Проповеди

shlenov21.06.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня на Божественной Литургии читалось Евангелие, которое должно было бы каждому из нас пронзить сердце, пронзить потому, что Господь говорит то, что мы практически не исполняем. Но как же можно не заботиться, скажем мы, о еде, о питье, об одежде, о прочей нашей жизни? Как же можно об этом не думать? Ну, а если мы попытаемся понять, нам надо посмотреть на этот отрывок в Евангелии, подумать. Господь никогда не отвергал ни одежды, ни питья, ни пищи, ни каких то других радостей жизни. Он был сам в Кане Галилейской, где превратил воду в вино, Он участвовал в этом торжестве, Он бывал в гостях, когда Его звали, даже у мытарей и грешников, у фарисеев, Он совершенно не отвергал того, что Сам сотворил. Но Господь говорит: «Ищите прежде Царствия Небесного и все остальное приложится вам». Потому что душа не меньше нашего тела, тело не идет ни в какое сравнение с той жизнью, которую мы наследуем. Иногда нам кажется, что Царствие Небесное, это то, что наступит после нашей смерти. Вот умирает наш близкий человек, или умрем мы, и мы думаем, что мы предстанем на Суд, и за то, как мы жили здесь, нам определят либо теплое местечко, либо мучения. Но если мы посмотрим на святоотеческое учение, да на то же самое Евангелие, дело окажется совсем не таким, и гораздо глубже, чем мы думаем. Господь говорит: « Царствие Небесное внутри вас есть». А если Оно внутри нас, то Оно наступит не когда-то после смерти, Оно может наступить здесь и сейчас. Есть один очень хороший пример. Когда стали известны слова Гагарина о том, что он был в космосе и не видел Бога, один московский священник заметил: если кто не встретит Бога на земле, Его невозможно будет встретить на небе. Златоуст также говорит об этом. Он говорит: «Найди дверь собственного сердца, и через эту дверь ты войдешь в Царствие Небесное». Значит, здесь и сейчас познается Царствие Божие. Познали его многие святые, подвижники, преподобные. Очень яркий пример - это Серафим Саровский или Силуан Афонский. О Силуане Афонском есть замечательная книга, которую можно прочитать. Он рассказывает о себе, как был простым крестьянином, помогал сеять, пахать землю, косить. И вот однажды сердце его возжелало чего то большего и лучшего. И он оставил все и пошел за Христом. Конечно, многие из нас не станут серафимами саровскими или силуанами афонскими, или какими-то другими святыми. Нам кажется, что мы никогда не достигнем таких вершин. Но ведь дело не в том, братья и сестры, что мы должны стать такими же, это мало кому дано, но мы всегда можем идти по пути спасения, мы всегда можем идти по пути к Царствию Небесному, мы всегда можем находиться в дороге. Ведь главное, говорит Христос, сделать главное главным. Царствие Небесное, встреча с Богом - это смысл и вековечная цель нашей жизни. Но если застигает нас на этой дороге суета, земные попечения, пища, питие и еще какие то житейские мелочи, это значит, что сердце наше укоренено здесь, и мы буквально, как узники, связаны по рукам и ногам и не можем отринуть их и идти по дороге спасения. Но все в наших силах, лишь бы было желание, лишь бы мы искали Царствие Небесное, как ищут драгоценного камня, как ищут самого главного в жизни. Есть об этом много притчей в Новом Завете. Христос много говорит о Царствии Небесном и говорит, что Оно наступает здесь на земле. И если не идти к Нему на земле, то невозможно будет надеется на Него после нашей кончины.
Аминь!

Проповеди

shlenov14.06.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня наша Церковь празднует Память Всех Святых в Земле Российской просиявших. Этот праздник мало кому известен за пределами Церкви. Если другие праздники еще известны светским людям: Пасха, Рождество, Троица, то праздник Всех Святых остается делом Церкви, он празднуется внутри, он известен тем людям, которые постоянно ходят в храм, а значит можно сказать, что это наш внутренний праздник, как бы громко это не звучало.

Все святые, в Земле Российской просиявшие, знаемые и незнаемые. Происходит это потому, что святые, память которых мы празднуем, всегда были обращены внутрь собственной души. Можно услышать, что Церковь сейчас участвует в жизни государства нашего, это, можно сказать, так и не так. Так, потому что мы видим священников во всех сферах жизни: в социальной работе, в учебных заведениях, в тюрьмы мы ходим, окормляем множество людей, беседуем с этими людьми. А не так, потому что Церковь несет одну и главную миссию - это спасение души человеческой. Церковь не нужна для того, чтобы укреплять мощь государства, она не должна делать то, что ее не касается, главное - это спасение, все остальное потом. И если этот праздник, наш внутренний праздник Всех Святых земли нашей, родившихся, живших и спасшихся, то этот праздник обращен прежде всего к нам, а не к государству, не к светским людям, а к церковным. Обращен он к нам потому, что в Святых Церковь являет тот идеал, для которого Она существует на земле, этот идеал воплощен в святых, которые своим подвигом, своей борьбой со страстями и грехами своими спасли свою душу, сделали жизнь с Богом главной своей целью и осуществили ее.

Это порой было трудно, не порой, а всегда это было трудно, неимоверные усилия нужно было приложить, чтобы преодолеть и внешние условия, и страсти внутри собственной души и своего сердца. Даже погодные условия, если мы сравним монашество Египта или Палестины, там нет такой суровой зимы, как у нас. А наши подвижники уходили на север вплоть до Белого моря, до Соловков и там старались в совершенно нечеловеческих условиях бороться с грехом, который внутри. И вокруг них спасались тоже люди, по слову Серафима Соровского, - «Если стяжаешь дух мирен, тысячи вокруг тебя спасутся».

И вот этот Христов мирный дух всегда звал к ним учеников. Наши преподобные славны не тем, что они поселились в пустынных землях и сделали их обитаемыми. Наши святые славны тем, что сонм учеников потянулся за ними за спасением души, за жизнью с Богом. Эта жизнь с Богом, это спасение души, оно никак не отразится на государстве, но оно может отразиться на людях, которые вокруг нас, если мы будем побеждать грехи внутри собственной души и сердца, если мы стараемся стяжать тот самый дух мирный, о котором говорил преподобный Серафим. Потому что дух мирный - это дух Божий, который приходит в очищенное от греха сердце. Тогда наши близкие и родные тоже будут идти по пути спасения. Невозможно человеку спасаться и оставаться одному, всегда вокруг него будут те люди, которые увидят на его лице сияние вечной жизни. Так было со святыми, со всеми русскими святыми, прославленными русской Церковью, память которых мы ныне совершаем. И будем помнить, братья и сестры, что если мы назвали себя христианами, главное в нашей жизни - это путь ко Христу и очищение от греха души нашей.
Аминь!

Проповеди

zhirov10.05.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Сергий Жиров.

В беседе с самарянкой, которую мы сегодня слышали при чтении Евангелия, Господь наш Иисус Христос научает нас с вами, как мы должны с вами поклоняться и молиться Богу. «Бог есть Дух,- говорит Он,- и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине». Когда мы с вами дома или в храме, стоя перед святыми иконами, изображаем себе крестное знамение, преклоняем перед ними наши колена, совершаем земные поклоны, возжигаем перед ними свечи, лампады, украшаем храм, когда мы совершаем поклонение, чествование только внешнее и наружное, такое поклонение не есть поклонение в Духе и Истине, и не есть это даже сама молитва, только внешняя принадлежность самой молитве. Тогда только эта молитва будет иметь цену, когда она будет выражением нашего с вами внутреннего духовного настроения, душевного стремления к Богу. Истинная, святая и спасающая нас молитва- это возношение ума и сердца к Богу, а в высшей степени это тогда, когда душа человека возносится к Богу, входит в тесное общение с Богом, беседует с ним и становится как бы един дух с Господом. И таким образом испытывает с ним не земное, а небесное блаженство и радость. Если мы с вами, молясь Богу, произносим молитву устами, но при этом не внимаем тому, что наши уста говорят, то как можем надеяться на то, что Бог будет внимать нашим молитвам. «Как ты хочешь,- говорит Блаженный Августин, -чтобы Бог услышал тебя, когда ты сам не слышишь, что перед Ним говоришь». Сам Господь осуждает таких холодных, ленивых, не внимательных к молитве. «Приближаются ко мне люди сии, устами и языком чтут меня, но их сердце далеко отстоит от меня, тщетно чтут меня».

Наши души развлекает во время молитвы эта суета, наши земные заботы, которым мы уделяем столько времени и сил, греховные помышления, все это от того, что мы приступаем к молитве без благоговения. Без предварительной подготовки к ней, молитва наша будет невнимательной и рассеянной, когда мы приступаем к ней после каких то дел, после пустых разговоров, плотских удовольствий, которыми наполнено наше воображение. Приступая к Богу, христианин должен спросить себя, напомнить себе, к Кому он приступает, чтобы излить перед Ним свои прошения, благодарения молитвословием. Приходя в храм Божий, христианин также должен напоминать себе, что храм- это место особо благодатного присутствия Божия, где с нами вместе невидимо молятся ангелы с небес, где Царь царствующих и Господь господствующих приходит за кладезем и датися вснедь веку. Господь повелевает нам поклоняться в Духе и Истине. Это не то, как мы с вами хотим, как умеем, но поклоняемся Ему в Истине так, как научает нас сам Бог своим примером, как установили Святые Апостолы, святые люди, как призывает нас , исполнять это святое дело Святая Церковь Христова. Бог есть Дух, как говорил Господь самарянке, Ему поклоняться надо в Духе и Истине. Что значит поклоняться Богу духом?

По большей части мы с вами поклоняемся Богу, собираясь в храме Божьем. Но поклоняемся ли мы и здесь ему в духе? Если наши молитвы не усердны, невнимательны и рассеяны, то даже если мы осеняем себя крестным знамением, но при этом не питаем чувства благоговения перед Богом, думаем совсем о другом, телом присутствуем в храме, а духом нашим путешествуем, находимся на торжище мира сего, то очевидно, здесь духа как раз то и нет, он не присутствует здесь. И, напротив, когда дух наш невидимо беседует с Богом, соединяется со всеми горними святыми силами, со всеми святыми, когда возносится от земли горе, от предметов видимых к невидимым. Становится един дух с Богом парит дух в мире духовном. Такая молитва есть поклонение Богу духом. Но поклонение Богу Духом тоже будет недостаточным, если в этом не принимает участие наше тело. Апостол Павел повелевает: «Прославляйте Бога в делах ваших и душах ваших». Мы с вами есть существа двухсоставные, состоим из тела и души и, следовательно, и то и другое должно молиться, должно поклоняться Богу. Если такое поклонение есть, то оно истинно и правильно, это то самое поклонение, которому научает нас сегодня евангельское повествование о беседе с самарянкой Господа нашего Иисуса Христа.
Аминь! !

Проповеди

shlenov07.06.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! На прошлой неделе мы с вами праздновали сошествие Святого духа на учеников и собственно, образование Церкви Христовой. И вот теперь Святая Церковь предлагает нам вспомнить тех, кто стяжал в своем сердце, в своей душе этот самый Дух святой, посланный Господом своим ученикам. Нам надо понять, что святые это не какие то сверхчеловеки, это обычные люди с такой же с душой, и с такой же плотью, как и у нас и они не чем не отличались от тех, кто стоит сейчас здесь в этом храме. Но однажды, каждый из них, услышав Благую Евангельскую Весть увлекся ею так, Что она стала главным смыслом жизни, потому, что все таки наше сознание определяет нашу жизнь.

Наша душа, наше сердце, наш разум заставляют нас жить так, как мы живем. Если наша душа и наш разум влечет нас к накоплению материальных благ, значит, мы будем это ставить во главу угла и все другое будет побочным. Если главное для нашего сознания, нашего разума это наша семья, значит мы будем делать все, чтобы нашим близким, нашим людям было хорошо. Но сегодня мы с вами слышали в Евангельском чтении поистине страшные слова, Господь говорит: «Кто возлюбит родителей своих или своих детей или жену, или мужа больше чем меня, тот меня не достоин». Казалось бы, услышав эти слова многие из нас должны были бы соблазниться. Как же так? Ведь Господь заповедовал нам любить ближнего нашего. Но дело в том, что здесь Господь говорит нам о том, что следование за Христом, что любовь к нему должны быть самым главным смыслом и центром нашей жизни. Все остальное должно быть вторичным, даже любовь к нашим близким, к нашим дорогим, семейным, родителям, детям, мужьям и женам должна быть после того, как мы возлюбим Христа и его заповеди. И в этом нет ничего страшного, потому что это ведет ко спасению многих и многих людей. Святые ведь спасались не сами по себе, вокруг них спасалось множество и множество людей и может в первую очередь их близкие и их семьи. Когда читаешь житие того или иного святого, его родители или его дети тоже становились святыми или в крайнем случае вели праведную жизнь. Потому что когда сердце любит Господа, оно любит и всех остальных людей. И в Евангелии именно об этом говорится. Мы не сможем возлюбить нашего ближнего, если всею душой и всем сердцем своим не возлюбим Господа своего. А любить Господа это значит исполнять его заповеди, а исполнять его евангельские заповеди это значит быть чужим этому миру это значит, выйдя за двери храма ощущать, что вокруг находится мир с его житейскими заботами. И он печётся совсем о другом, его цели совсем не те, что цели христианские. И сердце каждого человека принадлежащего миру отстают далеко от любви и заповедей христовых.

Так что сегодняшний праздник, дорогие братья и сестры, праздник любви к Господу, любви которой возлюбили его святые, которые были плоть от плоти нашей. Они были совсем не другими, они были такими же, другой была их любовь, потому что их душа и сердце откликнулась и устремилась к Господу так, что они даже после смерти помогают нам. Обращаемся к ним с молитвою мы знаем об их помощи, об их чудотворениях, об их исцелениях, потому что любовь к Господу преодолевает и смерть человеческую. Смерть уже не властна над святыми, над праведниками, над теми, кто последовал за Христом. Они остались живы и помогают нам и слышат нас и зовут нас Господа возлюбить тою же любовью, которой они Его возлюбили.
Аминь!

Проповеди

shlenov10.05.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня те, кто находился на Божественной Литургии слышали читающееся сегодня Евангелие в котором рассказывалось о беседе Христа с самарянкой. Конечно, вся эта беседа достаточно глубока и поучительна для нас. В этой беседе были открыты многие и многие Истины, но наверное, самым основным был вопрос самарянки ко Христу «Господи, отцы наши говорили, что надо на этой горе поклоняться, а иудеи поклоняются в другом месте. Как правильно?».

И Господь ей отвечает: « Наступает время и нас тало уже, что не на этой горе и не на другой будут поклоняться Богу. Истиных поклонников ищет себе Господь. И истинное поклонение ему это поклонение в духе и истине».

И вот эти слова требуют вдумчивого поклонения, вдумчивого отношения к ним. Потому что просто так не понять, в чем же здесь глубина.

Самарянка обращается с вопросом ко Христу: « На этой горе или на другой?», другими словами, как ей правильно исполнить обряд. Ведь если правильно исполнить обряд, значит поклонение будет истинным.

На что Господь отвечает: « Нет! Дело совсем не в обряде, а дело в духовной жизни нашей». И как часто получается так, что мы похожи, может быть, на самарянку, которая ищет, как правильно совершить тот или иной обряд. И вся наша жизнь религиозная заключается в том, что мы каждый день исполняем тот или иной обряд.

Ведь если посмотреть на те молитвы, которые мы совершаем ежедневно, утренние и вечерние, ведь как порой наши мысли далеко отстоят от того смысла молитвы, который в ней начертаны. Мы можем витать своими мыслями очень далеко, больше всего в суете нашей житейской. Но мало у кого получается искренне и от сердца обращаться к Богу с теми самыми словами, которые у святых шли именно от их сердца. Ведь мы видим надписи авторов молитв. И Василий Великий, и Иоанн Дамаскин, и многие святые. Это были их слова, они их не где-то прочитали, это то, что шло из их сердца, из их души и они искренно изливали перед Богом эти слова.

Получается у нас также искренно или нет? Для простого примера можно взять исповедание грехов, которые каждый христианин читает вечером в рамках вечерних молитв. И давайте посмотрим, перечисляя эти грехи, действительно ли мы каемся в них, и действительно ли завтра мы исповедуемся перед Богом. Ведь эта исповедь почти не отличается от той исповеди, которую мы говорим перед священником в храме. В храме мы обращаемся к Богу, который невидимо стоит, приемля исповеданье наше, и в этих молитвах мы тоже обращаемся к Богу, прося простить наши прегрешения, а ведь, если мы просим простить, значит мы обещаем Богу больше их не совершать. Вспоминаем мы ли вообще, что мы каялись перед Богом? В осуждении в гневе, в зависти, во многом другом, что там написано. И получается так, что молитвы вечерние и утренние превращаются в обыкновенную вычитку. Мы читаем только глазами, почти это не доходит до сердца нашего, до разума и до души.

То же самое обстоит и с молитвами ко святому причащению. Часто это тоже для нас исполнение нужного правила, очередная вычитка и ничего более. Если бы мы действительно от души и от сердца обращались с этими словами к Богу, то мы не оставались бы теми же самыми в течении нескольких десятков лет. Хоть многие из нас причащаются с детства и причащаются до глубокой старости. И получается так, что изменений нет почти. Мы думаем, что причастие изменит нас механически. Вот мы вычитаем правило, последование, каноны, исповедуемся, причастимся, перед этим попостимся 3 дня и все.., будто мы должны стать другими. Но эти самые наши размышления опровергают сегодняшние слова Христа. Поклоняющиеся должны поклоняться в Духе и Истине, а не совершать какой-то обряд. А у нас даже в обряд превращается присутствие на Божественной Литургии.

Я уже несколько раз говорил, что не надо подходить к иконам, стоящим посреди храма во время Божественной Литургии. Слова абсолютно ничего не значат для людей, они продолжают подходить. Уже натянули ограждение возле этих икон, и то люди, которые часто ходят в храм, которые с детства находятся в церкви, подходят, ставят свечку и идут кланяться иконам. Это же опять обряд и не присутствие на Божественной Литургии. Мы привыкли их выполнять и выполняем их во множестве, и потому духовная жизнь еле еле тлеет в нас. Потому что искренних молитв, борьбы за эту молитву почти не осталось в нас.

Мы думаем, что все произойдет само собой, что Господь нас изменит. Нет, никогда это не произойдет, если мы всеми силами нашей души не попытаемся быть искренними перед Богом и обращаться к нему в Духе и Истине. Это значит вести духовную жизнь. Господь так и говорит «Бог есть Дух», и поклоняющийся правильно должен покланяться ему в Духе и Истине. А главное - наша духовная жизнь, потому, что наша душа, наше сознание определяют нашу внешнюю жизнь. Кто-то сказал: « Дух творит себе Бога», и это действительно так. Вся наша жизнь определяется тем, что есть внутри нас. Если мы раздражаемся, гневаемся, завидуем и осуждаем, это значит, в душе нашей страсти еще не искоренены. Поселились и никак не хотят оттуда исторгаться. И значит наши усилия нужны, и помощь божья нужна. И только тогда, когда будет наша искренняя молитва, может, даже неважно, какая она будет искренняя: словами, написанными в молитвеннике, или наши собственные слова, идущие из глубины нашей души. Если будет в нас сознание того, что присутствие на Божественной Литургии - это не просто обряд, а участие в Тайной Вечере нашего Спасителя.

Хорошо бы, конечно, перед тем как причаститься, прочитывать те слова Христа, которые Он говорил ученикам на Тайной Вечере, потому что мы тоже участники, и мы тоже в числе Его учеников, и мы тоже находимся во время Литургии в той самой Сионской горнице, после которой Христос пошел на Голгофу. И вся наша религиозная жизнь должна быть абсолютно искренним порывом к тому, чтобы возлюбить Бога и человека. И здесь нам абсолютно не хватит каких-то обрядов, которые установились, укоренились и порой в нашей душе стали выше всего в религиозной жизни, выше благословения священника, выше порой учения Церкви. Потому, что Учение Церкви говорит о том, что мы каждое воскресение должны приобщаться Святых Христовых Таин. А ведь нам трудно исполнить обряд, нам трудно прочитать каноны, попоститься, еще последование надо почитать. Очень всего получается много и из за того, что много, мы причащаемся редко. Опять становится обряд выше Христовых Таин.

Давайте подумаем над этим братья и сестры, давайте попытаемся понять, что духовная жизнь определит в конечном итоге и наше спасение, а не то каким образом мы совершили то или иное религиозное установление.

Наша душа вечна, наша душа спасается или погибает, и спасение это возможно только через жизнь души нашей и поклонение Богу в Духе и Истине.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »