Проповеди

zhirov15.04.2018
Антипасха
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
Протоиерей Сергий

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю вас братья и сестры с воскресным днем и попразднством великого праздника Пасхи Господней. Первый воскресный день после Пасхи святая Церковь именует Антипасхой, что в буквальном смысле значит – вместо Пасхи. В этот день совершается торжественное богослужение, поется величание Господу Иисусу Христу.

Вчера мы с вами пели величание в этом храме и иногда эту неделю называют еще неделей новой или неделей Фоминой. Через семь дней после Своего Воскресения Господь вновь является своим ученикам ради одного своего ученика Фомы, которого не было со всеми перед этим явлением, когда ему говорили ученики, что видели Господа, но он отвечал: ««…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.21, 25). И вот Христос приходит после Своего Воскресения, когда и Фома со всеми учениками. Почему Фома не поверил апостолам, почему вместо того, чтобы получить порицание за свое неверие, он получает такую милость – Господь приходит ради него.

Об апостоле Фоме в Евангелии говорится очень мало. Так именно апостол Фома, узнав о смерти Лазаря, обращается к своим друзьям, ученикам Христа: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин.11, 16). Он так говорил потому, что знал, что повсюду иудеи ищут смерти Христа и тех, кто с Ним. И его слова «умрем с ним» - как понять? С кем он зовет умереть –с Лазарем или со Христом? Со Христом. Такие слова не часто можно услышать из уст людей, и такие слова люди не забывают и не забывает Сам Бог.

Такие же слова, что не поверю, пока не увижу, говорят очень многие люди, которые не ищут ни истины, ни Бога, ни спасения и не способны на многое ради пользы ближнего своего. Таким людям Господь не является, дабы не умножить в них богопротивление, когда они не могут защитить ничем явленные им истины. Господь явился Фоме, так как Фома, не зная о победе жизни над смертью, был готов умереть за Христа. Ведь апостол Фома решил для себя, что если не со Христом жить, то лучше умереть.

Господь является ученикам на восьмой день своего Воскресения и сразу обращается к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20, 27). На это апостол Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20, 28). На что Христос, как бы укоряя его, говорит: «Ты уверовал, потому что увидел Меня; блаженныневидевшие и уверовавшие» (Ин.21, 29). Фома был настолько обрадован Христу, что этот укор был для него ничто, он был готов на любые подвиги, на любой труд, чтобы показать и явить Христу свою любовь.

И мы из его жития знаем, что Фома, как говорит святитель Иоанн Златоуст, прежде имевший самую малую веру из всех апостолов, по благодати Божией, явился более мужественным и твердым в деле проповедования слова Божия среди языческих народов.

Апостол Фома проповедовал Евангелие в Эфиопии, Мессопотамии, Палестине , современном Ираке и даже дошел до Индии, всюду свидетельствуя людям об Истине, о явлении Бога Спасителя. В городе Мелиаполе он своей проповедью обратил ко Христу жену и дочь правителя этого города, за что был посажен в темницу, и претерпел все возможные страдания и мучения за Христа и, наконец, он был исколот копьями, приняв за Христа мученическую кончину.

Мы с вами, братья и сестры, можем тоже достигнуть блаженства в Боге, если не видя Его, будем иметь веру в Него, если вопрос веры и не веры, будет для нас вопросом жизни и смерти. В том то и состоит блаженство, чтобы встретить Господа, не как свидетельства от кого-то, что Он есть, а как величайшего нашего Друга, о Котором истомилась наша душа. Так апостол Фома увидел Господа Воскресшего и свою веру подтвердил всей своей жизнью,следуя за Христом. Блаженны будем и мы, если, не видев Христа, будем верить в Него с надеждой обретения вечной жизни с Ним. я нас.
Аминь!
Христос воскрес!

Проповеди

shlenov15.04.2018
Антипасха
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, какие яркие и живые образы встают перед нами, когда мы читаем Евангелие, в котором говорится о Воскресении Христовом.

Вот, мы видим Марию Магдалину, которая идет ко гробу, которая видит Христа и не узнает Его. Только после обращения к ней: «Мария!», она вдруг понимает все и отвечает сразу: «Учитель!» (Ин.20, 16). Вот мы видим Петра и Иоанна, которые по слову Марии, идут ко гробу и не находят ничего. Но как пишет апостол Иоанн сам о себе: «Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал» (Ин.20, 8).

Вот мы видим двух путников, которые идут из Иерусалима в Эммаус и Христос, приблизившись, идет вместе с ними. Между ними возникает разговор, но они не узнают Его до той поры, пока Он не преломил хлеб. Как только Он сделал это, они перестали Его видеть и потом они говорят между собою, восклицая: «…не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк.24, 32).

И вот сегодняшнее явление Христа, которое мы вспоминаем - явление ученикам вместе с апостолом Фомою, который прежде не верил свидетельствам учеников о явлении им Воскресшего Христа. До этого, восемь дней назад, апостол Фома говорил: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.21, 25). И, вдруг, является Христос. Фоме уже не нужно прикладываться к Его ранам, и не нужно влагать руку в Его ребра, увидев Христа, он только восклицает: «Господь мой и Бог мой!».

Иисус, обращаясь к Нему, произносит слова: «Ты уверовал, потому что увидел Меня; блаженныневидевшиеи уверовавшие» (Ин.21, 29).

И вот мы сегодня собрались в храме, собрались те, о которых Христос говорил: «Блаженны не видевшие, но уверовшие».

Действительно, мы поверили свидетельству Его учеников, свидетельству о Его Воскресении, потому что вера в Воскресение Христа – центр христианства, без Него весь дом рушится, это то во что мы твердо верим.

Не даром Пасха является нашим главным праздником, праздников праздник, праздником –радостным, удостоверяющим нас, что мы находимся на верном пути.

Hо не надо забывать слова Христа, которые Он сказал своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…» (н.15, 16).

Будем это помнить, будем помнить, что вера – это дар Божий. Не мы когда-то выбрали, что пойдем за Христом, но Господь нас избрал идти вместе с Ним. Это одновременно радостно, но и ответственно. Радостно, потому что мы в числе избранных, радостно потому, что Господь призрел на наше сердце и на нашу душу.

Ответственно же потому, что нам нужно быть тем самым светильником, который светит во тьме и через который люди находят верную дорогу в Царствие Небесное: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5, 16). Христос Воскресе!
Аминь!

Проповеди

shlenov01.04.2018
Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье)
Вход Господень в Иерусалим

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы здесь собрались с вами для того, чтобы встретить Христа, грядущего в Иерусалим на вольную страсть. Также как и две тысячи лет назад собрались люди, которые видели Его въезд в Иерусалим, но уже своими глазами. Под ноги Его ослика, на котором Он восседал, постилали одежду, а те, кто не имели что снять с себя, резали ветви с пальмовых деревьев.

<>Мы сегодня все собрались и радуемся, и празднуем, и вспоминаем это событие, когда Господа Иисуса Христа встречали, как царя, но мы знаем, что пройдет немного времени, буквально четыре дня, и Христа возьмут под стражу, и многие, кто кричал: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!», будут кричать: «Распни его!».<

Почему так произошло и что случилось с людьми, откуда такая страшная двусмысленность. Понять это можно, только читая Евангелие от Иоанна, в котором описывается воскрешение Лазаря Иисусом Христом и быстрое распространение о таком чуде среди иудеев, спешивших на Пасху в Иерусалим. Люди встречали так радостно Христа потому, что слышали о чуде, которое он сотворил с умершим Лазарем, воскресив его из мертвых. Встречающие Его люди надеялись, что Мессия вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и величии.

Мы знаем, что Христос пришел совсем не как политический вождь. Народ хотел равенства, справедливости сейчас, в данный период времени, но нет, ради другого приходил Христос. Еврейский народ посчитал себя обманутым, и потому так рьяно кричал позже Пилату: «Распни Его, распни!»

Сам Иисус учил: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царство Божие, отвечал им: не придет Царство Божие приметным образом и не скажут: «вот оно здесь», или «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:20-21). Вот это понятие – «Царствие Божие внутрь вас есть» многие не понимают даже сегодня.

Мы Царство Божие, Царство Небесное ищем где угодно, и за гробом его ожидаем, и во внешней жизни хотим улучшений, и делаем ту же ошибку, что иудеи, которые ждали царства внешнего, а Христос пришел, чтобы подарить нам Царство - внутри нас. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин однажды сказал: «…если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13). Тогда человек, который пребывает в унынии, печали, зависти - уже сейчас живет в аду, мучимый своими страстями.

Святитель Иоанн Златоуст еще проще объясняет: «Найди дверь внутренней горницы души твоей, и ты увидишь, что это дверь в Царство Небесное»

Как часто, во всех бедах, мы виним внешние обстоятельства, все что угодно может быть причиной нашей недоброй жизни, но только не то, что внутри нас. На самом деле, можно внимательно взглянуть во внутрь себя и именно там все обнаружится. Если кто-то внутренне пребывал в мире и покое, то, наверное, помнит, как гнев или осуждение разрушали этот покой. Живешь, вроде бы, мирно, но вдруг какие-то обстоятельства выводят из себя и все, покой уже потерян, и вот он - настоящий грех, вот оно - предательство Царства Небесного, когда мы своими грехами и страстями изживаем его из себя.

И в этом свете становятся понятными слова Господа: « Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им … ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто, не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Мк. 10, 13 - 15 ).

Христос не призывает нас жить, как дети, а призывает вспомнить детство, то счастливое время, когда мы были маленькими, и какая радость, какое счастье и покой были внутри нас. И вот, постепенно, с течением времени, взрослея, мы больше и больше теряем это мирное устроение внутри себя, все больше погружаемся в стихии мира с его заботами, забывая о даре детства, которое нам дано от Господа.

Поэтому Христос призывает нас вернуться к этому состоянию беззлобия внутри себя, ведь все дело в том, что нужно смотреть не во вне, а внутрь себя.

Будем помнить об этом, братья и сестры, так как Царствие Божие не где-то далеко за гробом, оно не будет наградой за то, что мы сделаем в этой жизни, нет, оно наступает внутри нас и наступает здесь, в земной жизни, когда мы живем праведно, и когда Господь дает нам Свою благодать и Свой мир в души наши.
Аминь!

Проповеди

shlenov07.04.2018
Великая Суббота

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Сегодня, на богослужении Великой субботы, мы слышали песнопение, которое исполнялось вместо Херувимской песни: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным».

И вот этими словами должно определяться сегодня наше с вами состояние: тишина и покой. Это то, что прилично в сегодняшний день. Если у кого-то в доме когда-то находился покойник, то, наверное, вы должны помнить, как тихо все разговаривают вокруг. Любые слова кажутся в сей день неуместными, потому что здесь совершается тихое таинство – смерть.

Сейчас же, в середине нашего храма, лежит Тело Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел в этот мир, чтобы спасти свое творение и дать нам жизнь вечную вместе с Собою в Царствии Небесном.

Какими же лишними кажутся любые действия, всякая суета рядом с Его Телом, в день Его смерти. Давайте же сегодня проведем этот день в тишине и покое. В покое в нашей душе, прежде всего, и этот покой ничто не должно нарушать. Может быть, в этот день, и будут какие-то искушения, какая-то суета, но давайте попытаемся сохранить эту тишину в нашей душе, потому что только с этим состоянием мы можем достойно и радостно встретить светлой праздник Христова Воскресения.

Если же мы этот день проведем в суете, в наведении порядка, в приготовлении праздничной пищи, в еще каких-то мирских делах, то это все затмит, пожалуй, самое главное для нас сегодня – это наше участие в страстях Христовых, в Его погребении, в приходе вместе с женами-мироносицами к Нему на гроб, и, вдруг – славное чудо – Его Воскресение!

То Воскресение Христово, которое перевернуло весь мир! То Воскресение, которое перевернуло и нашу с вами душу, и сделало нас людьми верующими.

Так будем верны сегодняшнему событию, тому, что совершилось в Великую Субботу. В чистоте, в покое и тишине встретим самый главный праздник всей нашей жизни – Воскресение Христово.

Проповеди

shlenov18.03.2018
Неделя 4-я Великого поста
Прп.Иоанна Лествичника

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее воскресение Великого поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. И это -совсем не случайно, дело в том, что его труд, «Лествица» или скрижали духовные, является книгой, которую должен знать каждый человек, вступивший на путь спасения, на путь в Царство Небесное.

В начале своей книги святой Иоанн обращается к каждому, кто желает отречься от этого мира: «Покусившимся с телом взойти на небо, поистине потребны крайнее понуждение и непрестанные скорби, особенно в самом начале отречения, доколе сластолюбивый наш нрав и бесчувственное сердце истинным плачем не претворятся в боголюбие и чистоту». Конечно, мы можем подумать о том, что эта книга предназначена для монашествующих, и действительно, обращался преподобный Иоанн к тем, кто жил в его монастыре. Но все здесь гораздо глубже, и каждый, кто хочет стать христианином, он уже отрекается от этого мира и, даже более того, сам мир отрекается от такого человека.

Есть один рассказ, когда к одному старцу обратился человек, который стал монахом:
— Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира?
— Не беспокойся, — отвечал старец, — если твоя жизнь действительно будет христианской, мир немедленно сам от тебя отречется.

Ведь действительно, все, что в мире, по слову святого Евангелиста Иоанна Богослова, недостойно нашей любви: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1 Ин. 2, 15).

Значит, слова святого Иоанна Лествичника ко всем отрекающимся от мира, обращены к каждому из нас, к душе и сердцу каждого человека.

Далее преп. Иоанн Лествичник говорит о борьбе со страстями и этому посвящена практически вся его книга. Весь его труд представляет пересказ опытного проживания всего сказанного - им самим. Может быть, его советы покажутся чрезмерно строгими, сложными для исполнения и может даже недоступными для нас, так как себя мы относим к простым смертным.

Но, давайте вспомним сегодняшнее Евангелие, которое читалось на Литургии: «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (мк.9, 21-24)..

Вера – основание, фундамент всей нашей жизни. И именно она должна двигать нашей жизнью, потому, что если есть вера, если есть доверие к Богу, то есть и любовь к Нему, стремление к Нему здесь, на земле. Тогда не может быть никаких преград на пути к Нему.

В истории Церкви много примеров, показывающих, что не обязательно уходить в монастырь для того, чтобы бороться со своими страстями.

Бороться с ними надо здесь и сейчас, и мы можем достичь успехов в этом деле, если только у нас будет главная цель - быть со Христом. В Евангелии говорится об этом на примере купца, который нашел такую жемчужину, что ради нее продает целое состояние, только бы она была у него. Под этой жемчужиной Евангелие, конечно же, разумеет Царствие Небесное, при условии, что будет это царство в центре нашей жизни, будет наиважнейшим для нас. Будет так в нашей жизни, и ничего невозможного не будет для нас.

Начните читать книгу «Лествица» прп. Иоанна Лествичника, и поймете, как она нам полезна, так как в книге буквально все шаги в борьбе со страстями разложены по полочкам.

Если у нас порой не хватает сил что-то исполнить, потому что не все могут стать сильными духом, то в этой книге всегда мы можем найти для себя какой-то совет, всегда найдутся несколько строчек, которые подойдут только нам, и окажутся для нас столь полезными, что, что-то начнет меняться и в нашей жизни и в жизни вокруг нас. Эту книгу нужно читать не только постом, она - для нашего постоянного чтения. И если кто ее еще не прочитал, то, я думаю, она будет очень полезной для всех, как личный опыт—бесценный опыт святого человека для нашей борьбы со страстями, на пути нашего спасения.
Аминь!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »