Проповеди

shlenov15.05.2016
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее воскресение, второе после Пасхи называется неделей Святых Жен Мироносиц. И чтобы нам понять, какой же глубокий смысл здесь, мы должны внимательно вдуматься в то Евангелие, которое читалось сегодня на Божественной Литургии. Господь умер на кресте и, как говорит Евангелие, святой Иосиф Аримофейский осмелился войти к Пилату и попросить тело Христа. Пилат не препятствовал, тело отдали, но это была суббота, в которую ничего нельзя делать по предписаниям иудейского закона, поэтому Христа просто положили во гроб. И вот, когда уже можно было исполнить то, что было предписано этим самым законом, обмазать маслом покойника, обвить его пеленами, почитать молитвы. Именно для этого на гроб идут женщины, которых Евангелие называет Мироносицами. Они подходят ко Гробу, они говорят между собой,
-- Как же нам проникнуть вовнутрь, ведь такой большой камень лежит при входе.

Но они идут, надеясь на то, что как нибудь получится что-то сделать. И когда они подходят ко Гробу, а гробы были в те времена просто пещерами. Они видят, что от пещеры, куда положили Спасителя, камень отвален и можно войти внутрь. В душах их смятение, как же так, и вдруг, на том месте, где они еще недавно положили Спасителя они видят юношу. Он обращается к ним со словами о воскресении Господа, о том, что зря они здесь его ищут, потому, что Господь воскрес, и они должны пойти и сказать о воскресении его ученикам, которых он встретит по своему слову в Галилее. Евангелие говорит, что они побежали от Гроба и никому ничего не сказали, потому, что объял их трепет и ужас. Нельзя сказать, что они не поверили, очень трудно описать эти чувства.

Они очень любили учителя и они решили сделать так, как повелевает закон, чтобы все было правильно. Вот приходят и видят ангела и испытывают недоумение. Это нам уже привычно. Мы, порой не задумываясь, отвечаем на -- Христос воскрес! –Воистину воскрес! – А тогда было совершенно ничего не понятно. Недоумение, страх, надежда, целая буря чувств, проносятся в душах этих женщин. Они испытывают тоже самое, что Фома,
-- Не поверю, пока не увижу, -- говорил Фома. Вот также их недоумение, тоже заставило их не сразу поверить в Воскресение Христово. Этим заканчивается Евангелие, которое читалось на Литургии, а мы знаем, что будет дальше. Мария Магдалина вернется на Гроб, встретит там своего учителя, встретит там Христа, узнает его, побежит вещать об этой вести ученикам, которые скажут, что Господь воистину воскрес и явился Петру.

Этим Евангелием, можно сказать, что Церковь нас ничему не учит. Она показывает, показывает Истину Воскресения Христова. Показывает сложные чувства, которые были у учеников у Жен Мироносиц, у Фомы, у тех людей, которые так были преданы своему Учителю. И действительно, удостоверившись в том, что Христос воскрес, что это именно их Учитель, они потом пронесут эту радостную весть во все концы Вселенной.

Апостол Павел говорит такие замечательные слова, -- Если Христос не воскрес, то тщетна вера наша. И действительно, апостол Павел не был свидетелем Воскресения Христова. Он узнал об этом от его учеников, от апостолов и стал пламенным проповедником именно Воскресения Христова. Конечно, порой, в нашей жизни мы думаем о наших грехах, о покаянии, о смирении и терпении. Мы часто задумываемся, как нам измениться и выползти из глубины греховной.

Но, братья и сестры, как важно приобщиться вот к этой самой апостольской проповеди. Почувствовать все, что коснулось учеников, все те переживания и ту неизреченную радость, когда они удостоверились в Воскресении Христовом. Потому, что здесь центр нашей Веры ибо это отличает нашу веру от какой либо другой.

Это делает нашу Веру не набором каких-то моральных предписаний и красивого учения о любви. Нет, это делает нашу веру действительно соединением с Богом, с вхождением с ним в глубину смерти и воскресении от этой смерти в совершенно новую и божественную жизнь. И оно, это Воскресение происходит не где-то за горами, не где-то за пределами нашей смерти. Это Воскресение должно происходить в душе каждого из нас, живущего здесь и сейчас. И мы должны всею нашей душою и помышлением почувствовать эту радость Воскресения и понести ее дальше, ни в коем случае не ограничиваясь собой и своими знакомыми. Ведь если это будет в нашем сердце, эта радость ликования и коснется нас хоть чуть-чуть – это радость от Воскресения Христова. И тогда мы не сможем держать наши уста замкнутыми, они всегда будут говорить о Воскресении, как говорили об этом апостолы, как говорили об этом Мироносица. И не зря предание говорит, что Мария Магдалина дошла до самого императора с вестью о Воскресении Христовом. Она не говорила ничего, у нее было очень мало времени, она произнесла лишь только слова,
-- Христос Воскресе!

Также и другие ученики тоже говорили о радости, именно о Воскресении. Апостол Павел, еще раз повторюсь, хотя и не был свидетелем Воскресения и принял эту весть от этих самых свидетелей. Но пронес эту весть до афинского ареопага, где говорил о Воскресении. Когда он стал говорить о Воскресении Христа, то многие, посмеявшись, ушли, но некоторые и остались. И мы знаем, у великого святителя Дионисия Ареопагита, который от проповеди апостола Павла уверовал в Воскресшего Христа и принял мученическую за него кончину.

Наша Церковь, братья и сестры, Церковь апостольская и хорошо бы, чтобы этот апостольский огонь их радость о воскресении коснулась и нас. Потому, что не умирает апостольство, не умирает ликование о Воскресении Христовом, если только мы являемся истинными последователями, учениками и хотим быть с Ним в веки вечные и здесь на земле и в Веки Вечные.
Аминь!

Проповеди

shlenov24.04.2016
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня в день Входа Господня в Иерусалим мы с вами заполнили храм, принеся в руках веточки верб. Но знает ли кто-нибудь, зачем сейчас в наших руках эти вербы? Не знать этого, значит просто исполнить обряд, каких бывает множество. И горе нам, если мы, исполняя церковные обряды, не знаем их сути, потому что тогда получается, что у нас в церкви царствует обрядоверие, которое так близко стоит к язычеству, и которое так осуждал Христос во время своей земной жизни. Конечно, мы хотим, чтобы наши вербочки были освещены. Мы придем домой, поставим их возле иконы и будем ждать следующего года, следующего праздника, чтобы вновь прийти сюда для освещения.

Но постараемся заглянуть в суть этого, что-же это такое. Мы знаем, что после воскресения Лазаря Господь на маленьком осленке входит в Иерусалим. И его встречает толпа, которая восклицает
– Осанна сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне!

Так встречали только царя в те времена. Те люди, на которых была одежда, снимали ее и постилали под ноги этого осленка. У кого не было одежды лишней, те резали ветви с пальм, которые стояли рядом, а так же постилали их на дорогу перед Царствующим Христом. Один раз, во время своего земного служения, Господь действительно воочию явил свое Царствие и сделал это наверно потому, что царство Его не где-то за гробом, не после смерти наступает, а Царство Божие наступает здесь на земле и явлено для того, кто является его членом.

И вот сегодня, присоединяясь к этому народу, который встречал Христа как Царя и мы, словно с этими пальмовыми ветвями приходим с вербами в храм, чтобы участвовать в этой же самой процессии. Господь вновь входит в Иерусалим и входит на страдание. И вот мы стоим при дороге и кладем эти вербы под ноги осленка, на котором шествует наш Царь. А если он наш Царь, значит, мы признаем, что находимся в его царстве, том Царстве, о котором он говорил. Царство Божие является главным для нас и ничто не может быть ценнее в этом мире, чем Царство Божие чем Царство Небесное среди нас. Это свидетельствовали мученики, когда отправлялись на верную смерть, но не отрекались от Царства Небесного, почитая его главным для себя. В это Царство шествовали преподобные, часто в пустынях и пропастью земные скитаясь, чтобы стать членами этого Царства.

Это Царство на земле устроили земные святые, преподобные благоверные князья и те, которых мы почитаем сейчас святыми, которые строили Царство Божие среди нас, чтобы мы приобщились ему здесь и сейчас и чтобы почувствовали в сердце своем благодать этого Царства Небесного. Но, дорогие братья и сестры Его Царство не ограничивается сегодняшним праздником. Сегодня Господь, еще раз повторюсь, входит в Иерусалим на страдание. И, если мы почитаем Его Царем, то значит, нам с нашим Царем нужно быть везде, и во славе и в почете, но и в Его страстях тоже.

Сейчас храм полон народа, но обычно, когда начинаются Страсти Господни, на этой самой страстной неделе, почему-то едва, едва набираются люди на Богослужение. А ведь это так ценно, в Четверг – Тайная Вечеря. И если мы являемся учениками его, нам надлежит быть на этой Вечере и вкусить тела и крови Господней. И если мы Его верные последователи, если мы члены Царства Небесного, если мы почитаем Его за Царя, значит вместе со своим Царем нам надо быть там, где он испытывает томление и страдание, а значит в Четверг, в 17 часов, здесь, на Богослужении мы должны присутствовать и слушать Страсти Господни через 12 читаемых Евангелий. Если мы Его ученики до конца, значит нужно участвовать в погребении нашего Спасителя. А эта служба в пятницу начнется в 17 часов. А это нужно для того, чтобы радостно встретить Спасителя в эту радостную Пасхальную Ночь, понимая, что в нашем Царстве, наследниками которого мы являемся, смерть побеждена жизнью, Христос Воскрес и разрушил пропасть между Богом и человеком. Мы в его Царстве, но не как рабы, он нас назвал друзьями своими и вот в этом Царстве нам надлежит быть до конца, если до конца мы будем и в Его Славе и Его Страданиях!
Аминь!

Проповеди

shlenov27.09.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодняшний праздник Воздвиженья удивительно благолепная и красивая служба. Особенно это было заметно вчера, на Всенощном Бдении. Удивительно красивые песнопения, слова, которые обращены в самое сердце человека и часто встречающиеся слова о радости. После, поется песнопение о Воскресении Христовом, в котором есть такие слова, -
- «Прииде Крестом радость всему миру!». И обращаясь к Кресту Господню, Церковь на Всенощном Бдении восклицала, -
- Радуйся Живоносный Кресте!

И во многих местах тоже говорилось об этом ликовании, о сегодняшнем событии. Но здесь могут возникнуть недоумения, как же так, ведь мы взираем на смерть нашего Спасителя, нашего Бога. Его, по злобе людской, приговорили к смертной казни и осуществили ее через распятие. Ведь, казалось, какая радость может быть у нас, ведь сам Господь распят и этот Крест лежит перед нами, посреди нашего храма.

Ответ на это есть в песнопении, которое вчера звучало в нашем храме, на Всенощном бдении перед Великим Славословием. Здесь происходит Крест Господень, Сего целуем с радостию и страхом; страхом греха ради, яко недостойни сущее: радостию же спасения ради, еже подает миру на том Пригвоздивыйся Христос Бог, имеяй велию милость.

И здесь действительно ответы на все. Мы целуем этот крест с трепетом, потому, что знаем о своих согрешениях, знаем о своем недостоинстве, знаем о своей лени в борьбе с грехами нашими. Но в то же время и радость в нашем сердце, та самая радость, которая звучала на Богослужении.

И вчера и сегодня, радость о спасении, которую через крест подает нам Господь. Радость о той любви, которая послала Единородного Сына, что бы мир не погиб, но был спасен. И эта радость, которая бывает в сердце каждого христианина, когда он идет по пути спасения. И наоборот, эта радость в сердце перестает быть, Когда мы продолжаем грешить. Грех отрывает человека от радости, грех ввергает его в пучину плохого настроения, злобы, осуждения, ропота буквально на все вокруг. И наоборот, если человек умеет победить грехи свои и страсти, то он обретает ту самую радость, о которой сказал Господь, обращаясь к своим ученикам –
- И радости вашей никто не отнимет от вас.-

И именно так торжественно Богослужение. Именно поэтому призыв к радости, о том, какой же спокойной и радостной может быть жизнь, когда мы побеждаем свои грехи и исторгаем из сердца наши страсти. Именно в этом и заключается вся суть нашей веры, вся суть христианства, к тому, что бы мы шли за Господом, шли путем, который он начертал, шли путем спасения. А идти этим путем можно только в борьбе – борьбе со своими грехами и страстями, борьбе со своими душой и сердцем, ветхими может быть. Которые мы хотим обновить во славу Господа.
Аминь!

Проповеди

shlenov17.04.2016
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодняшнее Воскресение Великого Поста посвящено памяти преподобной Марии Египетской.

На прошедшей неделе, в среду, вечером, в нашем храме и во всех других храмах Русской Православной Церкви совершалась Утреня, на которой читался Великий Покаянный канон Андрея Критского. И было прочитано это житие преподобной Марии Египетской. Это единственное житие, которое читается на Богослужении, больше такого нет. Только на пятой седмице поста, на утрени Великого Покаянного канона читается жизнь преподобной. Еще это житие отличается от других тем, что сама Мария поведала его. Она рассказала это преподобному Зосиме, по его слезной просьбе и вот теперь мы имеем возможность слышать жизнь преподобной Марии Египетской как будто из первых уст. Конечно жаль, что немного народа собирается на богослужение Великого Поста, которое бывает только один раз в году. Эта служба Великого Покаянного Канона, служба акафиста Божией Матери, это службы Страстной седмицы. Почему-то в воскресение или в обычный праздник собирается народу много, а на этих, абсолютно уникальных богослужениях приходит едва ли не меньше половины людей, чем здесь стоит сегодня. Поэтому немножко трудно говорить о житии преподобной тем, кто не слышал его в эту среду.

Она была грешным человеком, ее плоть бросала ее во все тяжкие ее жизни. Она была блудницей и делала это не за деньги, а ради собственного удовольствия, для удовлетворения похоти, как она сама свидетельствовала. И вот, однажды она попала во святой град Иерусалим. И вместе с паломниками, совсем не задумываясь о происходящем, попыталась войти в храм, где в это время износился Святой и Животворящий Крест Господень. И она не смогла это сделать. Три или четыре попытки были переступить порог, но всякий раз, по слову преподобной какая-то неведомая сила не давала ей зайти внутрь. Она в недоумении отошла от входа и, вдруг, как озарение пробежала перед ней ее жизнь. Она поняла, что Господь не допускает ее до своей Святыни ради ее грешной жизни. И вот в один миг все естество преподобной перевернулось. Она в молитве обратилась к Божией Матери искренно, со слезами и через некоторое время почувствовала облегчение. Она еще раз попыталась зайти в храм и в этот раз у нее получилось. Она приложилась ко всем святыням и выйдя из храма опять обратилась к образу Богоматери. Она опять искренно обращалась к ней и звучал ее вопрос,
-- Что-же мне делать дальше.

И, вдруг, преподобная Мария услышала голос или может он прозвучал у нее в душе.
-- За Иорданом найдешь себе покой!

И преподобная, послушавши того голоса, что звучал, двинулась в сторону Иордана. Долгое время, почти семнадцать лет она провела в ужасных мучениях. Она отправилась туда, когда ей было около тридцати и 17 лет это, действительно были годы борьбы, борьбы, чтобы не вернуться в мир из которого она ушла. Скоро кончился и хлеб, который был у нее, скоро истлела одежда, а она была единственной. А ведь каменная Иудейская пустыня, это серьезное испытание, зимой там может выпасть снег и температура опуститься ниже нуля, а летом там жара выше сорока градусов. И вот в таких условиях – без одежды, совершенно без пищи, питаясь какими-то кореньями преподобная Мария исполняла свое покаяние. По ее слову, не раз и не два она без сознания падала на землю, от того , что с ней приключается, от тех образов и искушений, которые одоСпустя 17 лет утихли искушения когда она оставалась в пустыне и встретилась с Зосимой. Она уже была прозорливым человеком, женщиной, которая знала писания, совершенно не учившись и не зная грамоты. И вот, из беседы с Зосимой явлена нам была и ее жизнь.

Братья и сестры, в житии Марии Египетской Святая Церковь предлагает нам ее как образец для покаяния. И недаром читается житие ее Великим Постом, и недаром одно из воскресений посвящено ее памяти. Церковь не словами, а самим образом что-же такое есть такое покаяние. Покаяние, это всегда изменение. Это преображение человека, насколько полное, настолько оно произошло у Марии. От великой блудницы до женщины святой жизни, которая знает Святое Писание не учась и говорит святому Зосиме то, что он знал лишь в собственном сердце.

И действительно, когда мы готовимся к покаянию, когда мы готовимся к исповеди, когда мы сознаем свои согрешения мы видим пред собой образ этой преподобной. Именно это образец, именно это правило. Она чудесным образом обратилась ко Христу, совершенно не зная его. Но Господь стучится в каждое сердце. И каждое сердце, Ему одному ведомыми путями пытается обратить к себе. Преподобная услышала в себе этот зов, голос Божий и правильно ответила на него.

К нам тоже обращается Господь, но мы продолжаем лениться, продолжаем жить, как живем. Конечно, никто нас не гонит в пустыню, в уединение, никто нас не заставляет постригаться и идти в монастырь. Но те усилия, которые прилагала Мария, являют нам, что без нашего участия никогда не будет перемены нашей, и никогда мы не отойдем от страстей, мучающих нас, если не будем прилагать хотя бы немного усилий. Но житие преподобной говорит, что не только наше усилие, а помощь Божия необходима для нас. Ясно из этого жития, что как только преподобная Мария обращалась с просьбой к Божией Матери или к Господу помочь ей, она тут же получала эту помощь. И получала не потому, что была каким-то особенным человеком. Она получала помощь потому, что получала ее в борьбе со своими грехами.

Мы часто просим господа о улучшении нашей жизни, мы просим только о своих желаниях, чтобы совершилось только то, что мы хотим и совершенно не молимся искренне и со слезами о том, чтобы Господь помог нам справиться с нашим ветхим человеком, который внутри нас и не дает нам преобразиться в жизнь новую. Если мы будем искренно обращаться, Господь всегда ответит нам, всегда мы будем услышаны и всегда придет помощь, как пришла она к Великой преподобной Марии Египетской, которая из глубины греха и падения стала святой, к которой мы обращаемся с молитвами и которая обязательно поможет и если мы искренно пожелаем бороться с грехами своими и положим силы свои для этого.
Аминь!

Проповеди

shlenov30.08.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелие, на Божественной Литургии, мы с вами слышали притчу Спасителя о виноградаре. Господин насадил виноградник, сделал все необходимое и поставил туда работников. Через какое-то время плоды созрели, и он послал своих слуг, чтобы взять эти плоды. Но работники, как говорит Евангелие, одного побили, другого убили, третьего побили камнями. И наконец, господин решает послать своего сына, говоря: «Да устыдятся сына моего».

Но работники сговорились между собою – Это наследник, давайте убьем его. И все, что должно принадлежать ему будет нашим. Они убивают и сына. И Господь, обращаясь к слушающим, вопрошает, - Что сделает господин виноградника этим работникам? Ему отвечают, - Конечно же, он придаст их злой смерти, и виноградник отдаст другим.

Это не только притча, братья и сестры, это пророчество Христа, которое исполнилось. Эта притча была обращена к иудеям, фарисеям, к тем, кто стоял во главе религиозной жизни в то время в Израиле. И действительно история так и происходила. Господь посылал своему избранному народу пророков, но они их гнали, их мало кто слушал, а некоторых действительно побивали камнями до смерти.

И вот, наконец, Господь посылает своего сына возлюбленного и как раз по этой притче, по этому пророчеству, Единородного Сына Божьего вознесут иудеи на крест. И, поэтому пророчеству, этот виноградник отдастся другим, потому, что работники не были достойны. И мы видим сегодня, как этот Господень виноградник отдан в распоряжение Церкви, теперь мы с вами делатели в нем. Конечно, это и радостно и ответственно одновременно. Не дай Бог нам наследовать те же самые ошибки, что были у прежних виноградарей. А самая главная ошибка, в которой Господь обличал фарисеев, и то, за что его вознесли на крест – это внешнее благочестие того израильского народа.

Господь, часто, может быть промыслительно, нарушал эти предписания, нарушал субботу, другие правила. Фарисеев это сильно возмущало, они говорили, что праведник не может так себя вести, как предписано древними. Они думали, что соблюдение этих правил и есть правильно для праведника.

Господь говорит, нет, не в этом дело, дело в любящем сердце, а когда любишь человека, то можно нарушить то внешнее предписание, которое есть в книге. И часто, этой болезнью фарисейства больны и мы с вами. Потому, что действительно не съесть какой-то кусочек мяса гораздо легче, чем подавить в себе растущее раздражение в беседе с ближним. Ведь настолько легче прочитать молитву, даже не вдумываясь в ее смысл, чем не осудить человека или сказать что-то доброе о нем. Ведь, насколько легче, проходя мимо просящего милостыню, дать ему несколько рублей, чем взять на себя ответственность за жизнь человека, попавшего в трудную ситуацию. Ведь гораздо легче, братья и сестры исполнить все наши предписания, чем возлюбить Бога и ближнего всей душой и всем помышлением. Апостол Павел говорит, что все наши труды и жертвы будут напрасны, если не будет в нашем сердце любви. И наоборот, если стяжаем мы хоть немного любви христианской и божественной, тогда легче нам будет исполнить все предписанное, потому, что от избытка сердца и любви говорят сердца и делают руки.

И что самое главное, чтобы мы, наследники не заболели этой болезнью, что бы мы понимали разумом и сердцем в какую сторону надо идти и что нам надо делать. Не соблюдать внешние предписания, а всем сердцем работать на Ниве Господней. Потому, что каждая виноградинка это душа человеческая и над этой душой мы виноградари стараемся работать. Потому, что часто бывает так, что мы не работники, а просто созерцатели. Приходим в виноградник, садимся и смотрим, как же хорошо и красиво вокруг нас. И не делаем абсолютно ничего на этой Ниве Господней.

Давайте будем братья и сестры добросовестными работниками там куда поставил нас Господь, чтобы не разделить участь фарисейскую, чтобы стать наследниками того Царства, которое возвещал нам Господь и в котором мы добрые делатели в Винограднике Господнем.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »