Иерей Сергий Гурдяев22.11.2020
Неделя 24-я по Пятидесятнице

В сегодняшнем Евангельском повествовании сегодняшнего воскресного дня (Лк., 8:41-56) мы с вами слышали рассказ о том, как к Господу нашему Иисусу Христу подходит Иаир. Это был начальник синагоги. Он просит исцелить его умирающую дочь, единственное его дитя, как об этом пишет нам святой апостол и евангелист Лука. Очевидно, что отец уже испробовал все возможные средства, нашел необходимых врачей, но ничего не помогало. И вот Иаир узнал об Иисусе, о Человеке, о котором говорят, что Он исцеляет неисцелимых больных, повелевает злым духам, исцеляет прокаженных. Иаир находит Спасителя и просит Его о помощи. Господь соглашается и шествует в его дом. По дороге в дом Иаира ко Христу приближается некая женщина, которая также находилась в подобном безутешном состоянии. Она страдала от тяжелой болезни и безуспешно истратила все возможные средства и все свои имения. И не получив никакого результата в лечении, пришла в такое уныние: ветхозаветный религиозный закон иудейский запрещал таким женщинам входить в среду других людей, чтобы они не коснулись кого-либо, поскольку из-за этой своей болезни они прибывали в нечистоте; но эта женщина преступила закон и прикоснулась одежды Спасителя, потому что сказала сама в себе: «Если сделаю так, то обязательно выздоровею». Господь, стесняемый со всех сторон народом, спрашивает: «Кто прикоснулся ко Мне?». Апостолы в недоумении отвечают Ему: «Нас теснит народ со всех сторон и ты спрашиваешь, кто прикоснулся к Тебе?» Женщина, поняв, что болезнь отступила, призналась пред всеми, услышав в ответ ободряющие слова Спасителя: «Дерзай, дочь. Вера твоя спасла тебя». Можно представить, насколько мучительно для Иаира была эта дорога, как он переживал и как он ждал, чтобы поскорее Спаситель пришел в его дом. В этом смятении чувств Иаир слышит слова: «Дочь твоя умерла, и не утруждай Учителя». И вот когда вера Иаира, несмотря на только что совершившееся чудо с исцелением женщины, поколебалась, над ним раздается ободряющее слово Господа: «Не бойся, только веруй и спасена будет». Дальше из Евангельского повествования мы с вами знаем, что Господь входит в дом Иаира, просит всех удалиться, всех, кто был там, кто уже плакал по умершей отроковицей, и оставив только лишь родителей и трех своих учеников (апостолов Иоанна, Иоакова и Петра), одним своим словом возвращает к жизни умершую девочку. И все очень дивились этому чуду.

Но повествование сегодняшнее Евангельское не столько о событиях, которые поражают нас своим чудом, сколько о вере. О вере, которая дает возможность Богу входить в нашу жизнь. Апостол Павел пишет в послании христианам, что "вера — есть уверенность в невидимом" (Евр., 11-1). Не надежда, не упование, а именно уверенность в невидимом, как бы в видимом. Мы почти всегда верим, к сожалению, теплохладно. И не столько даже верим, веруем, сколько лишь надеемся. Слова Господни сегодня «не бойся, но только веруй» обращены не только к Иаиру, но обращены к каждому из нас и к каждому христианину. И только лишь когда мы будем веровать как люди писания, как Иаир, как эта болящая женщина, только лишь тогда Господь придет и в нашу жизнь. И тогда, безусловно, по слову святого преподобного Андрея Критского, который говорит в своем великом покаянном каноне: «Верую, душа, и ты можешь многое совершить».

Аминь.

Всех вас, братья и сестры с праздником, с воскресным днем, тех, кто причастился Телу и Крови Господни поздравляю с принятием этого спасительного Таинства, и дай Бог оно будет каждому из нас во спасение души.

Протоиерей Олег Шленов15.11.2020
Неделя 23-я по Пятидесятнице

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня на Литургии мы с вами слушали Евангелие об исцелении Христом одного бесноватого из страны Гадаринской. Этот бесноватый жил в пещере, которая была высечена под гроб, чтобы туда положили умершего. И такое пристанище вне города нашел себе этот человек. И когда Христос обратился к нему: «Как твое имя?», то услышал в ответ: «Легион», потому что множество бесов было в нем. И когда Господь его исцелил, послав дъявола в свиное стадо, которое погибло в море, то пастухи прибежали в город и рассказали там, что произошло. Жители этого города, конечно же, знали этого бесноватого, он был известен там. Они вышли посмотреть, что же произошло, и увидели этого человека в своем уме, здравого, который сидел возле Христа и слушал Его Слово.

И вот Евангелие говорит нам удивительные слова. Они просили Христа, чтобы Он отошел от пределов их, потому что они объяты были страхом. Казалось бы, какой здесь страх? Вот исцеленный человек, который наводил страх на всю округу — он сидит здравым. Христос исцелял больных, поднимал немощных, помогал тем, на кого был обращен Его Божественный взор. И вдруг такие страшные слова: «Отойди от пределов наших!» И, как повествует Евангелие, Господь сел в лодку и удалился. Но удивительны эти слова только на первый взгляд. Потому что если мы посмотрим на нашу жизнь, то увидим, что обращаемся и мы иногда ко Христу с такими же словами: «Господи, отойди от нас!» Ведь когда нам нужно понести тяготы какого-то человека, а нам так не хочется этого делать, когда нам нужно помочь кому-то, а это совершенно не входит в наши планы, когда нам нужно подставить щеку левую, потому что по правой ударили — мы тоже можем в глубине души произнести эти слова! Итак, если посмотреть на Евангелие, то во многих и многих местах Христос неудобен бывает для нашей жизни. Мы лучше будет жить с бесом нашего тщеславия, гордыни, самолюбия и так же попросим Христа отойти от нас, как жители страны Гадаринской. Вот это нужно понимать нам.

Мы часто говорим, что мы для спасения должны жить во Христе. А вот что такое — жить во Христе? Я думаю, не каждый сможет ответить на этот вопрос даже для самого себя. Конечно, легко было бы произнести фразу: «Жить во Христе — это исполнять все Его заповеди». Но Евангелие настолько возвышено, настолько глубоко, что нам никогда не удастся исполнить Его в полной мере. И что же тогда? Мы не во Христе живем? Жить во Христе - это когда каждое свое слово и каждое свое действие измеряем словами Евангелия. Бывает, нам нужно принять какое-нибудь решение. Бывают сложные ситуации в жизни, когда мы не знаем, как поступить. Но ведь мы читаем Евангелие, мы Его должны знать, и мы должны знать, как бы Христос поступил в нашем случае и поступать именно так. Поступать так, как нам говорит заповедь. Пусть это не всегда возможно сделать! Пусть мы иногда необдуманно что-то делаем и грешим против Истины, против Христа! Но тогда, когда есть время все осмыслить — мы просто обязаны это делать. И это будет началом жизни во Христе — когда мы каждый свой поступок, каждое свое слово, каждое свое решение соотносим с Евангелием. Евангелие не должно быть для нас абстрактной книгой, главу из которой мы прочитываем один раз в день или слышим отрывок на Литургии. Нет. Евангелие должно стать нашей жизнью, и только тогда мы будем жить во Христе! И только тогда мы сможем изгнать многих бесов из нашей души, когда мы одержимы грехами нашими и не можем знать, как с ними справиться! И только тогда Христос будет для нашей жизни светочем, радостью! Мы захотим с Ним быть, а не жить так, как жители вот этой самой Гадаринской страны. Будем помнить об этом, братья и сестры, что Евангелие — наша жизнь, наше спасение, наш ориентир для каждого слова и дела нашей жизни! И только тогда мы будем людьми Христовыми!

Аминь! С Праздником вас!

Отец Сергий Жиров08.11.2020
Неделя 22-я по Пятидесятнице

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником, с воскресным днем!

Сегодня мы читаем притчу о богаче и Лазаре, о нераскаянных грешниках (Лк., 16:19-31). И Господь в этой притче показывает, что все, кто живет здесь не по заповедям Божиим и преступает повеленное от Бога, непременно будут наказаны Богом. Этот самый богач показывал, что горькая участь ожидает всех нераскаянных грешников. «Отче Аврааме, умилосердись надо мной! Пошли Лазаря, пусть он намочит перст свой в воде и остудит язык мой ибо я мучаюсь в пламене сем». Но уже было поздно. Было время для этого человека, когда он видел этого бедного Лазаря каждый день, лежащего у ворот его дома, но не обращал на него внимания. Было время когда он в этой жизни пировал каждый день, а бедный Лазарь не мог напитаться крохами, лежал у ворот его, ожидая когда он ему эти крохи даст. А теперь, в загробной жизни все наоборот: там Лазарь утешается, а богач в пламене, в муках. Лазарь всю жизнь нес тяжкое бремя болезней, нищеты и теперь блаженна его участь! А богатый во Аде. У Бога нет неправды, у Него вечная правда и за всякое беззаконие нас с вами ожидает воздаяние от Бога. Бог одинаково любил как богача, так и Лазаря. И перед ним и богатый и нищий одинаковы. И каждому в загробной жизни воздаст Бог по делам его. Лазарь был грешен, но эти грехи были и у богатого человека. Были добрые дела у Лазаря, но он ими не хвалился, а сокрушался о грехах своих, о которых напоминали его болезни и голод, его скорбь. Были добрые дела и у богатого, которыми он хвалился, забывая о своих бесчисленных грехах. Он открыто не отрицал Бога, он стыдился людей. Он открыто не гневался, не показывал беззаконий, но хвалился своими добрыми делами. Он любил любящих его, он не грабил, не обижал, он не разбойничал. Его хвалили те, которых он так ублажал каждый день. Хвалили его за то, что он так устроил свою земную жизнь и за это ему Господь воздал: помяни благая, которое ты получил в этой жизни, Господь уплатил тебе за твое добро. А теперь ты должен уплатить за ту правду Божию, которая не терпит никакого беззакония. Ты пиршествовал, прекрасно жил и не обращал внимания на этого бедного Лазаря, не покрывал ран его гнойных, ты не питал его. Теперь ты во Аде, в наготе, а Лазарь во блаженстве и свете. Лазарь, который здесь терпел, там он в Царствие Небесном, а посему помяни благая, которая ты получил от Бога. Болезни Лазаря — это были наказания Лазарю за его, может быть, грехи юности, за его грехи неведения. Бог посылает Лазарю болезни, нищету и он не ропщет на Бога. Он был голоден, но он не воровал, он болел, но он не скорбел, он терпеливо переносил всевозможные страдания, он не роптал на жизнь, которую ему дал Бог, он не бросил ее в грязь как самоубийцы. Господь за эти грехи его наказал в этой жизни. Но за великое его терпение Господь даровал ему благо. И эта притча показывает нам насколько праведен Бог в ответе Авраама из Царствия Небесного богачу, находящегося в геене огненной. И, наверное, каждый раз, читая эту притчу, да и в целом Евангелие, мы с вами убеждаемся в том, что Бог воздает коемуждо по делам его, что никакая добродетель не останется без награды у Бога, но не останется воздаяния тем, кто грешит в этой жизни. И праведникам и грешникам Господь воздает по делам нашим, по делам нашей земной жизни. А посему каждый раз, читая слово Божие, мы должны утверждаться, чтобы жизнь свою земную добро устроять. Побольше делайте добрых дел, слушайтесь Бога, исполняйте Его заповеди, слушайтесь Святую Православную Церковь, чтобы здесь, добре пожив по-христиански, уйдя из этой жизни, мы бы с вами, милостию Божией, наследовали бы Царствие Небесное!
 
С праздником вас, друзья!

Протоиерей Виталий Лихонин15.11.2020
Неделя 23-я по Пятидесятнице

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк.,8:26-39) мы слышали повествование об исцелении двух гадаринских бесноватых (в Евангелии от Матфея было упомянуто два бесноватых). Один из них был наиболее силен и, как повествует Священное Писание, разрывал в клочья любую цепь и колодки, жил в погребальных пещерах, перемещаясь по всему району, по всей области окружающей Генисаретское озеро. Озеро расположено в северной части Палестины и являлось для многих людей устрашением. Господь пребывает со своими учениками в эту землю и Его буквально встречают бесноватые, криком лютым взывая: «по что пришел мучить нас?». Господь повелевает бесам выйти. И что мы видим? Бесы просят у Христа разрешения выйти в стадо свиное, которое находилось рядом, которое пасли слуги недалеко от того места, где был Иисус. Вот это первый камень преткновения. Для иудеев свинина — есть табу. Даже прикосновение к свинине является осквернением. А там паслось стадо практически в тысячу свиней! Как такое могло быть? Все прекрасно понимали, что это было нарушение закона, но деньги оказались дороже. Поэтому в таких благоприятных для выращивания свиней условиях, на вольном пастбище, как раз и находилось такое стадо. Повторюсь, это нарушение, очень жесткое, очень тяжелое нарушение закона было у иудеев. И Господь совершает два дела милосердия сразу. Удивительное дело милосердие! Первое. Он очищает бесноватого, Он изгоняет бесов. Он возвращает бесноватому разум, рассуждение, спокойствие, здоровье. А бесы, вошедшие в свиней, бросают тех с обрыва, и свиньи утопают. Т.е. Господь убирает источник греха. Слуги, побежавшие по селению, находившемуся рядом, рассказывают случившееся хозяевам и те, придя к Иисусу, казалось бы, что должны сделать? Господь, не наказывая их город никакими карами за тяжелый проступок, просто отнимает у них источник греха. И они просят Иисуса: «Уйди из наших пределов, уходи от нас». Тоже самое мы слышим и сейчас, когда многие люди свидетельствуют о том, что они являются атеистами. Но по факту реально неверующих в Бога людей практически нет. Есть те, кто не хотят знать Бога, кто гонит Бога из своей жизни. Почему? А потому, что они также как и жители этого поселения боятся, жутко боятся: вот придет Господь и отнимет у нас то, что нами лакомо. Мы в этом грехе как свиньи в грязи валялись. А вот Иисус придет и все отнимет. Нас не тронет, нас не накажет, но нашу сладость отнимет: прибыль отнимет, какие-то изыски житейские, приключения блудные, все, что угодно, возьмет и отнимет. А людям в этом хорошо! Они этим наслаждаются! Они понимают, что это грех, потому что даже в неверующем обществе было сознание всегда хорошего и плохого. Я думаю каждый из нас помнит прекрасно советские стихи «кроха сын пришел к отцу и спросила кроха...». Что такое хорошо, а что такое плохо в любом, даже неверующем обществе, всегда было четким постулатом. Но люди все равно предпочитают быть в грехе. Поэтому, когда мы говорим о просвещении неверующих людей рядом с нами, когда мы говорим о том, что надо атеистов просветить, убедить, что Господь есть, мы совершаем глупость. Убеждать можно действительно тех, кто не ведает Бога, а не тех, кто избегает Его! Кто страшась, прячется от Бога. Когда порой Господь Сам приходит к этим людям, они стараются со злобой Его вытеснить из своей жизни. Мы это встречаем сплошь и рядом вокруг нас: в среде коллег на работе, которые злобно могут и яростно воспринимать даже упоминания о постах, праздниках, молитвах и прочее. Это есть богоборчество. Не обязательно казнить христиан и сжигать их на кострах, как это было во времена римских императоров-богоборцев. Не обязательно запрещать христианство по всей стране, достаточно и того, чтобы люди гнали Христа из своего сердца, тогда и сердце будет мертвым.

Как же быть каждому верующему человеку в такой ситуации? Молиться, дорогие мои. Ведь мы знаем прекрасные слова, апостольские, повторенные многими и многими святыми: «То, что не под силу человеку, всегда под силу Богу». То есть немощь человеческая — сила Божия. Вот молитва — это то, что всегда с нами. Молитва о здоровье, о благоденствии себя, своих семей, близких, родных, знакомых, нашей страны, рода нашего, о том, чтобы Господь благословил нас или наших близких, знакомых в дорогу, в путешествие, о чем угодно. Молитва — она универсальна. Единственно, конечно, молитва должна быть искренней. Мы должны действительно желать от всего сердца того, что мы просим! Вот так, как порой мы просим у Бога здоровья или помощи, также мы должны просить и о том, чтобы Господь растопил лед сердец тех, кто является современным богоборцем. Если наша молитва будет настоящей, то и помощь Божия неизменно скажется на нас, на нашей стране, на нашем окружении. Если молитва будет умножаться, то и помощь эта придет скорее. Все зависит от нас, дорогие мои, от всех верующих людей. И молитва эта может звучать как в храме, так и дома, на работе, в транспорте, где угодно. Потому что нет ни преграды, ни условностей для молитв христианских. Нет условностей временных: можно молиться ночью, можно молиться днем - Господь всегда и везде принимает голос нашего сердца! Хотелось бы, чтобы голоса сердец верующих людей звучали ярче и горячее, потому что тогда мы действительно, может быть, сможем увидеть те перемены, о которых мы просим Господа.

Храни вас Господь!

Иерей Алексий Крикунов04.11.2020
Празднование Казанской иконе Божией Матери

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с великим Праздником в честь Казанской иконы Божией Матери - события, важного для нашего народа и нашего государства.

Некоторые исторические вехи особенно важно рассматривать и знать глубину их таинственных событий для того, чтобы иметь ясное представление своего личного предназначения в истории нашего народа. И нужно сказать, что история явления Казанской иконы Божией Матери начинается в 1579 году, когда она была обретена, а буквально через несколько десятилетий, уже известная чудотворная икона эта Казанской Божией Матери участвует в событиях, очень трагических в истории нашего народа, когда началась смута и поляки захватили Москву и разоряли все окрестные области возле Москвы, принуждая многих православных людей к инославной вере, к различным непотребствам и многих умерщвляли. И вот неожиданное событие происходит: кажется, ничего не предвозвещало и не могло воспрепятствовать полнейшей гибели России. Вдруг святейший Патриарх Ермоген, находившийся в заточении, дает благословение! Этот праведник, находясь в муках, дает благословение русскому ополчению выступить против иноземцев и восстать в защиту своей Отчизны. Другому праведнику в сонном видении (это архиепископу Суздальскому) открывается видение, что из-за того, что все ополчение наложило на себя строгий пост и усердно молилось о победе над врагами, русской земле даровано освобождение от этого ига и Москва будет освобождена. Вот эта история, очень памятное событие, мною кратко изложенная — она имеет некоторые свои исторический уроки, которые нам нужно было бы знать.

Вообще историю трудно постигать, потому что она имеет 3 уровня познания. Первый, самый простой уровень — это знание хронологической последовательности событий и умение их как-то анализировать. Второй, более высокий уровень знания истории — он открывается, когда анализируется связь с нравственным состоянием народа или человека, в связи с которым происходят те или иные события. И, наконец, самый высший уровень знания и понимания истории — это когда человек проникает в тайны духовных законов, которыми и управляется мир, созданный Богом. И здесь вдруг неожиданно открывается совершенно иная картина. Так, древний пророк однажды произнес некую удивительную фразу. Он говорит: «Во благословении правых возвысится град, усты же нечестивых раскопается». Таинственное изречение древнего пророка открывает тайну закона, по которым возвышаются и разрушаются целые государства, общества, возвышаются и умножаются племена и народы, или, например уничижаются, сокращаются и гибнут. В нашем представлении по известной логике государство создается и управляется силою, могуществом, тиранией, властью, богатством, красотою, изяществом искусств или науки. И вдруг древний пророк говорит, что «во благословении правых возвышается град»! Здесь указывается на то, что наличие праведников в том или ином народе уже благотворно сказывается на всем народе. И есть еще необычное добавление - «благословение правых». Святые не только правильными советами, направляют волю народа к созидательной жизни, но и благословением. То есть всяким добрым словом, добрым советом, направлением к действию. Этим управляется и приводится к благочинию жизнь общества и, несомненно, к благоденствию. Совет и доброе благословение — оно начинается с родительского и завершается священническим и Божьим благословением, которое посылается тем, кто испрашивает его. И, несомненно, среди благословения праведного никогда вы не услышите никакого дурного или неприличного слова, в отличии от нашего нынешнего времени, где, как страшная зараза, распространяются самые отвратительные мерзкие слова. И здесь нам открывается закономерность: так же происходит и разрушение многих, даже самых могущественных царств и цивилизаций, о чем этот же пророк говорит: «усты же нечестивого раскопаются».

Кажется, малозначительная вещь — слово. Но усты нечестивые разрушают всякую нравственность очень быстро. И поэтому мы должны знать, что ни землетрясением, ни наводнением, ни огнем и мечом, ни коварством и хитростью падают и разрушаются государства, а от нечестия и зловредного беззакония и распространения пороков в обществе. Вот вам один из законов важных, который раскрывает древний пророк. И в другом месте другой пророк говорит еще об одной истине, важной для нас. Он сказал так: «Правда возвышает язык, умаляют же племена греси». Это тоже несколько неясное, но очень верное слово, изъясняющее точный закон: правда, если она существует в народе, и она не просто произносится, но возвещается и утверждается как некий принцип и закон в народе, то этот народ может возвышаться, укрепляться и жить в благоденствии, в счастье и в достатке. Как только нарушаются законы правды, то всякое общество - народ, племя, государство приходит к завершению своего бытия и разрушается в конец. Здесь даже есть некое указание, что племена умаляются из-за грехов. Посмотрите, как ясно и четко определена причина демографии любого народа и его исчезновения лишь именно тогда когда увеличиваются в народе грехи, общество становится способным истреблять само себя. Несомненно что тут есть тоже некая особенность в понимании. Бог, Который определил законы правильной и праведной жизни, несомненно, промыслом Своим управляет весь мир. Мы видим в истории - многие величайшие цивилизации гибли и падали, потому что этот закон в действии всегда. Народ или общество само себя наказывает тем, что отходит от правды и начинает нарушать и приводить в бесчиние свою жизнь. И когда начинают распространяться пороки и преодолевают страсти, тогда народ сам себя фактически вводит в область бедствия, потому что такой закон установил Бог. Всякий, отступающий от правды, становится в область страдания и скорбей. И вот, в отличии от человека, всякого, в отдельности взятого, который может получит возмездие и награду в этой жизни или в иной, будущей жизни, государство есть собрание каких-то людей или общества в одно единое управляемое сообщество. Оно является земным организмом, и его особенностью является то, что нечестие людей в этом обществе получает возмездие еще в этой жизни - в этой временной, земной структуре управления, которая именуется государством, потому что оно не имеет возможности перейти в вечность. И поэтому по законам, согласно которым управляется жизнь в государстве людей, оно получает возмездие от пороков, наказания, от всяких бедствий именно в этой жизни. И в этом особенность: во всяком обществе, в котором происходит развитие добродетели, и где народ держится правды, утверждается истина несомненно, потому что истина и правда не могут жить в отдельности.

Для нас, живущих сегодня, должно быть понятно, что и нам всем предстоит особая забота - хранить себя и своих детей от этого нравственного растления и посылать молитву к Богу о спасении нашего народа, потому что многократно история показывала, что когда молился весь народ усердно о спасении, то всегда получал помощь.

Сегодня мы, празднуя это событие - память прославления иконы Божией Матери Казанской, имеем еще раз возможность подтвердить не только перед нашими предками, но и помочь нашим потомкам укрепиться в истине, что не оставлена Россия, и Покров Божий и доныне пребывает над ней.

Еще раз поздравляю с этим праздником, желаю вам помощи Божьей, мира и благоденствия!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »