Проповеди

shlenov30.09.2018
Неделя 18-я по Пятидесятнице, по Воздвижению

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, иногда бывает так, что какие-то слова Евангелия обращаются к самойглубине нашего существа, бьют в самое сердце. Вот и сегодня, на Божественной литургии, прозвучали слова: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидетв славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8, 38). Конечно же, эти слова, обращенные к каждому человеку, нам надо постараться осмыслить. Дело и не в том, знают ли окружающие нас люди, что мы верующие, объявляем ли мы всем об этом или молчим, крестимся ли, когда проходим мимо храма или нет. Бывает и так, что людям, знающим, что мы христиане, мы служим в соблазн. Знаю одного человека, который всегда крестился, когда проезжалв автобусе мимо храма, но…при этом старался проехать бесплатно. И таких случаев бывает очень много.

Если мы верующие, то мы должны все исполнять, но мы стараемся больше исполнять внешние действия: одеваемся по церковному, в посты не вкушаем молока, мяса, но ведь Господь говорил: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6, 16-17).То есть, надо больше поститься внутренне: в мыслях, чувствах, словах.

Когда же человек еще и стыдится Христа и Его слов, то это говорит о том, что человек боится поступать по евангельски, боится даже не из-за людей окружающих его, а из-за того, что исполнение им заповедей нарушит его комфортную жизнь. И от этого становится страшно. Действительно, мы чаще всего живем по стихиям этого мира.

Господь говорит нам: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 39). Конечно же, это опять не в буквальном смысле надо понимать, а сказано о том, чтобы мы не отвечали злом на зло.В то же время, если нас осуждают, применяют давление к нам, то, как трудно не ответить на это. Все это мы наблюдаем не только в окружающем нас мире, но и в семье, причем в семье православной. Стоит только не так сказать мужу или жене и, в ответ идут гневные слова, а за ними и разгорается конфликт. Если бы мы в эти моменты вспомнили бы слова Христа, то могли бы поступить по Его заповедям.

Он говорит: «И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два" (Матф.5,41).Поприще – расстояние, равное примерно двум километрам. Чаще всего это слово в Библии употребляется как метафора, обозначающая путь в самом широком смысле.Мы часто выполняем просьбы тех. кто находится рядом с нами, но часто потому, что это выгодно нам с вами или это не принесет нам большого ущерба.

Господь говоритже о том, что человек должен тратить свои собственные силы, свое время не на себя, а на того, кто нуждается в его помощи. Если же нам покажется, что это для нас трудно, то мы опять проходим мимо исполнения заповедей Христа. И опять, и опять нас обличают слова Иисуса Христа:

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий…» (Мк.8, 38).

Что уж говорить про заповедь о любви к врагам, об этом вообще нет и речи. Дай нам Бог возлюбить ближних своих, дай нам Бог - послужить чем-то нашим ближним в семье, не говоря уже о врагах.Как часто заповедь о любви к врагам нами остается не то, что не исполненной, но даже и попытки не бывает у нас к ней приступить, потому что это нам трудно, тяжело сделать и это, опять и опять, нам не выгодно. Сегодняшние слова Евангелия говорят нам о том, что мы никогда не станем христианами, если будем пренебрегать заповедями Христа и Его словами.

Господь обращается к нам: «Истинно говорю вам: есть из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее у силе (Мк.9, 1). Это действительно так, но только, когда человек не страшась ничего,следует заповедям Христа, то тогда он уже здесь, на земле, в радости и любви, сподобится Царствия Небесного.
Аминь!

Проповеди

shlenov23.09.2018
Седмица 18-я по Пятидесятнице
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на середину храма обычно выносится Крест. Мы, поклоняясь, целуем этот Крест. Мы слышали об этом сегодня, после канона: « Сего целуем радостию и страхом, страхом греха ради, яко недостойни суще: радостию же спасения ради, eже подает миру на том пригвоздивыйся Христос Бог, имеяйвелию милость» ( на хвалитех стихиры).

Вот, между этим осознанием себя человеком грешным и радостями нашей жизни и протекает наша духовная жизнь. Вся отеческая аскетика говорит нам о том, что нужно сознавать себя грешником. Это действительно так. Мы каждый день падаем, поднимаемся, опять падаем и опять поднимаемся, стараемся трудиться над собой, и так проходит вся наша жизнь.Кажется, грехи так окутали нас, что нет никакой возможности вырваться от них, но при этом у нас не должно быть никакого уныния. Потому что у нас есть Крест Господень – радость спасения нашего. Есть еще осознание того, что Господь прощает все наши немощи и ведет нас в тихую пристань спасения.

Недаром в этой службе о Кресте, и в сегодняшнем Евангелии мы слышали повествование о том, как первосвященники собираются взять Христа, о том, как Он оказывается перед Пилатом, как висит на Кресте и обращается к Матери Своей: «Сей Сын Твой» и к апостолу Иоанну: «Сея Матерь твоя» перед тем, как предает дух Свой, несмотря на все это говорится о радости.

Мы слышим слова: «Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение…Радуйся, Господень Кресте, имжеразрешися от клятвы человечество, сущия радости знамение, прогоняяй враги во твоем воздвижении всечестне, нам помощниче…» (на стиховне стихиры).

Значит, через страдание тоже может воссиять радость. Все это мы можем наблюдать и в своей духовной жизни. Господь каждого из нас ведет и Он способен оттереть слезу с каждой щеки, но невозможно прожить жизнь без страданий. «В мире скорбны будете», - говорил Христос Своим ученикам.

Мы знаем, невозможно без бед и страданий прожить эту жизнь, но в то же время мы знаем, что у нас есть наша вера, что у нас есть Христос, через Свои страдания спасший нас и преобразивший Свои страдания в нашу радость. Мы спасаемся страданиями, мы знаем, что часто эти страдания от нашего греха.И вот, падая и поднимаясь от своего греха, мы познаем, что Крест Христов – это наше знамя, сила и оружие. Страдал Он, будем страдать и мы. Воскрес Он и значит, радость воскресения будет и в нашем сердце.

И, дай нам Бог, остаться верными учениками Ему и, чтобы радость Его Воскресения воссияла в наших сердцах. верны Христу.
Аминь!

Проповеди

shlenov21.09.2018
Рождество Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Сегодня праздник рождения жизни, праздник маленькой Девочки, Которая только появилась на свет. Также – это незамутненная радость Ее родителей, которые в течение нескольких десятилетий ждали появления ребенка, но случилось это только сейчас.

Потом, после нескольких лет, будет Благовещение и выход Ее Сына на проповедь, будут страдания Христа на Кресте, и ее слезы у Креста, будет Погребение Ее Сына, будет много еще чего впереди. Сейчас - еще радость престарелых родителей, сейчас все так еще светло, торжественно и счастливо.

Престарелые родители Девы, Иоаким и Анна, призывают и нас разделить их радость рождения Той, Которая будет «Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим». Можно сказать, что мы сегодня позваны на день рождения маленькой Девочки Марии, чтобы разделить пир с Ее родителями. Но, как бывает, многие люди, позванные на пир, отказываются от приглашения.

Уже много раз мы говорилио том, что Церковь бывает едина, когда все, присутствующие в ней, причащаются. По разным причинам, это не всегда возможно.

Но, надо решить нам всем вместе, что в такие великие праздничные дни, надо все оставлять и идти на праздник, и всем вместе подходить к Чаше и причащаться Даров Господних – Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

Впереди у нас Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста, Покров Пресвятой Богородицы, Ее Введение во храм, и другие праздники и я, призываю вас всех, приходить и вкушать Тела и Крови Господних, чтобы нам быть Телом Христовым, быть действительно Церковью, в которой изливается благодать Святого Духа, как она изливается и сейчас, в этот светлый праздник Рождения Божией Матери. Божией.
Аминь!

Проповеди

shlenov23.09.2018
Неделя 17-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии рассказывалось о том, как Господь исцелил дочьхананеянки. Хананеи – это был языческий народ, который жил недалеко от Палестины, именно в тех краях, где оказался Христос во время встречи с ней.

Конечно же, молва о Христе, распространялась достаточно далеко и за пределы Иудеи, многие слышали о Нем. Женщина из Хананеи, у которой болела дочь, по словам Евангелия, она была бесноватой, встретила Христа, Его окружала толпа.

Хананеянка обратилась к Нему: «…помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15, 22), но на ее к просьбу Христос не отвечал, она же продолжала Его просить.

Далее мы слышим в Евангелии: «И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф.15, 23-28).

Господь говорит здесь конечно о благодати Святого Духа, которая была у Него и которую Он в обилии изливал на Свой народ. Итак, Он отказал в просьбе этой женщине, мало того, Он и саму женщину причислил к тому народу, который в еврейском мире называли псами. Казалось бы, ей ничего не оставалось, как отойти от Него, но она Ему отвечает: «…и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».

Тогда Господь удивляется вере ее и обещает, что будет ей по желанию ее. К каждому человеку, к каждому из нас Господь обращается по Своему и каждогоСвоими собственными путями приводит к Себе, в Свое Царство.

Кого-то Он приводит к Себе прощением, любовью, кого-то наказанием, скорбями.Путей очень много, столько, сколько людей. Мы не можем понять в полноте Промысл Божий, который Он являет в этом мире. Не можем мы понять, почему Он именно так поступал с этой женщиной, хотя Он беседовал с самарянкой, а с ними иудеи не общались, Он исцелил слугу римского сотника, завоевателей Иудеи. Мы ничего не знаем об этой хананеянке, не знаем, какой трудный путь привел ее ко Христу.

Нам надо внимательнее приглядываться, вдумываться, вслушиваться в то, что мы читаем вЕвангелии. Вот сегодня перед нами образ хананеянки, неотступно следующей за Христом, несмотря на то, что ее отвергали, молчали в ответ на ее просьбы, но она продолжала «стучаться», продолжала настаивать на своей просьбе. Даже когда ее назвали «псом», она не отступила, а продолжала просить.

Давайте подумаем, кто из нас, когда нас так грубо назовут, станет общаться с этим человеком? Ведь она не знала, что Христос – это Бог, сшедший с Небес. Может быть, ей были и неясны слова, обращенные к ней, но, в конце концов, ее настойчивость победила. Она добилась того, чего хотела. И, может быть, вглядываясь в этот образ, мы будем более настойчивы в духовной жизни, более настойчивы в молитве и будем стоять в вере, несмотря ни на что, даже если нам кажется, что Господь молчит в ответ на наши просьбы и молитвы. Именно этому учит нас этот образ язычницы, обратившейся ко Христу за помощью:быть стойкимив своей вере, в своей верности Христу, несмотря ни на что, даже если нам Его Промысл в отношении нас кажется жестоким. Будем же верны Христу.
Аминь!

Проповеди

shlenov16.09.2018
Неделя 16-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии мы свами слышали притчу Спасителя о талантах. Был один господин, который собрался в далекую страну и оставляет своим слугам деньги для того, чтобы они их приумножили. Одному он дает пять, другому два, третьему один талант. Талант в те далекие времена был денежной мерой. И вот, господин приезжает домой, и тот, кому он оставил пять талантов, возвращает ему десять, тот, кому дал два – возвращает четыре, а тот, которому оставил один, приходит к нему со словами: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф.25, 24).

По притче, этот испугавшийся человек, был подвержен суровому наказанию, его вверглив тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов. Те, кто ходит давно в храм, знают толкование этой притчи, но мы попробуем подумать над ней еще раз. Конечно же, неспроста, те дарования, которые имеются у людей, называются талантами, а это идет именно с тех пор, с этой евангельской притчи. Естественно, у нас есть задача преобразить этот мир, раскрыть те дары Божии, которые нам даны. Нам необходимо раскрыть свои дары даже не ради себя, а ради окружающих нас ближних.

Доброделание ради ближних, вот для чего нам нужны наши таланты. Конечно, это все так, но есть еще один момент, о котором нам следует подумать. Эти самые дары Божии или возможности, которые у нас есть, надо еще посвятить им самих себя на преображение нашей души, на то, чтобы в нашем сердце воссияла христианская любовь, а для этого нужно усилие. Без работы, без труда над собой никакие таланты не преумножатся в нас, ни во нашей внешней деятельности, ни внутри себя.

Мы очень много знаем, мы научились красиво рассуждать о нашей вере, о православии, о христианстве, мы знаем историю, мы в беседах обо всем этом проводим много времени, мы можем много читать, но как доходит дело до усилий – тут мы часто останавливаемся.

И получается – в беседах мы услаждаемся в разговорах со своими близкимии друзьями, читаем книги и тоже получаем удовольствие, приобретая знания. Но вот как применить это наше знание, как сделать усилие, о котором говорится в сегодняшней притче? Ведь это зависит только от нас. Без нашего усилия, без нашего делания никогда не преумножатся наши таланты. Мы можем молиться Господу, чтобы Он дал нам то или другое, но если мы с вами не возьмемся до кровавого пота что-то делать, ничего у нас не получится.

Конечно, здесь необходима молитва к Господу, ведь Он сказал: « ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15, 5). Он так устроил нашу жизнь, чтобы деятельность человека была в соответствии с его творчеством. Господь в этом мире живет Своим Промыслом, Он участвует в жизни этого мира и в жизни каждого отдельного человека.

И Он ждет от этого человека умножения таланта, который Он ему даровал. В этом смысле можно даже сказать, что наша жизнь - это сотворчество, совместное делание с Богом. И вот в этом заключается смыслхристианской жизни, чтобы вместе трудиться, умножать данные таланты, делать добро и во внешнем мире, и преображать собственную душу. Все это – с помощью Божией, все это с применением тех возможностей, которые у нас есть.

Братья и сестры, давайте делать, потому что только говоря, только рассуждая, только читая, мы так и будем с вами похожи на того человека, который не стал приумножать талант. Чтобы приумножить талант, данный Богом, нужен великий труд, труд с помощью Божией.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »