Иерей Алексий Крикунов03.01.2021
Неделя 30-я по Пятидесятнице

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В последнее воскресенье перед Рождеством Христовым Церковь начинает нас готовить к встрече Великого Праздника, который, по словам праздничного тропаря, будет возвещать нечто удивительное. Мы услышим: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума». Здесь песнопевец не просто для красоты слога употребил, что это событие — Боговоплощение - явится чем-то необычным, которое даст нечто удивительное и явит миру некоторые тайны, которые откроет Сам Бог человеку. И как для жизни всего миробытия необходим свет для всякого живого существа, так и для человеческого разума должен быть явлен некий свет, к которому человеческий разум должен стремиться, поскольку это свойство человеческого разума — иметь некий целеуказатель, некоторый путь, который бы осмысливал его жизнь и его смерть.

И вот, что же представляет нам этот предстоящий Праздник и сегодняшнее Евангельское чтение, перечисляющее родословие Христа, которое читается всегда накануне Праздника Рождества? Оно, кажется, когда-то было важным для иудейского народа, а к нам, христианам, какое имеет отношение? Но, если мы вникнем в некоторую суть тайн, заключающихся в этом повествовании, то найдем большое количество очень важных истин, которые открывают Святые Отцы в этом родословии. И их достаточно много - для того, чтобы поучаться тому, что будет возвещено нам в тайне Боговоплощения. Апостол Матфей разделил родословие Христа на три части и, кажется, как будто-бы сделал это для легкости понимания того, что оно собой представляет. Но вот Святые Отцы говорят нечто другое. Они говорят о том, что разделенное на несколько частей родословие Христа — оно показывает некоторые периоды жизни еврейского народа при различных формах государственного правления, начиная от периода теократии, когда сам Бог водил евреев, потом период судей, царей, олигархии, и даже Вавилонского плена. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что иудеи ни при каких видах правления не показали благочестия. И это очень важно знать и нам, что никакой вид государственной власти не имеет для человека некоего извинения в том, что он не сохранил благочестия. Иудеи не сохранили благочестия ни при каком виде власти и даже во времена Вавилонского плена. Иудеи очень кичились своим происхождением, и они считали только свой народ Богоизбранным, считали что только им дано знание Божественных истин, а все остальные прочие народы они даже не считали людьми. Тем не менее, о них известно, что сами евреи очень часто предавали Истинного Бога и веру отцов, они часто удалялись в идолопоклонство, разрушали свои святыни, сами сжигали свои свитки законов и на священных местах устраивали жертвенники идолам, уклонялись не только в идолопоклонство, но и приносили своих детей в жертву бесам, проливая кровь неповинную. И вдруг мы видим, что апостол Матфей, повествуя о родословии Христа, указывает на некоторые особенности того, что иудеи очень ценили свое родословие, возводили его к Аврааму и Отцом своим считали Бога. И вдруг Господь, явившись на землю, обличает их прямо и говорит так: «Ваш отец дьявол, и похоти отца вашего хощете творити». Иудеи ссылались на то, что их предки — великие благочестивые люди, Авраам и родоначальник их колена Иудина, сам Иуда. Тем не менее, святитель Иоанн Златоуст говорит, что и эти патриархи, как Иуда, не были высокой благочестивой жизни, поскольку особенность о рождении от Иуды: «Иуда родил Фареса и Зару от Фамари (Мф., 1:3)», - оно показывает неблаговидность его поступка и невысокую нравственную жизнь. Ветхий Завет показывает, что и в те древние времена, несмотря на специфику ветхозаветного религиозного служения Богу Истинному, иудеи превозносили свою религию и считали, что их только Бог является Истинным. И вдруг мы видим, что все ветхозаветные, даже языческие религии хоть и знали о том, что существует Бог, а исповедовали и поклонялись своим божествам - но они не возносились к мысли о том, что открывает только в Новом Завете Бог в Своем новом учении. Ветхозаветные религии признавали, что Бог есть Творец, и что Он может творить что угодно. Иудеи знали более высокие тайны, они знали, что Бог есть Судия и что Он справедлив. Но только в христианском учении была открыто некая высшая тайна: не только то, что Бог хочет и может благотворить и помогать человеку, но нечто более высокое и удивительное — о том, что Бог не может не благотворить человеку. И эта тайна уже открывалась в Ветхом Завете через пророческое служение. Там мы видим, что ветхозаветные пророки, все их служение открывало удивительную тайну - что Бог может быть умоляем, и что Бог может изменять Свой суд даже тогда, когда Он уже произносил некий Суд для народа или для какого-то человека. Мы видим, что уже в Ветхом Завете Бог посылает пророков не только для исправления Своего народа, но и в племена чуждые, языческие. Так, пророк Иона был послан в Ниневию для обращения язычников от гибельного своего образа жизни, и Ниневия была спасена. И множество других свидетельств, где мы видим, что Бог изменял Свой суд и Свое определение гибели, если народ каялся или человек исправлялся. Эту истину возвещал уже и псалмопевец Давид, когда говорил о том, что истина, возвещенная от Бога в Ветхом Завете, открывается не только для одного еврейского народа, но и для всего мира, для всего человечества. Когда псалмопевец восклицает и говорит: «Вси язы́цы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования» - то это обращение ко всем народам в познании Истины и благочестия, и что «к горе Сион приступят все языки и увидят все языки спасение», которое открывает Бог.

Итак, начиная раскрывать эти тайны в этом последнем воскресном дне перед Великим Праздником, мы с вами можем увидеть множество других тайн, которые будут открываться в самом праздничном служении, в богослужебных текстах и в Евангельском чтении. Эти тайны все открыты для нас, и нам необходимо только исследовать то, о чем возвещают нам святые отцы, изъясняя Священное Писание.

Будем стараться особо в эти дни быть внимательными к тому, что возвещается в богослужебных текстах, воспевается в праздничном песнопении этого Праздника и получать пищу для своего разума - для того, чтобы яснее утверждаться в том, что открыто нам в заповедях и сохранять благочестие. Потому что в многочисленных свидетельствах того, что происходило с еврейским народом в Ветхом Завете, открывается некая закономерность: как только еврейский народ повсеместно обращался к Истинному Богу, то Господь избавлял их от всех бед и напастей, которых на него воздвигали иноплеменные народы, которые порабощали и угнетали их.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с сегодняшним воскресным днем! Желаем вам помощи Божией не только в ваших трудах, но и в духовном возрастании в вашей жизни.

Аминь!

Отец Сергий Жиров03.01.2021
Неделя 30-я по Пятидесятнице

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником, с воскресным днем!

Со вчерашнего дня Святая Церковь, вступив в предпразднство Рождества Христова, каждый день готовит христиан к достойной встрече грядущего в мир Христа Спасителя. И как в древних дохристианских временах Ветхого Завета Господь укреплял слабеющую веру в людях, так и в наше время и до скончания века Святая Церковь, как любящая нас мать, укрепляет нас в пречестный день Рождества Христова, в тайну Боговоплощения. Неделю назад она прославляла всех праотец. Сегодняшний воскресный день Святая Церковь чтит память святых отец из уст апостола Павла, святаго евангелиста Матфея (Евр., 11:9-10, 7-23, 32-40; Мф., 1:1-25). Мы с вами слышали сегодня имена святых отцев от Авраама до Рождества Христова, слышали о жизни их и о вере их. Этот период обнимает более двух тысяч лет, и в течение этого времени люди из поколения в поколение передавали друг другу Божественное обетование, обещание о пришествии в мир Сына Божия, укрепляя веру и надежду на грядущего в мир Христа Спасителя. Святое Евангелие сегодня называет нам имена отец, которые были праотцами Христа Спасителя по плоти: от Авраама до царя Давида 14 родов, от царя Давида до Вавилонского пленения 14 родов и от Вавилонского пленения до рождества Христова тоже прошло 14 родов. И все эти племена, все эти роды не сохранили преданность, веру в Бога. Все они нарушали заповеди Божии, отступали от Бога, были неверны Богу. Но Бог со своей стороны был верен человеку. Он обещал спасение через Сына Своего Единородного, и это обещание Господь исполнил. И до скончания века Он будет верен своему неложному обетованию о спасении каждого человека, грядущего к Нему. Эти племена до Христа Спасителя народа жили верою в незнаемого Христа. Мы же с вами уже веруем в воплощенного Сына Божия. И эти племена, эти народы жили верой в Грядущего, ходили во тьме. Мы же с вами имеем Божественное откровение, Божественную Истину Христа Спасителя. Эти прошедшие народы жили верой во грядущего Спасителя, и эта надежда оправдала их. Мы же с вами уже имеем свет Божественной истины, имеем любовь, Божественные Таинства, Евхаристию Тела и Крови Христова, освящающие каждого из нас, имеем множество церковных Таинств, с обилием благодати, также освящающих нас от грехов и спасающих нас. И какое великое преимущество имеет человек новозаветный перед человеком ветхозаветным! И, вникая сегодня в историю дохристианства, мы с вами должны благоговеть перед верой тех людей, которые не знали Христа, но твердо верили в Него, которые не знали Христа, но надеялись на Него. И эта вера, и эта надежда оправдала их.

Будем благодарны Богу за то, что Он дал Себя Самого нам. Своим Боговоплощением Он сроднился с человеком, соединил нас с Отцом Небесным узами святости. Он соединил Небо с землею, избавив человека от власти тьмы, дьявола, и даровал человеку вечную жизнь. И вступив в эти предпраздничные дни, священные дни Рождества Христова, будем, наверное, поусерднее молить Его, чтобы Он укреплял в нас веру не только в эти дни, но и во всякой жизни нашей, чтобы Он просвещал наш ум и сердце светом своей Божественной, вечной истины, чтобы нам с вами, живя здесь по-христиански восходить в меру возраста Христова и великою милостью наследовать Царствие Небесное!

С праздником вас, друзья!

Протоиерей Олег Шленов20.12.2020
Неделя 28-я по Пятидесятнице

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали отрывок из Евангелия, в котором говорится о том, как Господь исцелил прокаженного. Однажды Он шел из одного города в другой, потому что встреча с прокаженными могла состояться только в пустыне. Именно там могли находиться эти бедны люди, которые изгонялись из общества для того, чтобы не распространить заражение. И вот Господь увидел группу этих людей. Они всегда собирались вместе для того, чтобы легче вместе было пропитаться и помочь друг другу. И когда Господь обратился к этим больным со словами: «Идите, покажитесь священнику», - это означало, что священник должен засвидетельствовать факт их исцеления. Потому что в те времена, если прокаженный выздоравливал, то вновь он мог находиться в обществе только после того, как именно священник разрешит ему это сделать. И вот на пути к священнику прокаженные вдруг увидели, что их струпья отпали, и они вдруг, чудесным образом, исцелились, стали людьми здоровыми. Девять из этих десяти продолжили свой путь. Наверное, им побыстрее хотелось оказаться среди людей, вновь насладиться радостью общения со своими семьями, увидеть дорогих и близких, и вообще, после пустыни оказаться в обществе. Это же такая радость и такое счастье, наверное, как после тюрьмы выйти на свободу! И только один человек возвратился обратно, воздавая хвалу Господу. И, как пишет евангелист Лука, этот человек был самарянин, то есть представитель того народа, который не общался с иудеями. Вопреки всему он возвратился, чтобы воздать славу Учителю, после встречи с Которым он стал здоровым человеком.

У апостола Павла есть слова, которые нужно повторять вновь и вновь в каждом сердце: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите" (1Фес.5:16-18). И, наверное, не зря апостол называет вот эти слова — всегда, непрестанно. Это означает, что эти три добродетели всегда должны быть в нашем сердце, а не периодически вспыхивать в тот или иной момент нашей жизни. Вот эти три составляющих — радость, молитва и благодарение составляют основу нашей духовной жизни. Если чего-то из этих трех нет у нас — это значит, жизнь наша неправильная. И сегодня, конечно, нужно говорить о благодарении. Казалось бы, все хорошо в нашей жизни. Ведь столько благ дает Господь! Но сколько ропота порой в нашей душе! Как нам портит настроение то, что нам не нравится! И муж у нас не такой, как нужно, и жена ворчливая, и дети неправильные, и начальник злой… И несть числа нашему ропоту в нашей душе. А скорей всего, это происходит только потому, что не вокруг плохие люди. Они просто не отвечают нашим ожиданиям, они не такие, какими мы хотим их видеть. А, значит, дело в нас. И, порой, дело просто в нашей с вами гордыне, и больше ни в чем. Нет бы принять человека таким, каков он есть, нет бы порадоваться вместе с ним! Но нет… Ропот все время застилает нашу душу. И от этого и радости нет в нашем сердце, и молитва наша неискренна.

Будем помнить об этом, братья и сестры. Будем стараться исполнять то, о чем сказал нам апостол Павел. Ведь вся наша жизнь, все Богослужение христианское должно быть благодарностью Богу за все Его великие и непрестанные благодеяния ради нас, грешных. Ведь Он воплотился, Он сошел с райской высоты, чтобы стать человеком, чтобы претерпеть мучения, чтобы объединить нас вместе с Собой. Он ждет нас с распростертыми объятиями! А в нашем сердце порой, если и вспыхивает благодарение, то это бывает так редко, и в основном оно случается за какие-то земные блага, которые мы можем ощутить, пощупать или каким-то образом применить в нашей жизни. Не такая должна быть наша благодарность. Наша благодарность должна быть, как у апостола Павла — с молитвой, с радостью, с прославлением Господа за все, что с нами происходит — и за радость, и за скорбь, и за здравие, и за болезнь, потому что промысел Божий над всеми нами. Он нас ведет по жизни. Но как же мы порой сопротивляемся этому, как же нам хочется жить по своей воле, и как часто это происходит! И только наша с вами воля и гордыня наша не дает нам стать радостными людьми, с молитвою и благодарением, ищущих и идущих к Богу.

Аминь! С Праздником вас!

Протоиерей Олег Шленов27.12.2020
Неделя 29-я по Пятидесятнице

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня на Литургии мы с вами слышали Евангельское чтение — отрывок из Евангелия от Луки о брачном пире. В этой притче говорится об одном хозяине, который созвал ради своего сына пир, позвал на него своих знакомых. Но все одни за другим стали отказываться: один купил землю и ему нужно было ее посмотреть, другой купил несколько пар волов и ему нужно было их испытать, третий женился и не смог прийти. И получилось, что все те, кто получил приглашение — они отказались. Тогда хозяин пира отправил своих слуг, чтобы они собрали всех людей — немощных, больных, хромых, слепых, чтобы брачный пир наполнился возлежащими. Эту притчу Господь сказал, обращаясь к своим соплеменникам, к еврейскому народу. И действительно, он пришел в эту среду, среду Богоизбранного народа, которому были вверены все заповеди, с которым через Моисея разговаривал Сам Господь. И естественно было, чтобы брачный пир, или Царствие Небесное должно в первую очередь наполниться теми, к кому было обращено первый раз в истории Слово Самого Бога. Но к моменту пришествия Христа не Богообщение стало главным в этом народе. Множество предписаний, заповедей, соблюдений закона стало главным среди еврейского народа. Это второстепенное настолько заслонило саму суть веры, что они не узнали Самого Мессию, Которого послал Господь.

Если мы посмотрим на то, как внимательно относились евреи к соблюдению заповедей, то действительно можно поразиться, ведь все повеления Господа внешние они соблюдали! Все было расписано буквально по мелочам. Доходило до того, что нельзя даже было зерно от шелухи освободить в субботний день. А само нарушение субботы каралось даже смертью. И не зря фарисеи искали смерти Христа, потому что думали, что Он нарушает субботу, нарушает закон, нарушает Слово Самого Бога. Постепенно понимание того, что любовь человека к Богу является главным, отошло на второй план. На первый план вышло вот это самое соблюдение обряда, который так тщательно хранился, так тщательно блюли они его и наказывали тех, кто являлся преступником этого самого соблюдения закона.

Прошло немного времени. Брачный пир наполнился возлежащими, наполнился другими народами, в число которых входим мы с вами. И теперь этой притче, даже не этой притче, а самому существованию нашей Церкви почти две тысячи лет. И постепенно мы с вами начинаем совершать те же самые ошибки, что и иудейский народ ко времени, когда пришел Христос. Получается так, что соблюдение нашего уже христианского закона, такого же Богодухновенного, как и закон Ветхого завета, стал соблюдаться нами, я не скажу, что полностью в обрядах, но обряд стал для нас очень важным делом. И тоже, как и в те времена, порой заслоняет отношение к нашему ближнему. Мы действительно стараемся все соблюдать: и Таинства церковные, и посты, и молитвословия. Но на отношение к ближнему нам надо уделить очень пристальное внимание.

Вот давайте подумаем. Если мы увидим, что кто-то хочет изменить что-то в Богослужении — неважно, по каким причинам, может быть, даже для того, чтоб это Богослужение стало более понятным — здесь мы станем просто стеной, крепостью и не позволим ничего делать с нашей любимой службой. Если кто-то попытается сократить пост — мы и не подумаем поститься меньше, мы будем соблюдать его так же, как соблюдали прежде. Если мы возьмем другие обряды нашей христианской Церкви — мы с ними так же поступать будем. Мы ни на пядь ничего не отдадим. Но что же происходит тогда, когда нужно поменять наше отношение к ближнему? Что же случается, когда у нас не получается заградить свои уста чтобы не обидеть тех, кто находится рядом с нами? Что же случается, когда вдруг заповедь о любви к Богу и человеку кажется нам какой-то недостижимой высотой и мы не в силах применить ничего, никакого усилия для того, чтобы этого достичь? И получается, что мы не видим в ближнем вот тот самый Образ Божий, о котором нам сказано. Хочется напомнить слова преподобного Петра Дамаскина. Он сказал очень верно: «Христианин, - говорит он, - когда любит, то не требует взамен в ответ любви. Он рад тому, что он дает то, что у него есть, делится тем, что у него есть, потому что в этом он видит подражание Отцу Небесному, Который дает блага неблагодарным и злым».

Братья и сестры! В христианстве, в нашей вере самое главное — это отношение к нашему ближнему. Не обидеть, не оскорбить, поддержать, утешить, помочь, чем мы можем. И только на этом пути мы с вами окажемся своими вот на том самом брачном пире, который нам уготовал Господь.

Аминь!

С Праздником вас!

Отец Сергий Жиров20.12.2020
Неделя 28-я по Пятидесятнице

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, а причастников еще и с принятием Святых Христовых Таин! И пусть эта величайшая святыня Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа утверждает, укрепляет нас, напоминает нам о том, что нужно присно благодарить Бога в этой жизни за все.

И сегодняшнее Евангельское чтение (Лк., 17: 12-19) напоминает нам об этом. Язычник пришел поблагодарить Бога, а люди, знающие Бога, не пришли, не сделали это. Это было две тысячи лет назад. Один из десяти пришел поблагодарить Бога. А на сегодняшнее время, наверное, положение еще и хуже, и если один из тысячи найдется, не больше - слава Богу! Апостол Павел, во втором Послании своему ученику Тимофею, в 3 главе пишет, что в последние времена люди будут неблагодарны, а еще хуже, что они будут глупы во всех отношениях, во всех направлениях — без Бога человек не умудряется, не делается чище и более святым, не приближается к Богу, источнику всякой мудрости, чистоты и святости.

Что же заставляет человека поблагодарить Бога? Это, прежде всего, всевозможные жизненные испытания: болезни, скорби, тяготы и так далее — все это смиряет человека и заставляет его преклониться перед Богом и попросить у Бога помощи, и поблагодарить Бога. В скорби благодарили, пишут святые отцы, и только смиренный человек способен поблагодарить Бога, Творца своего. И, напротив, люди гордые, лишенные смирения, тщеславные, высокомерные, зачастую богатые, занимающие высокое общественное положение благодарению Бога находят очень малое место. А больше всего благодарны Богу люди простые. Пусть это Евангельское чтение сегодняшнее напоминает нам и как-то подвигает нас к тому, что мы с вами должны благодарить Бога за все: и за радости, и за скорби, и за болезни, и за удачи и неудачи. Вся наша жизнь должна единым быть порывом благодарить Бога, о чем напоминает нам сегодня святитель Амвросий Медиоланский. Наверное, каждый из нас, если не слышал, то читал прекраснейшие его гимны благодарности Богу - за все человек благодарит Бога! И напоминает, чтобы мы с вами везде и всегда и на всякое время благодарили Бога. Благодаря Бога, мы тем самым прославляем Его, свидетельствуем о том, что Он для нас — источник жизни, Он для нас Спаситель. Будем делать так — благо нам будет, а не будем благодарить Бога здесь - не прославит нас Бог в жизни будущего века. Все от Бога дано человеку для спасения. Мы с вами ни в чем не можем ни укорить, ни упрекнуть Бога, чего бы Он нам с вами не дал для доброй жизни здесь и для спасения души. Но со стороны человека должно быть стремление, отзыв на призыв Божий, желание следовать за Христом. История Церкви, история святых людей свидетельствует нам о том, что те, кто вверил себя Богу, кто здесь на земле прославлял Бога, не были забыты Богом. И Господь их со своей стороны прославил до скончания века! Люди, славившие здесь на земле своей жизнью Бога, они будут прославляемы у Бога! Посмотрим на этих святых людей вокруг нас, у нас в храме, на иконостасных столбах — эти люди прославляли Бога и теперь святая Церковь, прославляя их, ставит их нам с вами в пример, чтобы мы, взирая на кончину, подражали им в вере и своей жизнью прославляли Бога. И тогда Господь прославит нас непременно в жизни будущего века.

С праздником вас еще раз, друзья!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »