Проповеди

shlenov10.06.2018
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Всех святых в земле Российской просиявших

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, , сегодня мы празднуем память всех святых в земле Российской просиявших. Вот как сказано в тропаре об этих святых: «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия./ Тех молитвами в мире глубоце// Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве».

>Русские святые - это плод красный спасения на Руси Господа нашего Иисуса Христа. Если вспомнить притчу Христа о семени, где говорится о том, что иное семя упало у дороги, иное в каменистую почву, а иное в почву добрую и принесло великий плод, то великий подвиг принесенного плода засвидетельствован в тропаре всем русским святым, который мы слышали сегодня и вчера на Всенощном бдении.

>Святые для Церкви - это всегда ориентир, это всегда пример для нашей жизни. И если мы посмотрим с мирской точки зрения на жизнь какого-нибудь святого, то мы увидим, что эта жизнь была не легкой и даже порой несчастной.

Действительно, какой светский человек назовет счастливымипрпп.Зосимуили СавватияСоловецких. которые строили монастырь в сложных условиях дикого Севера. Разве можно назвать счастливым человеком юродивого Василия, который ходил без одежды зимой на посмешище всех окружающих людей – только для того, чтобы говорить правду, которую неприятно всем было слышать. Как можно назвать счастливыми наших новомученников и исповедников российских, которые погибли в лагерных застенках, претерпевая голод, холод, издевательства и мучения.

Но если мы посмотрим с евангельской точки зрения, то есть с христианской, то поймем, что все эти люди сподобились Царствия Небесного уже здесь, на земле. Разве можно нам превзойти радость преподобного Серафима Саровского, преподобного СилуанаАфонского, которые светились изнутри Божественным светом и действительно,еще на земле, пребывали в том Царствии, которое принес Христос.

Разве можно словами передать покой души всех замученных за Христа, но не предавших и не отрекшихся от Него, и оставшихся верными Емудо конца. Если мы будем пытаться подражать их жизни, это значит, прежде всего, что вся наша деятельность, все силы нашей души, мы должны направить не во вне, а внутрь себя.

Мы видим, как живет окружающий нас мир, мы видим, к чему стремятся люди – достичь славы, почета, богатства, и эта кипучая деятельность протекает с утра и до вечера. Нам кажется, что нам нужно благополучно устроиться и спокойно жить и, только тогда Господь нам даст Царствие Небесное. Вспомним о наших соотечественниках, живших на этой самой земле, в этих же самых условиях, и мы увидим, что ни у кого спокойной жизни не было.

Поэтому, братья и сестры, будем вспоминать слова Христа: « Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу своюради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк 8, 35).И, действительно, так мы порой видим людей успешных и богатых, но несчастных внутри.Если же жизнь наша будет направлена внутрь нас, как у тех святых, память которых мы совершаем сегодня, и если душа наша будет знать Царствие Небесное, то это превысит все земные богатства и земной почет.

Это самое главное в нашей жизни. Господь Иисус Христос всегда говорил об этом, и в Евангелие - тоже об этом, да и вся наша духовная жизнь - в этом.

Как стяжать покой нашей душе, как добиться радости неизреченной, которую дает Господь? Как не просто исполнять заповеди Божии, когда вокруг столько искушений, столько соблазнов: много людей опережают нас в безумной гонке за деньгами, за материальным благополучием, и мы, порой, тоже увлекаемся этим и, теряем в духовной жизни.

Но давайте взирать на тех, кто прославил нашу Церковь и помнить об их радости, помнить о том, что они достигли Царствия Небесного, и стали по настоящему счастливыми, уже здесь на земле. Взглянем на образ преподобного Серафима Саровского – на свет его души, исходящего из его глаз, из всего его лика. Ведь все, кто приходили к нему, видели этот свет его души, стремились к нему. Надо желать и верить, что и нам дано стать проводниками Божественного света в этот мир, нам дана возможность быть причастниками Божественного мира, но только в том случае, если наша духовная жизнь в союзе с Царствием Небесным.
Аминь!

Проповеди

shlenov27.05.2018
День Святой Троицы. Пятидесятница

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры сегодня двунадесятый праздник Пятидесятницы.История этого праздника изложена в Священном Писании, в книге Нового Завета «Деяния святых Апостолов»,которую написал Апостол и Евангелист Лука.

Апостол Лука рассказывает нам, что апостолы были собраны вместе в горнице на пятидесятый день по Вознесении Спасителя нашего на небеса, и, внезапно, услышали, как бы, порыв ветра, после этого порыва - как будто огненные языки появилисьнад каждом из собравшихся, а собравшихся было человек сто двадцать.

Всепочувствовали в себе силу, помощь и присутствие Божие. Вот как об этом говорится в сегодняшнем Апостоле: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? (Деян.2, 1-10).

Вот так, в простых словах, описано Схождение Святого Духа, через которое и образовалась наша Церковь, в которой постоянно живет с того дня Святой Дух.

С Пятидесятницы началась история нашей Церкви, в которой всякое Таинство, всякое пророчество, всякое поучение – есть действие Святого Духа, Его благодати.

Первоначально апостолы низводили Дух Святой, возлагая руки на тех людей, которые принимали Крещение. Потом, после апостольского века, низведение Святого Духа возложением рук, заменили Таинством Миропомазания, и теперь, после Таинства Крещения, которое совершает священник, после окунания в купель, он помазует крещаемому крестообразно освященным миром лоб, ноздри, уши, грудь, руки и ноги со словами: «Печать дара Духа Святаго». Это значит, что каждому человеку при Крещении даруется Дух Святой, абсолютно Тот же Самый, что почил на апостолах, Тот же, что послал ученикам Христос. Можно сказать, что каждый из нас при Крещении имел личную встречу со Святым Духом.

Из «Деяний святых Апостолов» мы знаем много о благовествовании апостолов по всему миру о Спасителе. Сразу после Сошествия Святого Духа на апостолов, Петр обратился к окружающим их людям и его слова имели такое сильное влияние на слушающих, что в этот день крестилось три тысячи человек. Вот, такая сила была у бывшего рыбака, и ясно, что тритысячи человек не могли бы приобщиться от его слов, если бы не было реальной помощи Бога Святого Духа.

Почему мы не ощущаем помощь Божию, как ее ощущали апостолы, почему мы не чувствуем тех самых даров, о которых говорил апостол Павел: «Одному дается духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1Кор. 12, 8-11).

При Крещении каждый из нас получил дар Святого Духа. Если же мы заглянем себе в душу, то может случится, что не найдем ни одного. Куда девается этот дар, куда же он уходит?

Так вот, дорогие братья и сестры, знайте, что кроме дара Святого Духа, кроме Божественной помощи, есть еще наше человеческое произволение.Произволение есть наша свобода выбора. И Господь никогда не идет против нашего произволения, никогда не идет против наших желаний, против нашего выбора.

Как часто мы даже формально крестимся и также формально молимся, формально что- то исполняем, но если посмотреть в суть, если посмотреть в глубину нашего сердца, то может оказаться, что дар Святого Духа нам даже и не нужен.

Если мы говорим о христианской любви, то мы говорим об отдаче самого себя, практически без остатка, ближнему своему. Но нами любовь понимается, как состояние –как хорошо мне с каким-то человеком, близким мне, и если мне плохо, то я его уже не люблю, и если тем более надо что-то отдать, то мне так не удобно. И где же здесь дарамДуха проявиться, если мы сами не хотим жить во Христе?

Дары Духа Святого даются нам, чтобы мы жили по евангельским заповедям: подставить вторую щеку, отдать имущество нуждающимся и т.д. Всю жизнь свою посвятить ближнему своему, как это сделали апостолы во время проповеди Евангелия. У нас же много самости, мы всегда почти живем для себя, и поэтому Дух Святой, так часто и так быстро, оскудевает в нас. Конечно, если мы будем часто собираться на Божественную литургию, не просто ради присутствия, а ради того, чтобы вкушать Тела и Крови Господней, тоГосподь восполнит нам Духа Божия.

Так на Евхаристии священник молится: «Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу, просим, и молим, и моли сядеем, ниспосли Духа Твоего Святого на ны, и на предлежащие Дары сия».

Да,это Тело и Кровь Господни, причащаясьКоторых, мы обретаем того самого Духа,Которого Господь послал ученикам и посылает нам.

И опять, снова и снова, Господь посылает Его нам для того, чтобы мы вместе соХристом пытались жить для ближнего своего, любя его всей душой, всем сердцем и помышлением, и отдавая ему самого себя без остатка.
Аминь!

Проповеди

shlenov17.05.2018
Седмица 6-я по Пасхе
Вознесение Господне

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня вновь мы являемся свидетелями Евангельской истории, которая говорит нам о самом важном событии, произшедшим после Воскресения Христова, а именно, о Вознесении Господнем. Конечно, все праздники радостные, но, пожалуй,ни в каком другом богослужении не говорится столькоо радости, как на этот праздник: «Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя. Готово сердце мое Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей» (Прокимен, глас 7).

Святой евангелист Лука говорит нам: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью» (Лк.24, 50-52).

Нам трудно себе представить разлуку с такой радостью, но,Господь обещал:«И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк.24, 49).

Ученики, как видим, понимали, что Вознесение Христово - не разлука, а что Господь становится ближе всем и каждомупо Своем Вознесении. Поэтому, наша с вами вера, это вера радости, прежде всего.

С ВознесенияГоспода началась история Его Церкви, в которой были и гонения, но все же - уже двухтысячелетие христианской веры. В то же время, чем дальшеот Вознесения, тем меньше радости мы видим в сердцах христианских, все мрачнее становятся лица христиан, и это можно просмотреть по жизни человеческой. Если человек пришел к вере в возрасте, то он, как на крыльях порхает, все кажется ему легко и радостно. Но, потом начинается суета и радость, почему-то, уходит и уходит она потому, что слишком мы заботимся о земном.

Господь вознесся на Небо и открыл нам туда дорогу. Он показал нам наше настоящее отечество, не в физическом смысле, а в духовном, когда Небо для нас, как символ Божественной жизни – жизни в радости, в любви и в свете.

Но, как часто, мы забываем про это, и житейская суета сковывает нас по рукам и ногам. Как часто становятся важнымидля нас наши дела на земле, а про Вознесение мы почему-то забываем. Забываем так, что на второй план отходит то самое Небо, которое предназначено нам для вечной жизни, которое постоянно «висит у нас над головой». Постоянно, эта жизнь и земля, заботят нас гораздо больше, чем тот путь, который нам сегодня показал Христос.

Церковь всячески зовет человекавспомнить об этом, вспомнить свое истинное предназначение, вспомнить самое главное – о радости Воскресения и Вознесения Христа, о том, что именно эти события важны для нас и поэтому, так радостно душе в эти дни.

И так грустно становится нам от того, что все земное застилает душу и сердце наше. Если же сердце будет стремиться к Господу, и мы будем идти по пути к Нему той дорогой, которую Он указал,как верную, то и радость наша будет совершенна.

от, кто верит во Христа, знает, какое счастье эта вера дает душе каждого человека, и если есть у нас печаль, и если есть тоска, то это тоска по тому самому миру, Небу, к которому мы еще находимся в пути. Если посещает нас радость и счастье от нашей веры, значит, мы близко к нашему Дому.
Аминь!

Проповеди

shlenov17.05.2018
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии, при чтении Евангелия, мы с вами слышали молитву Господа Иисуса Христа, уже после Воскресения, в которой Он обращался к своему Отцу Небесному. И в этой молитве прозвучали слова: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира… Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть… Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин.17, 6-9).

Удивительное дело, ведь, казалось бы, что Господь любит всех, и Он говорил: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5, 45).

Нет разделения среди людей, но вот - особую молитву перед Своим страданием Христос возносит к СвоемуОтцу: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня, так и Я послал их в мир…Не о них же только молю, но и о всех верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» Ин.17, 15-21). Так Господь говорит о тех, кто потом станет Его Церковью.

Действительно, в древней Церкви, мы можем увидеть исполнение этих слов Христа, когда апостолы шли на проповедь и создавали общины христиан в местах своего проповедования. Слова Христа о том, что, кто не родится от воды и Духа Святого, тот не может войти в Царствие Небесное, как огнем обжигали тех, кто их слышал.

Принятие Таинства Крещения в Церкви означает и тогда, и сейчас, отказ от старой жизни, смерть в старой жизни и рождение в жизни новой, рождение в ту жизнь, где царствует Христос, в ту жизнь, где Его ученики едины с Ним.Если новая жизнь, то для этой жизни нужна и новая пища, и опять вспоминаем слова Христа: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 48-54).

Так Евхаристия сделалась насущной для каждого христианина, и, собирались все вместе, и вкушали Тела и Крови Христовой. И если можно выделить основное состояние членов Церкви в те годы, то это будет - единство.Этим самым единством всех со Христом и друг с другом преодолевалась причина всех разделений.

Язычники даже говорили с изумлением про первых христиан: «Посмотрите, как они любят друг друга». Именно любовью победило христианство языческий мир.

Те общины, которые существовали тогда, можно было назвать семьей, и даже наверно больше чем семья, потому что это было единство, основанное на Духе.

Если мы посмотрим на жизнь нашей сегодняшней Церкви, то увидим, что мало что осталось в нас от этого Духа. Христиане много потеряли с течением времени, так у нас нет осознания смысла Таинства Крещения, у нас нет осознания глубины Таинсва Евхаристии. Нет ощущения необходимости Причащения Тела и Крови Христовых как спасительной пищи для нас. Каждый из нас сам решает, когда ему нужно причаститься, не обращая внимания на других, но так не было в древней Церкви. Тогда не было такого, чтобы кто-то мог прийти на собрание, и остаться не причащённым. Это отдаляло человека от всех остальных и нарушало единство, и поэтому можно сказать, что разделение вошло в нашу жизнь, хотя вроде обряд остается тем же самым, но суть уходит от нас.

Попытаемся осознать это, братья и сестры, ведь нам заповедано единство в нашей вере и только наше собственное «я» является тем препятствием, которое не дает осуществиться молитве Христа Спасителя перед Своим Отцом. Попытаемся осознать, что мы призваны к новой жизни, как поясняется святымКиприаном Карфагенским: «ядущий от хлеба Его жив будет во веки, то этим показывает, что живут те, которые прикасаются Его Телу и по праву приобщения принимают Евхаристию».

Как наполнена была бы наша жизнь, если нам всем причащаться вместе, в едином порыве.Тогда, может быть, мы стали бы той самой семьей, в которой внешний мир сможет приобщиться нам, ведь приобщился же древний мир к христианству, и христианство преобразило его любовью, которая была между христианами.

Быть, верующим в Него, в любви и в радости, об этом просил Христос Своего Отца, и этим была преисполнена первая Церковь, что, к сожалению, так мало имеется в нас сейчас. Давайте помнить об этом, и давайте стремиться к тому, чтобы нам стать семьей и стать едиными, и чтобы мы стали Церковью, о которой сказал Господь: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада неодолеют ее» (Мф.16, 18).
Аминь!

Проповеди

shlenov13.05.2018
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры сегодня, сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали рассказо том, как Господь исцелил человека, слепого от рождения. Апостол Иоанн Богослов достаточно подробно рассказывает нам об этом. Рассказывает о том, как слепорожденный исцелился, и о том, что происходило после этого. Люди спрашивали друг у друга: «Не тот ли это, который сидел и просил милостыню? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я» (Ин.9, 8-9). Спрашивали и у самого исцеленного: «Как открылись у тебя глаза? (Ин.9, 10).Событие было столь необычно, что этого человека призвали и фарисеи. Фарисеи долго беседовали с исцеленным и одни из них говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря» (Ин.9, 16).

Дальше фарисеи оставляют его, так как на вопрос: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз очи тебе? Он сказал: это пророк» (Ин.9, 17). Фарисеи призывали и его родителей, но те, фактически, отреклись от него, сказав:«Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет» (Ин.9, 20-21).

На последующие вопросы исцеленный отвечал: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу (Ин.9, 25). Еще говорил: «…это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин.9, 30-31).

И вот, мы видим, что этого, исцеленного Христом человека,отвергает все тогдашнее общество, отвергают даже собственные родители, и он остался совсем один. Тогда его находит Иисус и спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин.9, 35). Исцеленный вопрошает: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9, 35-37).

В жизни нашей происходит очень много сложного, и бывает так, что кто-то отвержен в этом обществе. Это отвержение можно встретить даже в церкви, когда человек всеми покинут и одинок, может из-за того, что его не понимают, может из-за того, что его оставили родные, но не оставляет таких людей Господь.

Есть такой рассказ про Пимена Великого, который молился о своем собрате, монахе, воспылавшим страстью к одной женщине и оставившем свою веру. Этот монах ушел в мир, создал семью. Но Пимен продолжал молиться, и вот, слышит голос Бога: «Ты же знаешь, что он отрекся от Меня, зачем молишься за него?». Святой Пимен отвечает:

«Господи, Ты милосердный! Я знаю, что Ты его помилуешь». Тогда Господь говорит: «Твоя любовь сравнилась поистине с Моей Любовью». Это показывает всем, что не отвержен был грешник от любви и Пимена, и Самого Господа. Все отвергли этого человека, но только не Господь. И такова милующая любовь Божия, которая покрывает нас всех, которая ни одного человека не отвергает от Себя, каким бы грешным он ни был.

Важно нам это понимать. Однажды преподобный Силуан Афонский написал, что многие люди боятся своего смертного часа, бояться дать ответ на Страшном суде, но, если бы люди знали, какова любовь Божия, то поистине, не было бы отчаявшихся, потому что стоит только слово произнести покаяния, даже только в душе своей, как Господь не только прощает, но и радуется об обращении грешника. Нет такого греха на свете, который бы не простил Господь.

Нет такого преступления, после которого не возможно было бы прибегнуть к Нему. Бог есть сама Любовь. Нашим душам трудно это осознать. Мы все с вами люди немощные, грешные, занятые своей суетой, занятые больше миром этим, чем духовной жизнью. Давайте просто будем знать и помнить, что Бог нас любит, не всех вместе, а каждого лично. Будем прибегать к Нему во всех своих нуждах, делиться с ним тем, что нас волнует, тяготит. И помните, любовь Божия покрывает нас грешных, милует всегда!
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »