shlenov10.11.2019
Неделя 21-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! Сегодня на Литургии мы с вами слышали Евангелие о том, как Господь исцелил одного бесноватого. По словам бесноватого (или даже, скорее, тех бесов, которые находились в нем), их было великое множество - легион. Так они ответили на вопрос Спасителя: «Как имя твое?» Этот человек был одержим до такой степени, что не мог жить в обществе людей. Его всячески связывали, стараясь ограничить эту злую силу. Но, как говорит Евангелие, дьявол разрывал оковы и опять гнал человека в безлюдные места. Жил он в пещерах, в которых в то время на Востоке хоронили людей. И вот Господь исцеляет этого человека. Он становится свободным от страсти, хочет следовать за Христом, но Господь отсылает его от Себя, говоря, чтоб он шел и проповедовал то, что сотворил ему Бог.
На первый взгляд, мы не видим случаев беснования вокруг нас так, как это написано в Евангелии. Но, братья и сестры: если человек убийца, если он насильник, если он растлитель малолетних или террорист — то это, конечно же, беснование. Не может обычный человек творить те злодеяния, о которых мы постоянно слышим и видим. Действительно, эта злая сила действует в этом мире, и действие ее разрушительно. Когда человек принимает Крещение, то над ним читаются молитвы, которые запрещают сатане действовать в человеке крещеном, и поэтому в Церкви мы почти не видим этого явления. Иногда просто психическое отклонение человека мы можем принять за беснование. Но дело в другом: если человек отходит от Церкви, то, конечно же, в нем это может сполна проявиться. Потому что у нас крещеная почти вся страна, а ходят в храм регулярно, являются церковными людьми, участвуют в Таинствах, наверное, не больше трех процентов от всех жителей нашей родины. Но, может быть, не проявляясь внешне именно в таком виде, беснование все равно может коснуться каждого из нас. Это бывает тогда, когда мы перестаем бороться со страстями и с грехами в собственной душе, когда жизнь наша духовная пущена на самотек, когда мы думаем, что поход в храм и принятие Таинств все сделают за нас, когда мы не делаем никаких усилий для того, чтобы побороть тот или иной душевный или духовный недуг внутри нас. С этим мы живем порой всю жизнь и не замечаем, как действие злой силы проявляется и в гневе, и в раздражении, и во многих аспектах наших отношений с людьми. Над этим надо подумать и отринуть эту злую силу, отринуть своею собственной волей с помощью Божьей, потому что, если мы будем призывать Господа, если будем стараться идти по пути благочестия и борьбы со своими страстями, то, конечно же, мы получим результат. Вот за этим надо внимательно следить. Читая слова сегодняшнего Евангелия и наблюдая за нашей окружающей жизнью, мы видим, сколь велика эта злая сила. И не дай Господь, чтоб она действовала в наших душах. Только своей благочестивой жизнью, своей искренней молитвой и благочестием мы можем победить все в этом мире с помощью Божьей. Аминь.
Проповеди

shlenov20.01.2019
Неделя 34-я по Пятидесятнице
по Богоявлении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии мы с вами слышали рассказ о событиях уже после Крещения Господня.

«Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 12-17).

Первые слова Господа Иисуса Христа к людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Нам с вами надо задуматься об этих словах, которые составляют всю сущность нашей веры. Слово «покайтесь» или «переменитесь» нам должно быть понятно. Об этом очень много сказано, много написано святыми отцами, то есть о том, как нам бороться с грехамии стяжать добродетели.

Понятие же Царства Небесного, порою, нами понимается ошибочно. Понимание Царства Небесного было абсолютно чистым у первых христиан и не требовало каких-то дополнительных толкований, но с течением времени этот смысл забылся, и мы порой можем представлять под Царствием Небесным все, что угодно, вплоть до будущего воздаяния за нашу праведную и неправедную жизнь. На самом же деле, если мы посмотрим, что Господь говорит в Евангелии о Царствии Небесном, то станет понятным, что Царствие Небесное, изначальный смысл и значение его – это встреча с Богом.

Это та встреча, которая происходит внутри нас, в нашей с вами душе. Как сделать так, чтобы эта встреча состоялась. Об этом нам надо порассуждать. Часто приходится слышать, что мы называем себя или других верующих рабами Божиими. Это так стало привычно, что не вызывает никаких сомнений. Если же мы возьмем Евангелие, то там звучат совсем другие слова: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин 15, 15).

И посмотрите, какая огромная разница между словом раб и словом друг. Ведь если мы будем представлять наши отношения с Богом, как рабские отношения, это значит мы должны трудиться ради страха или какого-то воздаяния. Дружба – это совсем другое.

Господь говорит именно о дружбе с человеком, Он говорит о том, что отношения человека с Ним стали совсем другими после Его пришествия на землю. Ведь дружба предполагает, прежде всего, ответственность и если мы посмотрим на нашу с вами жизнь, на то, как строится наша дружба с кем-то, то мы увидим, что обязательно должно быть что-то общее между друзьями. Не может дружить злой человек и добрый, не может дружить академик и неуч, не могут дружить между собой люди разных культур.

Нет, возможно их общение между собой, какое-то время, но глубинных связей в их дружбе никогда не будет.

Так и нам, для того, чтобы установилось прочное общение с Господом, надо постараться быть похожими в чем-то на Него. Значит, если Бог есть любовь, и нам надо стяжать себе любви, если Бог прощает нас за все, то и нам надо прощать людей за все, чтобы они не делали по отношению к нам. Если Господь восходит на Крест, то и нам предстоит свой крест, наша жизнь должна быть сплошной жертвенностью, а не эгоцентризмом и самолюбованием.

Только в таком случае, когда мы станем немного похожи в том, что делаем, на Господа, может состояться наша встреча с Ним. Только тогда начнется то самое Царство Небесное, о котором говорит Господь, то Царство Небесное, которое должно стать чаянием всех людей, которые называют себя христианами, и которые просят о приходе Царствия Небесного в ежедневной молитве: «Да приидет Царствие Твое».
Аминь!

Проповеди

shlenov13.01.2019
Неделя 33-я по Пятидесятнице
по Рождестве Христовом

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами на Божественной литургии слышали Евангелие в котором рассказывалось о том, как царь Ирод умертвил в Вифлееме всех младенцев. Даже по меркам древнего мира это было неслыханное злодеяние. Как и все евреи того времени, царь Ирод думал, что Мессия будет политическим вождем, а следовательно, сместит его с трона.

И вот, когда он узнал от волхвов, что царь Иудейский родился, то «… Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2, 16-17). Казалось бы, царь Ирод не был раньше замечен в подобной жестокости, он очень любил народ. Однажды в Иудее был голод, а в казне не было денег, которые были потрачены на грандиозное религиозное строительство, затеянное самим же Иродом.

Царь Ирод, увидев, что его народу грозит голод, собрал золото со всего своего дворца и обменял его в Египте на хлеб. Так что голод его людей не коснулся. И народ любил его. В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как он убил всех младенцев. Получается, что тысячи мученников за Христа появились, не успел только Христос родиться.

Размышляя об этом, мы понимаем, что Иродом двигало только жажда власти. Он страшно боялся потерять царскую власть, а стремление к власти всегда несет за собой жертву.

Во всей истории, далеко не надо ходить, взять только прошлый век, сколько людей погибло в событиях революции, войны. Ведь все революции замешаны на жажде власти.

Человек стремится к власти, думает, что справится с ней лучше других и, опять же , слава или почет, или материальный достаток, все это имеет человек при власти. В результате, эта самая власть оказывается трагедией для человека, как она оказалась для царя Ирода. Он и не прожил после этого долго, не успели Мария и Иосиф с Младенцем отойти в Египет, как царь Ирод умер. И святому семейству можно было возвращаться назад.

Есть еще в Евангелии рассуждение о власти: « Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?7 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. …а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10, 35-41).

Ученики Христовы представляли себе, что правление Иисуса будет в земном царстве и хотели послужить Правителю, быть поближе к Нему. Иисус же, подозвав их, сказал им: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 42-45).

Эти слова Иисуса Христа не нуждаются в толковании, они должны пронзать нас в самое сердце, потому что мы, фактически, не живем по этим словам. Может быть мы и читаем эти слова иногда в Евангелии, но если посмотреть внимательнее на себя, то кто живет так, чтобы до конца и без остатка служить своему ближнему? Я даже не говорю о служении всем вокруг, а только о своей семье, о своих близких, о той церковной общине, в которой мы находимся. Ведь совсем не получается этого делать.

Нам нужно помнить об этих словах Господа, помнить, что спасает человека, спасает его бессмертную душу не власть, не какие-то достижения, не упорство в получении своего, нет, душу человеческую спасает служение своему ближнему по любви, по той Божественной любви, которую даровал нам Господь.

Конечно, в Евангелии нет менее ценных или более ценных слов, но вот эти слова говорят о самой сущности христианства. Нам надо быть очень внимательными в этом, понимая служение как противопоставление власти, спасение как противопоставление погибели.
Аминь!

Проповеди

shlenov19.01.2019
Седмица 34-я по Пятидесятнице
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, мы сегодня здесь собрались на праздник Крещения Господня.

Как вы знаете, в этот праздник освящается вода и все люди, которые приходят в храм, берут эту воду себе домой.

В этот праздник бывает больно смотреть, как люди приходят в храм только за крещенской водой, даже не заходя в пространство храма. Набирают в бутыли воду и спокойно уходят к себе домой.

И невольно задаешься вопросом: « Зачем им крещенская вода?». Этот же вопрос на самом деле стоит и перед нами: «Как использовать крещенскую воду, чтобы она послужила нам на пользу?».

Крещенской водой мы окропляем свои жилища, когда приходим с праздничной службы домой, или в другие какие дни. Мы стараемся употреблять эту воду натощак, также в каких-то случаях тревоги, искушений, болезнях, стрессах - в надежде на помощь Божию.

Когда же мы окропляем свои жилища крещенской водой, то всегда должны помнить, что после этого наше жилище можно уподобить пространству храма и ыести себя нужно в таком пространстве с таким же благоговением, с такой же чистотой , как мы это делаем, приходя в храм Божий.

Другое дел, что иногда, посещение храма, входит в привычку у нас и мы ведем себя так, как будто мы вне Церкви, ее стен. Тогда мы в храме проявляем неудовольствие, толкаемся, что-то с кем-то обсуждаем, назначаем встречи здесь и получается, что для нас нет никакой разницы – что мы в храме, что мы вне храма. Вспомним свои первые посещения храма, когда нам казалось все таким святым, мы благоговейно подходили к иконам, к священнику, мы старались никого не задеть, не обидеть ни словом, ни делом, ни каким-то своим телодвижением. Но все приходит у нас в привычку, а привычка – страшная сила.

Мы начинаем привыкать и теряем ощущение святости, присутствия благодати Духа Святого в Церкви и в нашей душе. Вот это - страшно. И это проявляется часто во всем, это проявляется и в отношении к крещенской воде. Мы будем кропить наше жилище, но давайте соответствовать святости этой воды своей жизнью. Будем употреблять эту воду внутрь себя, но давайте помнить, что употребление этой воды равносильно Причащению и потому, отношение к этой воде должно быть таким же, как к Причастию – с таким же благоговением, с таким же почтением и стараться не оскверниться грехом, принимая крещенскую воду. Знайте, что никогда крещенская вода, автоматически, не сделает нас лучше, всегда нужно наше усилие, наше старание, наша молитва, наше благоговение.

Так давайте стараться помнить об этом, когда будем употреблять крещенскую воду, чтобы она нам была в помощь, чтобы она нам была в радость, чтобы она нам была во спасение.
Аминь!

Проповеди

shlenov06.01.2019
Неделя 32-я по Пятидесятнице
перед Рождеством Христовым, святых отец

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, мы стоим сейчас в преддверии Рождества Христова. Мы приходим в храм в этот праздник, слушаем песнопения, готовимся дома к Причащению. Он стал таким привычным для нас, образ Богомладенца со Своей Матерью, что не вызывает у нас никаких вопросов. Но надо бы задуматься и задуматься глубоко о том, что Пришествие Господа Иисуса Христа в мир в образе Младенца – это,прежде всего, Откровение о нашем Боге.

Ветхий Завет представлял Господа Мздовоздаятелем, тем, Кто возвысил народ Израиля над всеми другими народами, Который помогал еврейскому народу завоевывать землю Обетованную, Который карал за грехи и проступки даже своих верных чад.

И, вдруг, приходит на землю Младенец, Которому не нашлось даже места на земле, кроме хлева в пещере, и, Которого приютили пастушьи ясли. Далее, всю Его жизнь было так. После того, как мы читаем Евангелие, то мы начинаем осознавать, что Господь не карающий Тиран, а любящий Отец, Который принес нам Свою жертвенную любовь.

Господь говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Мы узнаем, что Бог есть Любовь. И это так даже тогда, когда Его брали на истязания и Петр отсек ухо рабу первосвященника, то Иисус говорит ему: « возврати меч твой в место его… или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26, 52-53). Затем Иисус исцелил ухо этого раба.

И перед Пилатом, и на Кресте – везде одно смирение и любовь. Господь не приходит к нам в славе, в величии, Он не приходит к нам, окруженный легионами Ангелов, нет, Он приходит к нам в образе Младенца, чтобы, поверившие Ему, последовали за Ним по свободному зову своего сердца, чтобы сделался для них этот Младенец самой главной целью всей их жизни.

Господь однажды сказал: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой». (Ин.12, 26). Он говорит о том, что верные ему, те люди, которые называют себя христианами, должны смотреть на жизнь Спасителя и подражать ей.

Как часто нам привычно решить какой-то вопрос силой, окриком, давлением. Вот плачет ребенок и нам привычно крикнуть на него, отшлепать и так прекратить то,что нам не нравится. В обычной нашей жизни, в семье постоянно возникает такой соблазн. Пусть же перед нами встанет образ Младенца, Которого мы встретим сегодня ночью. Пусть это Откровение никогда не уходит из нашего сердца и тогда наша встреча с родившимся Христом будет встречей простых пастухов, которым Ангелы возвестили о радостном событии. Или лучше мы будем волхвами, которые следуя рождественской звезде, пришли к яслям Младенца Христа, но ни в коем случае не будем теми, кто силой, знанием, величием пытается прожить в этой жизни. Будем помнить о том, что Господь никого не наказывает, а часто мы свои представления о нашей жизни переносим на Господа.

Он же, по Своей любви, пришел к нам на землю и много исцелял и дарил радость всем, кто находился вокруг Него. Так неужели, после Своего Вознесения, Он будет карать и наказывать нас за проступки и грехи болезнями, несчастьями? Нет, Он также любит и помогает нам во всем, только чтобы мы с чистым сердцем пришли к Нему, покаявшись в своих грехах, и старались жить той же жертвенной любовью, которую Он принес нам.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »