Протоиерей Олег Шленов17.05.2020
Неделя 5-я по Пасхе, о саморяныне

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали дивное по своей глубине откровение. Христос говорил самарянке, предвозвещая тем самым выход Божественного откровения из иудейской среды всему миру. Иудеи с самарянами не общались, у них были глубокие религиозные разногласия. Самаряне говорили, что надо на определенной горе поклоняться Богу, евреи говорили, что только в иерусалимском Храме это возможно. И два народа стали врагами между собою. И эта женщина действительно удивилась, когда Христос заговорил с нею и попросил у нее воды. Господь сказал, что и не на горе, о которой говорят самаряне, и не в иерусалимском Храме истинные поклонники поклонятся Отцу, но будет это происходить в духе и истине. И эта женщина уверовала, услышав откровение Христа и эту свою веру понесла своему народу, рассказывая об этом разговоре. Многие приобщались через ее рассказ, а многие пошли ко Христу и сами увидели Божественного Учителя и поверили Ему.

И вот, казалось бы, как легко поверить было в те времена. Человек слышал Христа, видел Его Божественный Образ, и тут же сердце отзывалось на то, что Он говорил. Но пройдут века, и Преподобный Симеон Новый Богослов скажет удивительные слова: «Многие христиане говорят, что если б и мы были во времена Апостолов и сподобились видеть Христа Господа, как они, то были бы святы и мы, как они». Далее Святой говорит о том, что это совсем не так, что те слова, которые слышали люди, общаясь со Христом, мы слышим и сейчас через Божественное Евангелие, и те чудеса, которые творил Господь в те времена - они творятся и сейчас. Господь Своим промыслом не оставляет этот мир, но делает в нем вместе с Отцом Своим дела любви. Затем Симеон Новый Богослов объясняет, что, наоборот, мы находимся даже в лучшем положении, чем те люди, которые были тогда. Они знали просто Сына плотника, знали Его родных, близких, знали, где Он родился и вырос, чем Он занимался, и, казалось, ничего Божественного нет в этом Человеке. И люди приобщались только через Слова.

И, заканчивая свою мысль, Преподобный вновь говорит страшные для нас слова. Он полагает, что если мы слышим слова Христа и не исполняем их, то мы точно также во времена Христа, слышали бы Его, но поносили бы Его всеми словами. Вполне возможно, оказались бы в числе Его гонителей...

Вот будем помнить об этом, братья и сестры, будем помнить, что ценно для нас только исполнение того, о чем написано в Евангелии. Написано простыми словами. Написано так, что каждый может это понять. Не надо быть великим богословом, не надо знать глубоко всё Богопознание, достаточно просто исполнить простые слова Христа, и особенно о любви к Богу и к человеку. Аминь. В этом всё христианство наше.

С Праздником вас!

Протоиерей Олег Шленов10.05.2020
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии вы слышали притчу о том, как Господь исцелил расслабленного около одной купальни. «Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Евангелие от Иоанна, Глава 5, стих 4). И вот уже 38 лет недужный находился около этого места, но каждый раз кто-то сходил прежде него. И когда Господь обратился к нему, то услышал такие слова: «Господи, я не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Если вдуматься в ту ситуацию, которая была там в те годы, то становится, действительно, страшно и очень больно за этого человека. Мы понимаем, что те, кто сам лежал около этих вод в недугах, не могли ему помочь, они сами хотели исцелиться. Те, кто был здоров, наверное, имел каких-то других родственников или знакомых, чтобы помочь им. И вот этот расслабленный, в абсолютном одиночестве всю жизнь почти провел вот так, в надежде на помощь, так как не имел такого человека.

И если мы подумаем над этой ситуацией, то понятно будет, насколько же наш эгоизм делает жизнь вокруг нас сложной, тяжелой и, наверное, несчастной. Мы никак не можем вырваться из этого эгоизма. Эта притча актуальна не только в то время, но и здесь, и сейчас. И даже среди верующих людей, которые говорят, что они христиане и которые много говорят о любви. В нашемхристианскомобществе тоже многое пронизано этой любовью к самому себе. Даже когда ты любишь свою семью, эта любовь тоже может быть отравлена эгоизмом. Ведь не зря Господь говорил в Евангелии: «ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Евангелие от Матфея, Глава 12, стих 50). И еще он говорил о том, что «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Евангелие от Луки, Глава 14, стих 26). А это значит, что наша любовь должна простираться не только на нашу семью, если она хочет быть христианской - то и на всех остальных в том числе.

Мы много говорим о патриотизме. Вчера был праздник 9 мая, все его отмечали, но стоит заметить, что в Евангелие Господь никогда не говорил о любви к своей Родине. В Его времена Иудея была захвачена римскими императорами, и ничего Господь не сделал для того, чтобы освободить свою землю. Более того, когда уже после Его смерти стали поднимать восстания иудеи, ученики и все христиане были против этого восстания, за что заслужили осуждение всех иудеев, которые участвовали в нем. И это была одна из причин, когда иудейство и христианство стали настолько кардинально расходиться, что никогда больше после этого не сошлись. Любовь к своей семье, Родине может также быть и против кого-то, против того, кто не мой родственник, кто не в моем народе, против того, кто мне является чужим. Но есть одна сила, которая призвана объединить всех, невзирая на принцип «свой или чужой», несмотря на то, близкий ты или дальний, родной ты или нет. И эта сила — любовь христианская. Недаром Господь говорит о том, чтобы были Его ученики едины. Именно здесь, именно в любви может быть единство. А там, где настоящая христианская любовь - там нет эгоизма, нет ни мужского пола, ни женского, ни раба, ни свободного, ни эллина, ни иудея. И, если мы христиане, мы должны исповедовать именно эту любовь, в которой нет ни капли эгоизма, но всю себя отдающую во вне. Много можно привести цитат святых отцов, которые говорят о том, что Господь любит и добрых и злых, и праведных и грешных, и белых и черных, всех без разбора. Господь не может не любить, потому что он есть Любовь. И вот к такой любви призваны и мы с вами.

Аминь. С праздником!

Иерей Алексий Крикунов07.05.2020
Четверг 3-й седмицы по Пасхе

Христос Воскресе!

Всех вас мы поздравляем с праздником и продолжаем осмысление внутреннего смысла этого праздника, который имеет глубочайшее для нас значение и в этой жизни, и в будущей.

Одно из таинственных значений этого праздника указывают святые отцы и говорят о том, что некогда в раю, когда дарована была жизнь человеку - он удивлялся богатству жизни, дарований, которые были ниспосланы ему как совершенный дар, подаваемый ему без всяких ограничений и оплаты. Это настолько поражало человека, что он не переставал удивляться глубине премудрости и любви Божией. Но в последующие времена в человеческом роде постепенно угасало понимание и значение этого дара настолько, что человек начал принимать дар жизни как естественный, будто и не от Бога, а как определенный ему некоей судьбой.

И тогда Премудрость Божья решает привлечь к Себе человека новым неожиданным даром – когда полагает жизнь, отдает жизнь за человека. И здесь исполняются слова Священного Писания, где библейский мудрец произнес слова: «Крепка, как смерть, любовь». Наверно, всякий человек, который, может быть, испытал такое состояние, когда кто-то спас ему жизнь, то он, наверное, становится бесконечно благодарен тому, кто положил за него жизнь свою, а ему даровано жить дальше. Вот здесь произошло нечто удивительное, что Бог решил привлечь к Себе человека неким новым удивительным событием, когда отдает Бог Свою жизнь за человека. Богочеловек распинается на Кресте. Это событие удивительно тем, что, несмотря на то, что злобное иудейское общество направило все силы на то, чтобы погубить Богочеловека - даже не могло понять, что исполняет промыслительное определение Самого Бога, и что ни один волос не мог бы упасть с головы Иисуса Христа, Которого окружало, как Сам Он говорит, более чем двенадцать легионов ангелов, которые ожидали просто мановения перста, чтобы защитить своего Владыку.

И вот общество иудеев исполнило то, что предопределил Бог. И Бог не уходил от этого предопределения, позволив злобному иудейскому обществу совершить это святотатство. И вот иудеи, пылаемые злобой, обрушивали весь свой гнев на Этого Человека, Богочеловека, думая, что они разрушат все препятствия, стоящие у них на пути. Но Бог уже был связан любовью к человеку, и потому эта высшая Божественная Любовь шла на этот определенный промыслом Крест и совершала искупление человечества.

И потому напрасно иудеи кричали перед властью светской, что мы закон имеем, и по закону нашему Он должен умереть. Он умрет, но по Своему закону, который Сам и определил, что «нет выше той любви, как кто душу свою положит за други своя». Вот, в какой-то мере, тайна смерти и тайна страданий Христа. Поэтому, когда мы думаем о том, что Христос попал в некоторую сеть паутины человеческого коварства, то мы ошибаемся. Бог точно знал и совершал то, что было предопределено, и поэтому здесь нам явлена глубочайшая любовь к падшему человеку, которая свершила искупление и освобождение человека от вечной смерти, которую человек и не понимал до конца, внутренне, только, наверное, ощущая, что жизнь завершается, и человек попадает в некую безысходность, избежать которой он не может, если только не освободит от этой смерти человека Бог.

Вот с этим внутренним торжеством, которое явлено Богом миру, нам и нужно учиться согласовывать свою жизнь, понимая, что жизнь каждого из нас течет в этом определении, и осмысление жизни получает только тогда полноту, когда человек поверит в Бога, в Иисуса Христа, в Воскресение Его, открывая для себя неизмеримые высоты внутреннего духовного совершенствования и способности достигать той красоты, которая способна удивить всякого, кто прикасается к совершенно чистой душе, не запятнанной грехом, и эта перспектива неизмеримо высокая и глубокая, поскольку святые отцы говорили, в частности Макарий Великий, что нет «ни на Земле, ни на Небе такой красоты, как душа человеческая».

Христос Воскресе!

Иерей Сергий Гурдяев09.05.2020
Суббота 3-й седмицы по Пасхе

Христос Воскресе!

Сегодня мы снова благодарим Бога за то, что Он сподобил нас великого торжества и наслаждения пиром пасхальной веры. Несмотря на непростые обстоятельства этого года, в эти дни, как и всегда, мы возвещаем друг другу самое главное, о чем должны помнить всю нашу жизнь - непреложный факт, что Христос Воскрес и что Он обещал воскресить каждого из нас.

Если Он Воскрес, то наша вера не тщетна, и мы должны верить, что всякое Его слово будет исполнено. Он Воскрес. Он сотворил это чудо, а значит, силен сотворить и другое чудо - для всего мира, для каждого из нас. Не будем печальны в эти дни, припадем в доверии к Нему и с доверием пойдем дальше по дороге жизни, будем молиться Ему и жить во имя Его! Будем помнить, что для человека, услышавшего благую весть о Воскресении Христа и старающегося жить согласно с Его Евангелием, вечная жизнь с Ним может начаться уже здесь, на Земле.

В течении сорока дней Церковь Христа прославляет Его Воскресение из мертвых. И всегда на эти Святые дни приходится празднование Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Скажем может быть дерзновенно, но Господь является помощником и соработником человека во всяком добром деле. Исходя из этого, мы, христиане, должны всегда стараться начинать и заканчивать всякое свое дело, в особенности важное, молитвой. Поэтому сегодня, 9-го мая, самым лучшим образом для нас, которым мы можем почтить этот день, конечно же, будет наша благодарная молитва Богу за Победу, которую, несомненно с Его помощью, одержал наш народ, одолев врага. И с огромными потерями, огромными трудами и подвигами достиг этого дня.

Сейчас мы отслужим благодарственный молебен Господу Богу о даровании нашему народу Победы в Великой Отечественной войне, а после него отслужим заупокойную литию. Помолимся сугубо о вождях и воинах, отдавших свои жизни ради Победы и ради мира. У каждого, безусловно, есть сродники, близкие или знаемые, которые понесли подвиг ради приближения этого дня. Помолимся о них, помолимся о всех людях, которые отдали свои жизни в том числе ради того, чтобы мы могли сегодня жить и молиться в нашем Святом Храме.

Всех вас с Праздником!

Христос Воскресе!

Иерей Алексий Крикунов06.05.2020
Среда 3-й седмицы по Пасхе

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Дорогие братья и сестры!

Праздник Пасхи был установлен для иудеев в Египте перед выходом из земли египетской и освобождением от плена, и само слово «Пасха» означает исход, и смысл для евреев, этого Праздника доныне — избавление от плена.

Для христиан Праздник Пасхи — это Воскресение Христово. И здесь, может быть, некоторая подмена понятий, но она несколько обусловлена тем, что мы тоже освобождаемся от плена дьявольского, от плена греховного. Но главный смысл — это Воскресение Христово, и за этим громадный смысл всего того, что Бог определил для человека: это возвращение ему утраченного Отечества, возвращение Царства Божьего. В какой-то мере нужно еще понять вот какую вещь. Для евреев этот праздник был установлен как некое вечное установление, но случилось нечто непонятное. Евреи, отпраздновав это событие, потом не праздновали его в течение 40 лет, прежде чем не вошли в землю обетованную. Мало того: для тех, для кого этот праздник был установлен в Египте — они все умерли в пустыне и не получили некоего избавления и пользы. Почему? Потому что, с одной стороны, они восстали против постановлений Божьих, против законов, которые были установлены Богом и восстали против своего вождя Моисея. С другой стороны, этот Праздник не был совершаем в пустыне, поскольку весь народ был наказан, и в течение 40 лет все те, кто вышли из Египта и кому было предвозвещено это главное Торжество — они погибли в пустыне. Народ еврейский совершил Празднование Пасхи уже перед входом в Землю Обетованную, перед завоеванием Иерихона, при вожде Иисусе Навине. Так для нас открывается некоторая истина, что если мы Праздник Пасхи ограничиваем семью днями торжества — то, наверное, теряем нечто важное из виду, поскольку для нас это установление тоже вечное, поскольку мы в пасхальном тропаре поем: «Подавай нам и́стее Тебе причаща́тися в невече́рнем дни Царствия Твоего". И если кто полагает, что дни Торжества завершаются празднованием Пасхи — то ошибаются, поскольку Таинственная Пасха должна восторжествовать в душе человека и человек должен еще здесь на земле соединиться с Богом, и ему дарована будет честь совершать эту Пасху в невечернем Царствии Божьем.

И, добавляя к прошлым нашим беседам о празднике Пасхи, я хочу сказать, что если святые отцы утверждают что внутренне око человека просвещается принятием веры в Воскресение Христово, то это касается его внутренней жизни, внутреннего состояния, и оно способно просветить его внутреннее око, сделать его богаче духовно и способным видеть многие опасности, стоящие перед ним и избегать их. Во внешней же жизни человек должен понять, что неверие во Христа, в жизнь вечную и Воскресение Христово, делает бессмысленным вообще все законы, существующие на Земле. Они теряют всякий смысл, если человек не верит в Бога и не верит в жизнь вечную, потому что только в плане вечной жизни может получать громадное осмысление вся перспектива жизни земной. Жизнь наша земная — она только тогда имеет смысл, если жизнь есть будущая. И тогда всякое законодательство — как общественное, так и церковное, и духовное - они получают глубочайшее осмысление, потому что дают человеку осмысление его включенности в ткань бытия, ведущего не только в этой жизни путем спасения, но и открывающему в вечность и вечное прославление с Богом. Вот так только и должно понимать и относиться к Тайне Воскресения Христова, Которое осмысливает наше сегодняшнее событие. И нужно знать, что нам не обещано блаженство здесь, нам предсказано нечто важное, как предупреждение «В мире будете иметь скорбь». Но дерзайте! Т.е не унывайте, потому что Бог определяет и меру испытания и избавление от этих скорбей. Аминь.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »