Протоиерей Олег Шленов23.08.2020
Неделя 11-я по Пятидесятнице

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Вновь и вновь церковь призывает нас к тому, чтобы мы прощали друг друга. Сегодня на литургии мы с вами слушали Евангелие, в котором Господь рассказывает притчу. В этой притче говорится, что был царь, который посчитал, что ему нужно взять долги с тех, кому он их давал. Позвал слугу, который ему должен был огромную сумму денег, но не имел, чем отдать. И хотел было царь продать в рабство его жену, его детей, взять его имущество, но человек стал просить: «Государь, потерпи еще немного, я все отдам тебе». Но этот правитель, видя, что человек не имеет чем отдать, решил простить ему весь огромный долг. И тот же самый человек, который вышел от царя, призвал к себе своего знакомого, который должен был совсем немного ему, и разговор повторился почти так же, как и с царем. Только в отличии от Владыки, этот самый слуга не стал прощать, а ввергнул этого человека, своего знакомого, в темницу для того, чтобы он все-таки отдал ему долг. По ветхому наказанию поставил в такие условия, что тот вынужден был, хотя это было очень трудно, этот долг вернуть. Узнал об этом Господин, призвал этого слугу и говорит: «Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, как говорит Евангелие, Господин подверг его самым жестоким наказаниям. И Христос говорит: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Мы понимаем, что смысл слова «простить» не такой простой, как кажется на первый взгляд. Что значит простить? Каждый, наверное, отвечает сам себе на этот вопрос, причем ответы бывают очень разные. Мы можем думать, что мы простили, если мы не сердимся на человека, если мы не злимся на него, если мы не мстим и не делаем ему какого-то зла, и сколько угодно еще можно сказать слов с приставкой «не». А что же такое прощение в положительном смысле? Как бы мы должны простить по-христиански человека?

И вот здесь начинается самое сложное, потому что прощение — это неравнодушие в человеке. Это не значит на него не сердиться, это не значит просто вычеркнуть человека из жизни своей, нет – это гораздо лучше. Посмотреть на человека теми глазами, которыми смотрит на него Господь - глазами любви, глазами безграничного прощения всего и вся.

Давайте подумаем, как в этой притче, давайте попытаемся осмыслить, сколько и что прощает Господь нам, каждому из нас. Ведь мы грешим ежедневно и порой грешим очень тяжко, но почему-то себе мы готовы все простить, и Господь прощает нам. А вот по отношению к ближнему мы сделать это не в состоянии. Все-таки надо верить в людей вопреки всему, ведь люди могут грешить против нас ежедневно, ежечасно, они могут не становится теми самыми людьми, о которых мы думаем. В них порой нет исправления, ну живет с нами рядом близкий человек и живет так, как хочется ему. И исправляться совсем не хочет, и нет конца и края, казалось бы, его грехам, и невозможно, кажется, наладить отношения никакие. Но, несмотря на это, несмотря ни на что, Господь его любит, как любит каждого из нас, потому что не может не любить. Потому что Господь есть Любовь. Если мы не можем простить до конца, это значит только одно - в сердце еще нет христианской любви. Это значит, мы не можем посмотреть глазами любви и прощения на этого человека так, как смотрит Господь на всех нас.

Давайте думать над этим, когда мы будем размышлять над нашими отношениями друг с другом. Давайте будем помнить, сколько прощает нам Господь. Он прощает даже то, за что прощения не просим, что забыто, может быть, давно, то, что даже не заметили, что согрешили. Он не может не прощать, Он - Любовь, Он всегда ждет, Он открыт, потому что, если в сердце человеческом есть любовь, то как легко прощать, а если ее нет, то простить практически невозможно, поэтому виноваты в нашей жизни не грехи человеческие, а наши с вами душа, наше с вами сердце. Виновато в том, что не хватает нам христианской любви и поэтому не хватает прощения. Можно сказать, что мы заживем по-христиански только когда возрастем в меру той самой любви, о которой Господь говорит в Евангелии. И нет для нас другого пути!

Аминь!

Протоиерей Олег Шленов19.08.2020
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня у нас праздник Преображения. И, конечно, нам нужно с вами подумать, порассуждать об этом событии. Сегодня мы слышали с вами на Литургии повествование, вернее, рассказ апостола-евангелиста Матфея о том, как же это было. Господь взял трех самых Своих близких учеников и взошел на гору Фавор, взошел помолиться. Ученики, как это часто бывает, задремали, но, проснувшись, увидели преображенный вид своего Учителя. Как говорит евангелист, Его лицо сияло как солнце, а одежды Его были белыми, как снег. Апостол Петр, видя, что Христос беседует с двумя пророками - Моисеем и Илией, воскликнул: «Господи, как хорошо нам здесь быть!» И вот это, наверное, то, над чем нам стоит подумать. Божественный свет… Как много о нем говорилось в Евангелии! И апостол евангелист Иоанн Богослов восклицает: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Господь несколько раз говорил о Себе, что «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».

Что же это за свет, что же это такое, почему апостолу Петру стало вдруг так хорошо, что из него вырвались эти искренние слова? Конечно же, это любовь Божья – та любовь, которая почивает на каждом человеке, но не каждый видит ее так же, как не каждому было дано увидеть преображение Господне. А ведь именно в этом и состоит суть нашей веры – откликнуться на эту самую любовь Божью, увидеть ее, увидеть ее вокруг нас во всем Его творении, в каждом растении, в каждом животном, и, тем более, в каждом человеке, особенно который находится около нас. И если мы этого не сделаем, мы так и будем в той самой тьме, о которой говорил Господь.

Как часто мы в жизни видим и замечаем только плохое, темное, негативное, как мало мы видим доброго, сияющего и светлого в нашей жизни! А именно так наше сердце должно откликаться на эту самую любовь. И когда узнаем мы об этой любви, когда увидим этот самый божественный свет, тогда и нам будет так хорошо, что не захочется никуда уходить подобно апостолу Петру, который сказал: «Сделаем здесь три кущи», как бы говоря о том, что нужно здесь остаться. И тогда, если мы увидим, как нам хорошо и как нам радостно и какое счастье вокруг нас, как же мы испугаемся это потерять, как же мы постараемся не грешить, чтобы не лишиться этого самого божественного Света, чтобы не быть на стороне тьмы! Фактически каждый день перед нами стоит выбор - выбрать свет, или выбрать тьму. Но как печально, что как часто мы выбираем именно тьму, именно грех, именно страсть свою, с которой не можем справиться. Но если мы будем знать, думать и ощущать эту божественную любовь - как легко нам будет бороться с нашими согрешениями и немощами, потому что любящий человек – это всегда сильный человек, человек, который может все преодолеть, и тем более вместе с Богом, вместе с этим самым Светом, который сияет и в этот день, и во все другие дни, и который никогда не прекращается. Есть замечательные слова на нашем богослужении: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»

Аминь.

Протоиерей Владислав Каховский16.08.2020
Неделя 10-я по Пятидесятнице

Дорогие братья и сестры!

Все что происходит сейчас в нашем обществе, в нашей стране и во всем мире - это то, что касается каждого из нас, это то, что коснулось каждого человека. Так было, так есть и так всегда будет: мы кого-то теряем, кого-то приобретаем, но жизнь происходит таким образом, что как только мы успеваем подумать, она подходит к своему концу.

Дорогие братья и сестры! То, что сейчас происходит с миром - это плод, наверно, плод все-таки того безверия, которое постигло всю вселенную, это плод того отчуждения людей от Бога, людей, которые вдруг неожиданно потеряли веру. Они заблудились. И нет возможности приобрести истину, думают они, блуждая в этом бессмысленном, безумном пространстве.

Дорогие братья и сестры, мы слушали сегодня благовествование евангелиста Матфея, где интересный сюжет был нам благовествован - о том, как у несчастного отца был больной сын. Болезнь по тем временам называлась беснование, сейчас в психиатрии называется психическое заболевание, но оно не лечится и не лечилось никогда по-настоящему. Это самое страшное отчуждение от Бога, когда человек теряет свою нравственность. И этот несчастный отец просил у Христа о том, чтобы Он исцелил, что Он и сделал, конечно, по вере этого человека.

Дорогие мои, после этого ученики подошли к Христу и спросили: «Почему мы не могли изгнать его?». Ведь Христос заповедал ученикам помогать людям, исцелять. На что отвечает Господь Иисус Христос: «Мало имеете веры, если вы имели веру хотя бы с горчичное зернышко, то вы могли бы горы двигать». По раввинистической литературе, того времени двигающими горы назывались те люди, которые были очень хорошими проповедниками и очень разумно толковали очень сложные места. И поэтому, что имел ввиду Господь, когда сказал «будете горы двигать», для нас это как метафора, если человек верит, то значит готов передвигать горы. По-видимому, принято и такое разумение.

Дорогие братья и сестры, пройдет немного времени, и эти же апостолы после вознесения Христа действительно будут уже продолжать Его настоящее дело благовестия. Это дело величайшее, которое до сих пор не останавливается во всей вселенной. И люди по их научению исцелялись, обретали Истину, становились истинными последователями Христа. Так было и так продолжалось на протяжении почти двух тысячелетий. И вот мы сейчас с Вами имеем факт нашего современного существования, когда вера оскудела. Но, тем не менее, она существует в мире. Нам кажется, что по слабой вере происходят плохие события, ужасные события не только у нас в обществе, а во всем мире. Но, дорогие братья и сестры, мир, по крайней мере еще целостный - мир еще находится в полном нормальном своем состоянии, он способен исправляться, он способен слышать Божье Слово.

Кто же должен слышать Божье слово? Все! Кто должен его проповедовать? Вспомним, что говорит Господь в том же Евангелии от Матфея: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Что значит научите? Сказать, что написано в Евангелии, что растолковать им? Да, и это тоже. Но когда «крестя» - говорит Господь, - это значит, уже обратить их, сделать такими же сынами, какими он сделал своих апостолов, такими же святыми людьми, какими становится каждый человек. Человек, который обрел веру, может называться святым. Святой - это не безгрешный, это человек, который воистину идет за Христом и старается исполнять Его волю.

Вот здесь можно сказать последнее, что хотелось мне до вас донести. Этот наш 21 век, это сложное время - его можно назвать веком ответственности, потому что те события, которые прошли в прошлом веке, вы знаете, это ужасные события, коснулись нашей страны, коснулись Европы, коснулись людей. Сейчас они вдруг неожиданно мгновенно распространились по всему лицу земли, казалось бы, неужели трудно справиться с этим?

Дорогие братья и сестры, а вот здесь, мне кажется, к слову «вера» нужно добавить слово «ответственность», ответственность за каждого, за все что нас окружает. Мы сейчас закончили с вами службу. Вы придете домой, вы завтра выйдите кто на работу, кто на службу, кто на учебу и т.д. и вы будете общаться с людьми. Так несите же эту светлую веру и эту надежду, будьте радостны! Не смотрите на лица, не смотрите ни на что! Какой бы человек не был, какой он национальности, какой вере он принадлежит. Это не имеет значение. Господь это подчеркнул. Это Его новая заповедь, где нет разницы между эллином и иудеем – говорит апостол Павел. Здесь, вот здесь, именно здесь обретается настоящая подлинная ответственность, которая верой дается. Я думаю, вы достойны. Безусловно достойны! Не потому, что вы такие хорошие, чистые и безгрешные, конечно нет. Но потому что Господь дает нам такую возможность, и эту ответственность, за которую Он с нас спросит, тогда, когда мы явимся пред лице Его.

Аминь

Отец Сергий Жиров19.08.2020
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

С праздником, с Преображением Господнем!

Этот праздник напоминает нам о том, достойны ли мы с вами созерцать нашими духовными очами славу Божию, приблизились ли мы с вами к Богу в своих мыслях, чувствах, наших делах?

Чтобы достигнуть этого, человеку необходимо постоянно совершенствоваться к Богу, изменяться в лучшую сторону путем чистосердечного покаяния, твердого и постоянного, путем делания добрых дел. Будем по-христиански, с терпением переносить всевозможные постигающие нас жизненные скорби, неудачи и испытания, посылаемые нам Богом. Господь перед Преображением, читаем мы в святом Евангелии, молился Богу-Отцу, и вся Его земная жизнь сопровождалась молитвами к Отцу Своему Небесному, давая нам пример молитвы, научая нас молитве. Господь тем самым показует нам, что для духовного преображения человека необходима молитва и помощь Божия, личный труд, личное усердие, благодать Божия. Господь искупил нас от клятвы закона, только Он мог освободить человека от рабства греху, от вечной смерти, обновив человеческое естество.

В словах псалмопевца Давида мы каждый раз читаем: «Сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови во утробе моей». И в этот день мы вместе со святою Церковью поем Богу: «Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный!»

И пусть в этой общей молитве будет усердие и стремление каждого из нас, чтобы быть достойными очами нашими веры взирать Божественную славу, быть достойными созерцать славу Божию не только здесь, на земле, но наипаче во Царствии Небесном!

С праздником вас, друзья!

Отец Сергий Жиров16.08.2020
Неделя 10-я по Пятидесятнице

Всех вас с праздником — воскресным днем!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф., 17, 14-23) мы слышали, как было совершено исцеление Господом бесноватого отрока. У одного человека, отца, был тяжко болен единственный сын, в котором он хотел видеть и помощника в жизни, и опору в старости своея. Отрок был одержим нечистым духом, и этот отец использовал все человеческие средства для спасения сына, которые оказались напрасными. Он знал о Христе, знал о чудесах Христа, а посему и привел сына к Нему. Он приводит, конечно, не потому, что верует во Христа, а по безвыходной надежде, ибо он использовал все и пришел в конец, и ради пробы, пока Христос был на Фаворе, он приводит его к ученикам, как бы говорит им: «вот вы проповедуете новое учение, вы исцеляете больных, воскрешаете умерших, так исцелите же сына моего!» Это - земное объяснение нужды и скорби, и в ней нет никакой веры.

Когда Господь сходил с Фавора, Он увидел апостолов в окружении множества фарисеев, книжников, о чем-то спорящих. От этой толпы отделяется отец несчастного сына, подходит ко Христу, падает перед Ним на колени и говорит: «Господи! Помилуй сына моего». Господь вознегодовал, и это вознегодование оправдано: приходит человек, загнанный жизнью в тупик, зная, что путь к Богу - бесконечная вера, и говорит: «я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». Господь, отвечая ему, обличает весь человеческий род: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?»

И в тот час как бы открываются глаза ослепшей души этого человека. Он видит всю нищету, всю скудность и бедность своей веры и со слезами падает перед Христом, говорит Ему: «верую, Господи! Помоги моему неверию». И в тот час он смирился перед Богом, осознал свое неверие. Господь в тот час исцеляет отрока, сына его. И эти обличительные слова Христа «О, род неверный» - они относятся к каждому из нас, к каждому человеку. И в нашей жизни, и в нашей душе бывает неверие, подобно отцу этого отрока, который своим неверием как бы нанес рану Христу. И это несмотря на то, что в душу каждого человека стучит Бог от рождения, призывая его к покаянию, к вере, ко спасению. Дух нечистый как тогда бросал этого отрока то в огонь, то в воду, так и по сей день этот же немой злой дух бросает детей многих родителей то в огонь, то в воду, блуд, пьянство, наркоманию... Это от него дух мешает душе человека творить доброе дело, жить по правде Божией.

Когда мы с вами в нашей жизни загнаны в какие-то болезни, несчастья, скорби, мы нуждаемся в большой помощи, ищем ее, вспоминаем о Боге, обращаемся к Нему словами этого отца: «Верую, Господи, помоги мне, ведь Ты же — Бог!». Святитель Василий Великий говорит: «Это несчастное объяснение жалкой души, которая в своем ничтожестве посылает упрек Богу: «Ты же видишь, Ты же знаешь, что я верю, так оправдай же мою веру, Ты — Бог, помоги мне!» И в ответ она слышит обличительные слова Христа Спасителя: «О, род неверный и извращенный, доколе буду с вами?» И эти справедливые обличения Христа Спасителя - пусть коснутся уха каждого человека, пусть каждый уяснит, что эти жесткие слова Бога, они обращены к каждому из нас».

Если каждый из нас во своем смирении, без лукавства, оценит свою жизнь, свою веру, свое обращение к Богу, найдем ли мы с вами нашу веру? Каждый из нас знает, что вера человека заключается в осуждении грехов, удаление от них и приближении к Богу и лишь при условии обращения человека к Богу. Господь приходит навстречу человеку, очищает его от грехов и вводит его в Царство воскресения, Пасху вечную и спасительную! Бог спасает человека, а человек только устрояет спасение, и милосердный Господь в тот час откликнулся на просьбы этого человека, отца, как только он осознал свое неверие и прилепился к Богу всей душею. Господь исцеляет его сына. Так и каждый человек, каждый христианин, осознав свои грехи, покаявшись в них, должен стремиться не грешить и очистить себя от всякие скверны плоти и духа. И тогда Господь непременно спасет человека. Господь спасает тех, кто хоть мало что-то делает в этом деле, в деле спасения души.

И вторая часть сегодняшнего Евангельского чтения посвящена беседе Спасителя со своими учениками. Они в недоумении, ведь они же до этого совершали чудеса, исцеляли больных и вдруг они ничего не могут сделать с этим человеком! Господь объясняет им, что «по неверию вашему» вы не можете это сделать. Значит, вера апостолов была еще очень и очень мала. И далее Он говорит, что сей род лукавых, этих злых духов поднебесных изгоняется «только постом и молитвой». Господь дает нам урок, что вера человека растет и утверждается посредством поста, молитвы и покаяния. Пост имеет тогда только силу, когда он сопряжен с молитвой и с покаянием, тогда он выступает на эту борьбу с полчищами злых духов и побеждает. В этом же Евангельском чтении Господь нам указует путь совершенства нашей веры, и это должно начинаться с осознания своей духовной нищеты, с сокрушения в своих грехах, с молитвы к Богу, чтобы Он и нас избавил от этой нищеты духовной, которая тяжким бременем лежит на каждом из нас; в обращении к Богу, чтобы Он укрепил нашу веру, помогал нам молиться, чтобы не услышать нам с вами от Него эти слова, слова негодования, обличения: «О, роде неверный...»

Но будем стараться жить по-христиански, исполняя Его заповеди, очищая себя от грехов делами милосердия, прощением друг друга. Будем просить у Бога в молитве, чтобы Он даровал нам силы, благодать свою в борьбе со всякими нечистыми духами, искушениями и просить у Бога, чтобы Он дал нам силы в любых жизненных испытаниях оставаться верными до скончания дней земной жизни Святой Православной Церкви.

Аминь. С праздником вас, друзья!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »