Отец Сергий Жиров20.09.2020
Неделя 15-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мф., 22:35-46) мы слышали, как к Господу Иисусу Христу приступают фарисеи с лукавым вопросом, чтобы как бы вынудить Его на спор и обличить в неправде. И один из лукавых таких фарисеев задает Ему вопрос: «Какая наибольшая заповедь в законе?». Господь отвечает ему, что наибольшая заповедь — «возлюби Господа твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; и вторая, подобная ей - возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Мы должны исполнять их, но стержнем всех заповедей должна быть любовь к Богу и ближнему. Любовь является основанием всех заповедей и всего божественного закона.

И вот Господь Иисус Христос, чтобы полнее и совершеннее раскрыть всем дух всего Божественного учения дает законнику ответ глубже и шире, нежели он вопрошал. Этот законник вопрошал Его только об одной заповеди, а Господь прилагает и вторую, почти такую же столь важную, как и первую. И хотя она именуется и второй заповедью, она подобна ей. Почему? Потому, что вторая заповедь, простираясь к Богу, утверждается на первой заповеди любви к Богу. Если человек исполняет первую заповедь любви к Богу, то он непременно будет исполнять и все остальные, все повеления Господни. «Если любите Меня, - говорит Господь, - то исполните Мои заповеди». А первой заповедью, после заповеди о любви к Богу, является заповедь о любви к человеку. И любящий Бога непременно будет любить ближнего! Господьесть Отец всех нас! Он — Отец наш Небесный! И всякий, говорит апостол Иоанн Богослов, любящий родившего, любит и рожденного от него. И, напротив, если мы не любим ближнего, не любим людей, то мы не можем исполнять этих заповедей Божиих. Как не любящий брата своего, которого видит, может любить Бога, которого не видит? Любовь — искра Божественного пламени в сердце каждого человека, а огню свойственно согревать. Если мы своею любовью не согреваем ближнего, не несем в жизни ничего доброго, значит этой любви в нас нет, или же она еле теплится. Нет той теплоты, восприемлемой от источника жизни, Бога, а Бог — есть любовь.

Любовь — это дар Божий. И чтобы ее получить, Господь ставит условия человеку — исполнение заповедей Божиих. Только исполнение заповедей приводит к тому, что Господь дарует нам истинную любовь. Если нет исполнения заповедей, то там нет и этого дара Божия. А любовь земная, человеческая, она очень и очень хрупкая и очень и очень слаба и быстро разрушается. И вместо любви между людьми уже начинается злоба, отторжение и ненависть. Там, где нет Бога, там не может быть ничего прекрасного, тем более такой светлейшей добродетели как любовь! Бог нас с вами всех любит, и если мы с вами искренне, чистосердечно любим Бога, то мы не можем не любить и ближнего, которого любит Бог. И мерой нашей любви к Богу Господь полагает нашу любовь: ту любовь, которую может явить наше сердце. А мерой нашей любви к ближнему является наша любовь к себе: «Возлюби ближнего как самого себя». И вот слушая это евангельское повествование, каждый из нас должен выносить что-то из этого чтения слова Божия. Каждый из нас, оставляя храм после богослужения, призван что-то оставлять в своем сердце и не только оставлять, но и прилагать в жизни своей и просить у Бога, чтобы Господь даровал нам эту надежную спасительницу наших душ — любовь! Будем прилагать побольше стараний! Ведь стяжается она молитвою, покаянием, смирением, кротостью, воздержанием, милосердным отношением друг к другу. «Немощи друг друга носите, - говорит апостол Павел, - и таким образом вы исполните закон Господень». Все мы с вами имеем немощи, братья и сестры, у каждого из нас свой характер, свой нрав, привычки, нам не нравится что-то в ближнем, но все это мы с вами должны покрывать любовью Божественной, терпеть и сносить немощи ближних! Не только кто-то должен терпеть другого, но и друг друга, и тогда эта любовь Божия объемлет нас, тогда Господь придет к нам, обитель сотворит в нас и спасет всех нас!

Аминь.

Отец Сергий Жиров13.09.2020
Неделя 14-я по Пятидесятнице

Всех вас, братья и сестры, с воскресным днем! А причастников еще с принятием Святых Христовых Таин!

Мы с вами сегодня слышали притчу Христа Спасителя о брачном пире (Мф., 22:1-14). В этой притче Он уподобляет Царствие Небесное некоему царю, который уготовал пир для сына своего. Пир – это Царствие Небесное; устроивший этот пир – Отец Небесный; сын его – Господь наш Иисус Христос; слуги его – это пророки, апостолы; а званые - все мы с вами, весь человеческий род. Тот, кто не пришел на этот пир званых, он получил достойное воздаяние, а те, кто пришли, они насладились благодатной духовной радостью и благодатной пищей. Не имеющим брачной одежды уподоблены те люди, которые не имеют добрых дел и душевной чистоты. Чтобы прийти на Божественный Пир и насладиться благодатной Божественной радостью, Господь заканчивает притчу словами: «Много званых, но мало избранных». На первый взгляд, эти слова кажутся несколько для нас грустными, печальными, ведь как трудно войти на пир Отца Небесного! Господь призывает всех, но счастливых, избранных, тех, которые наследуют вечную радость, очень мало. Но сам человек виновен в том, что он лишает себя этой радости Божественного призвания.

Господь призывает всех, а человек решает откликнуться ли на этот зов Божий или нет. Он призывает каждого человека через своих слуг, через пророков. Он напоминает нам, что нам надо прийти в Дом Божий, чтобы насытиться этого пира веры, но человек не хочет идти. «Что посеет человек здесь, то и пожнет», говорит апостол Павел. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Никто не ублажается, никто не украшается чужими трудами, но всяк пожинает то, что посеял». Если человек здесь сам, добровольно, по своему свободному избранию, лишает себя этого Божественного брачного пира, то там, уже на Небе, в вечности, Он будет лишен Богом этой вечной всеблагорастворяющей радости пребывания с Богом.

Нас с вами, православных людей, да и в целом каждого человека, кто обратится к Богу, всегда ждет пир Божественной радости: в этом благодатном Царствие здесь, на земле, в вере, в молитвах, в Таинствах Святой Церкви Христовой и вечный Пир в Царствии Небесном, где жизнь бесконечная. И как важно для каждого человека иметь вот это благоразумие и нетленный свет в каждой минуте нашей жизни, жизни, которую дарует нам Бог!

Жизнь наша принадлежит не нам. Ее дает нам Бог. Он – Жизнодавец. Он – начальник нашей жизни. И каждому дарует жизнь не для того, чтобы мы ее осквернили грехами, а для того, чтобы мы здесь, на земле, украсили всевозможными цветами Евангельских добродетелей. И эту жизнь каждого из нас Он может в любую минуту отозвать и «в чем застанет, в том и будет судить». И для человека, для христианина, для спасения души необходимо здесь, на земле, соделать как можно больше добрых дел, преодолевать всякие трудности и препятствия, помня о том, что тот из нас, кто пришел, здесь уже, на Божественный Пир, он уже и пришел и на Пир вечной радости Царствия Небесного. А чтобы Господь не изринул нас во тьму внешнюю, кромешную, необходимо на земле, в этой жизни произвести одежду, достойную Божественного торжества. И эта одежда ткется из любви, из смирения, из чистоты, из правды Божией, постоянного труда и терпения. И эта одежда созидается из Христоподражательной любви, чистоты христианского смирения. Креститель Спасов Иоанн предостерегает, напоминает, предупреждает нас, говоря, что уже и секира лежит при корне дерева и всякое сухое дерево не приносящее плода, этот добрый Хозяин, Бог, срубает и ввергает в огонь. Так Господь поступит и с каждым человеком, кто в этой земной жизни не соделал добрых дел. Никто из нас не знает, за исключением очень и очень малого числа людей, даст ли нам с вами Бог завтрашний день, будем ли мы с вами жить завтра, даст ли нам возможность очиститься, покаяться и вкусить этой радости Божественного пира. Бог по бесконечному Своему милосердию укрепляет веру человека в то, что нам, каждому человеку, Он дарует здесь, в этой временной жизни, возможность достигнуть чистоты, праведности, святости.

И Святая Церковь каждый день назидает нас с вами примерами из жизни святых людей, чтобы мы, стремясь угодить Богу, брали из их жизни всякие примеры, достойные Божественной награды. Напоминает нам о том, что святые люди своею жизнью удивляли даже ангелов Божиих. И слушая эту притчу о званых на пир, будем просить у Бога, чтобы Он по молитвам Святой Церкви, святых угодников Божиих укрепил бы в нас веру и Своим Божественным всеблагорастворяющим гласом привел бы нас здесь на земле на пир веры и привел бы нас на пир вечной радости в Царствии Небесном!

Аминь

Протоиерей Олег Шленов23.08.2020
Неделя 11-я по Пятидесятнице

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Вновь и вновь церковь призывает нас к тому, чтобы мы прощали друг друга. Сегодня на литургии мы с вами слушали Евангелие, в котором Господь рассказывает притчу. В этой притче говорится, что был царь, который посчитал, что ему нужно взять долги с тех, кому он их давал. Позвал слугу, который ему должен был огромную сумму денег, но не имел, чем отдать. И хотел было царь продать в рабство его жену, его детей, взять его имущество, но человек стал просить: «Государь, потерпи еще немного, я все отдам тебе». Но этот правитель, видя, что человек не имеет чем отдать, решил простить ему весь огромный долг. И тот же самый человек, который вышел от царя, призвал к себе своего знакомого, который должен был совсем немного ему, и разговор повторился почти так же, как и с царем. Только в отличии от Владыки, этот самый слуга не стал прощать, а ввергнул этого человека, своего знакомого, в темницу для того, чтобы он все-таки отдал ему долг. По ветхому наказанию поставил в такие условия, что тот вынужден был, хотя это было очень трудно, этот долг вернуть. Узнал об этом Господин, призвал этого слугу и говорит: «Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, как говорит Евангелие, Господин подверг его самым жестоким наказаниям. И Христос говорит: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Мы понимаем, что смысл слова «простить» не такой простой, как кажется на первый взгляд. Что значит простить? Каждый, наверное, отвечает сам себе на этот вопрос, причем ответы бывают очень разные. Мы можем думать, что мы простили, если мы не сердимся на человека, если мы не злимся на него, если мы не мстим и не делаем ему какого-то зла, и сколько угодно еще можно сказать слов с приставкой «не». А что же такое прощение в положительном смысле? Как бы мы должны простить по-христиански человека?

И вот здесь начинается самое сложное, потому что прощение — это неравнодушие в человеке. Это не значит на него не сердиться, это не значит просто вычеркнуть человека из жизни своей, нет – это гораздо лучше. Посмотреть на человека теми глазами, которыми смотрит на него Господь - глазами любви, глазами безграничного прощения всего и вся.

Давайте подумаем, как в этой притче, давайте попытаемся осмыслить, сколько и что прощает Господь нам, каждому из нас. Ведь мы грешим ежедневно и порой грешим очень тяжко, но почему-то себе мы готовы все простить, и Господь прощает нам. А вот по отношению к ближнему мы сделать это не в состоянии. Все-таки надо верить в людей вопреки всему, ведь люди могут грешить против нас ежедневно, ежечасно, они могут не становится теми самыми людьми, о которых мы думаем. В них порой нет исправления, ну живет с нами рядом близкий человек и живет так, как хочется ему. И исправляться совсем не хочет, и нет конца и края, казалось бы, его грехам, и невозможно, кажется, наладить отношения никакие. Но, несмотря на это, несмотря ни на что, Господь его любит, как любит каждого из нас, потому что не может не любить. Потому что Господь есть Любовь. Если мы не можем простить до конца, это значит только одно - в сердце еще нет христианской любви. Это значит, мы не можем посмотреть глазами любви и прощения на этого человека так, как смотрит Господь на всех нас.

Давайте думать над этим, когда мы будем размышлять над нашими отношениями друг с другом. Давайте будем помнить, сколько прощает нам Господь. Он прощает даже то, за что прощения не просим, что забыто, может быть, давно, то, что даже не заметили, что согрешили. Он не может не прощать, Он - Любовь, Он всегда ждет, Он открыт, потому что, если в сердце человеческом есть любовь, то как легко прощать, а если ее нет, то простить практически невозможно, поэтому виноваты в нашей жизни не грехи человеческие, а наши с вами душа, наше с вами сердце. Виновато в том, что не хватает нам христианской любви и поэтому не хватает прощения. Можно сказать, что мы заживем по-христиански только когда возрастем в меру той самой любви, о которой Господь говорит в Евангелии. И нет для нас другого пути!

Аминь!

Отец Сергий Жиров30.08.2020
Неделя 12-я по Пятидесятнице

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем! И с попразднеством великого праздника Успения Пресвятой Богородицы!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф., 19:16-26) мы с вами слышали беседу богатого юноши со Христом, юноши, который думал о себе, что он все исполнил, повеленное нам в законе Господнем. Но на поверку оказалось совсем другое, что он еще далек от Бога, далек от того пути, который ведет человека к Небу, в Царство Небесное. Священное Писание предостерегает человека о вредной привязанности к земным вещам, которые как бы захватывает всего человека, пленяют его, ослепляют и усыпляют. И Господь как бы говорит этому юноше: разорви узы, которыми ты связан по рукам и ногам, связан земными заботами о богатстве, и только после этого ты можешь идти за Мною, только после этого ты может стать наследником Царствия Небесного!

Все мы с вами, братья и сестры, обременены земными каким-то привязанностями. С этими привязанностями чрезмерными необходимо бороться, ибо сама жизнь человека — это борьба. Человек в течение своей жизни большей частью борется с какими-то греховными привязанностями, худыми привычками и недобрыми помыслами. И все это составляет наше с вами богатство. И от этого греховного богатства человеку необходимо избавиться, чтобы достигнуть совершенства.

Цель нашей жизни — это Небо, это Царствие Небесное, и из Священного Писания мы с вами знаем, что ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное. И всякая чрезмерная привязанность к земным вещам, что бы это ни было, удаляет человека от Бога, удаляет его от пути, ведущего к святости, к Небу. Царствие Божие, говорит нам Господь — оно берется трудом, трудом постоянным и тяжелым. Царствие Небесное — это высшая правда, чистота, любовь, это блаженство! Царствие Божие не следует человеку искать где-то на стороне - оно внутри каждого из нас, оно запечатлено в сердце каждого человека. Но может проявиться только при условии соответствующей жизни человека. «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей» - читаем мы с вами каждый раз за утренними молитвами и часто повторяем это в словах псалмопевца Давида, прося Бога, чтобы Господь эту чистоту сердечную даровал нам. Но и со своей стороны человек должен прилагать немало стараний и труда, чтобы очистить свое сердце от всякия скверны и даровать эту возможность воссиять в Царствие Небесном. И как в злохудшую душу не войдет благодать Божия, так и в нечистом, отягощенном земными привязанностями сердце — в нем не могут произрастать плоды Царствия Небесного. И пусть это сегодняшнее Евангельское чтение — беседа Христа с этим богатым юношей, подвигнет нас к новым добрым делам и подигам, к новой радости в делании нашего совершенствования, в деле нашего приближения к Богу, любви к Богу, ибо ничто не может отлучить человека от Бога, говорит апостол Павел: ни глубина, ни высота, ничто, даже сама смерть в Боге — она не отлучит человека от Бога, а только приблизит нас!

И пусть силой возлюбившего нас Христа мы с вами и в нашем старании будем очищать свое сердце, свою жизнь, от всякого греха, от всего того, что мешает нам с вами совершенствоваться в Боге и наследовать Царствие Небесное!

Аминь.

С праздником вас, друзья!

Протоиерей Олег Шленов19.08.2020
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня у нас праздник Преображения. И, конечно, нам нужно с вами подумать, порассуждать об этом событии. Сегодня мы слышали с вами на Литургии повествование, вернее, рассказ апостола-евангелиста Матфея о том, как же это было. Господь взял трех самых Своих близких учеников и взошел на гору Фавор, взошел помолиться. Ученики, как это часто бывает, задремали, но, проснувшись, увидели преображенный вид своего Учителя. Как говорит евангелист, Его лицо сияло как солнце, а одежды Его были белыми, как снег. Апостол Петр, видя, что Христос беседует с двумя пророками - Моисеем и Илией, воскликнул: «Господи, как хорошо нам здесь быть!» И вот это, наверное, то, над чем нам стоит подумать. Божественный свет… Как много о нем говорилось в Евангелии! И апостол евангелист Иоанн Богослов восклицает: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Господь несколько раз говорил о Себе, что «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».

Что же это за свет, что же это такое, почему апостолу Петру стало вдруг так хорошо, что из него вырвались эти искренние слова? Конечно же, это любовь Божья – та любовь, которая почивает на каждом человеке, но не каждый видит ее так же, как не каждому было дано увидеть преображение Господне. А ведь именно в этом и состоит суть нашей веры – откликнуться на эту самую любовь Божью, увидеть ее, увидеть ее вокруг нас во всем Его творении, в каждом растении, в каждом животном, и, тем более, в каждом человеке, особенно который находится около нас. И если мы этого не сделаем, мы так и будем в той самой тьме, о которой говорил Господь.

Как часто мы в жизни видим и замечаем только плохое, темное, негативное, как мало мы видим доброго, сияющего и светлого в нашей жизни! А именно так наше сердце должно откликаться на эту самую любовь. И когда узнаем мы об этой любви, когда увидим этот самый божественный свет, тогда и нам будет так хорошо, что не захочется никуда уходить подобно апостолу Петру, который сказал: «Сделаем здесь три кущи», как бы говоря о том, что нужно здесь остаться. И тогда, если мы увидим, как нам хорошо и как нам радостно и какое счастье вокруг нас, как же мы испугаемся это потерять, как же мы постараемся не грешить, чтобы не лишиться этого самого божественного Света, чтобы не быть на стороне тьмы! Фактически каждый день перед нами стоит выбор - выбрать свет, или выбрать тьму. Но как печально, что как часто мы выбираем именно тьму, именно грех, именно страсть свою, с которой не можем справиться. Но если мы будем знать, думать и ощущать эту божественную любовь - как легко нам будет бороться с нашими согрешениями и немощами, потому что любящий человек – это всегда сильный человек, человек, который может все преодолеть, и тем более вместе с Богом, вместе с этим самым Светом, который сияет и в этот день, и во все другие дни, и который никогда не прекращается. Есть замечательные слова на нашем богослужении: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»

Аминь.

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »