Иерей Алексий Крикунов14.10.2020
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшний Праздник, чтимый на Русской земле - он был известен и в древней Византии. Там, в 920 году, когда во Влахернской церкви блаженный Андрей увидел во время богослужения явленное видение ему, он из этого видения понял, что Божия Матерь имеет некое особое попечение о христианских народах и хранит их. Через несколько столетий и на Русской земле, благодаря трудам великого князя Андрея Боголюбского на Русской земле случилось такое же чудо, где сам князь был свидетелем такого же видения. И через несколько лет он устанавливает Праздник Покрова Божьей Матери на Русской земле, который имел большое распространение.

Нам нужно иногда внимательнее быть к событиям, которые совершаются в храме. Когда история нам повествует о таких необычных явлениях, то они имеют глубокое духовное значение и иногда, помимо известного, имеют и глубокие таинственные стороны. Так, мы знаем общее распространенное мнение о том, что Покров Божией Матери, распростертый над живущими на земле, имеет некое особое значение и хранит христианские народы. Но вот прошли века. Мы видим - Византия исчезла с лица Земли, оставив глубокий трагический урок для других христианских народов. Следовательно, там скрывается некий особый еще и духовный смысл того, что открывается и может открыться людям в храме и каково может иметь значение. Эта тайна удивительна, потому что здесь несколько таинственных вещей. Мы удивляемся, почему Бог, Который в нерукотворенных храмах живет, решил позволить человеку построить здесь, на земле, рукотворенный храм для Бога? И Бог сам открывает эту тайну, говоря, что на каждом святом месте, где будет сооружен храм, будут особо «глаза Мои и уши Мои внимать молящимся Мне». То есть храм - это святое место, где Бог внемлет мольбам всякого человека. Но вот библейская история открывает нам еще одну таинственную сторону и говорит о значении храма и всего того, что совершается в храме, и какой урок для всякого человека должен быть виден. Так, один из древних еврейских пророков Иезекииль по повелению Божиему говорит нечто удивительное. Бог повелевает ему сказать важное народу израильскому, который страдал в плену Вавилонском. Он говорит: «Сыне человечь! Скажи Израилю, вот храм, да пристанут от грехов своих» (Иез 43:10). Кажется, что это урок был дан Древнему Израилю, и причем здесь мы и христианские народы? Но святые отцы говорят, что судьба первого древнего Храма, который был построен по повелению Бога, имеет значение для всех других храмов. Его трагическая судьба является уроком для всех христианских народов. Хотя, кажется, мы невиновны в грехах и беззакониях древних иудеев, по причине которых был дважды разрушен Иерусалимский храм, но урок, который заключен здесь, очень важен и для нас, потому что пророк Иезекииль сказал, что мы должны видеть храм и вынести урок такой: «Да пристанут от грехов своих». Это важное свидетельство древнего пророка простирается на все будущие времена. И нам нужно знать, что взгляд на храм, посещение храма должен предусматривать важнейшую воспитательную работу в себе, чтобы человек учился устраняться от греховной жизни.

Наверное, здесь важно иметь ввиду и то, что каким-то образом таинственно приоткрываются судьбы некоторых храмов, некогда разрушенных и в нашей стране. Потому что уроки, которые показывает древняя Византия - они являются и для нас важными, поскольку, если человек не изменяется, приходя в храм, если он не старается освятить свою жизнь, изменить ее, прекратить действие греха в себе, то может наступить некий момент, когда Бог отнимает храм у людей. И одно из важных предупреждений, которое делает Бог - когда Он в Священном Писании, в Ветхом Завете, произносит такие слова: «...Если вы или ваши дети отвратятся когда-нибудь от Меня и заповедей Моих ... и храм этот, который Я освятил Имени Моему, Я отвергну от лица Моего»*. Вот какова история многих событий, которые последовали потом и в Ветхом Завете, когда несколько раз Храм Иерусалимский был поругаем, превращался в овощное хранилище, там прекращались богослужения и, в наказание для Иудеев, они лишались богослужения и совершения жертвоприношений. Наша история полна таких же трагических страниц, когда цветущая страна, имеющая множество храмов и монастырей, неожиданно лишалась своего удивительного преимущества — ведения истинного Бога и не приносила народу никакой пользы, когда в храмах не происходило того, самого главного, чтобы человек учился отвращаться от грехов и хранил веру истинной и непорочной.

Я всех вас поздравляю с этим Великим Праздником, желаю вам помощи Божией, желаю вам разума и разумения духовных истин, и для нас важно, будет ли жива Россия в будущем. Она будет жива, если мы хоть в какой-то степени будем сами учиться благочестию и учить своих детей.

Аминь.

________________________________

* 19 Если же вы отступите и оставите уставы Мои и заповеди Мои, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить богам иным и поклоняться им, 20 то Я истреблю Израиля с лица земли Моей, которую Я дал им, и храм сей, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего и сделаю его притчею и посмешищем у всех народов (2 Паралипоменон 7:19-20)

Протоиерей Олег Шленов11.10.2020
Неделя 18-я по Пятидесятнице

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали Евангелие, в котором рассказывалось о том, как Господь призвал Своих первых учеников — Петра, Иакова и Иоанна на служение. Но сегодня мне хотелось бы сказать не об этом. Сегодня хотелось бы поговорить об одном Евангелии. Даже не об Евангелии, а о том явлении, которое происходит каждое воскресенье, а то и каждый день, в нашем храме. Сюда приходит причащаться много детей. Вот они стоят здесь сейчас, кто-то у родителей на руках. Они причащаются, но при этом не причащаются их родители. И это совершенно неправильно, об этом хотелось бы сегодня сказать несколько слов.

Дело в том, что Евхаристия — это Таинство единства. Сначала в древней Церкви причащались все те, кто присутствовал на этой службе. Не было такого, чтоб пришел человек и не причастился, как это зачастую бывает сейчас. Даже многие действия, которые сейчас сохранились, корнями своими уходят именно в то время. Допустим, причащение больного. Если кто-то заболел в те давние времена и не мог вместе со всей общиной приобщиться Святых Христовых Тайн, тогда священник или дьякон брал Святые Дары и отправлялся к этому больному, для того, чтобы и он почувствовал это самое единство с теми людьми, которые собрались на Евхаристию. Мы знаем правило, по которому если человек 3 воскресенья не причащается, то он отлучается от Церкви. Это правило уходит своими корнями туда, именно в то время, когда причащались все. И если человек 3 раза не приходил на воскресную службу, то становилось понятно, что человек чужой, и ни кто-то его извергал, но он сам себя отлучал от общения с Церковью. Современная практика, когда человек сам решает, причащаться ему или нет, возникла в период духовного упадка. Когда в Римской Империи император стал человеком православным, множество людей тоже стало приходить в Церковь. И сложилась такая ситуация, что православным было дано больше привилегий, чем всем остальным людям. И поэтому зачастую в Церкви люди оказывались случайно. Хлынуло множество народу, духовный уровень понизился, и возникла вот эта самая традиция современная, когда человек начинает сам решать, причащаться ему или не причащаться. Но это неправильно только потому, что Евхаристия, еще раз повторюсь, это Таинство единства, само слово греческое «Литургия» переводится как «общее дело». И поэтому если кто-то причащается, а кто-то нет, это разрывает единство, Литургия делает нас Церковью, потому что Церковь — это не организация. Мы можем, конечно, услышать - Русская Православная Церковь, и понятно, что здесь идет речь об организации. Но Церковь как Тело Христово, о Котором говорит апостол Павел - это Тело Христово становится воплощенным именно здесь, во время общего причащения, когда мы объединяемся около одной Чаши, около Крови и Тела Христовых. Именно в этот момент мы становимся действительно Церковью — той Церковью, о Которой говорит нам Христос и святые апостолы в своих посланиях.

Если мы приводим причащать своих детей, а сами не причащаемся, мы разрываем вот это самое единство и, может даже хотим добра, а получаем противоположное потому что не должно быть разъединения в семье, тем более в таких важных и серьезных вопросах.

Я понимаю, конечно, что сейчас редкое Причастие обусловлено очень порою неудобной для нас подготовкой: нужно попоститься, нужно очень много прочитать. Но если человек будет причащаться каждое воскресенье, если родители будут причащаться вместе с детьми, то, я думаю, любой священник уменьшит вам это время подготовки, сведет его до минимума. Конечно, это нужно будет обговорить со своим духовником, со своим священником. Но, еще раз повторюсь, эти вопросы все решаемы. И какая же будет благодать когда родители будут причащаться вместе с детьми, если будет между ними вот то самое духовное единство — собрание вокруг Чаши Христовой! Выше этого, наверное, нет благодати в Церкви.

Мы же сами, своими руками, разрываем это единство. Давайте подумаем насчет этого. Я призываю вас не к тому, чтобы вы реже причащались с детьми. Причащайтесь чаще, но вместе. Вот это залог и суть духовной семейной жизни. И непременно на этой семье всегда будет Божье благословение.

Аминь

Протоиерей Олег Шленов04.10.2020
Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня на Божественной Литургии, во время чтения Евангелия, мы с вами слышали слова: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24).

Мы знаем эти слова, наверное, с тех пор, как начали читать Евангелие. Эти слова повторяются несколько раз: 5 раз в Евангелии они звучат. И надо еще и еще раз нам задуматься, что же означает взятие креста на себя. Часто мы думаем, что пословица «Христос терпел и нам велел» - она именно об этом. Часто под несением креста мы подразумеваем терпение всех тех напастей и бед, которые обрушиваются на нас. Но это не совсем так. Конечно, мы должны со смирением и с пониманием воли Божьей нести то, что Господь посылает нам в жизни. Но Крест Христов — это совсем другое: ведь Господь же страдал не за Самого Себя. Он страдал за нас с вами! То есть за других людей. И, по меткому выражению отца Алексия Мечева, «нести свой крест — это значит разгружать боль других людей».

Вокруг нас очень много боли, страдания, несчастий, и сердце христианина должно быть очень отзывчиво на все, что происходит вокруг нас. И это естественно. Но не каждый день мы с этим сталкиваемся. И вот насчет этого тоже нам надо задуматься. Дело в том, что когда Господь говорит о несении креста, Он говорит о ежедневном его несении. В нашем Евангелии, к сожалению, не стоит это слово. А если б кто читал по-гречески, то увидел бы именно это выражение: «Кто хочет идти ко Мне, пусть ежедневно берет крест свой на себя». Что же значит ежедневно? Это значит служить нашему ближнему каждый день, без выходных. А ведь наши близкие — это, прежде всего, наша семья. И как же было бы хорошо, если б супруги служили друг другу, если б они служили своим детям, своим родителям, если б вся жизнь превратилась в служение! Как говорит Христос, «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» ( Мф 20:28).

Христианство - это и есть служение. Человек становится христианином, когда он живет не для себя, а для своих близких. Здесь есть, конечно, множество оттенков, потому что нам иногда кажется, что мы всю свою душу отдаем за наших близких. А может, ближним нашим нужно совсем другое. Не то, что мы подразумеваем и не то, что мы хотим. А ведь служение ближнему — это всегда исполнение его чувств, его стремлений, лишь бы эти чувства и стремления шли бы во спасение. И если мы радуемся этому процессу служения, если это служение вызывает отклик в нашей душе, то только тогда мы становимся христианами. В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Господь говорит: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Это значит — здесь, на земле, познают радость и счастье. Радость и счастье служения своему ближнему. Когда мы начинаем радоваться, когда душа наша ликует, что нам удалось послужить своему любимому человеку - а мы призваны любить каждого, кто коснется нас — вот тогда и начинается христианство. Тогда мы начинаем носить это имя не по названию только, а и по самой сущности.

Будем помнить, братия и сестры, что несение креста — это служение. А без этого самого несения мы никогда не станем учениками Христовыми.

Аминь!

С Праздником!

Отец Сергий Жиров11.10.2020
Неделя 18-я по Пятидесятнице

Дорогие братья и сестры!

Сегодня на Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (Лк., 5:1-11).
Апостол Петр, опытнейший рыбак, не поверил себе, своему опыту, а поверил Богу, и чуткие души апостолов увидели, осознали величие того призвания, которое предназначил им Бог в обычных, полезных житейских занятиях. Апостол Петр осознал это, в глубине души это все понял и воскликнул Богу: «Выйди от меня, Господи, я человек грешный!». Господь призывает их на служение проповеди Божией и укрепляет их. «Не бойся, отныне ты будешь ловцом человеков». И так дальше и было. И сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам о том, что всякий труд, всякое наше дело, оно будет тогда только достойно успеха, если будет на них почивать благословение Божие. Благословение, которое призывается ясной и твердой верой. И каждый из нас, верующий в то, что всесильная десница Божия ни на мгновение не оставляет этого мира, всего космоса, но все направляет к благим, добрым целям, прося у Бога в молитве доброе и полезное, – непременно получит. Но просить у Бога в молитве еще недостаточно, нужно нечто большее, а именно послушание и покорность воли Божией. И апостол Петр своим примером научает нас этому. Он был, как сказано, опытным рыболовом. Из млада он ловил рыбу в Геннисаретском озере и по человеческому опыту он знал, что в это время суток рыба никак не идет в сеть. Но он поверил Богу, сказавшему «закинь сеть». И он закинул ее и получил плоды послушания: попало столько рыбы в сеть, что едва могли ее вытащить на берег! И вот, слушая евангельские чтения, мы, наверное, должны рассуждать таким образом: если бы у нас была покорность Богу, то помощь Божия всегда была бы рядом с нами во всяком добром, полезном для нас деле.

Но как мы покорны Богу? Как дети Божии? Тверды ли мы в слове Божием, ревностны ли мы с вами в исполнении заповедей Божиих? Очень и очень мало всего этого в нас. Мы с вами большую часть живем как нам хочется. Зная Евангелие, зная евангельские заповеди, очень мало даем ему место в нашей жизни. Хотя бы возьмем в пример заповедь Божию о почитании праздничных воскресных дней: как мало людей посещает в эти дни храмы Божии, чтобы прославить здесь Бога, чтобы помолиться Ему, попросить о прощении грехов, попросить всякой помощи в нашей жизни! Как много людей эти дни проводят в лености, в нерадении – здесь полное непослушание Богу, здесь служение себе, своему чреву! Здесь полное маловерие! Господь сам терпел многое в своей земной жизни. И как мало мы порой терпим: кто-то нас обидел, сказал нам оскорбительное слово, и мы обиделись и оскорбились вместо того, чтобы потерпеть это со смирением. Мы думаем: за что нам такое наказание, чем я это заслужил? Господь повелевает нам: «любите ближнего как самого себя», и заботиться о благе ближнего и не только ближнего, но даже врагов наших. И здесь мы с вами очень часто преступаем эту заповедь Божию. Говорим себе: «Что мне до этого? Мне не до помощи ближнему». А в другой раз мы даже во вред ближнего делаем нечто, лишь бы нам с вами было хорошо! И после этого мы хотим с вами, чтобы Господь благоволил к нам, был милостив к нам, человеколюбив! Всякое непослушание Богу оскорбительно для Бога и душевредно! И, напротив, всякое послушание Богу с верою, без сомнения, прославляет Бога, низводит на нас благодать Божию и полезно для нас. Апостол Петр послушался Бога, и это стало пользой не только для него, но и для тех, кто воспользовался плодами этого лова. В дальнейшем апостол Петр был глашатаем истины, проповедником Евангелия. Сколько людей он увлек в сеть Царства Небесного!

И, слушая сегодняшнее евангельское чтение, и не только в храме Божием, но и дома, читая слово Божие, мы каждый раз должны, мы призваны извлекать что-то от туда и прилагать это к жизни своей. Ведь всякое слово Божие имеет всякую силу на всяком месте и во всякое время. Это мы с вами лживы в своих словесах, в своих обещаниях. А у Бога всегда это исполняемо. Он – Бог, Он – Творец Неба, Он - Истина! И всякое Его слово имеет силу, а посему будем чаще читать слово Божие и просить Бога, чтобы Он укрепил нашу веру и помог бы нам своей божественной силой исполнить Его святое Евангелие здесь на земле, и через это, стяжав спасающую нас благодать Божию, наследовать Царствие Небесное!

С праздником вас, друзья!

Отец Сергий Жиров04.10.2020
Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником, с воскресным днем и с отданием великого праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня!

Мы сегодня с вами слышали евангельское повествование об исцелении Господом дщери Хананеянки (Мф., 15:21-28). Хананеянка – это изображение нашей души. А беснующаяся ее дочь – это беснующаяся страстями наша плоть, на всякий день беснующаяся теми или иными страстями. И беда этой женщины и дочери – беда всего человечества. «От юности моея, - поет Церковь нам каждый раз, - многие входят в меня страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой». Почему страсти эти, бесы, действующие в сердцах человека так нагло, порой часто, господствуют над людьми, мучают их, унижают, всячески терзают? Оттого, что эти люди не имеют крепкой, твердой веры и молятся молитвой горячей, неотступной, не имея твердого желания и намерения оставить греховную жизнь, оставить путь беззакония греха. И где нам с вами, как христианам Нового Завета, найти вот такую Хананеянку, которая помолилась бы за нас Господу, помолилась с верою, любовью, надеждою, как она молилась за свою дочь, чтобы по ее молитвам Господь помиловал бы нас, избавил бы нас от страстей, грехов и исцелил бы нас?

Мы, люди живущие в Новом Завете, имеем молитвенницу гораздо милосерднее Хананеянки, это – Пресвятая Богородица, которая ходатайствует за нас всех: и за христиан, и за весь человеческий род об избавлении нас от всяких страстей и пороков, об утверждении нас в добром житие. Только бы человек со своей стороны прибегал к ней с верою, упованием, чистосердечном раскаянии в грехах своих, прибегал бы к ней за помощью в молитвах! Ее ходатайство всесильно, верно, благонадежно, ибо она является Матерью Господа нашего Иисуса Христа, творца неба и земли. И Он как бы является должником Ея и исполняет Ее всякое прошение. А посему желающие жить по-христиански должны почаще обращаться за помощью к Божией Матери. Как редко мы порой прибегаем под Ее всесильный державный покров! Но и со своей стороны человек должен утверждать, укреплять свою веру, свое упование, любовь к Богу и ко всякому человеку, подобно Хананеянке, которая неотступно просила, вопила к Богу, так, что даже это надоело апостолам. Они просят Бога, чтобы Он ее просьбу исполнил, дабы она не докучала им. А Господь до конца испытал ее веру, и она поставила ее в пример нам всем. Господь ведет специально апостолов из Галелеи далеко, в хананеянскую землю, чтобы там, на примере этой Хананеянки показать апостолам, какую люди имеют веру! Даже, может быть далекие от Бога по внешнему образу жизни, но когда беда коснется человека, он всесильно предается Богу и просит его о помощи. И такое право просить и обращаться к Богу за помощью, Господь нам с вами дал: «Все, что просите в молитве с верою, получите».

Какую силу имеет вера? Чем крепче, чем сильнее вера человека, тем больше спасительной силы она берет от Бога. Она помогает, она избавляет человека от грехов, исцеляет от страстей, она гонит их, она – губитель демонов. Она врачует наши страсти, она исцеляет немощи наши, она врагов делает друзьями, она грешников делает праведниками, она горы переставляет, она всякие чудеса совершает! Она в Царствие Небесное водворяет человека, только бы человек со своей стороны имел хотя бы малую веру с зерно горчишное! Как велика сила веры в молитве, надежде, добрых делах! И к этой вере мы с вами все призваны. Зачаток ее есть в каждом из нас, но этого мало. Апостолы просят Бога: «Господи, умножь в нас веру», и Господь умножает ее, тем самым показуя и научая каждого из нас, что то, что будем просить у Бога, непременно получим. Будем просить Его, чтобы Господь умножил, укрепил в нас веру, чтобы даровал нам покаяние, чтобы избавились здесь, на земле от всяких грехов, пороков, от всего того, что мешает нам войти в Царствие Небесное, и мы милостию Божией наследовали бы вечную жизнь в светлейших обителях Царствия Небесного Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Аминь.

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »