Протоиерей Олег Шленов28.03.2021
Неделя 2-я Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами слышали на Литургии Евангелие, в котором рассказывалось о том, как Господь простил и исцелил расслабленного. Это событие произошло в Капернауме. Господь был в одном из домов, в котором было столько много желающих Его услышать, что с наружи было даже невозможно зайти. Был один расслабленный, у него были друзья, которые слышали о Христе, и они принесли его на одре для исцеления. Но они не могли никак пройти в этот дом – народу было очень много. Тогда они влезли на крышу дома, и спустили расслабленного на верёвках, что бы Христос увидел его. И вот здесь Господь произносит слова, как говорит Евангелие: «Видя веру их, – то есть тех людей, которые принесли расслабленного – прощаются тебе грехи твои – обращается Он к болящему». И как говорит Евангелие, видя помышления тех людей, которые находились рядом, в удостоверение своей силы прощать на земле грехи, Он обращается опять же к расслабленному: «Тебе говорю – возьми одр твой и иди в дом твой». Расслабленный встал, и все прославили Бога.

Прощение грехов – это одна из центральных тем подвига Великого поста. И нам надо понимать, что Господь наш милостивый, – Господь, Который любит нас до такой степени, что жизнь Свою отдал за нас, прощает нам все согрешения, которые у нас случаются в нашей жизни. Нам надо понимать, насколько милосерден и близок нам наш Отец Небесный. Он заповедовал нам прощать каждого седмижды семьдесят раз в день, Он молился о прощении грехов тех людей, которые Его распинали, Он простил разбойника, совершившего очень много злодеяний в своей жизни – разбойник даже и не просил этого – он просто обратился: «Помяни меня Господи в Твоем Царствии», – и получил прощение всех своих согрешений. Вот так же и нам Господь прощает то, в чём мы оступились в нашей жизни.

Но иногда бывает так, что мы сами себе не можем простить, и нас тревожит совесть, и душа не даёт покоя от того, что мы в жизни нашей совершили. Вот, допустим, простой пример: бывает у каждого из нас проявление вспышки гнева в нашей жизни. И допустим, мы излили этот гнев на какое-нибудь невинное дитя, которое было совершенно не виновато в этом. И прошло время, и мы осознаем, и мучаемся от того, что мы совершили. И как бы хорошо было, что бы совесть наша была чиста, что бы очистить её в преддверии Великого праздника – встречи Воскресшего Господа. И есть только один путь – путь борьбы с грехом в нашем сердце. Другими способами мы никогда не утешим нашу душу.

Я видел людей, которые совершили грех, и долгие годы ходят и говорят об этом на исповеди, но всё равно душа не спокойна. Всё равно мечется человек и не дает ему покоя то, что он совершил когда-то. И наверное, если у нас случается какое-то падение, если мы видим наши грехи, – нам надо попытаться осознать, где мы оступились, в чем мы были не правы, каким образом это можно всё предотвратить, – здесь очень полезно будет почитать Святых Отцов о борьбе с той или иной страстью, которая нас мучает. Важно самим понять, каким образом можно победить в самом себе этот грех.

И возвращаясь опять к тому же самому гневу, к раздражению, – ведь мы можем подумать, как в следующий раз не допустить этого. Как остаться спокойным, хотя внутри нас может бушевать буря. Каким образом сделать так, что бы никогда не повторялось то, что так мучает нашу душу. С Божьей помощью возможно всё. И святые говорят, что нам своими силами победить грех не возможно. Только Господь нам может помочь. Но что от нас требуется – это борьба с этим грехом, это осознание своего греха. Это поиск пути, по которому мы можем победить грехи и страсти в нашей жизни. И представьте себе – если жизнь наша будет течь спокойно, чисто, честно – какой радостью будет исполняться сердце наше, как спокойна будет наша душа, как радостно нам будет жить и ходить в Храм, и встречать Господа, и Причащаться, и общаться с Ним – воистину это Царствие Небесное на земле.

Аминь. С праздником вас!

Отец Сергий Жиров28.03.2021
Неделя 2-я Великого поста

С Воскресным днем и с окончанием второй седмицы Великого поста!
А причастников ещё и с принятием Святых Животворящих Тайн Христовых Тела и Крови.

Мы в сегодняшнем Евангельском чтении с вами слышали повествование о исцелении Господом расслабленного. Прежде чем исцелить его, Господь отпускает ему грехи: «Чадо, прощаются тебе грехи твои, встань, возьми одр твой и иди в дом твой». Этим самым Господь напоминает нам и учит нас, что причиной многих наших бед и болезней являются наши грехи, а по сему, надо всегда убирать прежде причину, и тогда исчезнет само следствие.

Грех это сеть, которой дьявол завлекает, окутывает, которой дьявол пленит человека в свою волю. «Кто грешит, – говорит Апостол Иоанн Богослов, – тот от дьявола, ибо сначала дьявол согрешил». Этим средством он завладел первым человеком, а затем и пленил всё человечество, окутал сетями греха всё человечество. Он держал народ человеческий в узах греха до того времени, пока решитель всех грехов, Господь наш Иисус Христос, не разрушил эти сети дьявольские своей Крестной смертью и не указал всякому желающему спасения путь к покаянию.

Господь одержал великую победу - освободил человека от власти дьявола, даровал нам великую радость! Но человек после великой этой победы Божией снова и снова добровольно, уже сам, заходит в дьявольские сети, обольщаясь горькой сладостью греха.

Может ли птица, попавшая в сеть, освободиться от нее пока сеть не разорвется? Она вся во власти ловца, она будет там биться, кричать, но она уже не свободна. Тоже самое можно сказать и о душе человеческой: можем ли мы с вами освободиться от власти дьявола пока в душе нашей грех, пока мы в сетяхвражеских? Одно единственное средство здесь ко спасению, – это прибегнуть к Таинству покаяния - разрушить узы греха искренним обращением к Богу.

Грех – это стена, разделяющая человека с Богом. И эту высоту и крепость этой стены Господь разрушил Крестом своей смерти, даровал человеку свободу.

Но далее человек, опять же, по своей свободе, созидает эту стену, лишая себя света и Богопознания.

И здесь опять, – как освободиться от этого бедствия греха – это искреннее обращение к Богу через покаяние и через принятие Святых Тайн Христовых.

«Если мы с вами, – говорит Апостол Иоанн Богослов, – исповедуем грехи свои, то Он будучи верен и праведен, простит нам грехи и очистит человека от всякие скверны». Само собой разумеется, что покаяние должно быть искренним, твердым и совершенным. Исповедовать грехи свои, в тоже время не иметь твердого решения оставить путь греха, – это все равно тоже самое, что говорить: Богу я знаю Твои заповеди, я знаю Твой закон, осознаю себя грешником, но не хочу оставить путь греха, хочу остаться в сетях дьявола.

Господь наш Иисус Христос премилосерднейший - Он очищает всякого грешника, омытого слезами покаяния.

Кровь Христова - Она только тогда будет для человека спасительной, если мы с вами приходим на исповедь не говорить о правосудии Божием, а просить у Бога пощады, милости и спасения.

И к сожалению нашему, братья и сестры, надо отметить такой момент в нашей жизни, – все мы здесь с вами присутствуем, христиане, но, - начался пост. И многие-многие приходят в Храм единственный один раз, - в Великий пост, чтобы покаяться во грехах своих, а как раз–то этих грехов мы и не знаем.

Грехи видятся и открываются нам только тогда, когда человек начинает жить церковной жизнью. И первым свидетельством того, что человек действительно хочет спасения своей души, наследовать Царствие Небесное, он начинает регулярно посещать Храм Божий и устроять свою жизнь так, как учит нас Святая Православная Церковь.

А единожды в год прийти в Храм Божий - это для христианина неприемлемо.

Мы с вами многие знаем канонические правила Церкви, что если христианин подряд три воскресных дня без уважительной причины не посещает Богослужения, – он отлучается от Причащения, он наказуется. А мы единожды в год приходим, и стоим – не знаем никаких грехов.

Надо жить соответствуещей жизнью, тогда Господь откроет нам эти ведения наших грехов и плача о них.

Будем молиться Богу, чтобы Господь даровал нам это ведение наших грехов: «Господи! Яви нам милость Твою! Открой нам грехи, чтобы мы в них покаялись, освободились, Твоей милости, и опять же, Твоим безконечным человеколюбием наследовали Царство Небесное!

С праздником вас, с Воскресным днем!

Иерей Сергий Гурдяев18.03.2021
Четверг 1-й седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Сегодня четверг первой недели Великого поста и сегодня мы завершили чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, к которому вновь обратимся уже во второй половине Четыредесятницы.

Перед нашим духовным взором прошла вся Священная история: от грехопадения Адама до Боговоплощения, Крестных страданий, Воскресения и даже Страшного суда.

Мы вновь внимали тому, как прп. Андрей сокрушается о своей душе, и сравнивает ее преступления с грехами людей, живших до него, людей Библии. Наверняка, сам прп. Андрей не совершал подобных грехов, как и не совершали их большинство из нас, стоящих теперь в храме. Мы не совершали убийства своего брата подобно Каину, не были гонителями целых народов подобно древнему фараону, не покланялись Ваалу как цари Манассия и Ахав. Но почему же прп. Андрей сравнивает грехи своей души с этими, казалось бы, не в пример, бо́льшими падениями праотцев и призывает нас разделить с ним это переживание? Какими мерками мы можем измерить глубину падения или величину совершенного греха?

Рассуждая над этим, можем предположить, что почти всегда имеет значение не величина греха, а тот факт, что раз за разом, попадая в ситуацию выбора, мы выбираем грех.

Если попытаться насколько возможно просто определить, что значит согрешить, то самым простым объяснением будет сознательный выбор между Богом и Его противником. Когда мы совершаем грех, то всякий раз вполне свободно мы становимся на сторону противника нашего спасения.   И если подойти к своим грехам, пусть даже не столь кровавым и масштабным, о которых мы слышали в каноне, с такой точки зрения, то весь смысл оказывается не в тяжести поступка, а именно в сознательном уходе от Бога.

Поэтому и грех первых людей, которые сознательно выбрали вкусить запрещенный плод, мало чем отличается от наших грехов, от грехов нас, людей, живущих ныне. Ведь мы тоже выбираем сотворить волю свою вместо воли Божией.

Но, казалось бы, если мы уходим на страну далече подобно блудному сыну, но возвращаемся, то о чем же сокрушаться? Ведь мы всегда помним, куда нужно идти обратно и знаем, что Отец нас всегда ждет. Мы возвращаемся с той богопротивной стороны, но возвращаемся уже совсем не такими, какими мы туда уходили. С той стороны невозможно вернуться прежним. Нельзя пойти на сторону противника и не быть израненым, запачканным предательством. И дело не в том, что Бог после этого не желает с нами общаться. Дело в том, что мы, чувствуя себя изменниками, не достойными прежней любви, уже не можем с Ним общаться по-прежнему. Это мы, подобно Еве скрываемся в саду своей совести от взора Творца. Слыша звук его голоса, прикрываемся листьями, ощущая стыд, от собственной наготы. Это мы подобно Адаму в безумстве своего греха не можем простить никого, иногда даже Самого Бога, говоря: виноват Ты, давший мне жену, которая соблазнила меня.

Но, видя эту глубину падения людей, живших прежде, и примеряя ее к собственной душе, мы видим также и покаяние, возвращение тех людей к Богу. Мы видим пример веры Авраама, Ноя, мытаря Закхея, о котором повествует евангелист. Видим, как ушедшие возвращаются и ищут примирения с Небесным Отцом. И мы видим, как тяжело дается им это возвращение, какие испытания и борьба встречаются на обратном пути. Видим, как Авраам, доверяя Богу идет на гору, для того чтобы в жертву принести собственного сына. Можно только предположить, что он чувствует и как тяжело ему дается каждый шаг на эту гору. Видим, как кается Давид и пишет строки покаянного псалма «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей…». Этими словами до ныне мы пользуемся и восхищаемся ими. Видим ревность пророка Илии.

Все это приводится нам в пример, чтобы мы поняли: обратная дорога, хотя она и тяжелая, а иногда совершенно невыносимая, но она есть. Господь хочет помириться с нами, он нас прощает. Он хочет, чтобы мы не скрывались от Него подобно древним людям в Раю. Он хочет, чтобы мы остановились в этом бесконечном беге от Него, оглянулись и снова вернулись к Нему.

Аминь.

Отец Сергий Жиров21.03.2021
Неделя 1-я Великого поста
Торжество Православия

Всех вас, братья и сестры, поздравляем и с Воскресным днём, и с праздником Торжества Православия!

В IX веке был установлен праздник, и с того времени Святая Церковь ежегодно первое Воскресенье Великого поста торжествует и чествует Святые иконы. Претерпев столь длительные гонения, – более 300 лет было гонение на Святые иконы, – этот день и называется Торжеством Православия.

Нужны ли нам с вами иконы в нашей жизни, или мы без них можем и духом, и умом, и сердцем устремляться к небу, к Богу? Если в нашей обыденной, повседневной жизни нам необходимо напоминать о наших обязанностях, о наших трудах, то тем более в духовной нашей жизни это напоминание нам необходимо. Необходимо молитвенное предстательство за нас Святых Угодников Божиих. При нашей повседневной суете, занятости, черствости, – эти напоминания о жизни Святых людей нам крайне необходимы.

Наверное каждый из нас в своей жизни несколько раз, а может быть и много раз убеждался, что даже один взгляд на икону останавливает нас от греха, от преступлений, от отступлений заповедей Божьих; на Святые иконы, на них, – как Святые Лики изображены Святые Угодники Божии, – наши ходатаи, предстатели, молитвенники за нас грешных перед Богом.

Мы с вами рассматриваем картину, – ведь мало обращаем внимание на то, на чем написана картина, – нас интересует содержание картины. Также, пишем или читаем, – нас мало интересует бумага. Также отношение к иконам. Когда мы взираем на икону, – мы не обращаем внимание на то, на чем эта икона написана, – нам с вами дорог Святый Угодник Божий, написанный на этой иконе, и мы устремляем к нему нашу молитву. Ему, – предстателю нашему перед Богом. И просим его, чтобы помог нам в тех или иных проблемах нашей жизни. И прежде всего, мы должны просить Святых Угодников Божьих, чтобы они помогали нам жить по христиански - делу спасения души.

Сколько всевозможных чудес мы с вами знаем, являемых роду человеческому от икон.
Особенно от икон Божией Матери. Нет ни одной иконы Божией Матери, которая бы не была чудотворной. Все они чудотворны. Зная это, будем прославлять Бога дивно во Святых Своих и Пресвятую Богородицу, Святых Угодников Божиих за Их молитвы, за Их милость к нам с вами грешным. Прославлять и просить Их, чтобы Они помогали нам жить по христиански, побеждать все препятствия на пути в Царство Божие.

Сами мы с вами такие немощные, слабы в борьбе со грехами, но с помощью Божией, с помощью доброй воли, с помощью Святых Угодников Божиих, мы с вами преодолеем всякие препятствия на пути в Царство Небесное, чтобы достигнуть Его вместе со Святыми, быв прославляемого от Бога.
Будем прославлять и Бога, и наслаждаться неизреченных красот в Царстве Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

С праздником вас, друзья!

Иерей Сергий Гурдяев17.03.2021
Среда 1-й седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Подошел к концу третий день Великого поста - дороги, которая ведет нас каждый год к самим себе. Это странствие через молитвенный труд, через отказ от раздражающих душу и плоть вещей, - призвано привести нас в другое - лучшее духовное состояние.

Мы вновь пытаемся увидеть историю собственной души через древнюю духовную историю всего человечества. Ничего не ново на земле, и всё, что сделал я плохого, делали и прежде меня. Каждый из нас пройдет жизнь тем же путем, которым шли люди, о которых слышим в эти дни в стихах Великого канона преподобного Андрея Критского.

Для чего мы из года в год напоминаем себе о тех историях и людях, со времени которых минули уже тысячелетия? Мы вроде бы живем в совершенно иных условиях, в другом обществе. У нас другие заботы и проблемы. У нас иной быт, другая еда, техника. Но тем не менее, почему, вслушиваясь в эти слова, мы чувствуем, что это написано и о нас тоже?

Пожалуй, потому, что несмотря на внешние перемены мира, порой очевидно в лучшую сторону, человек остается тем же. Общественный прогресс не делает лучше отдельного человека. Достижения общества не способны сделать кого-то более праведным, святым, приближенным к Богу.

Работа с душой - это работа глубоко личная. Никто не сможет проделать ее за нас. Ни общество, ни даже наша община. Каждый в эти дни должен сам заглянуть в собственную душу и увидеть то, что увидел в своей душе святой Андрей. Каждый способен понять, что мы встречаемся с той же реальностью, с которой встречались и наши праотцы, истории которых описаны в Ветхом Завете. Встречались с ними и святые Завета Нового. И вот теперь встречаемся с этой реальностью и мы, идущие тем же путем по дороге в вечность.

Великий канон помогает нам увидеть собственную нечистоту. Когда вокруг все только и твердят о том, что человек должен принимать себя таким, какой он есть, мы оказываемся в пространстве смыслов, говорящем об обратном. Мы точно такие же, как люди, грешившие до нас.

Эти люди не были плохими, они были искренними, многие из них любили Бога, хотели быть хорошими. Многие делали то, о чем мы сейчас читаем, не со зла. Грех - это несчастье человечества. Часто это несчастье - результат личного, осознанного выбора. И мы видим это несчастье во всей истории жизни людей на Земле. Но это история не только падений, но и великих духовных восстаний. А путь от падения до восстания всегда лежит через покаяние.

А покаяние - это не бесконечная скорбь или слезы от какого-то неисправимого горя. Покаяние - это радостный подвиг, готовность всё изменить, всё старое отбросить и одеться в новое, стать другим, достойным Бога, достойным ближних. Покаяние - это внутренняя весна, обновляющая и изменяющая сердца.

И вот таким внутренним обновлением пусть будет для каждого из нас этот Великий пост, к подвигу которого мы приступили.

Аминь.

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »