить об этом.братья и сестры, будем помнить о том, что только когда Дух Святой, благодать Его воцаряется в нашем сердце, только тогда мы можем правильно, по христиански отнестись и к своей смерти, и к смерти наших близких.
Аминь!

Проповеди

shlenov04.11.2018
Неделя 23-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии,в этот праздник Казанской иконы Божией Матери была прочитанапритча о богатом и Лазаре. Хотелось бы внимательнее посмотреть на смысл этой притчи. Жили два человека, один был богат, прекрасно пиршествовал, проводил в достатке свою жизнь, а другой – нищенствовал. Как нищий, он лежал у ворот дома богатого, желая напитаться остатками пищи с его стола.

И вот, они оба, умирают. Вдруг бывший богач, находясь в аде, видит нищего Лазаря после смерти на ложе Авраамовом. Богач обращается к Аврааму: «…отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк.16, 24-31).

В этой притче очень много смыслов. Конечно, в первую очередь, нам открывается смысл, о котором сказано у апостола Павла: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6, 7-8).

Эта наша земная жизнь является определяющей для жизни вечной. Если мы будем стараться исполнять здесь то, что говорит Господь Иисус Христос, исполнять слова Божии, то будем мы после смерти на том лоне Авраамовом, о котором говорится в притче. Если же мы будем презирать ближних своих, то нам будет уготовано место мучений.

И, конечно же, притча говорит об идее Божественной справедливости, которую мы не найдем в этом мире, когда действительно, богатые и жестокие находятся на вершине этого мира, а праведные и добрые - внизу земного мира.Положение тех и других изменится, когда наступит жизнь вечная. Об этом тоже говорится в притче.

Есть в ней и смысл о значении веры в жизни человека, о том, что не чудесами дает нам Господь веру, ведь Он мог творить чудеса бесконечно, но, более того, Он творит эти чудеса, которыми наполнена наша жизнь, заметными лишь при внимательном к ним отношении. Мы же видим, что и у нас и у тех, кто нас окружает, вера не увеличивается, по большому счету.

Вера возникает от слышания слова Божия, от того, что мы в сердце впускаем это Божье слово и стараемся жить по нему. На самом деле, никакие чудеса никогда и никого не приведут к Богу, но приведет то самое движение сердца, которое открывается доброму и вечному участию Бога в нашей жизни.

Самый же главный смысл этой притчи – смысл о не любви. Если мы знаем, что есть притчи о любви, это притча о добром самарянине, это притча о блудном сыне, то в притче сегодняшней мы видим богача, у которого совершенно отсутствует чувство любви по отношению к ближним.

Лазарь лежал у его ворот довольно долгое время, богачу, и ходить то никуда не надо было, только перейти двор и накормить голодного, нищего Лазаря, помазать маслом его струпья, то есть поучаствовать в жизни Лазаря, но нет, никакого движения сердца к состраданию ближнего у богача, только упоение своим богатством, своим величием. У него было такое увлечение своей зажиточной жизнью, что он не допускал в свою жизнь и мысли о положении бедствующих, нищенствующих людей. Но получается, что он верил в благополучие своей жизни всегда, но без любви, без страха, без веры в Бога и Его Промысл о каждом человеке здесь, на земле и там, после смерти.Нам надо понять, что только любовь к Богу и нашим ближним, это одно может привести нас к спасению, а после смерти на то место, на котором оказался Лазарь.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »