Проповеди

shlenov14.05.2017
Неделя 5-я по Пасхе,
о самаряныне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии мы слышали Святое Евангелие, повествующее о беседе Христа Спасителя с самарянкой Фотинией у древнего колодца, ископанного в пустыне еще праотцем Иаковом. И, как говорит апостол Иоанн Богослов, Иисус Христос, «утрудившись от пути, сел у колодца». Ученики удалились в город за пищей и, в это время, к колодцу подходит женщина из Самарии набрать воды.Иисус просит у нее дать Ему пить и начинается разговор самарянки и Иисуса.

Наверное, нет смысла излагать всю эту беседу, тот, кто пришел вовремя на Литургию, те слышалиЕвангелие. Хочу обратить лишь ваше внимание на одно место.

Когда женщина узнала, что перед ней не просто путник, но Тот, Кто провидел всю ее жизнь и сказал ей:«правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе…» (Ин.4, 17-18), то она воскликнула: «Господи! Вижу, что Ты пророк» (Ин.4, 19).

Затем эта женщина самарянка обратилась к Нему с вопросом не житейским, не бытовым, а спросила, где должно поклоняться Богу – на горе или только в Иерусалиме?

Господь отвечает ей очень серьезно: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4. 20).

И вот здесь, братья и сестры, есть очень серьезный момент, на который нужно очень пристально обратить внимание – это вопрос о том, на каком месте, на какой горе надо поклоняться Богу, то есть какие внешние действия в религии будут правильными.

Господь же открывает ей Самого Себя как Мессию и говорит: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4, 24). Такое понимание было новым для людей того времени, ведь иудаизм как раз придерживается и определенного места поклонения и правильных молитв в нужное время.

Господь же говорит слова, которые и сейчас трудно истолковать, несмотря на то, что прошло уже 2000 лет с того времени, и многие пытались это сделать. Но как часто порой бывает, наше религиозное сознание возвращается к этим самым временам, и мы тоже начинаем думать и спрашивать: « а как же правильно поклоняться, когда и сколько, и что стоит за всем в храме и в самих молитвах?».

В наших молитвах встречаются трудные для понимания места и вот, я взял небольшой кусочек молитвы подготовительной ко Святому Причащению, и стал обращаться с вопросом к близким мне людям, что же означают эти слова? Я обращался не только к мирянам, среди вопрошаемых были и семинаристы, и священники. Так вот, никто из них не мог правильным образом понять эти слова. На самом деле, не так уж и много надо было прилагать усилий для понимания того, что говорит молитва, ведь можно было найти русский перевод этих молитв или попытаться самим осмыслить, но нет, мы продолжаем просто читать молитвы, даже не понимая их смысла. В итоге, молитва получается как абсолютно механическое действие, которое не касается нашего сердца.

Пойдем дальше. А знаем ли мы Божественную литургию? Понимаем ли мы, что означают слова Евхаристического канона и что за ними стоит: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще?». Не каждый сможет ответить на этот вопрос.

Другой вопрос: «Почему мы причащаем младенцев?». Что это для нас -чисто внешнее действие для того, чтобы Господь дал силу и здоровье, и благополучие нашим малышам?

Многие ли могут объяснить, что такое Таинство Соборования, кроме того, чтосемь раз нужно помазаться маслицем. И вот таких моментов в нашей Церкви очень и очень много. Большей частью мы не можем понять, чтоже скрыто за священнодействиями, за молитвами, что они означают и получается так, что только внешне молимся и внешне воспринимаем Таинства Церкви, не задумываясь об их смысле и содержании.

И поэтому на первый план встает вопрос, какже правильно поступить. Что внешнее сотворить такое, чтобы снискать милости Божией?. И вот, опять и опять, мы слышим в храме беседу Иисуса Христа с женой самарянской, в которой говорится, что Богу надо поклоняться не в том или ином месте, не теми или иными действиями, а поклоняться в духе и истине. Может, у нас с вами не хватит времени полностью понять смысл Божественной литургии, сделать понятными для понимания все наши молитвы, может мы не осознали всего этого. Но, братья и сестры, в глубине нашего сердца должно жить ощущение, что Господь рядом с нами, что Он близко к сердцу человека не только в этом храме, но и вне его стен, а значит - можно обращаться к Нему от сердца, из глубины своей души искренно и истинно. В нашем устроении есть составляющая, которая может быть «лицом к лицу с Богом». Бог может быть нам близок так, как даже не близок к ангелам. Еще важно понимать, что Господь не где-то вовне, ближе к солнцу, а Он внутри, в сердце нашем. Недаром апостол Павел говорит: «разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3,16). В другом месте: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога и вы не свои?» (1Кор.6,19).

И вот это искреннее и сердечное осознание того, что мы ходим пред Богом, как говорил Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.(Ин.15,15), должно приводить нас к мысли, что во всем мы должны изливать душу пред Господом и помнить, что каждый наш шаг, каждый наш вздох, каждое наше действие, более того, и грехи наши - пред очами Божиими, потому что Он близ находится и никогда Он не отойдет от нас, мы сделались Ему настолько своими, что Он отдал Сына Своего Единородного,дабы каждый из нас не погиб, но был спасен: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3, 16-17).
Аминь!

Проповеди

shlenov07.05.2017
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленом

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее Евангелие повествует нам о чуде исцеления расслабленного. В Иерусалиме была купель, которая находилась рядом с храмом. Эта купель имела название Вифезда, что значит «дом милосердия. Вода купели имела чудодейственную силу — Ангел Господень один раз в год сходил в купель, возмущал воду, и первый окунувшийся в эту воду выздоравливал от любого недуга. Здесь находился расслабленный, недвижимый по причине своей болезни, которая продолжалась уже тридцать восемь лет. Этот больной не мог сам приблизиться к купели, но много лет надеялся, что сила Божия поможет ему, что Бог его не оставит.

Милосердный Господь, видя лежащего, спрашивает его: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин.5, 6). В ответ больной страдалец говорит: «Да, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода…» (Ин.5, 7). Ответ его заключает терпение и кротость, в нем нет ни тени ропота на жестокость и бессердечие окружающих.

Тогда Господь говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин.5, 8).Тотчас по Его Слову расслабленный почувствовал себя здоровым и сильным и, взяв свою постель, пошел. Давайте, братья и сестры, повнимательней посмотрим на этого болящего, у которого тридцать восемь лет тело расслаблено, и тридцать восемь лет, как он сказал Иисусу Христу: «… не имею человека, который опустил бы меня в купальню», а значит, в течение долгих десятилетий этот человек ощущал глубокое одиночество и может оно было более сильным, чем те физические страдания, которые выпали на его душу.

«Нехорошо быть человеку одному» (Быт.2, 18), - говорит Господь Богперед сотворением Евы.То есть, сам Господь говорит о том, что человек в этом мире не должен оставаться один. Только грехопадение людей разрушило связь не только между Богом и человеком, но и людей друг с другом, С этого момента одиночество вошло в этот мир и Христос приходит, по Его же словам, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино. Каждый человеки сейчас ощущает это одиночество. Многие окружены по жизни десятком людей, многие находятся в эпицентре внимания их семей и детей, но как часто одиночество наваливается на нас и скорбным становится наше сердце от этого осознания, как часто даже христианин ощущает, что он одинок и нет человека, которому можно открыть свою душу и свое сердце.

Блаженный Августин писал: «Бог сотворил нас для Себя, и дотоле мятется сердце мое, доколе оно не успокоится в Боге моем». Поэтому, тот, кто с Богом, никогда не должен чувствовать себя одиноким. Господь Иисус Христос и приходит для того, чтобы мы были вместе с Ним. Именно потому Он создает для насЦерковь, чтобы от единого Тела и Крови Его причащающимся можно было бы соединиться друг с другом и с Духом Святым.

Одиночество не должно быть у людей, любящих Церковь, потому что Господь заповедал нам единство и любовь, которые Духом Святым пребывают в Церкви. Но не только заповедал, но и дает нам Себя в Таинстве Евхаристии для этого.

Вспомните Его слова: «Отче, так как я в тебе и ты во мне и мы едины, так и мои ученики будут едины между собой» (Ин.17, 11). Значит, если остается человек одиноким, грех этот и на нас тоже, потому что мы не можем преодолеть свой эгоизм и перешагнуть от сердца к сердцу, сделать людей, которые близки нам, не одинокими.

В этом смысл жизни, смысл Евангелия. Господь говорит: «…тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. …истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25, 41-45).

Чаще всего это одинокие люди, которым просто некому помочь, которые живут, не зная человеческого общения, и вот именно к ним направляет нас Господь. Когда человек находится в больнице или тюрьме, то зря мы думаем, что ему нужна какая-то пища, нет, больше всего ему нужно человеческое общение, чтобы он не чувствовал себя оставленным в этом мире.Если мы сумеем хоть одного человека вывести из осознания своего одиночества, то вполне вероятно, что мы исполним заповедь любви.

Так как, когда говорит Господь о любви, Он говорит и о ближнем нашем. Но кто же этот ближний, к кому должна простираться наша любовь? Да это тот человек, которого избили разбойники и бросили на пути, и вот он лежит одинокий и даже священник идет мимо, и только чуждый самарянин помог этому человеку, сделал не только нужное для его исцеления, но, прежде всего, обратился к его сердцу и наполнил его сердце добротой и ответной любовью. Вот так и нам нужно поступать, братья и сестры, и если мы еще чувствуем разделение с близкими, если мы знаем одинокого человека, мы должны согреть теплом любви своих ближних. В этом будет исполнение заповеди любви.
Аминь!

Проповеди

shlenov23.04.2017
Неделя 2-я по Пасхе
Апостола Фомы

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры,сегодня мы вспоминаем событие, которое произошло на восьмой день после Пасхи, а именно, уверение апостола Фомы.

Прежде вспомним предшествующие события. Иосиф Аримафейский пришел к Пилату и просил его, чтобы ему отдали тело Спасителя, Который только что умер на Кресте. Пилат распорядился отдать тело. Евангелие нам говорит, что неподалеку от места, где был распят Христос, была пещера – грот, в которой еще никто не был положен и вот, Иосиф омывает тело Иисуса Христа, а Никодим, беседовавший соХристом ночью, приносит положенные при погребении ароматы. Они умастили тело Спасителя, обвили Его пеленами и положили во гроб. Было это в пятницу вечером. В субботу была иудейская пасха, по всем иудейским законам в этот день нельзя было приближаться ко гробу и производить какие-то действия с усопшим.

Только иудейская пасха минула, рано утром, в первый день недели, жены - мироносицы идут ко гробу и видят отваленный камень, и недоумевают,но входят в пещеру и понимают, что тела Спасителя нет. Они расстроились, не понимая, что произошло и бегут к ученикам. Ученики не поверили, но апостол Петр и другой ученик, которого любил Иисус, побежалико гробу. Они входят во гроб и видят только пелены, которыми повивали Христа, но не видят Его тела. И вот Иоанн Богослов пишет позже, что он именно здесь, в этот момент уверовал, что действительно Господь восстал из мертвых. Иоанн и Петр, «дивясь сам в себе происшедшему», идут возвестить это ученикам.

Мария же стояла и плакала у гроба, но здесь к ней являются два ангела, которые говорят, что не надо плакать, и тут самХристос является ей.

Мария принимает Его за садовника, но услышав от Него: «Мария!», восклицает: «Учитель!». Она, еще не веря своей радости, видимо сделала движение, чтобы обнять любимого Учителя, но Он останавливает ее: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20, 16-17). Мария Магдалина идет к ученикам и рассказывает все это.

И вот в этот день, первый день недели, вечером, через отворенные двери к ученикам входит Иисус, исполнив их радости и удостоверяя их в Своем воскресении. Среди учеников в этот момент не было только Фомы.

После, на уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин. 20, 25)

По прошествии восьми дней, после Христова Воскресения, мы вспоминаем чудо уверения апостолаФомы, когда Христос является своим ученикам и обращается к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20, 27).

И вот здесь Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20, 28).

На это слышит в ответ от Христа: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блажен ныне видевшие и уверовавшие» (Ин.20, 29).

Апостолы после сошествия Святого Духа и укрепляемые Им, понесли весть всем народам о воскресении Христовом. Они говорили то, что знали, что видели, что осязали, и проповедь апостольская имела такое значение потому, что их воспринимали, как свидетелей. Они передали радость и весть о воскресшем Господе Иисусе Христе по всем тогдашним землям. Всюду, где они могли физически дойти, они делились тем, что знали точно, наполняя радостью, верой тысячи и тысячи людей. Те же приобщившись к этой вере, несли ее уже другим людям, которые не видели Христа, но веровали и были блаженны по слову Христа. И эта весть дошла до нас, и мы ее услышали и собрались здесь, чтобы вспомнить чудо уверения апостола Фомы.

Мы же, как и апостолы должны нести эту весть дальше, делиться этой самой радостью воскресения Христа, и верить в Него, так как, по слову апостола Павла: « Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15,13–14).

Апостол Павел не был свидетелем жизни и воскресения Христа, но в чудесном видении удостоверился в этом. Мы, принявшие эту весть, должны нести ее дальше и не смущаться, что не всех сердец касается то, о чем свидетельствовали апостолы не только словами, но и жизнью своей, потому что и слова апостолов достигали не всех.

Не будем забывать и слова Спасителя в притче о Лазаре и богаче: ««Если Моисея и пророков не слушают, то если и мертвые воскреснут, не поверят» (см. Лк. 16, 29–31).Те же избранные, которых собрал сам Господь, просвещены этой радостью, этим светом Воскресения. Пусть и наша вера будет верой Воскресения, верой радости о Христе Воскресшем.
Аминь!

Проповеди

shlenov30.04.2017
Неделя 3-я по Пасхе
Святых жен-мироносиц

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры, второе воскресение после Пасхи посвящено памяти святых жен-мироносиц. На страницах Евангелия очень мало можнопрочитать об этих женщинах.

Многие из тех, кто общался со Христом, думали получить от Него что- то для себя. Вы читали в Евангелии, как даже ученики рассуждали о том, кто из них выше, кто сядет по правую или по левую руку от Христа в Царствии Небесном. Мы знаем, что учителя израильские надеялись, что может быть этот странствующий проповедник поможет избавить Израиль от римского владычества. Все страждущие стекались к Нему, чтобы получить исцеление, ободрение и другую какую- либо помощь. И только эти женщины никогда не просили у Него ничего.

В Евангелии есть одно такое пронзительное место, когда Иисус Христос приходит не сразу к умершему Лазарю, хотя Его очень ждут сестры Лазаря Марфа и Мария, и Марфа обращается к Нему со словами: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог (Ин.11, 32). «Воскреснет брат твой, - отвечает ей Христос. На ее слова, что воскреснет в последний день, Иисус говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня не умрет во век» (Ин.11, 26).

И вот наступают страшные страдания Христовы, все оставляют Его: ученики разбегаются, прежних почитателей нет и в помине, и те кто кричал «Осанна!», сейчас находятся далеко, и только эти женщины стоят при Кресте, и только они участвуют в его погребении - они приходят рано утром, чтобы исполнить нужный обряд, не ожидая ничего взамен. Они приходят по влечению своего сердца, потому, что любили Его, приходят ко гробу, чтобы исполнить последний долг. Кого из жен-мироносиц мы знаем? Знаем Марию из города Магдала, Марию, мать Иакова и Иосии, знаем Сусанну и многих других, которые служили Иисусу своим состоянием, трудами рук своих, а более- преданностью своих сердец.Эти женщины не были образованы в богословии, может, они, что слышали от Христа, но, наверное, не много и поверхностно, но то, что они слышали, заставило их навсегда возлюбитьХриста. Они слышали о жертвенной любви, о том, что надо возлюбить ближнего своего, как самого себя, и это так было созвучно их сердцу, это так бесконечно дорого было их душе, что они навсегда прилепились к Спасителю, и остались верными Ему до конца.

Мы с вами, братья и сестры, читаем много книг, мы можем знать богословские истины, могли прочитать, что происходило на Вселенских соборах, и можем знать, чем отличается православная церковь от католической, мы можем иметь какие то предпочтения, мы можем хорошо знать Евангелие, и Псалтырь читать без книги, и что то еще, но вот не зря сегодняшнее воскресение посвящено памяти именно этих женщин, совсем простых, но обладающих таким любящим сердцем, такой верностью, что они ничего не боятся, приходят рано утром ко гробу Иисуса. Их верность и любовь ко Христу вознаграждается. Они первыми слышат о Воскресении Христа, когда ангел возвещает им об этом. Первое явление Воскресшего Христа тоже - Марии Магдалине и это преисполняет ликованием ее сердце. Есть ли на свете счастье больше этого, когда ты любишь, когда ты отдаешь самого себя и расстаешься с тем, кого ты любишь, но вдруг происходит необычная встреча и такая радость, и, действительно это такое счастье, которое порой в жизни мы встретить больше не можем.

Поэтому, братья и сестры, истинной любовью, которая не требует ничего взамен, которая есть служение своему ближнему, о которой говорил Господь, обладали именно жены-мироносицы.Через эту верность и любовь такое счастье было в их сердцах, которое, дай нам Бог, когда-нибудь почувствовать.
Аминь!

Проповеди

shlenov09.04.2017
Вход Господень в Иерусалим

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры наступило время нам оглянуться назад и попытаться понять,чего же мы достигли во время Великого поста. Уже можно сказать, что пост окончен, хотя правила поста должны быть соблюдены еще неделю, когда нельзя нам вкушать определенный вид пищи, но пост и богослужения стали совсем другими.

Мы с вами все это время поста готовились именно к этим дням, дням восхождения нашего Спасителя на страдания, и если вчера мы вспоминали о воскрешении Лазаря, то сегодня празднуем вход Господень в Иерусалим.

Всев пост старались очистить свою душу для того, чтобы быть вместе со Христом, чтобы быть вместе с Его учениками и, не глазами, не устами, а своею душою прикоснуться к тому, что претерпевал Господь наш Иисус Христос. Потому что только через богослужение, через наше участие в нем, мы приобщаемся к Его тайнам, приобщаемся к жизни божественной, становимся ее свидетелями и сопричастниками.

Сегодня мы с вами слышали Евангелие о том, как Господь Иисус Христос входил в Иерусалим. Толпы людей встречали Его, постилали свои одежды под ноги Его, резали ветви из деревьев и приветствовали Его, как вошедшего в Иерусалим Царя.

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит, что это было потому, что народ слышал о воскрешении Лазаря, и народ встречал Его, как Царя, как того человека, Который может изменить их жизнь, может сбросить ненавистное римское иго. Люди рассуждали так: если Он творит такие чудеса, то Он может принести благо Израилю.

И все эти люди были в дальнейшем разочарованы в Нем, даже разозлены из-за того, что возлагали на Христа свои политические ожидания, а Он - не собирается никого свергать.

Никто не понимал, что Господь пришел на землю не как политический вождь, не как земной царь, а как Царь Царства Небесного. Все вознегодовали на Него, почувствовали себя обманутыми и отвернулись от Него, когда Он был предан в руки Пилата.

Именно поэтому никого не осталось с Ним во время Его страданий, и при Кресте стояли совсем немногие – Его мать и любимый ученик.

И вот для того, чтобы восполнить число этих учеников, нам надо приобщиться к страданиям Христа, с чистой душой пройдя поприще Великого поста. Надо быть в храме не только сегодня, в великий праздник, когда мы Его встречаем с ветвями, как бы вместе с теми людьми, которые 2000 лет назад хотели возвести Его на царство.

Со Христом мы должны быть всегда, и во время Его страданий, и во время Его Распятия, и во время Его Воскресения.

О Воскресении тогда не знал никто из его учеников, но нам теперь известно, и поэтому не только в праздник Пасхи надо быть всем вместе, но и разделить всем вместе с Господом Его путь на Крест. Именно поэтому нужно быть в четверг с утра на Литургии, ведь это Тайная вечеря, которую совершил Господь накануне Своих страданий со своими учениками, и дай Бог, чтобы мы тоже влились в число этих учеников. В четверг вечером начинается богослужение в семнадцать часов, и на нем мы станем свидетелями Христовых Страданий на Кресте, мы услышим Евангелия, в которых говорится о Его беседе с учениками, мы услышим о предательстве Иуды, мы услышим о том, как все оставили Его: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк 15, 34). И, наконец, в пятницу, в семнадцать часов, состоится богослужение, на котором будет Погребение Плащаницы Христа.

Иосиф Аримофейский, один из учеников Христа, попросил у Понтия Пилата тело Иисуса и сняв Его со Креста, исполнил все, что подобает совершить с умершим и вот, давайте тоже присоединимся к этой процессии Погребения Христа, тоже пройдем с вами этот путь положения Его во гроб, из которого Он иВоскреснет.

Наша радость и торжество от Воскресения Христова будут полными и всеохватывающими именно, когда мы поучаствуем в событиях, предшествующих Его Воскресению.

Поэтому, братья и сестры, у кого есть возможность, освободите эти три дня для участия в этих богослужениях. Может,удастся что-то поменять с работой, может преодолеть свою лень, может,иные приложить усилия, но всячески надо постараться в эти дни быть на богослужении, потому что только так мы будем в числе Его учеников и будем радостными свидетелями Воскресения Христова.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »