Проповеди

shlenov17.05.2018
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии, при чтении Евангелия, мы с вами слышали молитву Господа Иисуса Христа, уже после Воскресения, в которой Он обращался к своему Отцу Небесному. И в этой молитве прозвучали слова: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира… Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть… Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин.17, 6-9).

Удивительное дело, ведь, казалось бы, что Господь любит всех, и Он говорил: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5, 45).

Нет разделения среди людей, но вот - особую молитву перед Своим страданием Христос возносит к СвоемуОтцу: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня, так и Я послал их в мир…Не о них же только молю, но и о всех верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» Ин.17, 15-21). Так Господь говорит о тех, кто потом станет Его Церковью.

Действительно, в древней Церкви, мы можем увидеть исполнение этих слов Христа, когда апостолы шли на проповедь и создавали общины христиан в местах своего проповедования. Слова Христа о том, что, кто не родится от воды и Духа Святого, тот не может войти в Царствие Небесное, как огнем обжигали тех, кто их слышал.

Принятие Таинства Крещения в Церкви означает и тогда, и сейчас, отказ от старой жизни, смерть в старой жизни и рождение в жизни новой, рождение в ту жизнь, где царствует Христос, в ту жизнь, где Его ученики едины с Ним.Если новая жизнь, то для этой жизни нужна и новая пища, и опять вспоминаем слова Христа: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 48-54).

Так Евхаристия сделалась насущной для каждого христианина, и, собирались все вместе, и вкушали Тела и Крови Христовой. И если можно выделить основное состояние членов Церкви в те годы, то это будет - единство.Этим самым единством всех со Христом и друг с другом преодолевалась причина всех разделений.

Язычники даже говорили с изумлением про первых христиан: «Посмотрите, как они любят друг друга». Именно любовью победило христианство языческий мир.

Те общины, которые существовали тогда, можно было назвать семьей, и даже наверно больше чем семья, потому что это было единство, основанное на Духе.

Если мы посмотрим на жизнь нашей сегодняшней Церкви, то увидим, что мало что осталось в нас от этого Духа. Христиане много потеряли с течением времени, так у нас нет осознания смысла Таинства Крещения, у нас нет осознания глубины Таинсва Евхаристии. Нет ощущения необходимости Причащения Тела и Крови Христовых как спасительной пищи для нас. Каждый из нас сам решает, когда ему нужно причаститься, не обращая внимания на других, но так не было в древней Церкви. Тогда не было такого, чтобы кто-то мог прийти на собрание, и остаться не причащённым. Это отдаляло человека от всех остальных и нарушало единство, и поэтому можно сказать, что разделение вошло в нашу жизнь, хотя вроде обряд остается тем же самым, но суть уходит от нас.

Попытаемся осознать это, братья и сестры, ведь нам заповедано единство в нашей вере и только наше собственное «я» является тем препятствием, которое не дает осуществиться молитве Христа Спасителя перед Своим Отцом. Попытаемся осознать, что мы призваны к новой жизни, как поясняется святымКиприаном Карфагенским: «ядущий от хлеба Его жив будет во веки, то этим показывает, что живут те, которые прикасаются Его Телу и по праву приобщения принимают Евхаристию».

Как наполнена была бы наша жизнь, если нам всем причащаться вместе, в едином порыве.Тогда, может быть, мы стали бы той самой семьей, в которой внешний мир сможет приобщиться нам, ведь приобщился же древний мир к христианству, и христианство преобразило его любовью, которая была между христианами.

Быть, верующим в Него, в любви и в радости, об этом просил Христос Своего Отца, и этим была преисполнена первая Церковь, что, к сожалению, так мало имеется в нас сейчас. Давайте помнить об этом, и давайте стремиться к тому, чтобы нам стать семьей и стать едиными, и чтобы мы стали Церковью, о которой сказал Господь: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада неодолеют ее» (Мф.16, 18).
Аминь!

Проповеди

shlenov17.05.2018
Седмица 6-я по Пасхе
Вознесение Господне

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня вновь мы являемся свидетелями Евангельской истории, которая говорит нам о самом важном событии, произшедшим после Воскресения Христова, а именно, о Вознесении Господнем. Конечно, все праздники радостные, но, пожалуй,ни в каком другом богослужении не говорится столькоо радости, как на этот праздник: «Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя. Готово сердце мое Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей» (Прокимен, глас 7).

Святой евангелист Лука говорит нам: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью» (Лк.24, 50-52).

Нам трудно себе представить разлуку с такой радостью, но,Господь обещал:«И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк.24, 49).

Ученики, как видим, понимали, что Вознесение Христово - не разлука, а что Господь становится ближе всем и каждомупо Своем Вознесении. Поэтому, наша с вами вера, это вера радости, прежде всего.

С ВознесенияГоспода началась история Его Церкви, в которой были и гонения, но все же - уже двухтысячелетие христианской веры. В то же время, чем дальшеот Вознесения, тем меньше радости мы видим в сердцах христианских, все мрачнее становятся лица христиан, и это можно просмотреть по жизни человеческой. Если человек пришел к вере в возрасте, то он, как на крыльях порхает, все кажется ему легко и радостно. Но, потом начинается суета и радость, почему-то, уходит и уходит она потому, что слишком мы заботимся о земном.

Господь вознесся на Небо и открыл нам туда дорогу. Он показал нам наше настоящее отечество, не в физическом смысле, а в духовном, когда Небо для нас, как символ Божественной жизни – жизни в радости, в любви и в свете.

Но, как часто, мы забываем про это, и житейская суета сковывает нас по рукам и ногам. Как часто становятся важнымидля нас наши дела на земле, а про Вознесение мы почему-то забываем. Забываем так, что на второй план отходит то самое Небо, которое предназначено нам для вечной жизни, которое постоянно «висит у нас над головой». Постоянно, эта жизнь и земля, заботят нас гораздо больше, чем тот путь, который нам сегодня показал Христос.

Церковь всячески зовет человекавспомнить об этом, вспомнить свое истинное предназначение, вспомнить самое главное – о радости Воскресения и Вознесения Христа, о том, что именно эти события важны для нас и поэтому, так радостно душе в эти дни.

И так грустно становится нам от того, что все земное застилает душу и сердце наше. Если же сердце будет стремиться к Господу, и мы будем идти по пути к Нему той дорогой, которую Он указал,как верную, то и радость наша будет совершенна.

от, кто верит во Христа, знает, какое счастье эта вера дает душе каждого человека, и если есть у нас печаль, и если есть тоска, то это тоска по тому самому миру, Небу, к которому мы еще находимся в пути. Если посещает нас радость и счастье от нашей веры, значит, мы близко к нашему Дому.
Аминь!

Проповеди

zhirov13.05.2018
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
Протоиерей Сергий

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем. Когда однажды Господь наш Иисус Христос, беседуя с иудеями, открыл Себя равным Богу Отцу, сказал им, что Он вечен и был даже прежде Авраама, они взяли камни, дабы побить Его.Уйдя от них, Господь встречает человека, рожденного слепым, имеющего только очертания и впадины глаз.

Ученики Его, всегда следующие за Ним и видевшие Его чудеса, и слышавшие Его словеса, спрашивают Его об этом слепом человеке: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9, 2).

Две недели назад в Евангелии читалось о расслабленном, которому Иисус сказал после исцеления: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Знали ученики также и то, что по неисповедимым путям Божиим, иногда, грехи родителей переходят на детей, а посему они и спрашивают: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9, 2). «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9, 3).

«Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: пойди умойся в купальне Силоам, что значит «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин.9, 6-7).

Святитель Иоанн Златоуст пишет о том, для чего Господь сделал брение на земле: « Адам создан был из земли, Христос исцелил очи слепому брением, дабы ты знал, что Он естьТот Самый Бог, Который взял некогда персть от земли и создал человека».Христос посылает слепого в купальню Силоам умыться, дабы показать нам, что эта живительная сила принадлежит не земле, не плюновению, также повелевает идти на источник, чтобы все увидели это чудо исцеления.

Святитель Феодорит Кипрский пишет: « Придя на источник Силоам, он водою не омыл брение, сделанное Христом, но оно, чудодейственной силой Божией, превратилось в существо глаз». Родные, знакомые, соседи, увидев это выздоровление абсолютно слепого человека, удивлялись, недоумевали. Он же свидетельствовал им всем, что он тот самый человек, который родился слепым.

Его спрашивали: «Как открылись у тебя глаза?» (Ин.9, 10),. Исцеленный отвечал как это было совершено и открывает им Христа, Который это сделал. Почему и фарисеи, всегда следившие за Иисусом, прислушивающиеся к Его словам из зависти, вызвали исцеленного к себе, чтобы допросить его и уловить Христа. После простого рассказа об исцелении фарисеи говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин.9, 16). Пригласив исцеленного, уже прозревшего человека во второй раз, они сказали ему: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот – грешник». На это прозревший говорит им: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда ОН, а Он отверз мне очи…знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает…Если бы Он был не от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин.9. 31-33). После этих слов его выгнали вон.

И после этого его встречает Иисус, так как услышал, что он выгнан фарисеями и спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?», и поясняет: «…Он говорит с тобою».

Тут же исцеленный восклицает: «Верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9., 35-38).

На эти слова Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9, 39). Фарисеи сразу приняли эти слова на свой счет и упрекнули: «Неужели и мы слепы?» И в ответ слышат: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин.9, 40-41).

Сегодня в Апостольском чтении мы слышим совсем другой пример. В Филиппах, где проповедовал апостол Павел со своими учениками, одна женщина , одержимая духом прорицания, ходила за ними и кричала: «сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян.16. 17). Казалось бы, вот оно, духовное прозрение, но апостол Павел вознегодовал и сказал духу: « именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И духвышел в тот же час (Деян.16, 18).

Что такого плохого делала эта женщина под действием духа? Она призывала всех на путь спасения.Но она солгала, ибо хоть и призывала рабов Божиих возвещающих путь спасения, но сама за апостолами не ходила. Для славы Божией лучше быть изгнанным с бесчестием, как это было со слепорожденным, как было с апостолом Павлом и его спутниками,которые вверженыбыли в темницу и на время замолчали, нежели много говорить о Боге, но без должного поклонения Ему.

Слушая Апостольское, Евангельское чтение мы должны вразумляться и понимать, что мы призваны и благовествовать, но в большей мере – исполнять заповеди Божии, достойно покланяться Господу и Богу нашему Иисусу Христу. Пусть Он, Человеколюбец, Спаситель наш, по неизреченной Своей милости и благости призрит на нас, помилует нас и спасет всех нас!
Аминь!

Проповеди

shlenov13.05.2018
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры сегодня, сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали рассказо том, как Господь исцелил человека, слепого от рождения. Апостол Иоанн Богослов достаточно подробно рассказывает нам об этом. Рассказывает о том, как слепорожденный исцелился, и о том, что происходило после этого. Люди спрашивали друг у друга: «Не тот ли это, который сидел и просил милостыню? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я» (Ин.9, 8-9). Спрашивали и у самого исцеленного: «Как открылись у тебя глаза? (Ин.9, 10).Событие было столь необычно, что этого человека призвали и фарисеи. Фарисеи долго беседовали с исцеленным и одни из них говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря» (Ин.9, 16).

Дальше фарисеи оставляют его, так как на вопрос: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз очи тебе? Он сказал: это пророк» (Ин.9, 17). Фарисеи призывали и его родителей, но те, фактически, отреклись от него, сказав:«Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет» (Ин.9, 20-21).

На последующие вопросы исцеленный отвечал: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу (Ин.9, 25). Еще говорил: «…это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин.9, 30-31).

И вот, мы видим, что этого, исцеленного Христом человека,отвергает все тогдашнее общество, отвергают даже собственные родители, и он остался совсем один. Тогда его находит Иисус и спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин.9, 35). Исцеленный вопрошает: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9, 35-37).

В жизни нашей происходит очень много сложного, и бывает так, что кто-то отвержен в этом обществе. Это отвержение можно встретить даже в церкви, когда человек всеми покинут и одинок, может из-за того, что его не понимают, может из-за того, что его оставили родные, но не оставляет таких людей Господь.

Есть такой рассказ про Пимена Великого, который молился о своем собрате, монахе, воспылавшим страстью к одной женщине и оставившем свою веру. Этот монах ушел в мир, создал семью. Но Пимен продолжал молиться, и вот, слышит голос Бога: «Ты же знаешь, что он отрекся от Меня, зачем молишься за него?». Святой Пимен отвечает:

«Господи, Ты милосердный! Я знаю, что Ты его помилуешь». Тогда Господь говорит: «Твоя любовь сравнилась поистине с Моей Любовью». Это показывает всем, что не отвержен был грешник от любви и Пимена, и Самого Господа. Все отвергли этого человека, но только не Господь. И такова милующая любовь Божия, которая покрывает нас всех, которая ни одного человека не отвергает от Себя, каким бы грешным он ни был.

Важно нам это понимать. Однажды преподобный Силуан Афонский написал, что многие люди боятся своего смертного часа, бояться дать ответ на Страшном суде, но, если бы люди знали, какова любовь Божия, то поистине, не было бы отчаявшихся, потому что стоит только слово произнести покаяния, даже только в душе своей, как Господь не только прощает, но и радуется об обращении грешника. Нет такого греха на свете, который бы не простил Господь.

Нет такого преступления, после которого не возможно было бы прибегнуть к Нему. Бог есть сама Любовь. Нашим душам трудно это осознать. Мы все с вами люди немощные, грешные, занятые своей суетой, занятые больше миром этим, чем духовной жизнью. Давайте просто будем знать и помнить, что Бог нас любит, не всех вместе, а каждого лично. Будем прибегать к Нему во всех своих нуждах, делиться с ним тем, что нас волнует, тяготит. И помните, любовь Божия покрывает нас грешных, милует всегда!
Аминь!

Проповеди

shlenov06.05.2018
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Дорогие братья и сестры сегодня, на Божественной литургии, мы с вами слышали рассказ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова о том, как Господь встретился с самарянкой. В этой беседе Его с ней очень много смыслов. И чтобы говорить подробно, не хватит одной проповеди. По поводу этой беседы написаны целые книги толкований, более того, на некоторые отдельные фразы Христа обращено повышенное внимание. И, как говорит апостол Иоанн Богослов, что если писать обо всем подробно, то и всему миру не вместить написанных книг.

Хочется сказать о самом главном, что есть в этой беседе.По мере разговора со Христом, самарянка узнает, что перед ней не простой человек. Когда Христос открывает ей: «…Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе…» (Ин.4, 18), то она задает Ему вопрос, который волновал тогда в религиозной жизни всех вокруг, особенно самарян. Она говорит Ему: «Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин.4, 19-20).

Действительно, разногласия между иудеями и самарянами были именно в этом вопросе, где поклоняться Господу. Самаряне считали, что надо поклоняться на горе, которая находится на их территории, а иудеи говорили, что только в храме Господнем, что находится в Иерусалиме можно достойно поклоняться Богу.

Если посмотреть на этот спор сегодня, то мы увидим, что этот спор был только разногласием по поводу обряда. Как и что нужно сделать правильно, чтобы почтить Бога.

Господь отвечает самарянке на этот вопрос: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин.4, 21) и далее продолжает: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине…Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4, 21-24). И вот, эти слова, что надо поклоняться в духе и истине, переворачивают все прежние представления о религиозной жизни. Это действительно революция в религии, потому что раньше важным был обряд. Теперь же Господь говорит о духе и истине. Если Бог есть Дух, то от нас требуется Ему поклонение именно в духе и истине душой нашей, а не только формой обряда.

Христианская Церковь существует уже около двух тысяч лет и в ней тоже появились свои обряды. Как жалко бывает, когда становится видно, что люди скатываются вновь и вновь только к одному обряду, не думая о духе и истине. Наглядным примером такого отношения часто могут быть крестины, совершающиеся в храме.

В нашем храме Крещение совершается очень часто, и младенцев крестим и взрослых, но почему-то не наполняется храм этими новыми крещенными. Это происходит из-за того, что нет у взрослых, принявших Крещение, глубокого понимания свершившегося Таинства, нет понимания того, что происходит умирание для старой, ветхой жизни и воскрешение в жизнь новую, жизнь светлую, радостную – жизнь со Христом. И именно поэтому Крещение превращается просто в обряд, несмотря на предварительные беседы.

Если Крещение для многих просто обряд, то дух и истина уходят из этого Таинства и потому храмы не наполняются новыми крещенными людьми. В связи с этим, нам надо понимать, что все в Церкви должно наполняться смыслом, духом и истиной. Если это исповедь, то она должна наполняться истинным покаянием. Если это Божественная литургия, то это – единение и любовь с Богом и друг с другом во Христе. Если это молитва – значит это движение нашей души к Богу, потому, что молитву ведь тоже можно превратить в обряд. Когда мы произносим слова молитвы, а наш ум витает где-то далеко от их смысла. То это уже обряд.

Поэтому надо наполнять смыслом каждое наше религиозное движение, каждое Таинство, каждую молитву, исполняя при этом слова Христа о поклонении Ему в духе и истине. Через Него – наше поклонение Отцу, потому что сказано: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4, 23). Если мы призваны Им, если мы находимся здесь, то нам ни в коем случае не стоит возвращаться вновь в ветхий завет, думая, что обряд нас спасет. Нет, надовсе наполнить смыслом, наполнить движением нашей души и тогда – это будет истинное поклонение Богу в духе и истине.
Аминь! Христос Воскресе!

Вопросы священнику

 

В этом разделе, Вы можете задать любой, интересующий Вас вопрос священнику и получить ответ..

Далее »

Вопросы наркологу

 

Специалист по  зависимости ответит на Ваши вопросы, касающиеся лечения алкоголизма и наркомании ..

Далее »

Литература

 

В разделе "Литература", Вы найдете полезные ссылки и интересные статьи о православии..

Далее »