Проповеди

shlenov17.04.2016
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодняшнее Воскресение Великого Поста посвящено памяти преподобной Марии Египетской.

На прошедшей неделе, в среду, вечером, в нашем храме и во всех других храмах Русской Православной Церкви совершалась Утреня, на которой читался Великий Покаянный канон Андрея Критского. И было прочитано это житие преподобной Марии Египетской. Это единственное житие, которое читается на Богослужении, больше такого нет. Только на пятой седмице поста, на утрени Великого Покаянного канона читается жизнь преподобной. Еще это житие отличается от других тем, что сама Мария поведала его. Она рассказала это преподобному Зосиме, по его слезной просьбе и вот теперь мы имеем возможность слышать жизнь преподобной Марии Египетской как будто из первых уст. Конечно жаль, что немного народа собирается на богослужение Великого Поста, которое бывает только один раз в году. Эта служба Великого Покаянного Канона, служба акафиста Божией Матери, это службы Страстной седмицы. Почему-то в воскресение или в обычный праздник собирается народу много, а на этих, абсолютно уникальных богослужениях приходит едва ли не меньше половины людей, чем здесь стоит сегодня. Поэтому немножко трудно говорить о житии преподобной тем, кто не слышал его в эту среду.

Она была грешным человеком, ее плоть бросала ее во все тяжкие ее жизни. Она была блудницей и делала это не за деньги, а ради собственного удовольствия, для удовлетворения похоти, как она сама свидетельствовала. И вот, однажды она попала во святой град Иерусалим. И вместе с паломниками, совсем не задумываясь о происходящем, попыталась войти в храм, где в это время износился Святой и Животворящий Крест Господень. И она не смогла это сделать. Три или четыре попытки были переступить порог, но всякий раз, по слову преподобной какая-то неведомая сила не давала ей зайти внутрь. Она в недоумении отошла от входа и, вдруг, как озарение пробежала перед ней ее жизнь. Она поняла, что Господь не допускает ее до своей Святыни ради ее грешной жизни. И вот в один миг все естество преподобной перевернулось. Она в молитве обратилась к Божией Матери искренно, со слезами и через некоторое время почувствовала облегчение. Она еще раз попыталась зайти в храм и в этот раз у нее получилось. Она приложилась ко всем святыням и выйдя из храма опять обратилась к образу Богоматери. Она опять искренно обращалась к ней и звучал ее вопрос,
-- Что-же мне делать дальше.

И, вдруг, преподобная Мария услышала голос или может он прозвучал у нее в душе.
-- За Иорданом найдешь себе покой!

И преподобная, послушавши того голоса, что звучал, двинулась в сторону Иордана. Долгое время, почти семнадцать лет она провела в ужасных мучениях. Она отправилась туда, когда ей было около тридцати и 17 лет это, действительно были годы борьбы, борьбы, чтобы не вернуться в мир из которого она ушла. Скоро кончился и хлеб, который был у нее, скоро истлела одежда, а она была единственной. А ведь каменная Иудейская пустыня, это серьезное испытание, зимой там может выпасть снег и температура опуститься ниже нуля, а летом там жара выше сорока градусов. И вот в таких условиях – без одежды, совершенно без пищи, питаясь какими-то кореньями преподобная Мария исполняла свое покаяние. По ее слову, не раз и не два она без сознания падала на землю, от того , что с ней приключается, от тех образов и искушений, которые одоСпустя 17 лет утихли искушения когда она оставалась в пустыне и встретилась с Зосимой. Она уже была прозорливым человеком, женщиной, которая знала писания, совершенно не учившись и не зная грамоты. И вот, из беседы с Зосимой явлена нам была и ее жизнь.

Братья и сестры, в житии Марии Египетской Святая Церковь предлагает нам ее как образец для покаяния. И недаром читается житие ее Великим Постом, и недаром одно из воскресений посвящено ее памяти. Церковь не словами, а самим образом что-же такое есть такое покаяние. Покаяние, это всегда изменение. Это преображение человека, насколько полное, настолько оно произошло у Марии. От великой блудницы до женщины святой жизни, которая знает Святое Писание не учась и говорит святому Зосиме то, что он знал лишь в собственном сердце.

И действительно, когда мы готовимся к покаянию, когда мы готовимся к исповеди, когда мы сознаем свои согрешения мы видим пред собой образ этой преподобной. Именно это образец, именно это правило. Она чудесным образом обратилась ко Христу, совершенно не зная его. Но Господь стучится в каждое сердце. И каждое сердце, Ему одному ведомыми путями пытается обратить к себе. Преподобная услышала в себе этот зов, голос Божий и правильно ответила на него.

К нам тоже обращается Господь, но мы продолжаем лениться, продолжаем жить, как живем. Конечно, никто нас не гонит в пустыню, в уединение, никто нас не заставляет постригаться и идти в монастырь. Но те усилия, которые прилагала Мария, являют нам, что без нашего участия никогда не будет перемены нашей, и никогда мы не отойдем от страстей, мучающих нас, если не будем прилагать хотя бы немного усилий. Но житие преподобной говорит, что не только наше усилие, а помощь Божия необходима для нас. Ясно из этого жития, что как только преподобная Мария обращалась с просьбой к Божией Матери или к Господу помочь ей, она тут же получала эту помощь. И получала не потому, что была каким-то особенным человеком. Она получала помощь потому, что получала ее в борьбе со своими грехами.

Мы часто просим господа о улучшении нашей жизни, мы просим только о своих желаниях, чтобы совершилось только то, что мы хотим и совершенно не молимся искренне и со слезами о том, чтобы Господь помог нам справиться с нашим ветхим человеком, который внутри нас и не дает нам преобразиться в жизнь новую. Если мы будем искренно обращаться, Господь всегда ответит нам, всегда мы будем услышаны и всегда придет помощь, как пришла она к Великой преподобной Марии Египетской, которая из глубины греха и падения стала святой, к которой мы обращаемся с молитвами и которая обязательно поможет и если мы искренно пожелаем бороться с грехами своими и положим силы свои для этого.
Аминь!

Проповеди

shlenov27.09.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодняшний праздник Воздвиженья удивительно благолепная и красивая служба. Особенно это было заметно вчера, на Всенощном Бдении. Удивительно красивые песнопения, слова, которые обращены в самое сердце человека и часто встречающиеся слова о радости. После, поется песнопение о Воскресении Христовом, в котором есть такие слова, -
- «Прииде Крестом радость всему миру!». И обращаясь к Кресту Господню, Церковь на Всенощном Бдении восклицала, -
- Радуйся Живоносный Кресте!

И во многих местах тоже говорилось об этом ликовании, о сегодняшнем событии. Но здесь могут возникнуть недоумения, как же так, ведь мы взираем на смерть нашего Спасителя, нашего Бога. Его, по злобе людской, приговорили к смертной казни и осуществили ее через распятие. Ведь, казалось, какая радость может быть у нас, ведь сам Господь распят и этот Крест лежит перед нами, посреди нашего храма.

Ответ на это есть в песнопении, которое вчера звучало в нашем храме, на Всенощном бдении перед Великим Славословием. Здесь происходит Крест Господень, Сего целуем с радостию и страхом; страхом греха ради, яко недостойни сущее: радостию же спасения ради, еже подает миру на том Пригвоздивыйся Христос Бог, имеяй велию милость.

И здесь действительно ответы на все. Мы целуем этот крест с трепетом, потому, что знаем о своих согрешениях, знаем о своем недостоинстве, знаем о своей лени в борьбе с грехами нашими. Но в то же время и радость в нашем сердце, та самая радость, которая звучала на Богослужении.

И вчера и сегодня, радость о спасении, которую через крест подает нам Господь. Радость о той любви, которая послала Единородного Сына, что бы мир не погиб, но был спасен. И эта радость, которая бывает в сердце каждого христианина, когда он идет по пути спасения. И наоборот, эта радость в сердце перестает быть, Когда мы продолжаем грешить. Грех отрывает человека от радости, грех ввергает его в пучину плохого настроения, злобы, осуждения, ропота буквально на все вокруг. И наоборот, если человек умеет победить грехи свои и страсти, то он обретает ту самую радость, о которой сказал Господь, обращаясь к своим ученикам –
- И радости вашей никто не отнимет от вас.-

И именно так торжественно Богослужение. Именно поэтому призыв к радости, о том, какой же спокойной и радостной может быть жизнь, когда мы побеждаем свои грехи и исторгаем из сердца наши страсти. Именно в этом и заключается вся суть нашей веры, вся суть христианства, к тому, что бы мы шли за Господом, шли путем, который он начертал, шли путем спасения. А идти этим путем можно только в борьбе – борьбе со своими грехами и страстями, борьбе со своими душой и сердцем, ветхими может быть. Которые мы хотим обновить во славу Господа.
Аминь!

Проповеди

shlenov15.07.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, наверное, нельзя найти более разных людей, чем те апостолы, память которых мы празднуем сегодня. Петр простой рыбак и Павел, ученейший муж. Один знал Христа и был в числе его учеников, другой напротив, был его гонителем и узнал Христа только после прозрения. Даже смерть их была разной: Апостола Петра распяли, а апостолу Павлу усекли главу. Но их память Церковь начала праздновать совместно очень рано. Буквально с 3-го века нам известно, что в этот день почитали обоих апостолов и Петра и Павла.

И, наверное, это потому, что внутренне они были очень похожими и одинаковыми людьми. Внутренне, я имею в виду горение сердца их, которое могло быть только потому, что любовь к своему учителю и людям, ради которых он пришел, они пронесли через всю свою жизнь. Сегодня мы с вами на божественной литургии слушали чтение «Апостола», где апостол Павел рассказывал, через какие невероятные трудности и испытания ему довелось пройти. Он был и в тюрьме, его и гнали и бичевали, забрасывали камнями и корабль несколько раз тонул, когда Павел был на нем. И апостолу Петру пришлось вытерпеть не меньшее. Мы до сих пор знаем, что существуют узы апостола Петра, которые являются христианской святыней, и он претерпел много бед и несчастий. Но, братья и сестры, эти испытания невозможно было бы претерпеть, невозможно пройти, если бы не было главного в сердцах апостолов - это той любви, которую Господь принес на нашу землю. Любви божественной, любви, которая все преодолевает. Конечно, сейчас понятия о любви очень сильно извращено, что только любовью не называют, но надо более внимательно посмотреть, как писал о любви апостол Павел. Он говорит, что: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, если я имею и такую веру, что бы даже и переставлять горы, а любви не имею, то это ничто. И если я отдам все имение мое и предам тело, чтобы его сожгли, нет в этом никакой пользы.

Это действительно страшные слова, потому, что все наши земные труды будут напрасны, если мы не воспитаем в сердце своем христианскую любовь. Апостол Павел продолжает дальше: «Любовь долготерпит, милосердствует, она не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется неправде. Радуется же истине, все долготерпит, все покрывает и обо всем милосердствует. Вот в этих кратких словах апостол Павел сумел выразить всю суть нашей христианской веры, все к чему мы должны стремиться, потому, что вера наша все-таки по большому счету, это дар Божий. А вот любовь христианскую необходимо в нашем сердце воспитать. Она достигается тем, что исполняем мы заповеди Христовы или вот то, что перечислил апостол Павел. Любовь христианская не ищет своего, а ведь часто за любовь мы принимаем то состояние, когда хорошо нам. Любовь христианская говорит об ином. Если мы любим, значит, хорошо мы должны сделать тому человеку, которого мы любим, а Господь говорит нам: «Заповедь новую даю вам!». Заповедь о любви была дана и в Ветхом завете, а что же это за новая заповедь, которую дает Христос? Любите врагов ваших и благотворите тем, кто проклинает вас, и молитесь за обижающих вас. Вот действительно новая заповедь, заповедь христианская и та любовь, к которой мы должны стремиться, каждому человеку, независимо хорош он или плох, дальний он или близкий. Потому что, как говорит Евангелие, если мы любящих нас любим, то какая нам в этом польза? Ведь тоже делают и язычники. И Господь принес на землю Новую Заповедь. И вот этой новой любовью возлюбили ближних своих апостолы Петр и Павел.

И эта любовь двигала их жизнью, она заставляла делиться тем, что они имеют внутри себя – радостью, миром, благоденствием - которая дает любовь к Христу. Без нее мы ничто, без нее мы не можем считаться даже учениками христовыми. И нам надо задуматься об этом братья и сестры и вглядеться в образ двух апостолов и понять, что же ими двигало, когда они совершали такие великие подвиги. И что через единственную проповедь апостола Петра, которая была произнесена им сразу после пятидесятницы, приобщилось сразу к Церкви три тысячи человек. А ведь мы, сколько не говорим, сколько не проповедуем, то только несколько человек пришли и поставили по нашему слову свечки в храм. А и так бывает, что слово наше не касается никого. И наверно потому, что нет в нас этого горения, нет в нас этой любви, которая была у апостолов. И они не были совершеннее, чем мы, они не были какими-то сверхлюдьми. У них были те же самые немощи. И книга деяний апостолов и послание апостола Павла говорят об этих немощах чисто человеческих. Но в них было одно, которое сделало их святыми и которое приобщает и нас с вами к Церкви Христовой!
Аминь!

Проповеди

shlenov30.08.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелие, на Божественной Литургии, мы с вами слышали притчу Спасителя о виноградаре. Господин насадил виноградник, сделал все необходимое и поставил туда работников. Через какое-то время плоды созрели, и он послал своих слуг, чтобы взять эти плоды. Но работники, как говорит Евангелие, одного побили, другого убили, третьего побили камнями. И наконец, господин решает послать своего сына, говоря: «Да устыдятся сына моего».

Но работники сговорились между собою – Это наследник, давайте убьем его. И все, что должно принадлежать ему будет нашим. Они убивают и сына. И Господь, обращаясь к слушающим, вопрошает, - Что сделает господин виноградника этим работникам? Ему отвечают, - Конечно же, он придаст их злой смерти, и виноградник отдаст другим.

Это не только притча, братья и сестры, это пророчество Христа, которое исполнилось. Эта притча была обращена к иудеям, фарисеям, к тем, кто стоял во главе религиозной жизни в то время в Израиле. И действительно история так и происходила. Господь посылал своему избранному народу пророков, но они их гнали, их мало кто слушал, а некоторых действительно побивали камнями до смерти.

И вот, наконец, Господь посылает своего сына возлюбленного и как раз по этой притче, по этому пророчеству, Единородного Сына Божьего вознесут иудеи на крест. И, поэтому пророчеству, этот виноградник отдастся другим, потому, что работники не были достойны. И мы видим сегодня, как этот Господень виноградник отдан в распоряжение Церкви, теперь мы с вами делатели в нем. Конечно, это и радостно и ответственно одновременно. Не дай Бог нам наследовать те же самые ошибки, что были у прежних виноградарей. А самая главная ошибка, в которой Господь обличал фарисеев, и то, за что его вознесли на крест – это внешнее благочестие того израильского народа.

Господь, часто, может быть промыслительно, нарушал эти предписания, нарушал субботу, другие правила. Фарисеев это сильно возмущало, они говорили, что праведник не может так себя вести, как предписано древними. Они думали, что соблюдение этих правил и есть правильно для праведника.

Господь говорит, нет, не в этом дело, дело в любящем сердце, а когда любишь человека, то можно нарушить то внешнее предписание, которое есть в книге. И часто, этой болезнью фарисейства больны и мы с вами. Потому, что действительно не съесть какой-то кусочек мяса гораздо легче, чем подавить в себе растущее раздражение в беседе с ближним. Ведь настолько легче прочитать молитву, даже не вдумываясь в ее смысл, чем не осудить человека или сказать что-то доброе о нем. Ведь, насколько легче, проходя мимо просящего милостыню, дать ему несколько рублей, чем взять на себя ответственность за жизнь человека, попавшего в трудную ситуацию. Ведь гораздо легче, братья и сестры исполнить все наши предписания, чем возлюбить Бога и ближнего всей душой и всем помышлением. Апостол Павел говорит, что все наши труды и жертвы будут напрасны, если не будет в нашем сердце любви. И наоборот, если стяжаем мы хоть немного любви христианской и божественной, тогда легче нам будет исполнить все предписанное, потому, что от избытка сердца и любви говорят сердца и делают руки.

И что самое главное, чтобы мы, наследники не заболели этой болезнью, что бы мы понимали разумом и сердцем в какую сторону надо идти и что нам надо делать. Не соблюдать внешние предписания, а всем сердцем работать на Ниве Господней. Потому, что каждая виноградинка это душа человеческая и над этой душой мы виноградари стараемся работать. Потому, что часто бывает так, что мы не работники, а просто созерцатели. Приходим в виноградник, садимся и смотрим, как же хорошо и красиво вокруг нас. И не делаем абсолютно ничего на этой Ниве Господней.

Давайте будем братья и сестры добросовестными работниками там куда поставил нас Господь, чтобы не разделить участь фарисейскую, чтобы стать наследниками того Царства, которое возвещал нам Господь и в котором мы добрые делатели в Винограднике Господнем.
Аминь!

Проповеди

shlenov28.06.2015
Воскресная проповедь
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали Евангелие, в котором рассказывалось об исцелении слуги одного сотника. Сотник, этот римский солдат, у которого в подчинении были воины, обратился ко Христу, сказав, что мой слуга лежит дома в расслаблении, и попросил об исцелении. Господь отвечает: «Да, я приду и исцелю его». Он откликнулся на эту просьбу, несмотря на то, что это был не иудей, этот человек, можно сказать, был абсолютно чужой, чужой культуре и религии и даже, более того, завоеватель. И в ответ Христос услышал удивительные слова. Сотник говорит: "Я недостоин, чтобы ты вошел под мой кров, но я верю, что если ты скажешь хотя бы одно слово, выздоровеет мой слуга. Потому что ты Господь и Творец всего, и ты повелеваешь этой землей. И что говоришь, то и делаешь". Так можно вкратце описать смысл того, что говорил этот римлянин. И Господь говорит: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел я такой веры». И действительно, удивительной была вера этого человека, и удивителен его пример: «Как я говорю своему подчиненному - иди, и он идет и делает, так и ты можешь все сделать. Потому что ты Владыка, Господи, Владыка Неба и Земли". И после этого если мы поразмыслим, то мы поймем, что действительно Господь Своим промыслом управляет этим миром. Посмотрим как Земля вращается вокруг Солнца, как она вращается вокруг своей оси, как вовремя произрастают деревья, растения, травы, злаки на благо нашей жизни, как животные следуют заложенным в них инстинктам тоже по воле Божьей. И только один человек живет вопреки тому, как создал его Господь. История человеческой трагедии начинается еще в Раю, когда Адам и Ева захотели жить по-своему, и последовала трагедия разрыва Бога и человека. Человек стал жить так, как мы живем сейчас, но уже с первых поколений появилась его греховность - Каин убивает Авеля. А потом человечество хочет строить Вавилонскую башню, чтобы достичь Неба и самим жить на Небе, свергнув Бога. Нечестие человеческое достигало таких величин, что Господь послал потоп на эту землю, чтобы весь грех уничтожить в водах. И в итоге, когда Сын Человеческий пришел на эту землю, Его распяли, не узнав в Нем Творца вселенной. И вот, после этого всего человек продолжает не слушаться Бога. Ведь если мы искренни будем перед самими собой, мы поймем, что те слова, которые говорит Господь не выполняются нами. Ведь мы знаем Евангелие, но кто из нас старается быть как дети, по слову Господа, кто из нас живет так, как заповедовал Господь? Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Кто старается стяжать в своем сердце нелицемерную, искреннюю христианскую любовь? Да почти никто! А ведь Господь стучится в каждое сердце и хочет отклика от каждого человека, от каждой души. Приходится нам констатировать, что мы слишком слабы, чтобы выполнить то, что говорит Господь. Но как часто мы застываем в этой своей слабости. Мы только смотрим на нее и говорим, что, да, мы грешные, мы такие немощные как мы есть, но дальше и перстом не хотим двигать, чтобы стать иными. А ведь в этом все христианство: чтобы признать свое слабосилие, свою немощь, важно понять, чем мы больны, и стараться исцелить эту болезнь, тем более и средства для нас все готовы. И в нашей Церкви можно найти все, чтобы стать другими, а прежде всего благодать Божию, лишь бы искренне стремиться к Богу. Но такова вера наша, что в этой слабости мы так и ковыляем порой до конца жизни своей, и непонятно какой ответ будет дан нам. Мы грешны и немощны, мы никогда не старались и не выполняли нам предписанного, но исповедовались и причащались. Но можно повториться, я уже говорил об этом, выполнение тех или иных ритуалов не приближает нас к Богу. Если мы будем менять свое сердце, свою душу, то исцелимся от тех греховных язв, которые еще есть в наших душах и сердцах. Но само исцеление, само лечение, сама борьба с грехом доставят нам неимоверную радость, если мы только пойдем по этому пути, потому что он благодатен и приближает нас к Богу и Творцу нашему!
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »