Протоиерей Олег Шленов28.06.2020
Неделя 3-я по Пятидесятнице

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии от Матфея в 6й главе мы с вами слышали слова Христа, который обращался к народу: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».

Казалось бы, все понятно в этих словах, нам не надо печься о земном больше, чем о Небесном, но все-таки давайте постараемся понять, о чем же говорит Христос, произнося "ищите прежде Царства Небесного". Царство Небесное - это, пожалуй, самое сакральное понятие, которое есть в Евангелии. Господь почти все свои притчи говорил о нем. Он начал свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 4:4). И это понятие, которое для христиан было очевидным, для нас с течением времени сделалось не столь понятным.

Вот скажите мне, что мы просим, когда в молитве Господней звучат слова: «да прии́дет Ца́рствие Твое». Неужели мы просим приблизить загробную жизнь, в которой мы жили бы вместе с Богом? Но Господь пришел для того, чтобы победить смерть. Когда Христос видел смерть, Он плакал и никаким образом не мог дать в этой молитве прошение, которое бы приближало наш переход к Отцу Небесному. Наверное, какой-то другой смысл есть в этих словах. А смысл мы поймем, когда вспомним слова Христа: "Царствие Божие внутри вас есть" (Лк.17:21). И если мы постоянно будем размышлять об этом и помнить эти слова Господа, то мы поймет, что Царство Небесное - это состояние нашей души, которая встретилась и живет с Богом.

Многим из нас не дано этого понять, потому что мы живем в мирской суете, мы постоянно забываем о нашем христианском предназначении. Нам кажется, что Царство Небесное достигается только монахами или великими святыми, но это совсем не так. Евангелие написано для нас, для всех простых людей: для одиноких и для семейных, для детей и для взрослых. Нет человека на земле, к которому не возможно было бы обратить слова Христа. Поэтому, не имея собственного опыта, мы должны обратиться к тому, кто этот опыт имеет.

Очень хорошо писал преподобный Силуан Афонский о встрече души человеческой с Богом. Он даже ввел понятие "сладость Духа Святого" и очень много говорил об этом, что душа, познавшая Святого Духа, встретившаяся с Богом, уже больше не о чем земном не может мыслить. Это такая сладость и такое блаженство, что душа человеческая забывает все земное и стремиться только к этому Небесному Царству. Преподобный Силуан Афонский был человеком простым и примеры приводил простые, которые черпал из своей христианской жизни. Он рассказывал о петухе, который пасется со своими курами и думает, что это весь мир и больше ничего не существует, а между тем есть орел, который парит в высоте, который видит землю с высоты полета и который знает, что есть горы, есть небо синее, есть леса и степи. И вот если этому орлу обрезать крылья и поместить в курятник, то с какой же неизбывной печалью он будет вспоминать то время, когда он мог видеть все! Так же и душа человеческая, вкусивши сладость благодати Божией, уже не может ни о чем думать, кроме того, как только стремиться к Богу.

Браться и сестры! Будем помнить об этом, что царствие Божие внутри нас, что это состояние нашей души и что мы постоянно изменяем этому самому Царству, изменяем своими грехами, своими немощами. Тот же преподобный Силуан писал, что если человек вкусил благодать Святого Духа, тогда он молится так, как никто другой. Но если случается вдруг ропот, осуждение, уныние, если случается конфликт с ближним своим, то эта благодать отступает и душа скорбит. И нельзя сказать, что в этом случае Благодать возвратится сама собой. Для этого нужно вновь много положить усилий, трудов и покаяния, для того чтобы Дух Святой пришел опять к душе и жил бы вместе с ней.

Вот об этом Царствии Небесном говорит Христос, об этом говорит Евангелие, о жизни человека с Богом. Если вкусит душа благодать Святого Духа - она смотрит уже другими глазами на этот мир. Она видит, в какой суете предстают все заботы о хлебе насущном, об одежде, об этой самой жизни. Есть только одно желание и стремление жить вместе с Богом и отвращаться того, что этому мешает.

Аминь!

Отец Сергий Жиров28.06.2020
Неделя 3-я по Пятидесятнице

Всех вас с праздником — воскресным днем!

Сегодня мы в Евангелии слышали: «ищите прежде всего Царствия Божия, и все остальное приложится вам» (Мф., 6:33). Таково веление Бога нашего Иисуса Христа. Что же такое Царствие Божие? Царствие Божие — это прежде всего торжество правды, это торжество небес, где в вековечной славе мириады святых ангелов с душами праведных предстоят престолу Божию, непрестанно славословят Господа Саваофа. И вот это Царствие Господь утвердил здесь, на земле, среди нас, людей Своих. Для этого Он послал в мир Сына Своего Единородного, для этого Он дал нам заповеди и повеление творить волю Его. Следовательно, Царствие там, где люди исполняют закон Божий, где творят правду Божию. Он живет во свете неприступном, знаем мы из Священного Писания (1-е послание Тимофею, 6:16). Небеса — престол Его и земля — подножие ног Его (книга пророка Исаии 66:1-2). За единородного Сына Своего нам с вами всем уготовано на Небе вечная обитель, где мы подобно ангелам просияем как солнце и будем наслаждаться тем блаженством, которого «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор, 2:9).

Но не только в жизни будущей на Небе, но уже здесь, на земле, во временной жизни, человек, если захочет, может предвкушать Царствие Божие. Бог по милости касается каждого человека и вселяется в сердца людей Своих. Он - существо всесовершеннейшее и всеблаженнейшее, Бог любви и доброго мира. Господь говорит: «Царствие Божие внутри вас» (Лк., 17:21).

Что же нам с вами сделать, чтобы стяжать это Царствие, уготованное нам и принесенное на землю? Все святые люди напоминают и просят нас, чтобы мы с вами воздерживались от всего того, что противоречит Его святым заповедям, Его святой воле, удаляет нас от Бога. Христиане, по словам апостола Павла, должны избегать нечистоты, идолослужения, вражды, ссоры, зависти, гнева, ненависти, ереси, обмана, убийства, пьянства, бесчинства, человекоугодия, смехотворства — все эти дела, говорит апостол, не имеют наследия в Царствии Бога (Галатам, 5:19). «Не обманывайтесь, - говорит Он далее, - Бог поругаем не бывает. Что человек здесь посеет, то там пожнет» (Галатам, 6:7). Посеешь здесь ветер — там пожнешь бурю вечной погибели. Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). Это может касаться и нас, мы можем это увидеть, прочитать в Священном Писании. И если что-либо нас удаляет от Бога, от Царствия Божия, то мы с вами должны всячески хранить себя от этого. И напротив, делать дела Божии, исполнять волю Божию, быть сынами света, делать такие дела, которые являются делами света, плодами благодати Духа Святаго. Апостол Павел нам напоминает: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галатам 5:22-23). И только исполняющий заповеди Божии, совершающий эти дела, приближается к Богу и уже начинает ощущать в себе это веяние Царствия небесного.
И только в благочестивой праведной жизни человек может стяжать духовные плоды благодати Божией и открыть в себе Царствие Небесное. Любой, кто хочет стать наследником Царствия Божия, должен находиться во всецелом послушании святой православной Церкви, в неразрывном союзе с ней. Церковь утверждена с единственной целью — чтобы нас с вами спасти. Слушайте ея и исполняйте вся ея веления!
Церковь Божия утверждена Богом на земле как единое Царствие духовное Божие здесь, в Церкви. Господь даровал множество благодатных Даров для нашего с вами спасения. В Церкви все мы с вами рождаемся в жизнь по Бозе и призваны воспитываться для Царствия Небесного. И пусть каждый из нас под руководством святой Церкви стяжает мир, кротость и смирение и все необходимое для достижения Царствия Небесного. И тогда Господь пошлет нам кроме благ духовных, блага земные, временные. Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его. И все необходимое для земной жизни даруется вам непременно.

Аминь

Протоиерей Олег Шленов21.06.2020
Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня наша церковь празднует память Всех Святых, в земле русской просиявших - всех тех, кто на нашей земле осуществил христианский подвиг. Подвиг воспитания в себе всех добродетелей, подвиг всех людей, возлюбивших Господа Бога и ближнего своего, наверное, больше чем самих себя. И нам нужно задуматься над вопросом, что для нас означает этот праздник, какие мысли приходят нам на ум в день сегодняшнего торжества? Мы знаем о величии нашей Родины, у каждого из нас вполне естественно присутствует чувство любви к своей Родине - того, что называем мы патриотизм. Но что мы любим на нашей Родине? Какой мы выбор делаем, живя здесь и сейчас?

Со стороны государства нам говорят, что цель жизни сейчас - это достижение благополучия наших граждан. Но если мы посмотрим на Евангелие, то там обнаружим слова, что «трудно богатому войти в Царствие Небесное».

Много говорится о силе и величии нашей страны. Но в чём её сила и величие? Однажды один из руководителей нашей страны сказал: «А что сделали Святые Борис и Глеб? Они просто сложили руки и ждали, пока их убьют, они не могут быть для нас примером». И, действительно, здесь глубоко и явно обнаружилось расхождение между целями и задачами государства и воплощением тех добродетелей, которые явили наши русские святые. Можно много говорить об их подвиге, приводить множество примеров, о том, кто были эти святые, можно рассказывать об их житии. Но мне кажется, что нам надо сделать выбор, за кем следовать в этой жизни. Потому что часто невозможно быть и там, и там. Невозможно говорить о силе и могуществе, восхищаться парадами, государственными праздниками и быть причастными к подвигу этих самых людей, память которых мы празднуем сегодня. Потому что все их добродетели часто противоположны тому, что мы слышим за стенами церковными, о чем говорит нам государство, и что мы постоянно слышим из всех средств массовой информации. Как мир противоположен Евангелию, так же и цели государственные порой противоположны тому самому подвигу, о которых говорит память сегодняшних святых. Но они явили пример для нас, и нам нужно это понимать. Понимать, в чем действительно величие нашей страны - вот в этих самых людях, а не потому, что мы трясем мускулами перед остальным миром!

«Не стоит село без праведников». Как верна эта пословица на все времена! Как только исчезнет праведность из нашей земли, погибнет и государство со всей своей силой и славой. Именно они явили смысл и тот подвиг, которому мы должны следовать. Они - пример для всех нас.

Они разные очень, святые. Но пусть каждый из нас посмотрит, какой подвиг он может понести, какой пример он для себя изберет, чтобы тоже следовать по этому тернистому пути в Царствие Небесное. И евангельские слова, обращенные к человеку, можно обратить и ко всему государству: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит». А ведь душа-то бессмертная, мы молимся этим святым, знаем об их участии в нашей жизни и в жизни нашей Родины тоже. Они все для того и существуют, чтобы мы жили, и спасали свою душу, и следовали за Христом. Мы будем, может быть, несчастны в этой жизни со светской точки зрения, мы претерпим много искушений, страданий и бед, как это было совсем недавно с Новомучениками и Исповедниками российскими. Но давайте определимся, в чем же наша цель? В том чтобы здесь прожить хорошо, или в том, чтобы жить вместе с Богом, Который всегда всем открыт, Который всегда всем доступен, лишь бы мы захотели этого и шли по тому пути, о котором говорит нам наше Евангелие.

Аминь.

С праздником вас!

Иерей Алексий Крикунов26.06.2020
Апостолов Варфоломея и Варнавы

«Открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде»
(Апостола Павла послание к Римлянам, 1:18)

Многие люди не знают истинную причину бедствий и скорбей, полагая, что они настигают нас случайно и незаслуженно. Или какой-то рок ли судьба бьет нас вслепую. А вот апостол Павел говорит, что есть причина, открывающая Божии наказания не только для всякого человека, но и для целых народов. И чтобы люди не думали, что это случайности или естественные бедствия земли, апостол говорит, что это гнев Божий с неба. Истину эту апостол не доказывает, а только поставляет на вид, эта истина свидетельствуется совестью: согрешил — жди наказания. Ибо Богом дан закон для человека.

«Нечестие» означает грехи против Бога: неверие или неправое верование, ложные веры, а «неправда» означает грехи против ближнего, когда не соблюдают к нему должных отношений: любви, мира, справедливости, всякой помощи. Но и нечестие есть неправда: ведь что может быть несправедливее, как не знать Бога, не почитать Его как должно и не благодарить Бога за все Его благодеяния?

Когда говорит святой Павел: «всякое нечестие» - то «показывает, что путей нечестия много, а путь истины один. Ибо заблуждение есть нечто разнообразное, многовидное и смешанное, а истина одна» (святой Златоуст). Этим словом он подвергает праведному суду Божьему все веры, измышленные людьми, противные всякому познанию о Боге. И: «неправду» - тоже разумеет он всякую, то есть жизнь, несогласную с волей Божией и святыми заповедями. «И неправды бывают разные, - касаются или имений, когда в этом обижает кто ближнего, или жен, когда бросив кто свою жену, расторгает чужой брак. Иные вместо жены и имения похищают честь ближнего; и это неправда, потому что доброе имя дороже огромного богатства» (святой Златоуст). И не одно нарушение заповедей в отношении к ближнему есть неправда, но и всякое неисполнение того, что должен кто делать для ближнего и не делает. И не помочь ближнему, когда видишь и можешь, - есть неправда. Этим словом Апостол подвергает суду Божию всякую грешную жизнь, в каких бы видах ни являлась грешность ее.

А что значит: «содержащих истину в неправде»? То, что знают, а не исполняют; жизнь не отвечает знанию; одно у них в уме и совести, иногда и на словах, а другое — в жизни и делах, в чувствах сердца и в настроении воли. «Кто знает, - а кто сего не знает? - говорит Златоуст, - что должно помнить Бога и благодарить Его, а между тем не помнит и не благодарит Его, тот содержит истину в неправде. Кто знает, - а кто сего не знает? - что не должно развратничать, только есть, пить, веселиться, не помня о смерти, а между тем кто так живет, тот содержит истину в неправде. - И сия неправда во сто крат увеличивается, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претят ему и не велят того делать». По мысли святых отцов, в этом и состоит хула на Духа Святого, которая не будет прощена и в будущем веке.

Протоиерей Олег Шленов14.06.2020
Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами празднуем память Всех святых от начала возникновения церкви и до нашей современной жизни. Что же их объединяло? Как вообще становятся люди святыми? И возможно ли это для нас? Ведь всех их (апостолов, мучеников, святителей, преподобных, праведников, юродивых, исповедников, их же несть числа), если мы посмотрим внимательно, всех их объединяет исполнение одной заповеди — это стяжание сердцем той любви, о которой говорил Христос! Любовь, которую Он явил в Себе, когда соединился Божеством с нашим человеческим естеством. Он и нам заповедовал так любить, когда сказал: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин, 13:34). Но почему же новую? Ведь Он Сам свидетельствовал, что в Ветхом Завете были заповеди о любви и к Богу, и к людям. Также Он говорил, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф, гл.22, ст.40). Что же нового Он нам принес? Какую новую любовь? Христос говорил: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф, 5:44). И вот в этом, пожалуй, вся новизна заповеди Христовой. Эта любовь Божественная, которой любят всех: близких, дальних, друзей, врагов, и которой не разбирают кто перед ним, к какому сословию и к какому языку он принадлежит. Это любовь к человеку, внутри которого есть всегда Божья искра! Божий образ носит всегда любой человек, как бы он низко не пал.

Мы всегда подменяем Божественную любовь различными словами, такими как смирение, терпение, уважение к чужому мнению. Но даже все эти добродетели, пусть они и будут собраны вместе, еще не являются той самой любовью, о которой говорил нам Христос. Можно сказать, что любовь Божия, о которой Он говорил в заповеди нам и любовь человеческая даже противоположны друг другу. И не зря в Евангелии мы слышали сегодня слова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф, гл.10, ст.37). Нам нужно вдуматься внимательнее в эти слова. Мы все время любовь Божественную подменяем нашей, человеческой любовью и стараемся всячески ее достигнуть. Казалось бы, этой любви нам невозможно достичь человеческими силами. И, действительно, Христос говорил: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин, 15:5).

У нас есть все для того, чтобы соединиться со Христом, чтобы, по слову апостола Павла, Дух Святой излился в сердца наши. Этот Дух и принесет нам Любовь, о которой говорил Христос, лишь бы нам черпать ее в Таинствах Христовых, приобщаясь к Церкви через Таинства Крещения и приобщаясь к самому Христу через Таинство Евхаристии, которое воистину является Таинством Любви. Очень важно понимать зачем мы приходим в Церковь. Просим ли мы Господа дать нам Божественную Любовь? Потому что воистину это страшный Дар, данный нам Богом! Ведь нам тогда придется отречься от самих себя, от своих желаний, стремлений, от своих привычек и отдать всю свою жизнь нашему ближнему, вплоть до креста. Недаром Христос явил Себя Богом, который распялся за нас. Он возлюбил нас до Креста. Он призывает и нас любить друг друга точно также, забывая и отдавая себя. И где-то в глубине души мы понимаем, что жизнь наша глубоко изменится, если Господь нам даст такую Любовь.

Давайте посмотрим на Всех святых, память которых мы сегодня празднуем. Кто из них благополучно прожил свою жизнь? Совсем никто! Начиная со святых апостолов, которые почти все погибли мученической кончиной. Сколько мучеников было! А преподобные, жившие в страшных условиях, молившиеся Господу, посвятившие себя только Ему, разве у них была нормальная, спокойная жизнь? Конечно же нет! И какого бы мы святого в пример не взяли, мы увидим, что по человеческим меркам, это глубоко страдающие, несчастные люди. Но по меркам Божественным, они возлюбили той самой Любовью, которой заповедовал Христос! И теперь в Царствии Небесном мы молимся им и сегодня прославляем их! И так хочется, чтобы мы приобщились божественной Любви через подвиг Всех святых сегодня празднуемых!

Аминь.

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »