Проповеди

shlenov21.01.2018
Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в этом году очень ранняя Пасха, поэтому сразу после праздника КрещенияГосподня, в это воскресение, предлагается нам первый образ, которым нас Церковь готовит к поприщу Великого поста, а именно образ Закхея.

Мы читаем в Воскресном Евангелии: «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Ею, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Ею с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздал вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 1-10).

Если люди вокруг считали, что Закхей грешный человек, значит Закхейбыл ненавидим всеми вокруг.Представьте себе сборщика податей — это тот, кто собирает деньги в пользу Римского государства, которое оккупировало Иудею тех времен. И вот, всеми правдами и неправдами, насилием и жестокостью, Закхей собирал эти деньги. Что же он встречал в ответ? Конечно же, только злость, ненависть, осуждение и отторжение этого человека от общества. Соответственно, озлоблялся и Закхей. Также он скапливал деньги, которые можно было утаить от римлян и, видимо, скопил себе немалое богатство.

И вдруг,слова Христа к нему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Настолько они пронзили Закхея, настолько это было для него непривычно! Любовь коснулась его сердца, впервые он услышал не насмешки и злословие, а услышал желание пообщаться с ним и разделить трапезу в его доме. Конечно, в этом сборщике подати заговорила совесть – совесть бывает так порой сильна в человеке, что может изменить всю его жизнь. Его же совесть пробудила только любовь. Никакие упреки, никакие злословия и иные слова не действовали на Закхея. Только простое слово, что Господь разделит с ним трапезу и нахождение в его доме и спокойная беседа со Христом, побудили его встать и сказать Христу: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздал вчетверо».

Конечно же, эта встреча изменила Закхея. Мы верим, что он перестал уже быть тем злым сборщиком, каким был.а целиком обратился ко Христу.

Мы видим из этой евангельской истории, как одно доброе слово меняет людей, закоренелых грешников, когда Христос обращался к ним с любовью. Да и нам нужно прислушиваться к своей совести, и нам нужно слушать ее голос, потому что это самое начало пути ко Христу.Не случайно Церковь предлагает нам первым, накануне Великого поста, именно это чтение.

Потому что без голоса нашей совести никогда мы не будем приходить ктому к чему нас церковь ведет – к покаянию.к изменению и перерождению себя.

Также эта притча и о том, как нам нужно относиться к своим ближним. Ведь мы порой думаем, что давлением и упреками мы сможем изменить тех, кто находится вокруг нас, кто зависит от нас.

Господь всегда действует по другому – Он всегда относится к человеку только слюбовью, понимая, что только любовь может пробудить сердце и совесть, и желание служить ближнему, тоже с любовью. Вот каков пеpвыйпpизывЦеpкви: мы должны иметь желание того настоящего, заложенного в самой глyбине нашей дyши -быть с Богом,котоpое в нас есть, — сознаем ли мы это или нет, и, если мы отвоpачиваемся и отвpащаемся отэтого нашего желания, то пpевpащаемся в человека без сердца и совести.
Аминь!

Проповеди

shlenov03.12.2017
Седмица 26-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали притчу Спасителя о том, как один человек собрал огромный урожай. Ему даже некуда было положить такой богатый урожай, и он сказал сам себе: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие. И соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк.12,18-19). Он думал тем самым, что покой и счастье обретет на многие годы.

Господь же отвечает ему на это: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же то, что ты заготовил?». Далее написано в Евангелии: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12, 21). Не в богатстве заключается суть нашей жизни, и Господь сказал всем нам: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут" (Мф. 6, 19-20).

Если мы посмотрим на эту притчус точки зрения христианской аскетики, с точки зрения необходимости борьбы со своими грехами, то увидим в этом богаче страсть стяжания. Ведь всё, что мы имеем, дано нам в долг. Всё принадлежит Господу Богу, а мы только приставники при добре Господнем.Развене знаете слова Господа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Время от времени, Господь ставит человека перед крушением всего, пока всё не сокрушит, пока не остановит нас и не напомнит нам о главном — о нашей бессмертной душе.

Много слов сказано, много книг написано, что пост и предназначен христианам для борьбы со своими грехами, для приобретения сокровищ своей души.

Так, если в Великий пост мы стараемся обратить свою душу к покаянию, то когда наступают другие посты, мы все свое внимание направляем на внешнее: мы становимся внимательными в магазине, рассматривая этикетки, как бы не купить что с яйцом, с молоком. Но смотрим ли мы также внимательно на себя, на то, что у нас в душе? В душе же у каждого так много злобы, нетерпения, непрощения, зависти, обиды, да много чего!

И вот, вновь и вновь приходится напоминать, что настал рождественский пост, и что это время для борьбысо страстями, которые во множестве находятся в душе человеческой. Я понимаю, что человек слаб и немощен, но давайте рождественским постом постараемся все свое внимание обратить на свою душу. Чего больше всего желает наша душа? Боремся ли мы с грехами своими, обращаем ли внимание на страсти, которые есть у нас в душе, пытаемся ли избавиться от них?

Какой плод нашего поста? Ведь для этого надо изжить постом из души своей ту страсть, ту зависимость, которая занимает нашу душу, наше сердце и дать Богу возможность помочь нам в этом, несмотря на слабость нашу.

Всем вам желаю твердого устремления на решительное отсечение своей, той или иной, страсти. Несомненно, что Господь поможет нам, укрепит нас и так, от ступеньки к ступеньке будем мы восходить в борьбе со страстями своими и в стяжании добродетелей.
Аминь!

Проповеди

shlenov22.10.2017
Неделя 20-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в Священном Писании много, так называемых прообразов или пророчеств, которые предзнаменовали собой Воплощение Господа Иисуса Христа и все события Его жизни на земле. Христос часто раскрывает свое учение посредством сравнения с ветхозаветными образами.

Так Моисейвознес на древе медного змея для того, чтобы каждый ужаленный змеей еврей обращал свой взор к этому древу с верой, что Иегова его исцелит. Также Христос будет вознесен сначала на Крест, а потом на Небо.

Образ Ионы, сидящего во чреве кита, был приведен для знамения трехдневного пребывания Христа во аде. Господь посылал манну небесную еврейскому народу, когда тот шел по пустыне из египетского плена в землю обетованную, и святые отцы толкуют эту самую манну, как прообраз Евхаристии. Как манна дала людям жизнь в пустыне, так сейчас Евхаристия дает возможность духовно жить в окружающем нас мире.

В сегодняшнем Евангелии, которое было прочитано на Литургии, есть тоже прообраз события, явленного Христом – это событие - воскрешение сына наинской вдовы. Когда Господь увидел процессию из города,то Он смилостивился над вдовою, у которой был один единственный сын. Он сказал: «Юноша, тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить» (Лк.7, 14-15).Это событие - прообраз будущего события Воскресения Христова, подобно как воскрес единственный сын у матери, так воскресает Единородный Сын Божий. Можно сказать, что это и ещё прообраз нашего с вами воскресения, безкоторого трудно нам с вами представить вечную жизнь, которая нам всем предстоит.

Апостол Павел сказал однажды коринфянам: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14).

Тогда наша вера во Христа не простирается дальше земной жизни, а эта мысль невыносима для Апостола и для нас.Апостол Павел в Послании к тем же коринфянам перечисляет явления Христа после воскресения.Иисус являлся не только двенадцати апостолам, но множеству других учеников. О своем обращении ко Христу апостол Павел так говорит: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати моей, ибо сила моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда я силён» (2Кор.12, 7-10). Сам Павел при этом переменился абсолютно внутренне – из страстного гонителя, он стал проповедником Христа и, наверное более,чем кто-то другой, сделал, чтобы христианство распространилось по этому миру. Вот как вера в Воскресение Христово влияет на человека, вот как знания об этом событии меняют жизнь.

Мы в нашей обыденности не сталкивались с тем, чтобы кто-то воскрес и вот здесь нужна вера. Вера в Воскресение Христа и вера в то, что мы воскреснем.

Ведь мы произносим каждый день нашими устами: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», а значит, ожидая воскресения мертвых, мы верим в личное бессмертие.Тот самый разрыв души и тела, который происходит после нашей смерти, это ненормально и это временное явление.

Погребение православного человека очень похоже на погребение Плащаницы Христа, которое совершается накануне Великой Субботы.Структура отпевания и чин погребения плащаницы одна и та же, и мы можем сказать, что каждый человек, разлучившись со своим телом, входит в тот самый покой Великой Субботы, когда душа Христа и Его тело разъединились. Он был в этом покое немного в нашем мирском понимании, три дня и нам подобает испытать этот покой. Есть такие, кто испытывают его даже тысячелетия, но мы знаем, что у Господа тысяча дней, как день вчерашний, и нет в Его Царстве времени.Нам надо в это верить, так как мы верим в Воскресение Христово. В нашем сердце должна быть уверенность в нашем с вами личном воскресении и в вечной жизнисоХристом, и эта вечная жизнь закладывается на этой самой земле.
Аминь!

Проповеди

shlenov29.10.2017
Неделя 21-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня, на Божественной литургии, читая святое Евангелие, мы слышали притчу Спасителя о сеятеле: «…вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк.8, 5-8).

Смысл этой притчи сам Господь рассказал своим ученикам: «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк.8, 5-15).

Кто такой сеятель? Сеятель – тот, кто проповедует слово Божие.Земля – это сердце человека. То семя, которое падает при дороге или в тернии, или на камень - это те люди, которые слышат слово Божье, но по разным причинам оно проходит мимо их сердца.

Ведь действительно, если мы посмотрим на нашужизнь, то сейчас о слове Божием слышали все, но заботы нашего века, каждодневная суета, не дают людям вздохнуть и подумать о вечном. Есть и такие люди, это терние, которые никогда не воспримут всерьез глубину нашей веры, кажется и окружение у этих людей – люди верующие, и являются им знамения и чудеса, но нет, человек остается равнодушным ко Христу.

К каменистому месту можно отнести людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на слово Божие, отпадают от веры. Такие люди загораются всем сердцем от слова Божьего, но их воцерковлениебывает недолговечным и вновь они уходятв суету житейскую, и почти не заглядывают в храм Божий.

Но больше всего внимания мне хотелось бы обратить на тех людей, которые действительно слышат слово Божье и, по слову Спасителя, это семя падает на добрую почву их сердца и приносит плод. И это самое слово – плод, наводит нас на мысль о другой притче, в которой Христос тоже говорит о семени: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12,23-25).

Вот оказывается в чем дело, вот оказывается, какой плод мы можем принести, только при одном условии – если мы умрем для самих себя и будем жить для ближних.

В каком-то смысле слова Спасителя, обращенные к ученикам, буквально неисполнимы. Скажите, разве может человек исполнить заповедь Христа: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5, 48). Конечно же, нет.

Господь указываетвсегда нампуть, по которому мы должны пройти, и вот, в этом слове о семени, которое должно умереть, чтобы жили другие, тоже обозначен наш путь. Выполним ли он для нас? Мы не можем полностью отвергнуть нашу жизнь и жить для людей, которые нас окружают, но мы можем это сделать в рамках самых близких для нас людей, в рамках нашей семьи.

Сколько семей распадается и как печальна статистика по этому поводу, а почему – да ведь каждый хочет жить только для себя, чтобы исполнялись его желания, его прихоти, и его хотения, но на желания другой стороны почти никто не обращает внимания. И, естественным образом, союз двух полюбивших друг друга людей, разрушается. Есть в семье люди, которые стараются жить не для себя, я не говорю, что они умирают для других, но они прислушиваются к другому человеку, стараются понять его желания, его стремления, и тогда эта семья будет крепкой.

Конечно, нам порой кажется, что мы умнее, больше знаем и будет лучше, если все будет делаться по-нашему. Хочу привести вам один пример: я знал одну женщину, муж которой не разрешал ей приходить в храм.и она его действительно слушалась, хотя сердце ее рвалось на богослужение, на Евхаристию, чтобы принятьТела и Крови Христовой, но нет, муж был против. Так вот,«умирая» для самой себя, она оставалась жить со Христом, и итог этого тот, что все ее дети выросли глубоко верующими и богобоязненными людьми. Казалось, здесь можно было не послушаться, но она делала так, как удобно было мужу, и ходила на неинтересные ей кино и концерты для того, чтобы семья была крепче, чтобы отдать саму себя, а не взять что-то взамен. И Господь всегда помогает таким людям и ведет их по жизни, и мы должны это понимать, что если человек попробует хоть в чем- то умереть для самого себя, тогда велик будет его плод.
Аминь!

Проповеди

shlenov01.10.2017
Седмица 17-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня, на Божественной литургии читалось Евангелие о том, как Господь исцелил дочь хананеянки. Между евреями и хананеями была давняя вражда.Дело в том, что хананеив свое время жили на той земле, на которой Господь повелел поселиться своему избранному народу.

Хананеи были достаточно нечестивы, так как являлись язычниками, и было даже повеление от Господа истребить этот народ. В любом случае, между евреями и хананеями были столкновения, войны. Евреи избегали общаться с остаткамиэтого народа. Также иудеям запрещались любые деловые связи с хананеянами, в том числе никакой торговли с ними.

И вот у хананейской женщины заболела дочь. Мы не знаем, что это была за болезнь, но в Евангелии женщина говорит: «помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15, 22). Значит женщина слышала об Учителе, Который всем помогает, Который всех исцеляет и стоит к Нему обратиться,потому, что Он всех слышит и Он есть любовь.

Христос был с учениками, также его окружал народ, и Он не отвечал на ее слова.

Это было так не похоже на Него, что ученики обратились к Нему со словами: «…отпусти ее, потому что кричит за нами…» (Мф.15, 23).На что Господь ответил довольно строго: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15, 24).

Его слова как бы подчеркивали то отношение, которое существовало между иудеями и хананеями. Но женщина не отступала, она так хотела исцеления своей дочери и просила: «Господи! помоги мне». В ответ услышала: «…нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15, 26). Это означало, что та благодать, которая изливается на избранный народ, не должна распространяться на кого-либо другого.

И вот здесь эта хананеяка обращается ко Христу с такими смиренными словами: «Так Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Тогда говорит Господь: «о женщина! велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф.15, 28).

Братья и сестры, вся наша жизнь - это диалог с Господом Иисусом Христом. Господь разговаривает с нами обстоятельствами нашей жизни, то есть своим Промыслом благим о нас, которым Он ведеткаждого человека пожизни, и не всегда Его обстоятельства благостные и принимаются нами. Подумайте, каково было женщине хананеянке, которая преодолела много трудностей, которая со слезами обращалась к Господу, услышать такие жестокие слова: «… нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Ведь Он собакам уподобил весь народ хананеев.

В нашей жизни также все бывает не просто, и в нашей жизни Господь обращается к нам порой достаточно жестко - и болезнями, и скорбями, и разными скорбными обстоятельствами - тогда, когда нам казалось, что все хорошо складывается. Очень много бед и трагедий в нашей жизни. Невозможно найти человека, который бы не пережил какую-то великую беду, идя по жизненному пути.

Здесь очень важно понять, как ответить нам на посещение нас Господом, когда мы начинаем болеть, терять, страдать. Эта жена хананеяка для нас - яркий пример отношения ко всему в земной жизни. Мы должны понять, что ни отчаяние, ни уныние, ни обиды будут правильным ответом на все наши обстоятельства, а терпеливое упование на Господа. Вот представьте себе, если бы эта женщина обиделась на слова Иисуса, или она поняла бы, что все двери закрыты для нее, либо как-то иначе грубо ответила Ему, то что произошло бы? Ее дочь не исцелилась бы, но со смирением припадая к Господу и отвечая Ему разумно и благочестиво, она наконец достигла своей цели. Так же и мы можем в ответ на посещение нас Господом - порой трудных обстоятельств, ответить так же, как она, продолжая молиться, продолжая спрашивать, продолжая общаться с Господом, и, понимая, что эти посещения только на благо нам и это дорога в Царствие Божие, где мы будем со своим Спасителем. То, что жестокие слова адресуются нам при посещении Божьем, так это возможно оттого, что другим способом невозможнодостучаться до нас, помочь нам.

Наши желания и устремления часто бывают греховные, часто идут во вред нам и окружающим нас, поэтому нам может казаться, что Господь строг, но нет, Он благ, Он любовь и посещает нас только для нашего спасения.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »