Проповеди

shlenov26.03.2017
Неделя 4-я Великого поста
Прп. Иоанна Лествичника.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня наша Церковь празднует память преподобного и богоносного отца Иоанна Лествичника, который, движимый Духом Святым, написал великую книгу на все времена – «Лествицу». Преподобный объяснял название своей книги так: «Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». «Лествица» говорит нам о пути восхождения человека от земли на Небо, о восхождении, которое должно привести нас в Царствие Небесное, и конечно, эта книга целиком о покаянии и плаче, в результате которых человек меняется, в нем обновляется духовная жизнь, он духовно преображается. Многие из вас слышали слова, которые написал преподобный Иоанн Лествичник: «Бог не осудит нас за то, что мы не богословствовали и не творили чудес, но Он строго спросит нас за то, что мы не плакали о своих грехах». В этой книге преподобный Иоанн описывает одну обитель, в которую приходили для покаяния иноки других монастырей, так или иначе согрешивших на своих местах. Они шли добровольно в эту особую обитель, которая название носила Темницы, потому что столь скорбно было это место. И вот преподобный Иоанн направился туда и месяц наблюдал за тем,что там происходит. Вот как он описывает то, что увидел: «Итак, пришедши в сию обитель кающихся, в сию, поистине, страну плачущих, увидел я то, чего поистине, если не дерзко так сказать, око нерадивого человека не видело, и ухо унылого не слышало, что и на сердце ленивого не всходило, т. е. такие дела и слова, которые сильны убедить Бога; такие упражнения и подвиги, которые скоро преклоняют Его человеколюбие. Кто-то стоял на открытом воздухе не двигаясь, кто-то рыдал, другие стояли на молитве со связанными руками, сидели на земле во вретище. Видел я, что одни …всю ночь, до самого утра, стояли на открытом воздухе, не передвигая ног, и жалким образом колебались, одолеваемые сном по нужде естества, другие взирали на небо. Много подвигов несли те люди, отказываясь и от пищи, и от пития, и просили они Господа о том, чтобы Он дал им какую то болезнь, просили буквально беснования для того, чтобы спаслась их душа, просили проказы, быть унижаемыми перед людьми». И после пребывания в этой обители преподобный Иоанн Лествичник восклицает: «Я же, видя и слыша у них все это, едва не пришел в отчаяние, зная свое нерадение и сравнивая оное с их злостраданием». Где же в такой обстановке другие грехи, где осуждение, где гнев, где желание каких то телесных благ - ничего этого не было. Одеты эти люди были в истлевшую одежду, которая источала зловоние, вокруг них бились стаи разных насекомых. Когда они чувствовали приближение смерти, то просили игумена чтобы не погребать их, как обыкновенных людей, а чтобы они были выброшены диким зверям на съедение, и чтобы не совершалось над ними никакого псалмопения.

Братья и сестры, наверное, странно слушать для нас настоящее покаяние людей, когда грех жжет их душу так, что ничего более важного в жизни нет, лишь бы Господь простил их.

Они уже говорили даже, что не надо им Царствия Небесного, но лишь бы им не наследовать вечные мучения за их грехи. Это ли не настоящее покаяние? Это ли не то, что каждый человек должен пережить однажды в жизни? И давайте сравним его с тем, как каемся мы.

Да, у нас есть исповедь, мы регулярно исповедуемся. Но эта исповедь заключается в том, чтобы перечислить те грехи, те немощи, которые у нас существуют. Перечислить и, со спокойной совестью, перейти от аналоя к ожиданию Причащения Святых Христовых Таинств.

Или другой вариант – исповедь превращается просто в беседу, когда мы решаем те или иные вопросы семейной жизни, как воспитывать детей, или вопросы наследства, как будто, священник знает буквально все и правильно должен во всем ориентироваться, и отвечать. Единственное, что тревожит нашу душу, это то, что священник что то услышит о нас нелицеприятное. Но братья и сестры, мы ведь исповедуемся Богу и священник, хотя и читает разрешительную молитву – прощаю и разрешаю, – но он так говорит, как человек, а настоящее прощение грехов возможно только от Бога. Да, нам стыдно перед священником, но было бы гораздо правильнее, если бы мы стыдились перед Богом.Если бы исповедь проходила так, что не было бы священника перед нами, то наше сердце даже и не взволновалось бы от того, что мы должны открыться Господу. А вот сердце этих людей, про которых пишет преподобный Иоанн, буквально разрывалось именно пред Богом, им не нужен был людской суд и человеческое мнение. Нет, им важно было прощение от Бога их согрешений, проступков, страстей и всеми силами они пытались умилостивить Бога и угодить Ему.Но ни в коем случае не делать этого перед людьми.

Так что, покаяние наше должно быть несколько иным, чем проходит сейчас. Иное покаяние и описал преподобный Иоанн Лествичник.

И дай нам Бог, хоть немного, приблизиться к истинному покаянию, которое действительно может нас изменить и нашу душу вывернуть наизнанку.

Господь ведь хочет только одного, чтобы мы были в общении с Ним. Для этого нам нужно только покаяться перед Господом, покаяться так, чтобы это было глубокое раскаяние, а не тот формализм, который порой происходит на исповеди. Ведь исповедь и таинство покаяния – это тайна, которая совершается между человеческим сердцем, человеческой душой и Богом, а священник только свидетель, который может засвидетельствовать то, что грех сказан. Священник не может проникнуть глубоко в душу человека, не может увидеть, что на сердце у кающегося, и поэтому не он прощает грехи человеку, но только Бог.

Будем помнить об этом братья и сестры, будем помнить о том, что путь ко спасению нам открыт и он указан в Евангелии, в святоотеческих трудах. И не нужно думать, что священник решит все ваши проблемы и ответит на все ваши вопросы. Все ответы мы можем найти в Евангелии, где Христос нам говорит, какими людьми мы должны быть, но многие уточнения в жизнь внесли и святые отцы, чтобы направить нас на правильную дорогу.

Поэтому будем ориентироваться на это. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил еще в XIX веке о том, что нет настоящих духоносных наставников. Может, мы ищем, и стараемся найти какого-то святого человека, который рассказал бы нам, как спастись, но их сейчас, к сожалению, почти не осталось. Именно поэтому святитель призывал всех к чтению Священного Писания и к чтению творений святых отцов. Пусть они нам будут путеводителями, пусть наше сердце отдастся им, и, несомненно, они приведут нас в Царствие Небесное.
Аминь!

Проповеди

shlenov19.03.2017
Неделя 3-я Великого поста
Крестопоклонная

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, как всегда на Крестопоклонной неделе, во время Великого поста, на Всенощном бдении выносится Животворящий Крест на середину храма. И каждый из нас взирает на этот Крест со своим чувством благоговения, благодарности, трепета и страха, реже с радостью. Давайте братья и сестры вспомним, за что же распяли Господа Иисуса Христа. В Евангелии мы узнаем, что ведь Он ничего не требовал для Себя, даже не имел своего дома, учил искренности во всем, добрым делам, исцелял болящих, даже воскрешал мертвых, не призывал к свержению власти. Казалось бы, за что же распинать такого Учителя?

Имели злость и зависть к Нему книжники, саддукеи и фарисеи. Они хотели владеть умами простых людей, внешне представляя себя вождями непогрешимыми. Злоба фарисейская росла с каждым днем и была настолько сильна, что когда произошло воскрешение Господом друга Своего Лазаря, они положили убить и Лазаря, чтобы никто не следовал за Христом.

И получается, что Иисуса Христа распяли не за что-то конкретное, нет, а за то, что Он явил свет. Христос говорит об этом в беседе с фарисеем Никодимом, одним из начальников иудейских: «…свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет…Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин.3, 19-21).

И действительно, в свете учения Христа, Его жизни, Его любви к грешникам и болящим, становилось понятно, что люди живут не так, как заповедует Господь. Хотя, казалось бы, все нормально, все в рамках закона, но уже образ фарисея в Евангелии, который пришел помолиться одновременно с мытарем, многое нам объясняет. Фарисей – это слово стало именем нарицательным, как обозначение любого человека, заботящегося о мелочах, о второстепенном, о буквальном выполнении каких-то правил.

Фарисей - человек гордый и в своей гордыне абсолютно не замечающий своего греха, своего истинного положения. Но вот в свете учения Христа становится понятно, когда люди живут не в правде, понятно, что многое нужно менять в жизни, но как этого не хочется делать. Самое тяжелое для человека – это узнать о своем истинном положении, а не о том, которое он о себе представляет.

Тогда применяется защитный психологический прием: когда мы не хотим меняться, мы во всех наших бедах обвиняем другого человека. Вот так же получилось и тогда, в Иудее, две тысячи лет назад, когда книжники, фарисеи не захотели меняться, не захотели признать, что живут не по Божьим законам. Тогда, вместо того что бы покаяться, распяли Самого Господа Иисуса Христа.

Часто это происходит потому, братья и сестры, что грех маскируется под добродетели и человек сам порой не может понять себя, как тот же фарисей: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18, 11-12). И, дело в том, что фарисею Бог и не нужен, он уже совершенен в своих представлениях. Вот такая маскировка греха гордости, она и поныне существует, и сколько мы изобрели даже слов для того, чтобы оправдать свои грехи.

Осуждение - это у нас рассуждение, добро у нас - должно быть с кулаками, ложь у нас - во спасение, гнев у нас - праведный всегда, ну и так далее. И почти все свои грехи мы можем оправдать. Пожалуй, только убийство не нашли в чем оправдать, а так, любой грех мы можем сами себе простить. Конечно, мы не оправдываем чужие грехи, здесь мы строги, почти, как первые христиане, и готовы на долгие годы отлучить наших ближних от причастия, за то, что они сделали что то ужасное, при том, что самих себя мы склонны всегда оправдывать.

И всегда мы склоняемся к тому, что мы добрые люди, мы хорошие люди, мы не делаем ничего абсолютно плохого.

Когда же выносится Крест и мы взираем на Него, то хорошо бы, чтобы светом этого Креста Христова была освещена наша душа, и мы увидели бы всю ту же ложь внутри себя, всю ту неправду, которая гнездится под маской добродетели в нашем сердце, и поклоняясь Кресту, старались изменить самих себя, переменить взгляд на себя, покаяться, чтобы с чистым сердцем продолжить дальше поприще поста. Это возможно лишь при принятии света Христова внутрь себя, при действии благодати Святого Духа внутри нас, когда будут освещены закоулки нашей души. Ведь где свет, там нет тьмы, и мы можем увидеть то, что находится внутри нас, и честно, и нелицемерно покаяться и постараться измениться в свете заповедей Иисуса Христа.

Нас с вами Бог призывает своего ближнего не учить, а любить. Надо стараться жизнь свою устроить так, чтобы мерилом нашего внутреннего состояния стал Крест Христов. Сила Креста Христова, Который находится сейчас посреди храма не в том, чтобы изменить то, что вне нас. Сила Креста в том, чтобы мы изменились внутри, и в этом главная Его победа в этом мире.
Аминь!

Проповеди

shlenov05.02.2017
Предуготовительный период Великого поста.
Воскресная проповедь в неделю о мытаре и фарисее.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня святая Церковь начинает готовить нас к Великому посту и на Божественной литургии мы слышали притчу Спасителя о мытаре и фарисее. Эта притча нам всем давно известна, но все же я повторю ее. Пришли в храм помолиться два человека – мытарь и фарисей. Фарисей, стоя, говорил Господу: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18,11-12). И вдали от него стоял мытарь, сборщик подати, в жизни которого было очень много неправды, и, не смея поднять глаза на небо, он бил себя в грудь со словами: «Боже! Будь милостив ко мне грешному!» (Лк.18, 13).

Далее говорится о том, что этот мытарь «пошел оправданным в дом свой более», чем фарисей. Эта притча читается уже около 2000 лет на Литургии в наших храмах и, каждый раз, священник на эту притчу произносит проповедь.Представим, сколько храмов на нашей планете и сколько проповедей уже накопилось за эти два тысячелетия и, тем не менее, святой Церкви есть о чем сказать нам накануне Великого поста.

Отцы и Церковь напоминают каждый раз правду о том, что лицемерие есть в глубине каждого человека. Именно поэтому эта евангельская притча бесконечно повторяется в Церкви для верующих. Что мы можем сегодня понять из этой простой, на первый взгляд, истории? Господь в конце притчи так говорит о мытаре и фарисее: «…сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18, 14).

Фарисей осужден Господом. В Великом каноне преподобного Андрея Критского в среду первой седмицы поста в девятой песне мы слышим: «Мытарь спасся…, а выхваляющийся фарисей подвергся осуждению; ибо «будь милостив» взывал первый,… а последний кичился, возглашая: «Боже, благодарю Тебя» и последующие речи безумия». Казалось бы, благодарность не может быть грехом, но внутри фарисея жила гордыня, для которой невозможно покаяние. Фарисейство это болезнь, опасная тем, что протекает скрытно от самого человека. Признаки фарисейства в нас – это уничижение других и оправдание себя, восхваление себя по сравнению с другими. Церковь постоянно предостерегает нас от фарисейства, от превозношения себя перед всеми людьми. И приводится нам в пример смирение и покаяние мытаря, не находящего в себе ничего доброго. Такова падшая человеческая природа, что внешне представляемся себе и другим мытарями, и, бия себя в грудь, внутренне часто остаемся фарисеями.

Вся наша духовная жизнь сводится к молитве мытаря: «Боже!Будь милостив ко мне грешному!». И часто мы устами произносим эти слова, а в глубине нашего сердца мы превозносимся в чем-то пред другими, и этого в себе не замечаем. Так возникает разлад между нашей внутренней жизнью и нашим показыванием себя пред людьми. Другими словами, это самая настоящая ложь внутри нас, когда мы внутренне не изжили свою гордыню, но внешне принимаем смиренный вид. Ложь в нас, когда мы лишь устами произносим мытареву молитву, но стоит только нас затронуть, покритиковать, пошутить над нами, в чем то укорить, указать на какую-то ошибку и мы сразу взрываемся, не можем оставаться спокойными, начинаем говорить такие слова, которые даже евангельскому фарисею не пришли на ум.

Если у нас что-то не получается, братья и сестры, если мы еще немощны, то дай Бог нам пройти поприще предстоящего поста правильно, потому что пост совершенно не в пище, пост совершенно не в телесном воздержании, пост в том, чтобы нам возвратиться к любящему Небесному Отцу, в Его Царство. К Отцу, Который примет нас всегда с объятиями, как принял Он блудного сына, Который всегда все простит, как простил мытарю, Который введет нас в Царствие Небесное, как ввел разбойника, который творил беззаконие всю свою жизнь.

Поэтому Церковь, зная, что так трудно изжить в себе фарисея, показывает эту ложь в человеке. Великий пост и существует для того, чтобы мы, наконец, осознали правду о себе, осознали смертельную болезнь фарисейства в нашей душе и сердце. И чтобы слова мытаревой молитвы стали нашими искренними словами, исходящими от осознания собственной греховности. Единственный критерий, что мы будем услышаны Богом и прощены, это то, что наши слова будут искренними. Начнем же подготовку к Великому посту с духовного труда, который нам сегодня предлагает Церковь, чтобы молитва мытаря звучала в наших сердцах из глубины нашего раскаяния и видения своего истинного, греховного положения.
Аминь!

Проповеди

shlenov26.02.2017
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.
Прощенное воскресение.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня, в преддверии Великого поста на Литургии читалось Евангелие, в котором Господь говорит о посте и о его сути. Суть поста - в прощении, в избегании лицемерия, в приобретении чистоты сердца. Вот Его первое обращение к нам:«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

Сегодняшнее воскресение называется прощенным и на вечернем богослужении в нашем храме будет совершен чин прощения. Для нас важно, чтобы на этой службы мы постарались искренне простить кого-то до конца. Можно даже сказать, что если мы не примиримся с ближними нашими перед постом,тои прохождение Великого поста может не принести нам пользу.

Но понятие прощения тоже требует толкования. Вроде бы простое слово, вроде бы мы понимаем, о чем идет речь, но когда начинаем задумываться, когда стараемся постичь самую суть прощения, то здесь возникают большие трудности. В жизни каждого из нас были такие периоды, когда не хотелось общаться, говорить с ближними своими. Когда изменяет муж, когда совершается физическое насилие над нами, когда предает друг, то мы думаем: «Разве возможна в таких обстоятельствах какая-то дальнейшая жизнь, как тут простить?».А если вспомнить слова Господа Иисуса Христа о том, сколько можно прощать: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18, 22), то жизнь должна превратиться просто в кошмар.

Нет, наша вера христианская совсем не в том, чтобы безропотно терпеть предательство или побои. Конечно, жизнь такую нужно менять. Но христианская вера в том, чтобы в нашем сердце не оставалось зла против тех, кто грешит против нас, чтобы мы всегда видели лучшую сторону обижающего нас человека, потому что в каждом из нас есть образ Божий.

Если,согрешившие против нас люди, обращаются к нам за помощью, то, что бы не было в прошлом между нами, мы должны им помощь оказать, и не потому, что какой-то долг есть перед человеком, а потому что сердце наше должно быть наполнено божественной любовью. Божественная любовь не смотрит - злой человек или добрый, но всем посылает благо.

Второй призыв, который мы слышали сегодня в Евангелии: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» (Мф. 6, 16), учит нас отказаться от такого нашего внутреннего состояния, как лицемерие.

Действительно, так часто в нашей церковной среде встречается грех лицемерия. Когда наступает пост, даже вопреки словам Христа, мы напускаем на себя мрачные лицаи хотим выглядеть постящимися перед людьми. Мы не вкушаем определенного рода пищу, но при этом «поедаем» ближних. Мы ходим на богослужения, и даже причащаемся, но совсем не боремся с теми грехами, которые находятся в глубине нашего сердца. В древней Церкви была общая исповедь. Что это означало? Если человек тайно согрешал, то он приходил в общину и перед всеми людьми, во всеуслышание, объявлял о том, что он сделал. Допустим, человек говорит: «Я отрекся от Христа, я не стерпел и принес жертву идолу». И тогда вся община выносила какое-то свое решение об этом человеке. Иногда оставляли его в своем собрании или удаляли в число кающихся, или он совсем отлучался от общения. И в этом была правда, здесь не было никакой лжи, здесь не было никакого лицемерия. Мы же стараемся выглядеть перед нашими ближними хорошими, пригожими и приглаженными. Внутри же,при этом, мы совсем не такие.

Как часто мы страдаем от того, что о нас говорят люди! Задумываемся ли мы о том, что мы говорим о людях? А не проще ли было в простоте сердца быть внутренне едиными?Это значит, говорить то, что думаешь, а думать стараться обо всех хорошо. Чтобы нас не трогало то, что происходит вне нас, нас не касается. Чтобы нас трогала только борьба с нашими внутренними грехами и стяжание благодати Духа Святого. Когда не будет лжи внутри нас, то и не будет лицемерия, потому что ложь и лицемерие - это практически, одно и тоже. Вот тогда это будет искреннее прохождение поста, в борьбе с нашими грехами, а не чужими.

Все это нужно для того, чтобы исполнить третий призыв Христа, который прозвучал в сегодняшнем Евангелии:«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф.6, 19). Другими словами, Христос говорит, что если наше сердце будет чисто, если мы будем стремиться стяжать благодать Духа Святого, тогда главным в нашей жизни будет достижение Царствия Небесного. Так надо жить, чтобы все земное, второстепенное и преходящее не отвлекло нас от вечного.Только Бог непреложно вечен и в эту благую вечность Он зовет и нас!
Аминь!

Проповеди

shlenov19.02.2017
Предуготовительный период Великого поста.
Неделя о Страшном суде
Протоиерей Олег Шленов.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали притчу Спасителя о Страшном суде,о том, что во время Его Второго Пришествия Он разделит людей на тех, кто творил добро и на тех, кто творил зло.

Все те, кто накормили голодного, одели нагого, напоили жаждущего, посетили болящего или заключенного в темнице,те встанут по правую руку от Господа и пойдут в Царствие Небесное. Все те, кто не делал всего этого в своей жизни, пойдут в муку вечную, как говорится, уготованную диаволу и ангелам его. Казалось бы, вот по какому критерию нас будут судить. Но можно также вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, который говорил, что цель христианской жизни это стяжание Духа Святого. И, казалось бы, Евангелие нам об одном говорит, в то же время, святые отцы, прошедшие опытный путь в духовной жизни, говорят другое и нет ли здесь какого-то противоречия.

Братья и сестры, противоречия совершенно нет, потому что если кому-то удастся сделать свое сердце жилищем самого Бога, тогда приходит в его сердце любовь. Потому что Бог есть Любовь и те добрые дела, о которых мы сегодня слушали в притче, они делаются человеком уже естественно, даже без усилий с его стороны, потому что любовь не может замыкаться только на самой себе. Она всегда должна изливаться на других, на тех, кто рядом, на тех, кто нуждается в чем то, и поэтому человек, стяжавший благодать Святого Духа,будет исполнен и доброделания.Такого доброделания, которое сделает его наследником Царствия Небесного.

И Церковь, нашим Господом Иисусом Христом.задумывалась именно, как собрание верных, собрание тех, в чьем сердце живет Бог, а значит и любовь.Собрание тех, кто любит друг друга и кто творит добро. И если мы посмотрим на Церковь древнюю, то действительно, там было так. Язычники говорили про первохристиан: «Посмотрите, как они любят друг друга». Христиане оказывали помощь не только друг другу в своей общине, но и язычникам даже. Когда случалась эпидемия,то христиане помогали болящим, убирали умерших с улиц, и вообще, если у кого-то была какая–то нужда, они первыми шли на помощь.

Но почему же с нами не так, что же с нами произошло, когда любое доброе дело, которое, казалось бы, нам нужно сделать, требует от нас невероятных усилий. Вроде бы у нас есть заповедь о милосердии. Конечно же, мы можем сотворить добро, мы можем подать нищему, мы можем сходить к больному, но так, чтобы взять на себя ответственность за этого человека, впустить его в свою жизнь, излить на него свою любовь – этого в нас нет. Такое, к сожалению, встречается все реже и реже и наверное это происходит потому, что мы, верующие люди, стараемся только формально соблюдать то, что нам заповедано Господом, не обращая внимания на суть.

Это, прежде всего, касается нашей веры. И, конечно же, здесь, надо, что то менять. Но что мы можем поменять? Зададимся этим вопросом. Окружающий мир вряд ли мы сможем поменять. Да и было бы наверно странно, если бы мир менялся под влиянием того или другого человека.

Мы имеем самую большую иллюзию, что мы можем изменить нашего ближнего, и порой начинаем читать различные поучения тому, кто рядом с нами, стараясь его сделать другим, в том числе, привести в храм, но от наших нравоучений случается так, что человек бежит от нас, лишь бы только не слышать наших слов, лишь бы только пожить спокойно.Часто, наше желание изменить ближнего, становится причиной только конфликта с нашими ближними, и почти никогда не меняет того, кого мы хотим перевоспитать.

И вот, остаемся только мы сами для изменения, изменения нашего внутреннего сердца и души, которые мы действительно можем изменить. Давайте посмотрим на то, как мы живем. Ведь если кто то нас обидит, мы отвечаем в ответ. Если кто то нам злословит, мы обижаемся, если кто-то нас толкнул, мы стараемся сделать тоже самое. Ведь фактически получается, что мы с вами живем еще по Ветхому Завету – «око за око и зуб за зуб». Давайте постараемся начать с малого – не делать так. Надо стараться не отвечать на зло, которое изливается на нас, может, не нарочно, и ответить добром. Давайте не будем сразу реагировать бурно, когда нас злословят или обижают. Давайте не делать замечания, когда нам что-то кажется неправильным.Давайте стараться изменять себя, свой внутренний мир, свое собственное сердце, и творить те дела, о которых мы услышали сегодня.

Может так, по чуть–чуть, потихоньку, наше сердце и душа будут просвещаться такими мелкими шагами,и мы сможем восходить этой узкой тропой в ЦарствиеНебесное. В ЦарствиеНебесное никогда нельзя влететь или вбежать. Это всегда очень медленный процесс - шаг за шагом, день за днем, пост за постом.

Великий пост, который начнется через неделю, и должен сделаться для нас, пусть небольшим, но шагом по изменению своего внутреннего состояния, когда мы, в конце концов, стали бы отзываться на нужды находящихся рядом снами людей.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »